+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Аффилированные лица: права, раскрытие информации, совершение сделки, взыскание налогов 2019 год

Сделки между взаимозависимыми лицами могут контролироваться ФНС. Изучим, к каким правовым последствиям может привести их заключение.

Взаимозависимые лица — несколько субъектов правоотношений (граждан или юрлиц), среди которых есть как минимум 1 субъект, который может влиять (п. 1 ст. 105.1 НК РФ):

  • на участие как минимум 1 другого субъекта в тех или иных сделках;
  • на результаты экономической деятельности, которая осуществляется как минимум 1 другим субъектом.

Подробнее о критериях отнесения лиц к взаимозависимым читайте здесь.

Один из распространенных видов отношений между взаимозависимыми лицами — сделка. Как правило, в виде коммерческого договора.

В предусмотренных законом случаях сделка между взаимозависимыми лицами может быть классифицирована как контролируемая. Но какие тому могут быть причины?

Контролируемой считается сделка между взаимозависимыми лицами, которая подлежит проверке со стороны ФНС на предмет необоснованного уменьшения или увеличения налогооблагаемой базы.

Контролироваться ФНС могут сделки между взаимозависимыми лицами, которые:

  • образуют суммы, подлежащие обложению НДФЛ, налогом на прибыль, НДПИ, НДС;
  • подпадают под критерии, установленные в пп. 1–3, 5–7 ст. 105.14 НК РФ;
  • не подпадают под критерии, приведенные в п. 4 ст. 105.14 НК РФ.

Проверив сделку между взаимозависимыми лицами, ФНС может оштрафовать участников и доначислить налог для его плательщика, если посчитает, что база по нему была безосновательно уменьшена. Признание участников сделки взаимозависимыми осуществляется исключительно в налоговых целях.

Узнать больше о контролируемых сделках вы можете в статье: «Критерии контролируемых сделок — таблица на 2017 год».

Взаимозависимость — понятие, очень близкое другому, аффилированности. При этом факт аффилированности (устанавливаемый исходя из критериев, которые определены ст. 4 закона РСФСР «О конкуренции» от 22.03.1991 № 948-1) сторон сделки в общем случае не предопределяет правовых последствий, аналогичных тем, что характеризуют контролируемые сделки между взаимозависимыми лицами.

Вместе с тем в законодательстве можно выделить ряд следующих обязанностей:

  • для всех юрлиц — по раскрытию информации об аффилированных субъектах в бухгалтерской отчетности (подп. «а» п. 4, пп. 6, 10–15 ПБУ 11/2008);
  • для ООО — по обеспечению хранения данных об аффилированных субъектах (п. 1 ст. 50 закона «Об ООО» от 08.02.1998 № 14-ФЗ);
  • для АО — о публикации информации об аффилированных субъектах в интернете (п. 73.3 Положения ЦБ РФ от 30.12.2014 № 454-П).

Аффилированность — один из возможных критериев признания за лицом статуса заинтересованного (в контексте положений п. 1 ст. 19 закона «О банкротстве» от 26.10.2002 № 127-ФЗ). Вместе с тем понятие «заинтересованность» в разных правовых контекстах раскрывается еще более чем в десятке федеральных нормативных актов. Например, в таких как:

  • Таможенный кодекс ЕАЭС (вступил в силу с 01.07.2017);
  • ГК РФ;
  • КоАП РФ;
  • Жилищный кодекс РФ;
  • закон 14-ФЗ;
  • закон «О кредитной кооперации» от 18.07.2009 № 190-ФЗ;
  • закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ;
  • закон «Об антидемпинговых мерах» от 08.12.2003 № 165-ФЗ.

Можно отметить, что сделка между взаимозависимыми лицами может заключаться сторонами, имеющими также статус заинтересованных лиц.

Рассмотрим для примера особенности статуса заинтересованного лица ООО.

В отличие от сделок между взаимозависимыми лицами, договоры с заинтересованностью не подлежат контролю со стороны ФНС.

Сделка с заинтересованностью в фирме, которая зарегистрирована как ООО, — это правоотношение, в установлении которого есть интерес тех или иных лиц, указанных в п. 1 ст. 45 закона 14-ФЗ. Например, директора организации или члена ее совета директоров.

Чьего-либо одобрения на совершение сделки с заинтересованностью в общем случае не требуется. Однако если оно не будет должным образом получено, то члены совета директоров или участники ООО будут иметь право оспорить такую сделку в суде, если докажут, что ее совершение нанесло ущерб обществу (п. 6 ст. 45 закона 14-ФЗ).

Поэтому оформить данное согласие желательно. Скачать его образец вы можете на нашем сайте.

Заключенная между взаимозависимыми лицами сделка может быть контролируемой. Ее фактически могут заключать лица с заинтересованностью, аффилированные, бенефициары. Сделка между взаимозависимыми лицами, при которой занижена налоговая база, по факту проверки ФНС может привести к штрафам и доначислению налогов.

Узнать больше об особенностях правоотношений с участием взаимозависимых лиц вы можете в статьях:

Законодательство содержит два понятия: аффилированных лиц» и «взаимозависимых лиц». Взаимозависимыми считаются организации или физические лица, отношения между которыми влияют на их экономическую деятельность. Аффилированные лица — это лица, способные оказывать влияние на предпринимательскую деятельность физических или юридических лиц.

Отношения между взаимозависимыми и аффилированными лицами могут оказывать существенное влияние на финансовое положение и результаты деятельности организации.

В настоящее время сделки между взаимозависимыми и аффилированными лицами получили очень широкое распространение. Организации заключают договоры купли-продажи имущества с фирмами, которые являются их учредителями, дочерними организациями и другими, зависимыми от них партнерами. Используя в таких сделках завышенные или заниженные цены, хозяйствующие субъекты оптимизируют свои налоговые обязательства.

Рассмотрим действия налоговых органов по регулированию таких сделок.

      Основания для признания лиц взаимозависимыми и аффилированными

Основанием для признания лиц взаимозависимыми может служить факт заинтересованности в совершении хозяйственным обществом сделки.

Так, согласно статье 81 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» и статье 45 Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» лица признаются заинтересованными в совершении обществом сделки, если они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) их аффилированные лица:

  • являются стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;
  • владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20% и более акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;
  • занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, а также должности в органах управления управляющей организации такого юридического лица;
  • в иных случаях, определенных уставом общества.
Это интересно:  Полномочия конкурсного управляющего: контроль за работой 2019 год

      Сделки между взаимозависимыми лицами

Наличие отношений взаимозависимости является одним из оснований проверки налоговыми органами правильности применения цен по сделкам. На сделки, осуществляемые взаимозависимыми и аффилированными лицами, распространяются дополнительные требования и к ним применяются особые правила. Кроме того, взаимозависимость сторон сделки влияет на порядок исчисления налогов и влечет применение особых методов налогового контроля.

К сделкам между взаимозависимыми лицами относятся:

  • сделки между организациями, учредителями которых являются одни и те же граждане;
  • сделки между юридическим лицом и его руководителем;
  • сделки между двумя юридическими лицами, руководитель одного из которых имеет значительную долю участия в другом юридическом лице;
  • сделки между организацией и физическим лицом — участником данной организации.

Для целей налогообложения применяются рыночные цены

Организация вправе устанавливать любые цены. Согласно общему правилу для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Если не доказано обратное, то предполагается, что цена соответствует уровню рыночных цен.

В противном случае налоговые органы могут доначислить налоги и взыскать штраф.

Согласно п. 4 статьи 40 Налогового кодекса (НК) рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

В соответствии с п. 1 статьи 20 НК сделки считаются совершенными с взаимозависимыми лицами в случаях, когда участниками таких сделок являются:

  • две организации, одна из которых непосредственно или косвенно участвует в другой организации и суммарная доля такого участия составляет более 20%;
  • два физических лица, одно из которых подчиняется другому по должностному положению;
  • два физических лица, состоящих в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, попечителя и опекаемого.

Также согласно п. 2 статьи 20 НК суд может признать, что сделка совершена между взаимозависимыми лицами, и по иным основаниям, если отношения между сторонами сделки могут повлиять на ее результаты.

Если будет установлено, что примененная сторонами цена сделки отклоняется от рыночных цен более чем на 20%, налоговый орган вправе вынести решение о доначислении налога и пени, рассчитанных исходя из применения рыночных цен. При этом взыскание доначисленного налога производится в бесспорном порядке. При несогласии налогоплательщика с решением налогового органа он может обратиться в суд.

      Принципы определения цены сделки

Основными принципами определения цены сделки для целей налогообложения являются следующие.

Во-первых, налоговый орган вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в установленных НК случаях, а именно (п. 2 статьи 40 НК):

  • между взаимозависимыми лицами;
  • по товарообменным (бартерным) операциям;
  • при совершении внешнеторговых сделок;
  • при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени;

Во-вторых, налоговый орган при осуществлении такого рода контроля вправе самостоятельно определять рыночную цену. При этом необходимо доказать, что цена товаров, работ или услуг, применяемая сторонами сделки, отклоняется в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных товаров.

Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных пунктами 4 — 11 статьи 40 НК РФ. При этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки – скидки, вызванные:

  • сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары;
  • потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
  • истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров; маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров на новые рынки;
  • реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

В-третьих, налоговый орган вправе доначислить суммы налога и пени, рассчитанные таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.

Порядок осуществления сделок между взаимозависимыми или аффилированными лицами в организациях различных организационно-правовых форм и форм собственности смотрите в статье: «Сделки взаимозависимых и аффилированных лиц: АО, ООО, унитарные предприятия» .

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Лицо признается заинтересованным в заключении договора, если выгодоприобретателем, стороной или посредником в нем является его аффилированное лицо. Так, заинтересованность присутствует при совершении сделки между членом совета директоров коммерческой корпорации и самой такой корпорацией, между корпорацией и другим хозяйственным обществом, где сын директора владеет контрольным пакетом акций и т.п. В ситуации сделки с заинтересованностью задача правового регулирования состоит в защите интересов самой коммерческой корпорации как участника гражданского оборота и других ее членов от невыгодных последствий сделки, на совершение которой повлияло заинтересованное лицо, руководствуясь своей личной выгодой.

  • дата составления;
  • графы: наименование (Ф.

Кроме того, не будет лишним указание на источник информации (дату и номер входящего документа).В связи с этим исключительно важным является анализ того комплекса теоретических вопросов и проблем, которые затрагивают ответственность аффилированных лиц в действующем российском законодательстве.

Аффилированные лица юридических коммерческих корпораций Понятие аффилированных лиц можно встретить в ГК РФ и специальных законах о коммерческих организациях отдельных форм. К числу таких лиц для коммерческих корпораций относятся: • физические лица, осуществляющие функции управленцев в коммерческой корпорации, а именно составляющие совет директоров, работающие в коллегиальном исполнительном органе или единолично выполняющие функции директора; • участники ООО, имеющие более 20% долей участия, и акционеры, владеющее более 20% голосующих акций в рассматриваемом акционерном обществе; • коммерческие корпорации, в которых рассматриваемое юридическое лицо имеет более 20% голосующих акций или долей участия; • юридические и физические лица, которые образуют единую группу по правилам антимонопольного законодательства.
На понятии группы лиц стоит остановиться отдельно.

Кто является аффилированным лицом для физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, по ст. 4 Закона «О конкуренции»? — лица, относящиеся к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо; — юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица. Что значит группа лиц? Перечень аффилированных лиц дополняется понятием «группы лиц», раскрываемым в ст.
9 Федерального закона «О защите конкуренции» N 135-ФЗ.

Уголовного Кодекса Российской Федерации предусмотрены штрафные санкции за уклонение предоставления информации, содержащей данные об эмитенте, о его финансово-хозяйственной деятельности и ценных бумагах, сделках и иных операциях с ценными бумагами, лица, обязанного обеспечить указанной информацией инвестора или контролируемый орган, привлекаются к уголовной ответственности, коим аффилированное лицо, не предоставившее информацию о своей аффилированности не является, поскольку, например, согласно закона «Об акционерных обществах» у него существует обязанность по информированию только общества и отсутствует законодательно закрепленная обязанность обеспечить указанной информацией инвестора или контролирующий орган.Кроме того, существует проблема корпоративной заинтересованности аффилированных лиц в возможности воздействия на хозяйствующего субъекта, что противоречит интересам юридического лица.

  • Применения антимонопольного регулирования.
  • Применения норм о взаимозависимости (по ст.

20 НК РФ). Установлена обязанность раскрытия информации о сделках со связанными лицами (в т.ч. аффилированными) в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности, представляемой в налоговые органы (ст.

Многие руководители фирм привыкли не обращать внимание на вопросы делопроизводства, оформления и хранения корпоративной документации. С нового года Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнен новой статьей 13.25.
«

Нарушение требований законодательства о хранении документов», которая вступила в силу с 13.04.09 г. С согласно статьи 13.25 неисполнение ООО, ЗАО, ОАО и другими организациями обязанности по хранению документов, хранение которых является обязательным, а также нарушение установленных порядка и сроков хранения таких документов — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Законодательством установлены требования по обязательному ведению и хранению документации для любой организации.

Ответственность за отсутствие списка аффилированных лиц без

  • Предоставлять участникам возможность для ознакомления:
  • с оригиналом — в помещении исполнительного органа общества в течение 3 дней после заявления участником соответствующего требования;
  • с копией — с возможностью затребовать с участника плату за изготовление копий (в размере, не превышающем расходы общества).

Кроме этих списков, любые юрлица обязаны, начиная с 21.12.2016, вести списки бенефициарных владельцев (ст. 6.1 ФЗ от 07.08. 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации…»). Предназначение и порядок формирования списка Если законодательство связывает определенные обязанности с наличием аффилированности, то она определяется в соответствии с законом (ст.
53.2 ГК РФ).

Таким образом, необходимым признаком аффилированного лица является наличие отношений зависимости между физическим или юридическим лицом и его аффилированным лицом. Причем эти отношения могут быть имущественными (основанными на участии в уставном капитале юридического лица), договорными, организационными (связанными с возможностью участвовать в управлении юридическим лицом), родственными.

Договорные отношения между аффилированными лицами (или внутри группы лиц) возникают, когда одна или несколько организаций получают возможность на основании договора влиять на решения, принимаемые другой организацией (организациями). При этом термин «определение решений» подразумевает: — установление условий ведения другой организацией коммерческой деятельности; — осуществление полномочий исполнительного органа другой организации; — иные способы договорного взаимодействия хозяйствующих субъектов.

Понятие аффилированного лица (далее – аф. л.) не раскрывают ни Гражданский кодекс РФ, хотя упоминает их в ст. 53.2, ни закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ, хотя также упоминает их в ст. 93. Оба указанных законодательных акта отсылают к ст. 4 закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 № 948-1. Основным критерием аффилированности является способность оказывать влияние на деятельность юридического лица, в нашем случае – на деятельность акционерного общества (далее – АО).

Само по себе наличие аффилированности не порождает для АО каких-либо негативных последствий. Они возникают только тогда, когда законодатель прямо предусмотрел такие последствия в связи с аффилированностью. Кроме того, нельзя забывать, что помимо аф. л. законодатель предусмотрел и смежные понятия: «дочерности» (ст. 67.3 ГК РФ), взаимозависимости (ст. 105.1 НК РФ), контролирующих и подконтрольных лиц (ст. 2 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ), связанных лиц (ПБУ 11/2008), бенефициарных владельцев (с 21.12.2016 – ст. 6.1 ФЗ от 07.08. 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации…»), а также группы лиц (ст. 9 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ). Подробнее о дочерних обществах можно узнать из статьи «Дочернее общество — это…» на нашем сайте. В данной же статье рассматривать отличия указанных понятий не будем.

Проверку и оценку информации, является или нет то или иное лицо аф. л. АО, каждая фирма осуществляет сама, в т. ч. используя поступающие уведомления от самих аф. л.

Законодатель предусмотрел, что аф. л. как стороной влияния в определенном смысле могут быть как физические, так и юридические лица (в т. ч. некоммерческие), а именно:

  1. Физические лица:
    • член совета директоров АО;
    • руководитель или член коллегиального исполнительного органа;
    • лицо, принадлежащее к той же группе лиц, что и АО (по смыслу закона 135-ФЗ);
    • акционер с количеством акций более 20%.
  • Юридические лица:
    • акционер с количеством акций более 20%;
    • члены финансово-промышленной группы и (или) группы лиц.

    Несмотря на наличие в законе указания на членство в финансово-промышленной группе как признак аф. л., такой критерий по сути уже не применяется, т. к. закон «О финансово-промышленных группах» от 30.11.1995 № 190-ФЗ утратил свою силу с 05.07.2007.

    Как в доктрине, так и в судебной практике (см. постановление Президиума ВАС РФ от 06.12.2011 № 11523/11 и др.) дискуссионным остается вопрос о том, могут ли быть аф. л. публично-правовые образования, в т. ч. РФ (см. письмо ФАС от 27.03.2007 № АК/4056).

    Форма списка аф. л. АО утверждена на подзаконном уровне (см. приложение № 4 к Положению о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденному Банком России 30.12.2014 № 454-П [далее – Положение]). Необходимо помнить, что для кредитных организаций существуют отдельные требования как по общему списку аф. л. (см. указание ЦБ РФ от 12.11.2009 № 2332-У), так и по списку аф. л. из группы лиц, в которую также входит банк. В силу особой специфики указанных субъектов подробно на них в нашей статье останавливаться не будем.

    Итак, список аф. л. содержит информацию двух групп.

    1. Первую группу составляют данные об АО как эмитенте: название АО, адрес, адрес в сети Интернет, подписи ответственных лиц, а также код эмитента и дата, на которую искомый список аф. л. составлен.
    2. Вторую группу составляют данные о входящих в указанный список лицах: имя или наименование, адрес, основания внесения и дата возникновения такого основания, а также доля акций лица из указанного списка как в общем числе обыкновенных акций, так и в уставном капитале АО в целом.

    Кроме того, список аф. л. должен содержать как статическую информацию, так и изменения в содержании за определенный период. Важно знать, что внесению подлежит не только содержание изменения и дата его наступления, но и дата внесения таких изменений в список аф. л.

    Несмотря на то что, как уже указывалось выше, понятие аффилированности раскрывается в законе о конкуренции, применение этого института гораздо шире борьбы с монополистической деятельностью. Зафиксированная в списке аф. л. АО информация может найти свое применение в следующих ситуациях:

    • возмещение убытков от заведомо невыгодных сделок (см. постановление Президиума ВАС РФ от 15.10.2013 по делу № А09-1562/2012);
    • оспаривание процессуальных решений (результат экспертиз – постановление ФАС МО от 22.02.2012 по делу № А40-132408/10-141-1098, отказ от иска – постановление ФАС УО от 23.04.2015 по делу № Ф09-10258/13 и др.);
    • обязанность уведомлять о приобретении новых дополнительных акций этого АО;
    • недобросовестность при участии в публичных торгах (см. постановление Президиума ВАС РФ от 24.06.2014 № 3891/14);
    • совершение сделки с заинтересованностью (определение КС РФ от 02.11.2011 № 1486-О-О);
    • банкротство (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.03.2014 по делу № А69-845/2013, определение ВС РФ от 08.04.2015 № 305-ЭС14-1353 и др.);
    • оспаривание решения третейского суда (постановление КС РФ от 18.11.2014 № 30-П, определение ВС РФ от 19.03.2015 по делу № 310-ЭС14-4768 и др.).

    Можно предположить, что основной смысл ведения списка аф. л. заключается не только в фиксации информации, но и в предоставлении возможности всем заинтересованным лицам, причем неопределенному кругу таких лиц, знакомиться с этой информацией. Поэтому законодатель и предусмотрел обязанность АО раскрывать информацию о своих аф. л.

    В упоминавшемся выше Положении в п. 73.3 установлена обязанность АО публиковать на своем сайте в сети Internet список аф. л. по состоянию на конец отчетного периода. Важно отметить, что Положение строго устанавливает не только сроки публикации указанного списка (2 рабочих дня с момента окончания отчетного периода), но и сроки доступности его для ознакомления (3 года). Таким образом установлен запрет на недобросовестные действия эмитентов в этой области, такие как публикация и последующее удаление информации с сайта.

    Дополнительно к обязанности публиковать сведения о списке аф. л. во Всемирной паутине законодатель в ч. 2 ст. 91 закона 208-ФЗ установил обязанность предоставлять такой список акционерам по их требованию в месте нахождения генерального директора или иного исполнительного органа АО (см. указание Банка России «О дополнительных требованиях …» от 22.09.2014 № 3388-У).

    Необходимо отметить, что неполное раскрытие информации или включение в список аф. л. заведомо недостоверных сведений также считается недобросовестным поведением, за которое законодатель предусмотрел административную ответственность – см. ст. 15.19 КоАП РФ (а для кредитных организаций еще и дополнительно по ст. 19.7.3 КоАП РФ).

    Таким образом, список аффилированных лиц АО может быть использован заинтересованными лицами в разных случаях хозяйственной жизни общества. При этом установлены жесткие требования как к его форме, так и к срокам опубликования. Однако определением того, кто входит в этот список, занимается каждое АО самостоятельно на основе определения закона.

    Статья написана по материалам сайтов: nalog-nalog.ru, subschet.ru, auditinter.ru, rusjurist.ru.

    »

  • Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock detector