+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Закон о несостоятельности 2013: новые нормы института банкротства 2019 год

Федеральный Закон Российской Федерации от 26.10.2002 №127 «О несостоятельности (банкротстве)» является одним из ключевых нормативных актов для экономики России в целом и для юридических лиц в частности.

Он выполняет ряд важных функций по урегулированию правоотношений в сфере банкротства:

  • регламентирует базовые устои признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом);
  • устанавливает порядок ликвидации юридических лиц;
  • определяет последовательность удовлетворения требований кредиторов.

Неспособность предприятия осуществить расчет с кредиторами (включая обязательства перед бюджетом и внебюджетными фондами) по оплате товаров или услуг трактуется законом как несостоятельность или банкротство (смысл понятий одинаков).

Главной задачей этого института права является финансовое оздоровление организаций, структура баланса которых по ряду объективных причин стала неудовлетворительной.

Течение времени порождает необходимость актуализации норм-регуляторов правоотношений в сфере банкротства. Важные изменения, вступившие в силу 3 августа 2013 года (и те, которые вступят в силу в 2014 году), призваны уравновесить интересы пары «дебитор/кредитор», соблюдая принцип паритетности. Также необходимость изменений порождена нечестным поведением некоторых участников этих правоотношений по отношению друг к другу и государству.

Теперь арбитражный управляющий обязан вносить в Единый федеральный реестр достоверные данные об окончательных результатах всех процедурных мер, примененных в деле о банкротстве, причем делать это надлежит не позднее 10 дней с момента окончания каждой из них.

Касаемо перечня сведений, которые должны быть в обязательном порядке опубликованы (положение является обязательным с 01.07.2014 г), то они должны включать в себя такие данные:

  • наименование должника, включая адрес и данные идентифицирующие дебитора, такие как государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации ЮЛ/ИП, ИНН, а также СНИЛС;
  • наименование арбитражного суда, который рассмотрел дело о банкротстве ЮЛ/ИП с указкой на процедуру, примененную в деле и обязательно номер самого дела;
  • ФИО уполномоченного арбитражного управляющего на момент окончания процесса и его идентификационные данные, включая корреспондентский адрес, а также название и данные согласованной саморегулируемой фирмы;
  • наличие заявленных требований о признании недействительности сделок должника, которые поданы, рассмотрены и верифицированы в соответствии с действующим законодательством;
  • наличие жалобы на действия или бездействие арбитражного управляющего с указанием даты, данных адресата, сути жалобы результата ее рассмотрения;
  • инвентаризационная стоимость имущества банкрота и дата окончания инвентаризации в случае необходимости;
  • расписанная постатейно сумма расходов, потраченная в процессе реализации процедуры;
  • балансовая стоимость имущества (если есть), должника;
  • заключение о факте наличия либо отсутствия признаков предумышленного и мнимого банкротства;
  • источник возмещения затрат на проведение процедуры;
  • точная дата и базовое основание прекращения производства по делу о банкротстве, если решение принято;
  • даты вынесения судебных актов о введении наблюдения, изменении и об окончании процедуры наблюдения;
  • законодательно обоснованная эквивалентная величина требований кредиторов;
  • заключительные выводы по итогам анализа финансового состояния банкрота.

Существенные изменения в законе произошли в части, которая регулирует отношения строительных организаций, осуществляющих капитальное строительство, и кредиторов. В частности произошла коррекция порядка погашения платежей и режима требований кредиторов к застройщикам.

Участники строительства теперь имеют право погашать текущие платежи и требования кредиторов 1 и 2 очереди наряду с третьими лицами. Такая мера позволяет осуществить процедуру быстрее, и вероятность получения денег сама по себе выше. Сообразно утвержденному порядку, процедура такова:

  1. Подается заявление в арбитражный суд, осуществляющий разбирательство, где четко выражено намерение погасить требование.
  2. Арбитражным управляющим представляется документ-расчет, где указана конкретная сумма, покрывающая все расходы перед кредиторами.
  3. Судебное рассмотрение дела.
  4. Вынесение удовлетворительного решения.
  5. Открытие дебитору персонального спец-счета, используемого исключительно для погашения требований особы-верителя (в старом законе расчет осуществлялся на депозитный счет арбитражного суда).

Изменения порождают гарантированность осуществления передачи объекта незаконченных строительных работ или жилого пространства в жилом многоквартирном доме и упрощение процедурных мер «обанкрочивания» юридического лица-застройщика. Государство, разработав этот проект, сделало доброе дело как юристам, так и участникам процедуры, поскольку позволяет сбалансировать активы/пассивы несостоятельной организации.

Внедренные в закон уточнения позволяют участникам строительства удовлетворять свои требования быстро. Теперь они имеют право выкупа объекта не за 10% от стоимости, как было раньше, а в 2 раза дешевле.

Новый Закон РФ «О несостоятельности» сделал возможной ситуацию, когда претензии цедентов 1 и 2 очередности удовлетворяются, а требования дольщиков при этом не страдают. Дальнейшая судьба недвижимости, конечно же, под вопросом, поскольку реализация ее мероприятия довольно затруднительная, но всегда есть вероятность, что новый застройщик закончит начатое строительство.

Проблематика ситуации напрямую зависит от уровня готовности объекта строительства, ведь почти готовый дом и только заложенный фундамент это разные вещи! Так, теперь дольщики реализуют заявленные требования не только в ходе конкурсного производства, как было раньше, но и на этапе проведения любой процедуры банкротства.

Новые нормы закона произвели ряд положительных изменений: расширили круг полномочий саморегулируемых организаций, членами которых есть арбитражные управляющие, решили проблему «отсутствующего должника» и пресекли возможности «неожиданного наступления несостоятельности». Теоретически решены основные проблемные ситуации, но только в процессе практического применения возможно оценить измененные законы по достоинству, а для этого нужно время.

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги «Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 год»

Описание и краткое содержание «Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 год» читать бесплатно онлайн.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»

Текст с изменениями и дополнениями на 2013 год

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ

О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)

Принят Государственной Думой 27 сентября 2002 года

Одобрен Советом Федерации 16 октября 2002 года

(в ред. Федеральных законов

от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 29.12.2004 № 192-ФЗ,

от 31.12.2004 № 220-ФЗ, от 24.10.2005 № 133-ФЗ,

от 18.07.2006 № 116-ФЗ, от 18.12.2006 № 231-ФЗ,

от 05.02.2007 № 13-ФЗ, от 26.04.2007 № 63-ФЗ,

от 19.07.2007 № 140-ФЗ, от 02.10.2007 № 225-ФЗ,

от 01.12.2007 № 318-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ,

от 03.12.2008 № 250-ФЗ, от 30.12.2008 № 296-ФЗ,

от 30.12.2008 № 306-ФЗ, от 28.04.2009 № 73-ФЗ,

от 19.07.2009 № 195-ФЗ, от 17.12.2009 № 323-ФЗ,

от 27.12.2009 № 374-ФЗ, от 22.04.2010 № 65-ФЗ,

от 27.07.2010 № 219-ФЗ, от 27.07.2010 № 227-ФЗ,

от 28.12.2010 № 429-ФЗ, от 07.02.2011 N 8-ФЗ,

от 03.05.2011 N 91-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ,

от 12.07.2011 N 210-ФЗ, от 21.11.2011 N 327-ФЗ,

от 30.11.2011 N 346-ФЗ, от 30.11.2011 N 362-ФЗ,

от 03.12.2011 N 383-ФЗ, от 03.12.2011 N 390-ФЗ,

от 06.12.2011 N 409-ФЗ, от 07.12.2011 N 415-ФЗ,

от 28.07.2012 N 144-ФЗ, от 29.12.2012 N 282-ФЗ)

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации настоящий Федеральный закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

К процедуре ликвидации Внешэкономбанка, Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства не применяются правила, предусмотренные законодательством о несостоятельности (банкротстве) (Федеральные законы от 17.05.2007 № 82-ФЗ, от 21.07.2007 № 185-ФЗ, от 24.07.2008 № 161-ФЗ).

Положения настоящего Федерального закона не распространяются на Российскую корпорацию нанотехнологий, Госкорпорацию «Ростехнологии», Госкорпорацию по атомной энергии «Росатом», Государственную компанию «Автодор», Фонд перспективных исследований (Федеральные законы от 19.07.2007 N 139-ФЗ, от 23.11.2007 N 270-ФЗ, от 01.12.2007 N 317-ФЗ, от 17.07.2009 N 145-ФЗ, от 16.10.2012 N 174-ФЗ).

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Нормы о несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя содержатся в статье 25 Гражданского кодекса РФ.

3. Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, регулируются настоящим Федеральным законом. Нормы, которые регулируют несостоятельность (банкротство) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и содержатся в иных федеральных законах, могут применяться только после внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

5. К регулируемым настоящим Федеральным законом отношениям с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются положения настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Это интересно:  Сопровождение банкротства: преимущества для должника 2019 год

6. Решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

При отсутствии международных договоров Российской Федерации решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации на началах взаимности, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

несостоятельность (банкротство) (далее также – банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;

должник – гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом;

денежное обязательство – обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию;

обязательные платежи – налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы;

руководитель должника – единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности;

кредиторы – лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору;

конкурсные кредиторы – кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия);

уполномоченные органы – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

орган по контролю (надзору) – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;

регулирующий орган – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления;

санация – меры, принимаемые собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве;

наблюдение – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;

финансовое оздоровление – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;

внешнее управление – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности;

В настоящее время законодательство о несостоятельности (банкротстве) находится в состоянии динамики и развития. В 2015 г. вступили в силу поправки, касающиеся общих правил банкротства, введен в действие институт банкротства физических лиц. Данные изменения, предоставив участникам имущественного оборота новые возможности и гарантии прав, вместе с тем породили целый ряд проблем и вопросов в судебной практике.

Как правило, большое количество проблем, возникающих при рассмотрении и разрешении дел о несостоятельности (банкротстве), связывают со спецификой данной категории юридических дел, а также с межотраслевым характером применяемых в деле о банкротстве правовых институтов.

Необходимо отметить значимость судебной практики для изучения проблематики несостоятельности (банкротства). Многие достижения судебно-арбитражной практики послужили материальным источником законодательных новелл. Собственно, об актуальности того или иного вопроса, связанного с банкротством, можно судить исходя из его отражения в судебной практике.

В рамках данной статьи осуществлен обзор изменений законодательства о несостоятельности (банкротстве), вступивших в силу в 2015 г., а также важнейших вопросов, возникших в судебной практике в этот период.

Основной массив изменений в Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” (далее – Закон о банкротстве), вступивших в силу в 2015 г., пришелся на начало года.

Речь идет о Федеральных законах от 22 декабря 2014 г. N 432-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации” и от 29 декабря 2014 г. N 482-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 482-ФЗ содержит внушительное количество изменений в Закон о банкротстве, среди которых следует выделить в первую очередь следующие. Закон увеличил минимальный порог для инициирования дела о банкротстве должника – юридического лица – со 100 тыс. до 300 тыс. руб. Для субъектов естественных монополий и стратегических предприятий сумма выросла с 500 тыс. до 1 млн. руб.

Кредитным организациям – кредиторам предоставлены преимущества по отношению к остальным кредиторам, которые состоят в возможности подать заявление о признании должника банкротом, не дожидаясь получения судебного решения, подтверждающего наличие задолженности.

Суд первой инстанции встал на сторону заявителя в деле о банкротстве Публичной акционерной компании Банк Кипра Лимитед, не имевшей лицензии ЦБ РФ, принял заявление к производству и возбудил дело о несостоятельности (банкротстве) российской компании ООО “Жедочи-33”. Арбитражный суд обосновал решение тем обстоятельством, что заявитель подтвердил свой статус банковской лицензией, выданной Центральным банком Кипра, а также сослался на решение ЦБ РФ об открытии представительства в Российской Федерации с указанием на наличие у Банка Кипра Лимитед статуса банка.

Однако Десятый арбитражный апелляционный суд позицию суда первой инстанции не поддержал и отменил решение. В постановлении суд указал, что ПАК Банк Кипра Лимитед не является лицом, которому в соответствии с ч. 2.1 ст. 7 Закона о банкротстве предоставлено право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в упрощенном порядке.

Другой важный вопрос, возникший в данном деле, касался толкования ч. 2.1 ст. 7 Закона о банкротстве. Заявитель обратился с требованием в арбитражный суд не к заемщику, а к поручителю по кредитному договору. Вопрос состоял в следующем: допускает ли данная норма обращение кредитных организаций с заявлением о признании должника банкротом в том случае, если их взаимоотношения не связаны с кредитом?

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 482-ФЗ установил для кредитных организаций требование об опубликовании в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом не менее чем за 15 дней до его подачи.

У должника-заявителя были изъяты полномочия по самостоятельному определению кандидатуры временного (конкурсного) управляющего. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих определяется в случайном порядке после опубликования уведомления о намерении обратиться в суд с заявлением о банкротстве.

Вышеуказанный Закон ввел требования к торгам в электронной форме. Он предусмотрел создание саморегулируемых организаций операторов электронных площадок и ввел ответственность оператора электронной площадки за убытки, причиненные при проведении таких торгов, институт обязательного страхования. При этом минимальная страховая сумма по такому страхованию составляет 30 млн. руб.

Это интересно:  Ст. 142 Закона о банкротстве: расчет в ходе конкурсного производства 2019 год

Одним из нововведений являлось также установление режима начисления “мораторных” процентов с момента введения в деле о банкротстве процедуры наблюдения. Данная правовая конструкция была выработана в судебной практике, а обязательность ее применения была закреплена еще в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 декабря 2013 г. N 88 “О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве”.

Закон установил право залогового кредитора оставить предмет залога за собой в ходе торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения. Это допускается на любом этапе снижения цены такого имущества при отсутствии заявок на участие в торгах по цене, установленной для этого этапа снижения цены имущества.

Изменено правовое регулирование процедуры замещения активов. Так, при наличии в составе имущества должника залогового имущества производится замена предмета залога: в уставный капитал передается имущество, свободное от обременения, при этом залоговый кредитор получает право залога на пропорциональное количество акций образованного АО.

Важные изменения в законодательство о несостоятельности (банкротстве) были внесены Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 432-ФЗ. Данный Закон инкорпорировал несостоятельность кредитных организаций в общий Закон о банкротстве. Закон о банкротстве кредитных организаций утратил свою силу, а Закон о банкротстве был дополнен § 4.1 “Банкротство кредитных организаций”. Данный параграф имеет приоритет перед общими нормами Закона о банкротстве.

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 432-ФЗ вводится особый порядок торгов в публичном предложении в том случае, когда о желании приобрести имущество по предложенной цене сообщило сразу несколько лиц.

30 июня 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ “Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”. Данный нормативно-правовой акт установил особенности рассмотрения дел о банкротстве, находившихся на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов в производстве хозяйственных судов, действовавших на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на указанную дату. Закон коснулся особенностей приобретения членства в саморегулируемых организациях арбитражных управляющих гражданами Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Помимо этого данный Закон отложил вступление в силу положения о банкротстве физических лиц на 1 октября 2015 г. и изменил подведомственность дел о банкротстве физических лиц в пользу арбитражных судов.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 186-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” расширил права работников должника в деле о банкротстве. Закон предусматривает право работников и бывших работников в случае наличия задолженности по заработной плате требовать в арбитражном суде признания работодателя банкротом. Инициация банкротства работодателя возможна при наличии решения суда о взыскании денежных средств. Закон устанавливает порядок избрания и переизбрания представителя работников должника, услуги которого могут оплачиваться за счет последнего. Уточняется очередность погашения текущей задолженности перед работниками должника, устанавливается право работника, его представителя подавать заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности, закрепляется обязанность арбитражного управляющего выявлять факты нарушения должником обязанности по подаче заявления о банкротстве и т.д.

1 октября 2015 г. вступил в силу новый для российского права институт банкротства граждан. Законодатель установил размер требований, необходимый для возбуждения процедуры банкротства, в 500 тыс. руб. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании физического лица банкротом обладают сам гражданин-должник, конкурсный кредитор и уполномоченный орган. Законом предусмотрены следующие процедуры: реструктуризация долгов, мировое соглашение, реализация имущества гражданина. Введена административная и уголовная ответственность гражданина за неправомерные действия при банкротстве, за фиктивное и преднамеренное банкротство. Новый закон установил последствия признания гражданина банкротом: в течение пяти лет гражданин при заключении кредитных договоров и договоров займа обязан указывать факт своего банкротства; в течение пяти лет гражданин не может быть признан повторно банкротом по своему заявлению, а в случае повторного банкротства по заявлению кредитора освобождение гражданина от обязательств не допускается; в течение трех лет гражданин не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом.

Менее чем через две недели после вступления в силу положений о банкротстве физических лиц Верховный Суд РФ принял Постановление Пленума от 13 октября 2015 г. N 45 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан”, в котором дал разъяснение судам о применении положений Закона о банкротстве.

Пленум Верховного Суда РФ обратил внимание на следующие вопросы. При наличии у должника статуса индивидуального предпринимателя может быть возбуждено только одно дело о его банкротстве. Не допускается рассмотрение одновременно двух дел о банкротстве такого лица – как гражданина и как индивидуального предпринимателя. Дело о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, рассматривается арбитражным судом по месту его жительства. Если место жительства неизвестно или находится за пределами России, дело рассматривается арбитражным судом по последнему известному месту жительства физического лица. Предварительно опубликовывать уведомление о намерении подать заявление о признании гражданина банкротом не требуется.

Суд утверждает план реструктуризации долгов (как одобренный, так и не одобренный собранием кредиторов), только если он одобрен должником. План может быть утвержден без одобрения должника только в исключительном случае, если доказано, что несогласие должника с планом является злоупотреблением правом. Например, если не обладающий ликвидным имуществом должник, стабильно получающий высокую зарплату, в целях уклонения от погашения задолженности перед кредиторами за счет будущих доходов настаивает на скорейшем завершении дела о банкротстве и освобождении от долгов.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 39 упомянутого Постановления указывает на необходимость обеспечения справедливого баланса между имущественными интересами кредиторов и личными правами должника (в том числе на достойную жизнь и достоинство личности). Данное обстоятельство следует учитывать при рассмотрении ходатайства финансового управляющего о предоставлении ему доступа в жилые помещения должника, к адресам и содержимому электронной и обычной почты гражданина и т.п. Баланс необходимо также находить при рассмотрении ходатайства должника о получении из конкурсной массы денежных средств в разумном размере на оплату личных нужд. Если при рассмотрении дела о банкротстве будет установлено, что должник не представил необходимые сведения суду или финансовому управляющему при имеющейся у него возможности либо представил заведомо недостоверные сведения, это может повлечь неосвобождение должника от обязательств.

Хотя внесенные в законодательство о банкротстве изменения не носят революционного характера и существенно не изменили процедуру рассмотрения и разрешения дел о несостоятельности, они повлияли на баланс прав и обязанностей участников процедур несостоятельности. В целом направленность вышеупомянутых законов можно охарактеризовать как прокредиторскую.

Лутфуллин Л.З. Обзор изменений законодательства и судебной практики в сфере несостоятельности (банкротства) в 2015 г. // Вестник гражданского процесса. 2015. N 6. С. 253 – 259.

Исследование несостоятельности (банкротства) юридического лица как целостного правового явления показало, что в системе российского права появился новый экономико-правовой межотраслевой комплексный институт, представленный совокупностью юридических норм (институтов), содержащихся в различных отраслях права и регулирующих правоотношения, возникающие между:

— юридическими лицами: кредитором и должником (например, частноправовые коммерческие отношения);

— юридическими лицами и государством в лице его органов (например, материально-правовые и процессуально-правовые публичные отношения);

— юридическими лицами и гражданином (например, трудовые отношения с работником, деликтные обязательства перед потерпевшим);

— юридическими лицами и общественными объединениями (например, при выполнении профсоюзами защитной функции в процедурах банкротства).

Следует отметить, что все эти правоотношения были достаточно подробно исследованы автором, что нашло отражение в многочисленных публикациях .

См., например: Сидорова В. Особенности регулирования правоотношений института несостоятельности (банкротства) юридического лица. СПб.: Изд-во ВВМ, 2003; Памятка кадровика: Трудовой кодекс РФ и практика его применения. СПб.: Питер, 2004; Должник и представитель работников должника в правоотношениях несостоятельности (банкротства) // Профсоюзное движение Санкт-Петербурга. 1905 — 2005 гг.: история, современность, перспективы в борьбе за социальные права трудящихся: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 4 октября 2005 г. СПб.: СПб ГУП, 2006; Классификация правоотношений несостоятельности (банкротства) юридического лица // Профессия — директор. Ноябрь. 2007; Правоотношения банкротства юридических лиц. СПб.: СПб ГУП, 2008. С. 240 (Новое в гуманитарных науках; вып. 35); и др.

Это интересно:  Юрист по банкротству: помощь кредитору и должнику 2019 год

Вывод автора о необходимости признания института несостоятельности (банкротства) межотраслевым комплексным институтом основывается на общепризнанных положениях общей теории права и, в частности, теории системы права . В соответствии с этой теорией исходным элементом, «живой» клеточкой правовой материи является норма права, первичной правовой общностью — правовой институт, главным структурным подразделением права — отрасль . Ни к одному из этих правовых явлений несостоятельность (банкротство) юридического лица не может быть сведена по следующим причинам:

См.: Вопленко Н.Н. Система права // Общая теория права: Курс лекций / Под общ. ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. С. 339 — 353.

См.: Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975. С. 119, 161.

— норма права — это всего лишь индивидуальное государственное повеление категорического характера, которое представляет участникам общественного отношения данного вида юридические права и налагает на них юридические обязанности ;

См.: Лейст О.Э. Нормы права и их виды // Общая теория права: Учеб. для юрид. вузов / Под общ. ред. А.С. Пиголкина. М., 1994. С. 153; Бабаев В.К. Нормы права // Общая теория права: Курс лекций / Под общ. ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. С. 282.

— нормы о несостоятельности (банкротстве) входят во все основные отрасли права, образуя в них комплекс взаимосвязанных юридических норм, регулирующих относительно самостоятельную совокупность отношений, именуемых институтом права .

См.: Якушев В.С. О понятии правового института // Правоведение. 1970. N 6. С. 63, 67; Алексеев С.С. Указ. соч. С. 119 — 131; Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.М. Васильева. 2-е изд. М., 1983. С. 283; Стремоухов А.В. Правовая защита человека: Монография. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2006. С. 36 — 41.

На основании изложенного автор полагает возможным сделать вывод о том, что институт несостоятельности (банкротства) юридического лица — это экономико-правовой межотраслевой комплексный институт российской правовой системы, который представляет собой совокупность правовых норм и институтов различных отраслей права, имеющих одинаковую направленность — регулирование правоотношений, связанных с возникновением, изменением и прекращением несостоятельности (банкротства) субъектов имущественно-стоимостного (экономического) оборота. Необходимо отметить, что понятие «межотраслевой институт» как юридический термин косвенно упоминалось в некоторых работах отечественных ученых и еще не нашло в науке должного отражения. Наряду с понятием межотраслевого института в теории права существуют и такие понятия, как «сложный правовой институт», «комплексный институт», «смешанный институт». Подробное исследование данных теоретических вопросов, включая вопросы понятийного аппарата, выходит за пределы темы исследований автора, поэтому представляется возможным лишь ограничиться указанием на ряд работ отечественных ученых, занимавшихся исследованиями в области теории правовой системы России .

См.: Осипов Ю.К. Подведомственность юридических дел. Свердловск, 1973. С. 80 — 81; Вопленко Н.Н. Указ. соч. С. 344; Ткаченко Ю.Г. Система социалистического права // Теория государства и права / Под ред. К.А. Мокичева. М., 1977. С. 476; Стремоухов А.В. Указ. соч. С. 37.

Для удобства как теоретического, так и практического применения правовых норм института несостоятельности (банкротства) представляется разумным выделить в системе нормативных актов три составные части: общую, особенную и специальную. В общую часть входят нормы: раскрывающие терминологические понятия, используемые в законодательстве о несостоятельности (банкротстве); определяющие правовой статус субъектов правоотношений, связанных с несостоятельностью (банкротством); позволяющие определить объекты этих правоотношений и др. В общую часть института несостоятельности (банкротства) входят также нормы заключительных и переходных положений нормативных актов. В особенную часть института несостоятельности (банкротства) входят: нормы законодательных актов, регулирующие, в частности, вопросы применения процедур банкротства: внешнего управления, конкурсного производства, мирового соглашения и др.; процессуальные нормы, регулирующие разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде. Третью, специальную часть института несостоятельности (банкротства) составляют: нормы, регулирующие особенности банкротства отдельных категорий должников (эти особенности, как правило, регулируются специальными законодательными актами); в части, не урегулированной специальными законами, к процедурам банкротства субсидиарно применяются нормы общей и особенной частей законодательства о несостоятельности (банкротстве). Подробнее позиция автора по этому вопросу изложена в специальных публикациях .

См., например: Сидорова В.Н. Особенности регулирования правоотношений института несостоятельности (банкротства) юридического лица. СПб.: ВВМ, 2003. 48 с.; Правоотношения банкротства юридических лиц. СПб.: СПб ГУП, 2008. 240 с. (новое в гуманитарных науках; вып. 35); и др.

При анализе особенностей регулятивных и охранительных правоотношений в институте несостоятельности (банкротства) юридического лица автором установлено, что современная наука использует разные подходы к исследованию правоотношения несостоятельности (банкротства). Данное обстоятельство приводит к отсутствию единого мнения как по вопросу о необходимости выделения самостоятельного правоотношения несостоятельности (банкротства), так и по вопросу его сущности.

Множественность современных научных определений правоотношения несостоятельности (банкротства) свидетельствует о сложности уяснения его правовой сущности. Представляется, что сложность эта во многом вызвана юридико-техническими недостатками ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». К сожалению, ученые, анализируя правоотношение несостоятельности (банкротства), вынуждены исходить из формальных норм права, закрепленных в Законе, в которых не всегда учитываются реально назревшие потребности правоприменительной практики. В частности, законодатель, как правило, не учитывает сложившиеся и основанные на действующем законодательстве обычаи делового оборота (ст. 5 ГК), которые в соответствии с Общей частью ГК включены в главу 1 «Гражданское законодательство». Поэтому вновь принимаемые законы не только сложны для восприятия и практического применения, но и нуждаются по этим причинам в значительной корректировке посредством внесения в них очередных изменений или принятия новых законов.

В результате исследования этого вопроса автор приходит к выводу о необходимости принятия принципиально новой редакции Закона о банкротстве, в котором бы учитывалась не только динамика отраслевых регулятивных отношений в процедурах банкротства, но и цепочка аксиом правоприменительной практики. В качестве одного из возможных вариантов автор предлагает следующую примерную структуру нового Федерального закона «О банкротстве», в котором, в частности, целесообразно:

1) выделить стадии экономико-правового состояния юридического лица — потенциального банкрота (неплатежеспособность, несостоятельность, банкротство);

2) классифицировать юридические лица (потенциальных банкротов) в зависимости от вида бизнеса: крупный, средний, малый;

3) более четко определить особенности правового режима денежных обязательств в зависимости от их вида (частноправовые денежные обязательства и публично-правовые обязательные платежи), вида бизнеса (крупный, средний, малый), периодов просрочки и суммы обязательства;

4) дифференцировать режим регулирования отраслевых правоотношений (гражданских, трудовых, налоговых и иных регулятивных отношений) в зависимости от стадии экономико-правового состояния юридического лица и соответствующей процедуры института несостоятельности (банкротства), выделив три режима:

— обычный режим правового регулирования;

— охранительный режим (с элементами ограничений, например, по объекту, субъектному составу, сумме или процедуре оформления правоотношения и др.);

— режим охранительного правоотношения (в конкурсном производстве при банкротстве юридического лица).

В процессе работы над новой редакцией Закона представляется необходимым учесть выявленное автором соотношение экономической сущности и юридической природы правоотношений в экономико-правовом институте несостоятельности (банкротства) юридического лица, которое выражено в табл. 1, и целевую динамику гражданско-правовых договоров на различных стадиях экономико-правового состояния юридического лица (табл. 2). Улучшение логической структуры Закона позволит значительно усовершенствовать правоприменительную и судебную практику по делам о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц (приложение 1. Примерная краткая структура проекта нового ФЗ «О банкротстве»).

Используя предлагаемую структуру, возможно принять и два закона с примерными названиями:

— ФЗ «О ликвидации неплатежеспособности и несостоятельности» или ФЗ «О восстановлении платежеспособности и состоятельности», что по сути одно и то же.

— ФЗ «О банкротстве» или ФЗ «О конкурсном производстве».

Соотношение экономической сущности и юридической природы правоотношений в институте несостоятельности (банкротства) юридического лица

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector