+7 (499) 928-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Банкротство ВИМ-АВИА: самолеты уйдут с молотка 2019 год

Что случилось

22 сентября в московском аэропорту Домодедово были задержаны​ десятки рейсов авиакомпании «ВИМ-Авиа» как по российским, так и по международным направлениям. В Росавиации сообщили, что эти задержки связаны с неурегулированной задолженностью авиакомпании перед топливозаправочными организациями.

По данным ведомства, проблемы у «ВИМ-Авиа» начались из-за того, что авиакомпания приобрела в лизинг дальнемагистральные Airbus А330 и Boeing 777, но не рассчитала спрос на перевозки.

25 сентября один из владельцев «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев признал, что «у авиакомпании сложилась сложная экономическая ситуация, оборотные средства закончились и финансирование заморожено». «Поскольку авиакомпания не может осуществлять полеты без дополнительного финансирования, изучаем возможности для введения внешнего антикризисного управления», — сказал он в интервью «России 24».

Компания объявила о прекращении чартерных рейсов. 26 сентября на ее сайте появилась инструкция для пассажиров, как возвратить купленные билеты.

Сколько пассажиров пострадали

По информации Росавиации, к 27 сентября за рубежом оставались около 38 тыс. клиентов авиакомпании. В «ВИМ-Авиа» называли другие данные, заявляя о 16 тыс. человек.

В Ассоциации туроператоров России (АТОР) число отдыхающих, которые могут пострадать из-за отмены чартерных рейсов авиакомпании, оценили в 100 тыс.

Что ждет пассажиров «ВИМ-Авиа»

26 сентября Росавиация провела экстренное совещание, посвященное проблеме. По информации ведомства, было «согласовано решение о выделении около 200 млн руб. из федерального бюджета следующего года для компенсации затрат авиакомпаниям, которые выполнят перевозку пассажиров на внутренних регулярных направлениях».

На встрече готовность перевозить пассажиров по билетам «ВИМ-Авиа» выразили представители семи авиакомпаний — это «Уральские авиалинии», «АйФлай», Red Wings, NordStar, «Икар», «Северный ветер» и «Якутия».

28 сентября министр транспорта Максим Соколов сообщил, что главной задачей сейчас является вывоз из-за рубежа тех клиентов «ВИМ-Авиа», отдых которых подошел к концу. Вторым в списке приоритетов он назвал выполнение регулярных рейсов на внутренних и международных линиях. Потом, по словам Соколова, можно приступить к выполнению чартерных рейсов, билеты на которые проданы, но дата вылета еще не наступила. «Последний пункт этого плана возможен только после того, как будут завершены вышеуказанные задачи», — сказал он.

В Минтрансе также сообщили​ о достигнутых договоренностях с аэропортами и российскими топливозаправочными компаниями о бесперебойном обслуживании всех рейсов «ВИМ-Авиа».

По информации РБК, туроператорам, отправившим на отдых своих клиентов с билетами «ВИМ-Авиа», придется повторно оплатить их перевозку. По оценке АТОР, дополнительные расходы на это могут превысить $10 млн.

Когда закончат перевозить пассажиров «ВИМ-Авиа»

Минтранс сообщил, что перевозка пассажиров с билетами на регулярные рейсы авиакомпании будет прекращена 16 октября. Пассажирам, которые приобрели билеты на более поздние даты, ведомство посоветовало сдать их по месту приобретения.

Что это за компания

Авиакомпания «ВИМ-Авиа», зарегистрированная на территории Татарстана, была создана в октябре 2002 года. По данным ЕГРЮЛ, учредители ООО «ВИМ-Авиа» — супруги Рашид (1%) и Светлана (99%) Мурсекаевы, которые также числятся учредителями признанного в июле 2017 года банкротом ПАО «Инвест Холдинг».

В 2016 году компания показала чистую прибыль 89 млн руб. при выручке 17,174 млрд руб. Стоимость активов по состоянию на 31 декабря 2016 года составила 10,481 млрд руб., а чистый финансовый долг — 7,007 млрд руб.

По данным Росавиации, в 2016 году «ВИМ-Авиа» перевезла 2,076 млн пассажиров, показав прирост по этому показателю на 30% и заняв девятое место в отрасли. В самой компании такой рост связывали с введением в строй новых воздушных судов. С января по август 2017 года количество перевезенных пассажиров продолжило расти по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — на 31,4%. Тем не менее компания опустилась на десятое место, пропустив вперед «Северный ветер».

Были ли проблемы у «ВИМ-Авиа» раньше

В 2016 году у компании возникли проблемы с осуществлением пассажирских перевозок: «ВИМ-Авиа» допускала массовые многочасовые задержки рейсов. В июле 2016 года Росавиация предупредила компанию о возможном внесении ограничений в сертификат эксплуатанта в связи с массовыми задержками и дала ей неделю на решение всех проблем. Пресс-секретарь перевозчика отмечала, что задержки были связаны с высоким сезоном и попыткой государственного переворота в Турции. На следующий день после вынесения предупреждения в компании заявили о стабилизации ситуации с перевозками и сообщили, что проблемы удалось решить благодаря новым самолетам.

В 2017 году компания вновь столкнулась с проблемами, когда после задержек в конце мая несколько десятков рейсов было отменено. В «ВИМ-Авиа» случившееся объяснили поздним возвратом самолетов с техобслуживания, а также сильно возросшим потоком пассажиров из-за начала сезона отпусков.

С проблемами удалось разобраться в течение трех недель: 19 июня в авиакомпании заявили, что ситуация с задержками рейсов полностью стабилизировалась и все рейсы выполняются вовремя. В Минтрансе сообщили о намерениях провести проверку в отношении авиакомпании и наказать виновных в срыве программы чартерных перевозок. Спустя сутки Приволжская транспортная прокуратура возбудила дело в отношении «ВИМ-Авиа» по факту задержки 173 рейсов, из-за которой пострадали более 30 тыс. человек.

Что ждет авиакомпанию

Первый иск о банкротстве «ВИМ-Авиа» был подан 26 сентября: в Арбитражный суд Татарстана обратился Мосстройэкономбанк в лице Агентства по страхованию вкладов (АСВ), требующий от авиаперевозчика почти 90 млн руб. Спустя два дня агентство отозвало иск из-за «социальной напряженности», заявив, что придержит его до момента, когда правительство решит вопрос о выделении государственной помощи авиакомпании.

Глава Росавиации ​Александр Нерадько заявлял, что у «ВИМ-Авиа» есть шесть банков-кредиторов, главный из них — «Зенит», а общая кредиторская задолженность составляет около 7 млрд руб. АТОР сообщила, что общий долг компании может составлять до 10 млрд руб., из которых 500 млн руб. она должна аэропорту Домодедово.

«ВИМ-Авиа» стала шестой российской авиакомпанией за последние три года, проблемы которой могут привести к ее ликвидации. За это время банкротами были признаны «Московия», «Былина», «Татарстан», «Ак Барс Аэро» и «Трансаэро», будущее еще одной — «Когалымавиа» — будет определено на заседании суда 19 октября.

Как «ВИМ-Авиа» пыталась спастись

В день, когда «ВИМ-Авиа» сообщила о невозможности продолжать деятельность по перевозке пассажиров, стало известно, что за неделю до этого компания обратилась в правительство за поддержкой. Но глава Минтранса Максим Соколов заявил, что давать господдержку компании «ВИМ-Авиа» сейчас бессмысленно.

Компания не сумела добиться помощи и на региональном уровне: в Татарстане заявили, что не намерены оказывать поддержку «ВИМ-Авиа». «Правительство Татарстана не имеет никакого отношения к авиакомпании и ее обязательствам и не планирует оказывать поддержку», — заявил руководитель пресс-службы главы Татарстана Эдуард Хайруллин.

Кто виноват

На совещании с членами правительства 27 сентября президент России Владимир Путин раскритиковал работу министра транспорта Максима Соколова и курирующего воздушный транспорт вице-премьера Аркадия Дворковича.

«Если вы выработали такие критерии, то чего они стоят? Если ничего не видно за ними, что это за критерии такие? Критериям соответствует, а работать не может», — заявил Путин на совещании с членами правительства, обращаясь к Соколову, который, по словам президента, накануне сказал ему, что «ВИМ-Авиа» полностью соответствовала всем критериям, предъявляемым к перевозчикам.

«Я объявляю вам о неполном служебном соответствии. Если справитесь с этой ситуацией быстро и эффективно, тогда мы подумаем с Дмитрием Анатольевичем, что делать с этим неполным служебным соответствием. Если не справитесь — тоже подумаем», — сказал Путин министру.

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко поручила запросить Росавиацию о причинах, по которым тысячи пассажиров «ВИМ-Авиа» застряли в аэропортах после приостановки полетов. «Росавиация должна была вмешаться еще на стадии, когда пошли сигналы о плохом финансовом положении компании, чтобы не допустить массовой продажи билетов и не допустить, чтобы наши граждане оказались в такой ситуации», — заявила она.

Что ждет руководителей компании

25 сентября Следственный комитет завел дело в отношении неназванных должностных лиц «ВИМ-Авиа» по ч. 4 ст. 159 УК России (мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере), которых заподозрили в получении 1 млн руб. за счет реализации билетов, заведомо зная, что денег на исполнение обязательств по перевозке не хватит.

Это интересно:  Правовое регулирование несостоятельности или банкротства лиц 2019 год

Вечером 27 сентября по поручению главы Следственного комитета Александра Бастрыкина дело перенаправили в главное управление СК по расследованию особо важных дел. В то же время стало известно, что владельцы «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев и его жена Светлана покинули Россию. По данным источника РБК, они отправились в Стамбул.

28 сентября появилась информация, что Мурсекаеву будет предъявлено заочное обвинение по той же ч. 4 ст. 159 УК РФ, максимальным наказанием по которой является лишение свободы на срок до десяти лет. «В том случае, если Мурсекаев не явится на допрос к следователю, то будет объявлен в федеральный розыск, а затем в международный», — сообщил РБК источник в СКР.

В этот же день Следственный комитет сообщил о задержании генерального директора авиакомпании Александра Кочнева и ее главного бухгалтера Екатерины Пантелеевой.

Арбитражный суд Москвы удовлетворил ходатайство банка «Авангард», акционером и президентом которого является Кирилл Миновалов (№132 в рейтинге 200 богатейших бизнесменов России Forbes, состояния $800 млн), и наложил арест на имущество авиакомпании «ВИМ-Авиа». Соответствующее определение размещено в картотеке арбитражный дел.

Исковое заявление о взыскании с авиакомпании «ВИМ-Авиа» задолженности в размере 130,6 млн рублей поступило в суд 7 ноября 2017 года. 8 ноября оно было принято к производству.

В тот же день судом было принято определение о принятии обеспечительных мер. «Наложить арест на имущество, принадлежащее ООО «Авиакомпания «ВИМ-Авиа», и находящееся по адресу: Московская область, аэропорт «Домодедово», — говорится в документе суда.

Всего в перечне изделий, находящихся в залоге и подвергнутых аресту, 459 номенклатурных позиций, представляющих собой части конструкции и оборудование воздушного судна. В том числе одно кресло бортпроводника и 16 пассажирских кресел, один радиомаяк и одна крышка мусорного контейнера, четыре основных и три носовых колеса, одно лобовое стекло 1-го и 2-го пилота и один обтекатель, два подкрылка и два бортовых самописца, один спасательный плот и один спасательный трап. Также арестованы судом восемь дымозащитных капюшонов, 621 спасательный жилет разных модификаций и 197 женских трикотажных кардиганов.

В дополнительный перечень имущества, которое может быть взыскано в случае необходимости, входят 509 позиций. Речь идет в основном о технических деталях самолета.

Выручка авиакомпании в 2016 году составила 17,2 млрд рублей (рост на 38% по сравнению с 2015 годом), чистая прибыль — 89,1 млн рублей (снижение в 5,7 раза). Общая кредиторская задолженность «ВИМ-Авиа», по данным Росавиации, достигла 10 млрд рублей, из них около 7 млрд рублей — задолженность перед кредитными организациями, лизингодателями, аэропортами и топливо-заправочными комплексами.

Поздно вечером 25 сентября Росавиация заявила, что авиакомпания «ВИМ-Авиа» останавливает выполнение всех чартерных рейсов. К тому моменту долги по выплате зарплаты в авиакомпании «ВИМ-Авиа» превысили 206 млн рублей. Как выяснил Forbes, банк «Авангард» кредитовал компанию «ВИМ-Авиа» почти 15 лет. Самые первые самолеты «ВИМ-Авиа» приобретались в свое время в лизинг через компанию «Авангард-Лизинг».

«За прошедшие годы у авиакомпании были разные времена, однако в целом «ВИМ-Авиа» обслуживала свой долг вполне удовлетворительно. В настоящее время банк «Авангард» предоставляет компании только целевой кредит на выплату заработной платы в размере примерно 115 млн рублей. Это возобновляемая кредитная линия, существенно увеличивать или уменьшать объем кредитования не планируется», — пояснили в июне 2017 года пресс-службе кредитной организации.

Следует напомнит, что пилотирование воздушных судов — как самолетов, так и вертолетов — является страстью владельца банка «Авангард» Миновалова. По словам Миновалова, обычно он отправляется на переговоры за границу за штурвалом собственного самолета.

После того, как 23 сентября начались массовые отмены рейсов «ВИМ-Авиа» из-за долгов за услуги, топливо, аэропортовое и наземное обеспечение полетов, в отношении авиакомпании были возбуждены два уголовных дела. 25 сентября Следственный комитет России возбудил первое уголовное дело — по части 4 статьи 159 Уголовного кодекса России (мошенничество в особо крупном размере) — по факту хищения денежных средств пассажиров должностными лицами авиакомпании. Были задержаны гендиректор «ВИМ-Авиа» Александр Кочнев и главный бухгалтер авиакомпании Екатерина Павловская.

Совладельцы «ВИМ-Авиа» Светлана Мурсекаева (99%) и ее муж Рашид (1%) покинули Россию. Оба они объявлены в розыск. По данным источников «Интерфакса», Мурсекаевы могут находиться в Турции

17 октября Приволжское следственное управление на транспорте СКР возбудило еще одно уголовное дело — по факту преднамеренного банкротства авиакомпании «ВИМ-Авиа». Авиакомпания «ВИМ-Авиа» завершила свою активную летную деятельность перевозчика 15 октября. Позднее глава Минтранса Максим Соколов объявил, что действие сертификата авиакомпании приостановлено.

2 октября на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил, что есть инвесторы, которые рассматривают для себя покупку компании вместе с долгами. 4 октября он уточнил, что слышал о трех российских компаниях, которые интересуются покупкой «ВИМ-Авиа», но должны изучить весь долговой профиль «ВИМ_Авиа» и понять, можно ли договориться с банками о реструктуризации долгов и с лизинговыми компаниями.

2 октября источник в правительстве рассказал РБК, что одним из инвесторов «ВИМ-Авиа» может стать Борис Карлов, который в 2000-е годы был управляющим директором инвестфонда TPG Aurora. По данным издания, именно Карлов привел в «ВИМ-Авиа» нового гендиректора Александра Бурдина, который с декабря 2015 до сентября 2017 года был гендиректором «Трансаэро и пытался договориться с кредиторами, чтобы возродить компанию.

4 октября российский бизнесмен Александр Лебедев, ранее владевший авиакомпанией Red Wings, заявил, что к нему обращались с предложением купить «ВИМ-Авиа». «Ну, не знаю, буду ли я участвовать», — рассказал он РИА Новости. И отметил, что согласится, «если правительство скажет «за». Это необходимо, пояснил Лебедев, так как правительство может в любой момент закрыть компанию, лишив ее сертификата. При этом бизнесмен считает, что «ВИМ-Авиа» подлежит санированию и у нее среди 120 пунктов назначения есть «очень интересные китайские маршруты». Лебедев отметил, что мог бы запустить в полеты по маршруту Москва-Симферополь девять самолетов Embraer, которые стоят в Португалии.

В «Аэрофлоте» заявили, что не интересуется активами «ВИМ-Авиа». «Аэрофлот» опровергает любые домыслы журналистов о том, что компания ведет какую-либо борьбу за активы «ВИМ-Авиа». «Аэрофлоту» не интересны ни самолеты, ни маршрутная сеть, ни другие активы авиакомпании «ВИМ-Авиа», — отмечалось в сообщении крупнейшего российского авиаперевозчика. Представитель S7 («Сибирь») сообщил, что группа не интересуется покупкой «ВИМ-Авиа».

В пятницу указом президента руководителю Минтранса Максиму Соколову было вынесено предупреждение о неполном служебном соответствии. Вице-премьер Аркадий Дворкович, курирующий транспортные перевозки, отделался устным выговором. Но, возможно, это не конец истории. Потому что история с «ВИМ-Авиа» ставит и более серьезные, жесткие вопросы. Трудно предположить, что банкротство авиаперевозчика произошло мгновенно, без каких-то видимых причин.

Напомним, в конце мая — начале июня уже была ситуация, когда эта авиакомпания не смогла вовремя вернуть туристов из-за границы. Неужели в министерстве не знали о проблемах «ВИМ-Авиа»? Почему никто не удосужился уже тогда устроить серьезную проверку? Почему никто не потребовал ограничить продажу билетов на самолеты, которые никуда не полетят?

Есть только два варианта ответа на этот вопрос: либо министерство и его куратор вице-премьер Дворкович просто не интересовались ситуацией, либо они, наоборот, были в курсе, но сознательно не разрушали пирамиду «ВИМ-Авиа». И тогда встает вопрос — почему?

Хаос в аэропортах. В панике — десятки тысяч пассажиров. Пятые сутки без сна. Нервы уже не выдерживают.

Транспортный коллапс. Симферополь, Сочи, Санкт-Петербург, Краснодар… Еще 40 тысяч туристов оказались брошены за границей. Сотрудники авиакомпании будут водить пассажиров по кругу: от стоек регистрации в зеленую зону, после — в автобус и обратно в терминал.

Но «ВИМ-Авиа» просто тянула время, чтобы наконец-то признать: взлететь самолетам не дают долги. Останавливая чартеры, один из крупнейших перевозчиков страны стремительно срывается в штопор. При этом ни Минтранс, ни другие ведомства словно не видят крутого пике. Пока не вмешивается президент.

Это интересно:  Ст. 129 закона «О банкротстве» – полномочия конкурсного управляющего 2019 год

«Я обращаю внимание курирующего транспорт вице-премьера, Вы недостаточно внимания уделяете этой отрасли, недостаточно. Может быть, Вы перегружены слишком? Мы уже говорили об этом. И хочу министру сказать. Я объявляю Вам о неполном служебном соответствии. Если справитесь с этой ситуацией быстро и эффективно, тогда мы подумаем с Дмитрием Анатольевичем, что делать с этим неполным служебным соответствием. Если не справитесь, то тоже подумаем«, — сказал Владимир Путин

Президент не просто жестко отчитывает, а говорит о критериях, которые используют ведомства для оценки надежности авиакомпаний. Предельно конкретные методики включают в себя целый ряд параметров — от оборотных активов до кредиторской задолженности. Перевозчиков делят на 4 группы риска. «ВИМ-Авиа» относили к первой, куда входят лишь самые благонадежные. За внешне оптимистичными показателями не удалось разглядеть: компания находилась в свободном полете.

«Авиакомпания предоставляла отчетность и в соответствии с ней компания вполне себе благополучна. В не отражены те самые задолженности, которые стали ее финальной точкой в деятельности. Это коммерческое предприятие ведет самостоятельно хоздеятельность«, — заявил советник руководителя Росавиации Сергей Извольский.

Около ста направлений: Канарские острова, Саудовская Аравия, Китай. Внутри России самолеты «ВИМ-Авиа» ежедневно долетали до самых отдаленных уголков — Комсомольск-на-Амуре, Магадан, Благовещенск. Теперь часть регионов, по сути, остается без авиасообщения.

Все это итог высшего пилотажа руководства «ВИМ-Авиа» в лице ее владельцев супругов Мурсекаевых, которые выдавали желаемое за действительное, а ведь проблемы возникли не вчера. 2012 год, Домодедово — тысячи пассажиров не могут вылететь на отдых. В 2014-м перевозчик и вовсе проваливает летний сезон.

Зато терпение партнеров было не безграничным. Иски, против «ВИМ-Авиа» подают крупнейшие банки страны, а еще поставщики топлива и аэропорты. Общий счет — 7 миллиардов рублей! Но вместо антикризисных мер погрязшая в долгах компания наращивает мощность боингами и аэробусами.

«Следил, что они очень интенсивно покупали суда большой вместимости. Одномоментно. Резко увеличился парк судов, и маршрутная сеть стала разноплановой. Полеты из Москвы на Дальний Восток. Впечатляло. Уж очень интенсивно все это происходило. Не все просчитано до конца«, — рассказывает Петр Трубаев.

Такая манера была бизнес-стилем Мурсекаева, начинавшего в 90-х со скупки чужих долгов и поставок ширпотреба из Азии. Возможно оттуда и тяга к риску. Попав в зону турбулентности, предприниматель закладывает даже двигатели от самолетов, а за 9 месяцев до краха и вовсе всю компанию. Себе оставляет 1 процент, 99 – банку. В это же время еще один неожиданный маневр: головной офис «ВИМ-Авиа» переезжает из Москвы в деревню в Татарстане.

Штаб компании расположен в ста километрах от Казани. В далеком от столичной суеты поселке Богатые Сабы. Юридический адрес на улице Строителей крупнейший авиаперевозчик делит с районным ЖКХ и гаражом. Но вместо самолетов на территории базируется сельская техника. Людей высокого полета здесь никогда не видели.

Ни боингов, ни аэробусов во дворе, огороженном металлическим забором, мы не нашли. Зато есть целый парк комбайнов и тракторов. За ангаром — теплицы, домашний скот и одноэтажное кирпичное здание. Узнать центральный офис одного из лидеров авиаотраслитможно лишь по вывеске. Комнату в доме снимают у деревенских коммунальщиков.

«Приходят, спрашивают: есть помещение? Есть, не пустовать же. Маленько деньги. По пять тысяч за месяц платят«, — говорит Ильнур Хихибулин.

Директор местной жилконторы о московских арендаторах отзывается положительно. Деньги платят исправно. Недавно сделали ремонт – заменили окна. Но теперь даже здесь от компании осталось только воспоминание. Вывеску с названием «ВИМ-Авиа» демонтировали, аохранник, увидев на территории журналистов, поспешил закрыть ворота. Дурная слава теперь на все село.

Почти всегда — игра на понижение, супертарифы: Москва — Симферополь за 1000 рублей. Работа абсолютно в минус. Лишь бы собрать хоть какие-то средства. В 2015 году выручка от продаж составила 12 миллиардов рублей. Чистая прибыль – 507 миллионов. В 2016 году «ВИМ-Авиа» заработала еще больше — 17 миллиардов. Но внезапно сократилась итоговая часть дохода до 89 миллионов.

Мурскаев явно понимал: посадка будет жесткой. Все активы, согласно открытым данным, предприниматель, переводил в Лихтенштейн.

«Уже будет рассматриваться вопрос о выводе активов как о преднамеренной процедуре банкротства своей компании. Для создания дефицита конкретного продукта на рыке услуг путем повышения спроса на перевозку. Это делал специально«, — говорит юрист Тимур Маршани.

Не тратил время Мурсекаев, судя по отчетам прокуратуры, и на безопасность — ошибки чудом не привели к катастрофе. Например, преднамеренное использование на судне неисправной техники – электронного модуля воздушных данных.

Прокуратура фиксировала сотни нарушений. 9 раз гендиректор авиакомпании привлекался к административной ответственности. Сейчас Андрей Кочнев и главный бухгалтер Екатерина Пантелеева помещены под домашний арест. Рашид и Светлана Мурсекаевы сбежали из России. Тысячи пассажиров до сих пор ждут самолетов.

После публичной выволочки в Минтрансе каждый день экстренные совещания. Глава ведомства имеет бледный вид, но отчитывается исправно.

За сухими цифрами и отчетами — сорванные планы, испорченные отпуска и двести тысяч билетов в никуда. И если туристам все издержки компенсирует туроператор, индивидуальным пассажирам возмещать ущерб по закону обязан перевозчик, скатившийся от лидера чартерных перевозок фактически до банкрота — без самолетов, без денег и без шанса на взлет.

Десятки тысяч туристов не смогли улететь: кто домой, кто в отпуск. Авиакомпании «ВИМ-Авия» в одночасье оказалась парализована. Как так получилось? И куда смотрел министр? Этот вопрос последние дни звучит в десятках аэропортов по всему миру. Но ответа большинство пассажиров так и не получают. Корреспондент телеканала «Мир 24» Родион Мариничев разбирался в этой ситуации.

«Мало того, что за билеты отдали, еще и цены такие сейчас — по 70 тысяч — где эти деньги брать?», — рассказала пострадавшая.

Альтернативы до сих пор ждут около ста тысяч человек: 70 тысяч — в аэропортах и городах России, еще почти 30 тысяч — на зарубежных курортах. Сложнее всего ситуация обстоит в Турции : оттуда домой не могут вернуться около восьми тысяч человек.

«Мы кормимся слухами. Кто-то звонит своим знакомым, смотрим в соцсетях, телевидение — вот вся наша информация!», — поделился пострадавший Алексей Плюсин.

Некоторым туристам, можно сказать, повезло: из аэропорта их привезли обратно в гостиницу и разрешили пожить бесплатно. Но продленному поневоле отпуску они не рады, многие рискуют потерять работу.

Нервы сдают, когда становится понятно: вслед за перевозчиком молчат и туроператоры.

В среду ситуацию под личный контроль взял президент Владимир Путин и потребовал ответа от министра транспорта Максима Соколова. Тот развел руками: «ВИМ-Авиа» соответствовала всем нужным критериям.

«Если вы выработали такие критерии, то чего они стоят, если ничего не видно за ними, что это за критерии такие. Хочу министру сказать: я объявляю вам о неполном служебном соответствии. Если справитесь с этой ситуации быстро и эффективно, тогда мы подумаем с Дмитрием Анатольевичем, что делать вот с этим неполным служебным соответствием, если не справитесь, то тоже подумаем. Прошу вас быстро и эффективно проблему эту закрыть», — заявил глава государства.

Теперь Максим Соколов каждый день проводит заседание оперативного штаба.

«Я на прямой связи нахожусь с губернаторами и главами субъектов Дальнего Востока. Могу сказать, что по этому направлению основные проблемы решены», — сказал Соколов.

Получив выволочку от президента, министр вызвал «на ковер» и представителя «ВИМ-Авиа».

«Ищем любую возможность, чтобы дополнительно организовать рейсы для вывоза пассажиров из мест, где они у нас находятся», — сказал директор по наземному обслуживанию «ВИМ-Авиа» Дмитрий Волков.

Возможности, действительно, появились. Всех, кто должен лететь «ВИМ-Авиа», до 15 октября перевезут другие семь авиакомпаний. Выделили даже два самолета из президентского отряда. Тем, у кого билеты на более позднее число, рекомендуют их сдать. Правда, деньги все равно вернут не полностью. В самой же авиакомпании растут долги по зарплате.

Это интересно:  Стоимость банкротства физических лиц (цены на услуги) 2019 год

«Зарплату не дают два месяца. Все увольняются, и кто будет выполнять рейсы, не знаю. Мы никому не нужны!», — написала одна из бортпроводниц.

Но и о сотрудниках «ВИМ-Авиа» правительство теперь тоже позаботилось. Нашлись 98 миллионов рублей на погашение долгов по зарплатам и наземному обслуживанию.

Компания начинала в 2002-ом как один из вполне надежных чартерных перевозчиков. Основал ее пилот Виктор Иванович Меркулов. Отсюда и аббревиатура «ВИМ».

Бывшие коллеги говорят: если бы не его смерть в 2006-м, «ВИМ-Авиа» не докатилась бы до коллапса.

«Он уже окреп как пилот, и, самое главное, что у него проявились очень хорошие организаторские способности. Он не боялся нового», — поделился заслуженный пилот РФ Юрий Сытник.

Незадолго до смерти Меркулова компанию выкупил Рашид Мурсекаев вместе с супругой Светланой. По данным следствия, сейчас они скрываются за границей. Так что пока перед правосудием предстали теперь уже бывший генеральный директор Александр Кочнев и главный бухгалтер Екатерина Пантелеева. Они будут под домашним арестом до 25-го ноября.

«Следствием установлено, что не позднее 22 сентября текущего года у должностных лиц авиакомпании «ВИМ-Авиа» возник преступный умысел, направленный на хищение средств пассажиров путем обмана в особо крупном размере», — заявила официальный представитель Московского межрегионального управления СК РФ на транспорте Елена Марковская.

На непрозрачность бизнеса указывал и еще один факт. Центральный офис компании располагается в одной из московских промзон. По крайней мере, об этом говорится на официальном сайте «ВИМ-Авиа». Но догадаться о том, что именно здесь координируется работа одного из крупнейших в России авиаперевозчиков, очень сложно: нет ни одной вывески с названием компании. Но интересно даже не это. Официально «ВИМ-Авиа» зарегистрирована в нескольких сотнях километров от Москвы, в практически деревенском доме в одном из поселков Татарстана.

«Мы знаем, как сделать билеты дешевыми» — таков был один из слоганов компании. Но за этой дешевизной стоял рискованный бизнес.

Парк авиакомпании — это 29 самолетов, средний возраст которых — около 20-ти лет. При этом девять бортов — на хранении, в перевозках не участвуют. В нынешнем году авиакомпания обслуживала около 60-ти направлений, включая чартеры. Получается, по одному самолету на целых три маршрута.

«Устаревшая техника, на новую технику у них тоже не хватает. Задолженности растут, кредиты растут, обслуживание дорожает, доходы не растут. Рано или поздно это должно было лопнуть», — рассказал аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев.

Проблемы у «ВИМ-Авиа» начались давно, но бизнес-схема не менялась: в погоне за увеличением рейсов и пассажиров компания зачастую продавала дешевые билеты себе в убыток. В прошлом году пострадавшим оказался и режиссер информационной службы МТРК «МИР» Алексей Коряков. В июле 2016-го он летел из Москвы в Симферополь.

«Я узнал о том, что рейс задерживается сначала на два часа, потом задержка была еще на два часа, потом на три часа. В общей сложности я просидел в Домодедово около 18 часов», — поделился Алексей Коряков.

А этим летом пассажиры на задержки рейсов стали жаловаться гораздо чаще. В начале сезона несколько самолетов вовремя не вышли из ремонта. Это и стало последней каплей. В Росавиации обратили на это внимание. В августе провели последнюю проверку «ВИМ-Авиа» и ничего не нашли.

«Не отражались ни задолженности перед аэропортами, ни задолженности перед лизингодателями, ни задолженности перед топливозаправочными предприятиями. То есть авиакомпания по вот этой бухгалтерской отчетности была вполне себе благополучной», — сообщил советник руководителя Росавиации Сергей Извольский.

На этой неделе в «ВИМ-Авиа», наконец, признали: у компании закончились оборотные средства. Сейчас долги перевозчика кредиторам оцениваются в семь миллиардов рублей.

Находясь в шаге от банкротства, «ВИМ-Авиа» может потянуть за собой и российскую туристическую отрасль. Москвичка Юлия Кузьминова – одна из тех, кто остался без отпуска. За путевку в Турцию она заплатила 66 тысяч рублей. Должна была улететь в понедельник, но рейс сначала перенесли на вторник, а потом и вовсе сказали: самолета не будет.

«Нам сразу автоматически, без нашего согласия отменили тур. Мы даже ничего не подписывали», — рассказала пострадавшая.

Десять миллионов долларов — в такую сумму операторы оценили затраты на повторную оплату сорванных авиаперелетов. Больше всего пострадали шесть туристических компаний Coral Travel, Anex Tour, Tez Tour, Mouzenedis Travel, Tui, Интурист. Сейчас они избегают не только журналистов, но и турагентов.

«Мне отвечали: «Коллега, подождите!» Информация будет чуть позже. Потом нам прислали официальное письмо о том, что все наши туристы улетят, что все обязательства будут выполнены», — рассказала директор туристического агентства Ольга Игумнова.

Лишенные отдыха люди уже готовят судебные иски.

«Туроператоры обязаны, подчеркиваю, обязаны их отправить в соответствии с условиями тура. То есть, туроператор должен сам вопрос решить, на какой он их посадит самолет. Если он отправить не может, он должен вернуть деньги в полном объеме», — прокомментировал заместитель председателя Общественного совета Федерального агентства по туризму Дмитрий Давыденко.

«Полностью возместить людям стоимость отдыха не получится, потому что деньги за билет сгорели безвозвратно. «ВИМ-Авиа» больше нет, и туроператор не сможет получить эту компенсацию за билет никогда ни от кого», — рассказала исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.

В Ассоциации туроператоров уверены: чтобы такое не повторилось в будущем, нужно менять законодательство. Ведь сегодня туроператоры никак не могут воздействовать на перевозчика и, по сути, сами оказываются у него в заложниках.

«При подписании договора на чартер туроператор не знает, какой объем регулярных рейсов запланирован перевозчиком, он не знает, что у него с лизинговыми самолетами. Безусловно, все эти вопросы можно задать, но туроператор не имеет полномочий как-то это все проверить», — объяснила Майя Ломидзе.

Рано или поздно все пострадавшие пассажиры доберутся до места назначения. Но к тому времени «ВИМ-Авиа», возможно, перестанет существовать.

Такое уже было. Осенью 2015-го частная авиакомпания «Трансаэро» просто перестала существовать. По объему перевозок она была на втором месте после «Аэрофлота», но появились многомиллиардные долги. Ситуация схожа с «ВИМ-Авиа», да не совсем.

В общем-то, владельцы тогда тоже переоценили свои возможности. Это и стало роковым фактором. Купили и арендовали довольно много самолетов, а обслуживать их в полной мере не получилось. Лайнеры летали полупустые, приходилось работать в убыток. Плюс кризис 2014-го. Доходы у «Трансаэро» были в рублях, а большая часть расходов — в иностранной валюте. Так что долги банкам по кредитам и перед поставщиками неизбежно росли, и неизбежно этот мыльный пузырь должен был лопнуть.

Тогда поднимать компанию из руин позвали Александра Бурдина. Сегодня его же назначили гендиректором «ВИМ-Авиа». По факту он — кризисный менеджер. С «Трансаэро» за два года ему удалось погасить долги по заработной плате, завершить проверку всего имущества, расплатиться по кредитам. Сейчас — задачи те же, и даже больше.

Статья написана по материалам сайтов: www.rbc.ru, www.forbes.ru, ren.tv, mir24.tv.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector