+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Фиктивное банкротство: признаки и правила проверки 2019 год

Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 855
Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства»

См. комментарий к настоящему постановлению

В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Временные правила проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Временные правила
проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства
(утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 855)

1. Настоящие Временные правила определяют порядок проведения арбитражным управляющим проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства (далее — проверка).

2. При проведении арбитражным управляющим проверки за период не менее 2 лет, предшествующих возбуждению производства по делу о банкротстве, а также за период проведения процедур банкротства (далее — исследуемый период) исследуются:

а) учредительные документы должника;

б) бухгалтерская отчетность должника;

в) договоры, на основании которых производилось отчуждение или приобретение имущества должника, изменение структуры активов, увеличение или уменьшение кредиторской задолженности, и иные документы о финансово-хозяйственной деятельности должника;

г) документы, содержащие сведения о составе органов управления должника, а также о лицах, имеющих право давать обязательные для должника указания либо возможность иным образом определять его действия;

д) перечень имущества должника на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также перечень имущества должника, приобретенного или отчужденного в исследуемый период;

е) список дебиторов (за исключением организаций, размер долга которых составляет менее 5 процентов дебиторской задолженности) с указанием размера дебиторской задолженности по каждому дебитору на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом);

ж) справка о задолженности перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами с указанием раздельно размеров основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) и на последнюю отчетную дату, предшествующую дате проведения проверки;

з) перечень кредиторов должника (за исключением кредиторов, размер долга которым составляет менее 5 процентов кредиторской задолженности) с указанием размера основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций за ненадлежащее выполнение обязательств по каждому кредитору и срока наступления их исполнения на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также за период продолжительностью не менее 2 лет до даты подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом);

и) отчеты по оценке бизнеса, имущества должника, аудиторские заключения, протоколы, заключения и отчеты ревизионной комиссии, протоколы органов управления должника;

к) сведения об аффилированных лицах должника;

л) материалы судебных процессов должника;

м) материалы налоговых проверок должника;

н) иные учетные документы, нормативные правовые акты, регулирующие деятельность должника.

3. Необходимые для проведения проверки документы запрашиваются арбитражным управляющим у кредиторов, руководителя должника, иных лиц.

4. В случае отсутствия у должника необходимых для проведения проверки документов арбитражный управляющий обязан запросить надлежащим образом заверенные копии таких документов у государственных органов, обладающих соответствующей информацией.

II. Порядок определения признаков преднамеренного банкротства

5. Признаки преднамеренного банкротства выявляются как в течение периода, предшествующего возбуждению дела о банкротстве, так и в ходе процедур банкротства.

6. Выявление признаков преднамеренного банкротства осуществляется в 2 этапа.

На первом этапе проводится анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, рассчитанных за исследуемый период в соответствии с правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденными Правительством Российской Федерации.

7. В случае установления на первом этапе существенного ухудшения значений 2 и более коэффициентов проводится второй этап выявления признаков преднамеренного банкротства должника, который заключается в анализе сделок должника и действий органов управления должника за исследуемый период, которые могли быть причиной такого ухудшения.

Под существенным ухудшением значений коэффициентов понимается такое снижение их значений за какой-либо квартальный период, при котором темп их снижения превышает средний темп снижения значений данных показателей в исследуемый период.

В случае если на первом этапе выявления признаков преднамеренного банкротства не определены периоды, в течение которых имело место существенное ухудшение 2 и более коэффициентов, арбитражный управляющий проводит анализ сделок должника за весь исследуемый период.

8. В ходе анализа сделок должника устанавливается соответствие сделок и действий (бездействия) органов управления должника законодательству Российской Федерации, а также выявляются сделки, заключенные или исполненные на условиях, не соответствующих рыночным условиям, послужившие причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности и причинившие реальный ущерб должнику в денежной форме.

9. К сделкам, заключенным на условиях, не соответствующих рыночным условиям, относятся:

а) сделки по отчуждению имущества должника, не являющиеся сделками купли-продажи, направленные на замещение имущества должника менее ликвидным;

б) сделки купли-продажи, осуществляемые с имуществом должника, заключенные на заведомо невыгодных для должника условиях, а также осуществляемые с имуществом, без которого невозможна основная деятельность должника;

в) сделки, связанные с возникновением обязательств должника, не обеспеченные имуществом, а также влекущие за собой приобретение неликвидного имущества;

г) сделки по замене одних обязательств другими, заключенные на заведомо невыгодных условиях.

Заведомо невыгодные условия сделки, заключенной должником, могут касаться, в частности, цены имущества, работ и услуг, вида и срока платежа по сделке.

10. По результатам анализа значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, и сделок должника делается один из следующих выводов:

а) о наличии признаков преднамеренного банкротства — если руководителем должника, ответственным лицом, выполняющим управленческие функции в отношении должника, индивидуальным предпринимателем или учредителем (участником) должника совершались сделки или действия, не соответствующие существовавшим на момент их совершения рыночным условиям и обычаям делового оборота, которые стали причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности должника;

б) об отсутствии признаков преднамеренного банкротства — если арбитражным управляющим не выявлены соответствующие сделки или действия;

в) о невозможности проведения проверки наличия (отсутствия) признаков преднамеренного банкротства — при отсутствии документов, необходимых для проведения проверки.

III. Порядок определения признаков фиктивного банкротства

11. Определение признаков фиктивного банкротства производится в случае возбуждения производства по делу о банкротстве по заявлению должника.

12. Для установления наличия (отсутствия) признаков фиктивного банкротства проводится анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, рассчитанных за исследуемый период в соответствии с правилами проведения арбитражными управляющими финансового анализа, утвержденными Правительством Российской Федерации.

13. В случае если анализ значений и динамики коэффициента абсолютной ликвидности, коэффициента текущей ликвидности, показателя обеспеченности обязательств должника его активами, а также степени платежеспособности по текущим обязательствам должника указывает на наличие у должника возможности удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) об уплате обязательных платежей без существенного осложнения или прекращения хозяйственной деятельности, делается вывод о наличии признаков фиктивного банкротства должника.

В случае если анализ значений и динамики соответствующих коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, указывает на отсутствие у должника возможности рассчитаться по своим обязательствам, делается вывод об отсутствии признаков фиктивного банкротства должника.

IV. Подготовка заключения о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства

14. По результатам проверки арбитражным управляющим составляется заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.

Заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства включает в себя:

а) дату и место составления заключения;

б) сведения об арбитражном управляющем и саморегулируемой организации, членом которой он является;

в) наименование арбитражного суда, номер дела, дату вынесения определения (решения) арбитражного суда о введении соответствующей процедуры банкротства и дату принятия определения арбитражного суда об утверждении арбитражного управляющего;

г) полное наименование и иные реквизиты должника;

д) вывод о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства;

е) расчеты и обоснования вывода о наличии (отсутствии) признаков фиктивного банкротства;

ж) расчеты и обоснования вывода о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного банкротства с указанием сделок должника и действий (бездействия) органов управления должника, проанализированных арбитражным управляющим, а также сделок должника или действий (бездействия) органов управления должника, которые стали причиной или могли стать причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности и (или) причинили реальный ущерб должнику в денежной форме, вместе с расчетом такого ущерба (при наличии возможности определить его величину);

з) обоснование невозможности проведения проверки (при отсутствии необходимых документов).

15. Заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства представляется собранию кредиторов, арбитражному суду, а также не позднее 10 рабочих дней после подписания — в органы, должностные лица которых уполномочены в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.12 Кодекса, для принятия решения о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.

Это интересно:  Банкротство гражданина: суть понятия, инициаторы, последствия 2019 год

В случае если в заключении о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства устанавливается факт причинения крупного ущерба, оно направляется только в органы предварительного расследования. Одновременно с заключением о наличии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства арбитражный управляющий представляет в указанные органы результаты финансового анализа, проводимого в соответствии с правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденными Правительством Российской Федерации, а также копии документов, на основании которых сделан вывод о наличии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.

Определяются правила, в соответствии с которыми арбитражные управляющие осуществляют проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства.

Признаки преднамеренного банкротства выявляются как в течение периода, предшествующего возбуждению дела о банкротстве, так и в ходе процедур банкротства. Выявление признаков преднамеренного банкротства осуществляется в 2 этапа. На первом этапе проводится анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, рассчитанных за исследуемый период. В случае установления существенного ухудшения значений 2 и более коэффициентов проводится второй этап выявления признаков преднамеренного банкротства должника, который заключается в анализе сделок должника и действий органов управления должника за исследуемый период, которые могли быть причиной такого ухудшения.

Определение признаков фиктивного банкротства производится в случае возбуждения производства по делу о банкротстве по заявлению должника. Для установления наличия (отсутствия) признаков фиктивного банкротства проводится анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, рассчитанных за исследуемый период.

Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 855 «Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства»

Текст постановления опубликован в «Российской бизнес-газете» от 18 января 2005 г. N 1, в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 52 (часть II) ст. 5519

Признаки преднамеренного банкротства закреплены в ст. 196 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ). К ответственности по данной статье в том случае, если их действия или бездействие привели к заведомой неспособности в полном объеме погасить долги перед конкурсными кредиторами или бюджетом, причинив последним ущерб в крупном размере, могут быть привлечены:

  • гражданин-должник;
  • индивидуальный предприниматель — должник;
  • учредители или участники юрлица-должника;
  • руководитель юрлица.

В соответствии с примечанием к ст. 170.2 УК РФ крупным размером признается ущерб, превышающий 2,25 млн руб.

К действиям, которые заведомо влекут невозможность удовлетворения всех требований конкурсных кредиторов, относится умышленное деяние, которое направлено:

  • на возникновение долгов перед кредиторами, сотрудниками или бюджетом;
  • увеличение такой задолженности.

Примером таких действий может служить заключение сделок по ценам ниже рыночных, а бездействием — непроведение работы по взысканию дебиторской задолженности.

Лицо, совершающее такое деяние, осознает, что его действия или бездействие приведут к невозможности погашения долгов перед кредиторами, предвидит возможность причинения последним крупного ущерба и желает этого. При причинении ущерба, размер которого не превышает 2,25 млн руб., лицо подлежит привлечению к административной ответственности по п. 2 ст. 14.12 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП).

Действия или бездействие, приведшие к преднамеренному банкротству, по ст. 196 УК РФ влекут наказание в виде:

  • штрафа 200 000–500 000 руб.;
  • или заработка виновного лица за период 1–3 года;
  • или принудительных работ до 5 лет;
  • или срока заключения до 6 лет, в том числе с назначением в качестве дополнительного наказания штрафа (размер штрафа выбирается судом из следующих вариантов: 200 000 руб. либо в размере заработка виновного до 18 месяцев).

В соответствии с п. 1 ст. 19 УК РФ к уголовной ответственности по данной статье привлекаются лица, достигшие на момент совершения уголовного правонарушения 16 лет.

Преднамеренное банкротство, не содержащее признаков уголовного правонарушения, наказывается в соответствии с п. 2 ст. 14.12 КоАП:

  • штрафом 1 000–3 000 руб. для граждан;
  • штрафом 5 000–10 000 руб. для должностных лиц или дисквалификацией на срок от 1 года до 3 лет (подробнее о дисквалификации читайте в статье Дисквалификация как вид административного наказания).

Поводами для привлечения к административной ответственности в соответствии со ст. 28.1 КоАП являются:

  • материалы, поступившие из органов государственной и муниципальной власти, от общественных объединений;
  • сообщения физлиц и юрлиц, а также информация из средств массовой информации;
  • заявления участников судебного процесса о несостоятельности лиц — участников органов управления юрлица-банкрота или саморегулируемой организации (далее — СРО) арбитражных управляющих.

Проверка и выявлениепризнаков преднамеренного банкротствапроизводится арбитражными управляющими по временным правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 855 (далее — правила № 855).

При проведении такой проверки исследуются следующие документы за период не менее чем 2 года до возбуждения дела о несостоятельности:

  • учредительные документы юрлица;
  • его бухотчетность;
  • контракты, на основании которых продавалось или покупалось имущество, менялась структура активов;
  • документы, содержащие данные об органах управления юрлица, а также других контролирующих лицах;
  • список имущества юрлица, а также перечень купленного и проданного имущества;
  • перечни дебиторов и кредиторов;
  • справка о задолженности по обязательным платежам перед бюджетом;
  • материал налоговых проверок и другие документы, регулирующие деятельность юрлица.

Признаки преднамеренного банкротства выявляются в 2 этапа:

  • на 1-м проводится финансовый анализ в соответствии с правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 № 367 (далее — правила № 367);
  • на 2-м производится анализ сделок юрлица, если в ходе финанализа выявлено ухудшение 2 и более коэффициентов.

По результатам такого анализа делается вывод о наличии либо отсутствии признаков, характеризующих преднамеренное банкротство.

Кроме того, выявлением преднамеренного банкротства занимаются правоохранительные органы, например прокуратура РФ в ходе проведения проверок на предмет соблюдения законодательства и/или прав человека (ст. 21, 26 закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-I).

Как указывалось выше, если в ходе финанализа выяснилось ухудшение финансового состояния юрлица, то производится анализ сделок, которые могли привести к этому. К сделкам, заключенным на нерыночных условиях, относятся:

  • сделки, целью которых явилось отчуждение имущества и его замена на менее ликвидное (исключение составляют договоры купли-продажи);
  • договоры по продаже имущества, без которого невозможна основная деятельность юрлица, а также реализация имущества на заведомо невыгодных условиях;
  • договоры, направленные на приобретение имущества, которое будет трудно или невозможно продать;
  • сделки, направленные на замену обязательств на заведомо невыгодных условиях.

Заведомо невыгодными условиями может быть заниженная цена при продаже имущества, завышенная при покупке, а также вид и срок платежа по договору.

Проверка деятельности юрлица-банкрота,производимая арбитражным управляющим, завершается оформлением заключения о наличии признаков преднамеренного банкротства. О фиктивном банкротстве и его признаках мы расскажем в следующем разделе статьи.

Здесь, однако, отметим, что заключение об имеющихся признаках преднамеренного и фиктивного банкротства составляется по общим правилам и содержит одинаковые обязательные атрибуты:

  • дату и место оформления заключения;
  • данные об арбитражном управляющем и СРО, в которую он входит;
  • данные арбитражного суда, а также реквизиты судебного акта, которым введена процедура банкротства, и дату определения, которым был утвержден управляющий;
  • полное название юрлица-банкрота, его ОГРН, ИНН, юридический адрес;
  • вывод об отсутствии или наличии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства;
  • расчеты и мотивировка сделанного вывода с указанием деяний руководства юрлица, сделок, совершенных юрлицом, которые стали причиной банкротства юрлица.

Подготовленное заключение представляется в арбитражный суд, рассматривающий дело, а также передается собранию конкурсных кредиторов. При наличии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства документ передается в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела или, когда отсутствуют признаки преступления, для привлечения виновных лиц к административной ответственности.

Признаки фиктивного банкротства закреплены в ст. 197 УК РФ и заключаются:

  • В публичном объявлении банкротом или обращении в арбитражный суд с заявлением о своей несостоятельности гражданина или о несостоятельности юрлица его руководителя или учредителей. Такое объявление может быть устным, например по радио, или письменным, в форме, например, искового заявления в суд или объявления в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юрлиц.
  • Ложности такого заявления, которую осознает заявитель. Например, целью такого заявления может быть невыплата денежных средств по взятому кредиту.
  • Крупном размере ущерба, причиненного таким заявлением.

Как и при преднамеренном банкротстве, крупный размер составляет сумма более 2,25 млн руб. При причинении ущерба, размер которого не превышает 2,25 млн руб, лицо подлежит привлечению к административной ответственности по п. 1 ст. 14.12 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Это интересно:  Процедура банкротства индивидуального предпринимателя и ее этапы 2019 год

Лицами, которые могут осуществить фиктивное банкротство, являются:

  • физлица в случае объявления себя несостоятельными;
  • индивидуальные предприниматели;
  • директора или управляющие юрлиц;
  • учредители или участники юрлиц.

Подробнее об ответственности учредителей читайте в статье Ответственность учредителя за деятельность ООО в 2017 году.

Проверка заявления должника о признании его несостоятельным на предмет наличия указанных выше признаков проводится арбитражными управляющими по правилам № 855. На основе финанализа делается исследование значений и динамики коэффициентов платежеспособности юрлица.

В соответствии с правилами № 367 к таким коэффициентам (К) относятся:

  • К абсолютной ликвидности, который определяется как отношение самых оборотных активов к текущей задолженности юрлица и отображает, какая часть долгов юрлица может быть выплачена немедленно.
  • К текущей ликвидности, определяемый как отношение активов юрлица к его текущей задолженности. Показывает обеспеченность юрлица оборотными средствами для осуществления своей деятельности и выплаты долгов.
  • К обеспеченности юрлица активами, который определяется как отношение активов юрлица к его обязательствам и отражает величину активов юрлица на 1 единицу задолженности.
  • К платежеспособности по текущей задолженности, который рассчитывается как отношение текущей задолженности юрлица к величине его среднемесячной выручки и отражает период возможной выплаты долгов за счет выручки.

Если будет установлено, что степень обеспеченности юрлица активами позволяет юрлицу исполнять свои денежные обязательства без осложнения ведения или прекращения деятельности, то делается вывод о наличии признаков фиктивного банкротства. Заключение с такими выводами также направляется в правоохранительные органы.

Как и в отношении преднамеренного банкротства, определенную роль при выявлении признаков настоящего нарушения играет Прокуратура РФ в ходе выполнения своей надзорной функции.

В соответствии со ст. 197 УК РФ лицу, обратившемуся с заведомо ложным заявлением о несостоятельности, грозит:

  • штраф в размере 100 000–300 000 руб.;
  • или штраф в размере заработка виновного лица за период от 1 года до 3 лет;
  • или принудительные работы на срок до 5 лет;
  • или срок заключения до 6 лет со штрафом до 180 000 руб. или в размере заработка виновного до 6 месяцев (штраф в этом случае может и не налагаться).

О сроке давности привлечения к уголовной ответственности читайте в статье Сроки давности привлечения к уголовной ответственности.

Фиктивное банкротство, в котором не содержатся признаки уголовного правонарушения, наказывается по п. 1 ст. 14.12 КоАП:

  • административным штрафом в размере 1 000–3 000 руб. для физлиц;
  • штрафом 5 000–10 000 руб. или дисквалификацией от полугода до 3 лет для должностных лиц.

О порядке рассмотрения административных дел читайте в статье Производство по делам об административных правонарушениях.

ИП и предприятия, занимающиеся коммерческой деятельностью, находясь на грани банкротства, могут подать заявление в арбитражный суд о признании себя финансово несостоятельными.

Инициирование данной процедуры позволяет получить рассрочку и отсрочку по долговым обязательствам, а также квалифицированную помощь специалиста по восстановлению платёжеспособности предпринимателя или организации.

Однако в отдельных ситуациях заинтересованные лица идут на обман системы.

На практике встречаются случаи преднамеренного банкротства – ситуации, когда руководство предприятия или ИП подают ложное заявление в суд для введения кредиторов в заблуждение.

Если при этом должник способен самостоятельно погасить имеющиеся у него обязательства, однако имеет намерение скрыть свой реальный доход и освободиться от оплаты задолженностей, речь идёт о фиктивном банкротстве.

Хотя разница между двумя правонарушениями незначительная, за них полагаются различные меры наказания.

Ниже перечислены основные признаки фиктивного банкротства:

  • сокрытие финансовых активов компании;
  • необоснованное отчуждение имущества предприятия в пользу третьих лиц;
  • неполное предоставление отчётности и бухгалтерской документации;
  • заключение невыгодных компании-должнику договоров;
  • наращивание кредиторских долгов;
  • подделка или уничтожение финансовой документации;
  • создание необоснованно больших резервов по дебиторским задолженностям;
  • распродажа дорогого имущества компании;
  • незаконный оборот наличных средств;
  • повышенная активность в заключении различных договоров незадолго перед обращением в суд с заявлением.

При нулевой платёжеспособности предприятия и невозможности её повышения судья может принять решение о списании долга. Таким образом, кредитор рискует потерять деньги.

В случае обнаружения наличия признаков преднамеренного и фиктивного банкротства нарушителя ожидает привлечение к административной или даже уголовной ответственности.

Определением наличия у заявителя корыстного умысла в инициировании процедуры признания банкротом занимается назначенный судебной инстанцией арбитражный управляющий.

В первую очередь он должен провести анализ материального положения должника за два года до момента обращения в судебную инстанцию.

Таким образом, уполномоченный управляющий обязуется проверить следующую документацию компании или ИП:

  • бумаги, содержащие сведения о руководстве компании и органах управления;
  • учредительные документы;
  • список имущества, имеющегося у должника на момент обращения в суд и за 2 года до этого дня;
  • договоры, характеризующие финансово-хозяйственную активность предприятия или ИП (к примеру, об отчуждении или покупке недвижимости);
  • бухгалтерскую отчётность;
  • перечень кредиторов с указанием суммы задолженности перед каждым из них;
  • материалы об имеющихся судебных процессах, проводимых в отношении должника или с его участием;
  • отчёты о финансовой оценке бизнеса;
  • справки о долгах перед бюджетными и внебюджетными фондами, налоговой службой и другими инстанциями;
  • прочие документы, имеющие отношение к деятельности должника.

Перечисленная документация должна быть предоставлена по требованию управляющего от руководства компании-должника, имеющихся у неё кредиторов, государственных инстанций, обладающих копиями интересующих должностное лицо бумаг, и иных лиц, способных помочь в проведении проверки.

По окончании проверки уполномоченный управляющий выносит одно из следующих решений:

  • об отсутствии признаков фиктивной несостоятельности;
  • о наличии данных признаков;
  • о невозможности осуществления анализа (в случае отсутствия требующейся документации и сведений о сделках).

Заключение об отсутствии(наличии) признаков фиктивного банкротства, оформленное управляющим в письменном виде, должно содержать персональные данные должника, дату и место составления документа, сведения об ответственном по делу управляющем, наименование суда и номер дела, а также результаты проведённой проверки.

Данное заключение предоставляется в десятидневный срок с момента его оформления судье и собранию кредиторов.

При наличии признаков обмана управляющий обязан уведомить соответствующие органы, уполномоченные возбуждать производство по делу.

Данное преступление наносит существенный ущерб как кредиторам, так и государству.

Именно поэтому нарушителя может ожидать привлечение к административной ответственности по статье 14.12 КоАП РФ или к уголовной по 196 и 197 статьям УК РФ.

За преднамеренное банкротство (то есть намеренное осуществление руководителем или ИП действий, ставших причиной потери платёжеспособности предприятия или предпринимателя) и нанесение ущерба в крупном размере нарушителя ожидает:

  • привлечение к принудительным работам на период до 5 лет;
  • назначение штрафного взыскания в фиксированной сумме (от 200 тыс. до 500 тыс. рублей) или в размере дохода лица за срок от 1 года до 3 лет;
  • заключение под стражу вплоть до 6 лет включительно (при этом нарушитель обязуется выплатить штраф величиной до 200 тыс. рублей или в размере совокупности полученного им дохода за 1,5 года).

В последнем случае штрафная санкция может не назначаться, если так решит суд.

За фиктивное банкротство (ложное объявление лица несостоятельным), ставшее причиной нанесения крупного ущерба, также предусмотрена уголовнаяответственность и одна из следующих мер наказания:

  • привлечение нарушителя к принудительным работам на период до 5 лет;
  • назначение штрафного взыскания в фиксированной сумме (от 100 тыс. до 300 тыс. рублей) или в размере совокупности прибыли, полученной лицом за 1–2 года;
  • заключение под стражу до 6 лет включительно (судья также вправе назначить штраф, величина которого не превышает 80 тыс. рублей или совокупности дохода, полученного лицом за полгода).

Если управляющим выявлено преднамеренное либо фиктивное банкротство, но в ходе разбирательства по делу не установлено наличие признаков уголовно наказуемого деяния, нарушителей ожидает штрафная санкция:

  • в сумме от 5 тыс. до 10 тыс. рублей (для должностных лиц);
  • в сумме от 1 тыс. до 3 тыс. рублей (для граждан).

Для должностных лиц штрафное взыскание может быть заменено дисквалификацией на период от полугода до 3 лет (при фиктивном банкротстве) либо от 1 года до 3 лет (за преднамеренное оглашение лица несостоятельным).

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас или заполните форму онлайн:

Банкротство представляет собой экономическое состояние, при котором юридическое или физическое лицо является неплатежеспособным по своим долгам. Не всегда процедура банкротства является вариантом помощи нежизнеспособному предприятию.

Это интересно:  Что дает мировое соглашение при банкротстве юридического лица 2019 год

Часто недобросовестные руководители компаний представляют заведомо ложную информацию о своем финансовом состоянии. Такое поведение – это фиктивное банкротство (ст. 197 УК РФ).

Оно признается уголовно наказуемым деянием, экономическим преступлением, оказывающим влияние на отдельных контрагентов и, в целом, всю экономическую отрасль.

В чем суть понятия «фиктивное банкротство», и чем оно отличается от преднамеренного?

В общем смысле, банкротство – это экономическая несостоятельность. Для того, чтобы банкротство имело место быть, необходимо наличие признаков банкротства.

В качестве признаков несостоятельности выделяют две характеристики:

  • Размер суммы долговых требований компании должен составлять минимум 300 тыс. руб.;
  • Срок долговых обязательство составляет минимум 3 месяца.

Это общие признаки преднамеренного и фиктивного банкротства. Однако, каждый из видов несостоятельности имеет и свои специальные признаки.

Все основные правовые положения, регулирующие вопросы несостоятельности, отражены в специальном ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Фиктивное банкротство – это заведомо ложное объявление руководителем компании, индивидуальным предпринимателем или гражданином своей несостоятельности, если это действие причинило крупный ущерб.

Фиктивное банкротство предполагает намеренный обман. В этой ситуации финансовые дела компании или гражданина на самом деле обстоят хорошо, они могут платить по долгам и исполнять обязательства.

Но для достижения определенных целей, чаще всего корыстных, руководители или предприниматели специально обманывают своих партнеров ради собственной экономической выгоды.

Главной целью фиктивного банкротства является уход от долгов. Долги в данном случае могут быть как договорные с контрагентами, кредиторские с банками, налоговые с бюджетом.

Часто недобросовестные руководители вовсе и не планируют возвращать долги, кредитуя себя до тех пор, пока это еще возможно.

  • Вывод ценных активов;
  • Высвобождение денежных средств;
  • Введение в заблуждение партнеров;
  • Уход от налогов;
  • Занижение стоимости активов;
  • Ценовые махинации.

Каждая из целей ложной несостоятельности достигается с помощью исполнения задач, таких как, заключение мнимых сделок, создание подставных фирм и т.д.

Как правило, к тому моменту, когда происходит распределение вырученных с реализации активов компании, получается, что этой суммы не хватает даже для удовлетворения части долгов. Все происходит потому, что большая часть активов отчуждаются, долги завышаются.

Все самое ценное руководители компании заранее вывели и положили в свои карманы. Кредиторы при этом в порядке очередности ждут погашения своих требований годами.

Иногда при недостатке суммы для удовлетворения полной стоимости долгов оставшиеся обязательства просто списываются. В итоге кредиторы не получают вообще ничего.

В качестве признаков заведомо ложной несостоятельности учитывают:

  • Покупка материалов и товарных ценностей по завышенным ценам;
  • Фальсификация доходов и расходов;
  • Подделка документов и финансовой отчетности;
  • Внезапные увольнения и попытки скрыться руководства компании или граждан-должников.

Фиктивное банкротство может быть установлено только в судебном порядке.

В рамках выявления признаков фиктивного банкротства должен быть проведен финансовый аудит с целью выявления ошибок и недочетов в ведении отчетности и хозяйственной деятельности.

Уголовные дела по фиктивному банкротству – нечастое явление. Доказать намеренное введение в заблуждение не так просто. Чаще подобные дела рассматриваются в рамках мошенничества или подлога документов.

В ст. 197 УК РФ закреплены варианты ответственности за заведомо ложную несостоятельность. Итак, фиктивное банкротство наказывается:

  • Штраф от 100 до 300 тыс. руб.;
  • Штраф в размере дохода осужденного за период от года до 2 лет;
  • Принудительные работы до 5 лет;
  • Лишение свободы до 6 лет.

Вместе с лишением свободы судом может быть назначен штраф в размере до 80 тыс. руб. или за шестимесячный срок работы осужденного. Назначение штрафа в качестве дополнительного вида наказания не является обязательным.

В ст. 195 УК РФ прописаны санкции за намеренные махинации с имуществом и финансовыми документами. В частности, за подобные деяния могут быть применены следующие виды ответственности:

  • Штраф от 100 до 500 тыс. руб.;
  • Штраф в размере дохода осужденного за 1-3 года;
  • Ограничение свободы до 2 лет;
  • Принудительные работы до 3 лет;
  • Арест до 6 месяцев;
  • Лишение свободы до 3 лет.

Также к лишению свободы может быть добавлен штраф до 200 тыс. рублей.

Для того, чтобы были применены нормы ст. 195 УК РФ, необходимо, чтобы данные нарушения были осуществлены в рамках процедуры банкротства, и имел место крупный ущерб.

В рамках осуществления процедуры банкротства назначается для управления и ведения дел предприятия арбитражный управляющий. Это независимое лицо, которое берет на себя все руководство банкротом и пытается определить реальное положение дел.

Арбитражный управляющий составляет отчет, в котором он должен отразить, в том числе, и выявленные им доказательства фиктивного банкротства.

В качестве доказательств могут быть учтены следующие обстоятельства:

  • Использование для расчетов счетов третьих лиц;
  • Инвестирование в неликвидные активы;
  • Махинации в бухгалтерской отчетности;
  • Завышенные цены в накладных и счетах-фактурах и др.

В рамках проведения процедуры банкротства кредиторы и заинтересованные лица могут подать в суд ходатайство о проведение экспертизы на наличие признаков фиктивного банкротства.

И арбитражный управляющий, и привлеченный эксперт могут выявить признаки ложной несостоятельности, о чем они обязаны сообщить в суд.

Гражданин также, как и юридическое лицо или ИП, может быть признан банкротом. Такое право он получил не так давно, но многие уже успели им воспользоваться.

Для того, чтобы признать собственную несостоятельность, у человека должны быть следующие долговые признаки:

  • Размер требований должен превышать 500 000 руб.;
  • Долг имеет срок минимум в 3 месяца.

Гражданин должен предъявить в суд все сведения о своем финансовом состоянии: справки о доходах, наличие или отсутствие в собственности недвижимого и движимого имущества.

Если будет установлен тот факт, что человек на момент подачи заявления в суд о признании его банкротом, имел возможность погасить долги в полном объеме, его поведение будет признано недобросовестным, а банкротство – фиктивным.

Для многих фиктивное и преднамеренное банкротство – это тождественные понятия, предполагающие недобросовестное поведение в рамках несостоятельности. Однако, два данных процесса абсолютно не схожи, что отражает и разграничение правовых норм.

Отличаются эти два вида банкротства следующими признаками:

  • Преднамеренное банкротство предполагает проведение специальных манипуляций по ухудшению финансового состояния компании, а фиктивное банкротство – это просто введение в заблуждение при стабильном экономическом состоянии фирмы.
  • Цель преднамеренного банкротства – завладение активами компании, цель фиктивного банкротства – освобождение от долгов.

Размер уголовного наказания за фиктивное и преднамеренное банкротство практически идентичен.

Уголовная ответственность за преднамеренное банкротство определяется на основании аудита финансовой отчетности, в рамках которой отслеживаются сомнительные операции в сделках за последние 2 года.

Часто признаки преднамеренного и фиктивного банкротства проявляются в совокупности. Для того, чтобы суд был осведомлен о нарушения в процедуре несостоятельности, необходимо, чтобы его кто-либо уведомил. Право на обращение с ходатайством имеют кредиторы и заинтересованные лица.

Чаще всего обращаются с ходатайством о наличии признаков фиктивного банкротства арбитражные управляющие и налоговые органы.

Самое главное в судебном разбирательстве по фиктивной несостоятельности – это оперативность обнаружения фактов мошенничества.

Любое промедление разбирательства или возбуждения дела по ст. 197 УК РФ чревато новыми попытками отчуждения имущества или денежных средств.

Самыми популярными фиктивными банкротами в нашей стране по статистике являются застройщики. Эти компании в рамках долевого строительства объектов недвижимости выводят активы, останавливают строительство, после чего руководителем компаний пускаются в бега.

При этом кредиторы в лице граждан, плативших за свое жилье, ничего не получают, остаются без крыши над головой.

Сегодня эта проблема решена: государство выплачивает гражданам суммы долговых обязательств банкрота по договорам долевого строительства.

Фиктивное банкротство – это тяжкое финансовое преступление. Заведомо ложная несостоятельность нарушает нормальное функционирование экономического рынка, уменьшает значимость института несостоятельности как превентивной и оздоровительной меры в отношении проблемных предприятий и предпринимателей.

Статья написана по материалам сайтов: base.garant.ru, rusjurist.ru, urmozg.ru, ugolovnyi-expert.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector