+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Антикризисное регулирование на государственном и частном уровне 2019 год

ТЕМА 5. АНТИКРИЗИСНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ

5.1 Государственное антикризисное регулирование: роль и виды

5.2 Система государственного антикризисного регулирования

5.3 Государственная финансовая поддержка неплатёжеспособных предприятий

5.4 Меры антикризисного регулирования

5.5 Практическое значение антикризисного регулирования

Основные понятия:антикризисное регулирование, система антикризисного регулирования, механизм антикризисного регулирования, стратегия антикризисного регулирования, политика антикризисного регулирования; отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит; технология антикризисного регулирования, меры антикризисного регулирования: профилактические и оздоровительные; санация: внесудебная, досудебная, арбитражная.

Государство является не внешней системой, а составной частью, элементом рыночной экономики и в связи с этим осуществляет своё воздействие (регулирование) на различные сферы воспроизводственного процесса.

Государственное регулированиеэкономики представляет собой систему опосредованного воздействия на поведение хозяйствующих субъектов и на экономику в целом путём изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения других инструментов ограничения или, наоборот, мотивации той или иной деятельности.

Государственное регулирование экономики в зависимости от её состояния выполняет различные функции.

В стабильном состоянии экономики в функции государственного регулирования входит мониторинг ситуации в экономике, а также совершенствование законодательства, структуры государственного управления и государственного аппарата.

В неустойчивом состоянии (угроза кризиса) экономики осуществляется государственный контроль отдельных предприятий и отраслей, некоторых цен, государственный контроль (вплоть до государственного задания) номенклатуры и объёма производства ряда товаров.

В кризисном состоянии экономики часто применяется система фондового распределения, жёсткое регулирование процессов обращения, ценообразования, доходов и потребления.

Государственное регулирование экономики решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре и т.п. Одной из важнейших задач государственного регулирования экономики является ликвидация сбоев функционирования рыночного механизма на микроуровне, создание условий для преодоления кризисных явлений в деятельности предприятий. Данная задача решается путём выработки и реализации мер государственного антикризисного регулирования.

Государственное антикризисное регулирование – это макроэкономическая категория, отражающая отношения, возникающие при организационно-экономическом и правовом воздействии государства на кризисное состояние экономики; это «политика правительства, направленная на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращения банкротства или прекращения их дальнейшего функционирования»[46].

Она осуществляется на мезо- и макроуровне и представляет собой систему.

Для антикризисного регулирования необходима база надёжных данных, создание специфической методики исследований, привлечение высококвалифицированных специалистов, проведение исследований, а также разработка, принятие и осуществление мер, стабилизирующих состояние экономики. В этом направлении государственные органы осуществляют следующие виды регулирования:

1) правовое – создание правовой основы антикризисного регулирования, проведение экспертизы на предмет выявления случаев фиктивного и преднамеренного банкротства;

2) методическое – методическое обеспечение проведения мониторинга состояния предприятий, профилактики их банкротства, судебных процедур, а также санации в случае возникновения факта несостоятельности;

3) информационное – учёт и анализ платёжеспособности крупных, а также экономически и социально значимых предприятий;

4) экономическое и административное – применение эффективных мер и методов воздействия на экономику с целью её стабилизации;

5) организационное – создание условий для цивилизованного разрешения всех споров по поводу несостоятельности должника;

6) социальное – социальная защита работников предприятия-банкрота, выражающаяся в создании рабочих мест для них, их переподготовке, выплате пособий;

7) кадровое – поиск и подготовка специалистов по антикризисному управлению предприятиями, повышение уровня их квалификации;

8) экологическое – защита окружающей природной среды от загрязнения в результате деятельности предприятия.

С целью стабилизации экономики применяются следующие методы государственного воздействия на состояние предприятий:

Ÿ экономические – налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, кредитно-финансовые механизмы, приватизация, реструктуризация задолженности и др.;

Ÿ административные – принятие и корректировка законодательства и контроль его соблюдения.

Роль государственного антикризисного регулирования заключается в создании такой системы взаимодействия государства и рыночной экономики, которая обеспечивает преодоление макро- и микроэкономических кризисов.

В антикризисном управлении государство играет две роли, соответствующие двум его функциям в системе общественных отношений:

1) гражданско-правовую – подразумевает, что государство тоже является участником гражданских отношений, вступающим в отношения с другими участниками. Например, в сфере банкротства государство выступает собственником, кредитором и должником;

2) публично-правовую – заключается в обеспечении законодательного регулирования и административного управления, сборе налогов, организации финансовой системы государства, эмиссии национальной валюты, поддержании её курса[47].

Государственное регулирование предполагает проведение экономической политики по различным направлениям:

1. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика заключается в регулировании экономики с помощью государственного бюджета и налогообложения, т.е. предусматривается установление на определённом уровне степени зависимости предприятия от бюджета. Такая политика проявляется в следующем:

Ÿ в период спада производства – в увеличении объёмов финансирования общественных работ, государственных программ по оказанию поддержки важным для экономики предприятиям;

Ÿ в период подъёма – в уменьшении налогов с населения и предприятий, что ведёт к повышению платёжеспособного спроса населения и возможностей для инвестирования у предприятий и, следовательно, к оживлению экономики;

Ÿ в любой период – в налоговом регулировании, которое выражается в увеличении льгот для предприятий, функционирующих в желательных для государства сферах экономики, для малых предприятий и предприятий, осуществляющих реконструкцию, техническое перевооружение или расширение действующего производства; в установлении моратория на уплату обязательных платежей; в замораживании начисления пеней; в предоставлении рассрочки и отсрочки погашения долга, в возможности получения налогового кредита.

2. Структурная политика реализуется в процессе приватизации имущества государственных предприятий. В этой области намечены следующие направления:

Ÿ пересмотр принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом;

Ÿ усиление роли государства в процессе реформирования отношений собственности;

Ÿ усиление государственного контроля в государственном секторе экономики.

Особенно это касается тех предприятий, которые обеспечивают научно-техническую и технологическую независимость страны как неотъемлемую часть национальной безопасности.

3. Монетарная (денежно-кредитная) политика представляет собой целенаправленное управление государства банковским процентом, денежной массой и кредитами, которые, в свою очередь, воздействуют на потребительский и инвестиционный спрос. Она выражается в оказании финансовой поддержки на безвозмездной основе и на условиях льготных кредитов жизненно важным для экономики предприятиям. Эта политика проявляется также и в том, что Центральный банк РФ, воздействуя на коммерческие банки и нормируя их обязательные резервы, тем самым стимулирует выдачу кредитов. Кроме того, покупка и продажа ценных бумаг государства и иностранной валюты влияют на экономический рост и инфляцию: покупка ведёт к увеличению денежной массы, продажа – к её снижению.

4. Научно-техническая политика состоит в обеспечении комплексного развития науки и техники, что предполагает следующие меры:

Ÿ выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники;

Ÿ государственная поддержка их развития путем финансирования;

Ÿ осуществление прогрессивной амортизационной и инвестиционной политики;

Ÿ совершенствование системы оплаты труда научных работников;

Ÿ участие в международном научно-техническом сотрудничестве и др.

5. Промышленная политика направлена на преобразование отраслевой структуры промышленности в ходе государственного регулирования промышленности региона, в том числе на реструктуризацию предприятий, создание системы стратегического корпоративного планирования и финансового мониторинга, формирование системы информационной поддержки промышленности. В настоящее время происходит процесс внутренней перегруппировки сил, заставляющий вчерашних олигархов развернуться в сторону более активной и финансово ощутимой поддержки национальной экономики.

6. Амортизационная политика заключается в оптимизации формирования затрат по использованию основных фондов путём выбора наилучшего варианта исчисления амортизации.

7. Инвестиционная политика нацелена на регулирование темпов роста производства, ускорение НТП, изменение отраслевой структуры экономики. Основная задача здесь видится в освобождении государства от функции основного инвестора и создании условий для привлечения частных инвестиций в экономику.

8. Прогнозирование и планирование занимают не последнее место в системе государственного регулирования. Индикативное планирование, основанное на анализе развития экономики, осуществляется в соответствии с имеющимися ресурсами. Результатом являются основные макроэкономические показатели в плановом периоде: темпы роста валового национального продукта и национального дохода, уровень инфляции, безработицы, минимального размера оплаты труда (МРОТ), дефицит бюджета, процентные ставки и др. Определяются способы их достижения и регулирования в случае их невыполнения.

Это интересно:  Принудительная ликвидация юридического лица: основания и порядок 2019 год

9. Ценовая политика состоит в регулировании цен на товары и услуги первой необходимости и на продукцию монополистов с помощью определения предельных или фиксированных цен, предельных коэффициентов изменения цен, предельных уровней рентабельности.

10. Внешнеэкономическая политика предполагает обеспечение условий для притока иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предпринимателей на мировой рынок с помощью таможенных тарифов, протекционизма, принятия соответствующих законов.

11. Социальная политика является одним из важнейших направлений государственного регулирования.

Однако нельзя забывать и о таких проблемах антикризисного регулирования, как:

Ÿ неприятие руководителями предприятий давления со стороны местной администрации;

Ÿ нежелание раскрыть финансовую и производственную информацию о своём бизнесе;

Ÿ убеждённость в том, что в условиях экономической нестабильности составлять программы финансового оздоровления предприятий бесперспективно;

Ÿ отсутствие опыта у руководителей в подготовке конкретных финансовых предложений.

37.252.1.220 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Компании, которые имеют финансовые затруднения или находятся на стадии банкротства, нередко нуждаются в помощи. Именно поэтому существуют и успешно используются такие методы, как антикризисное регулирование и управление.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если фирма имеет большое количество долгов и не в силах с ними справиться, по отношению к ней могут быть применены определенные антикризисные процедуры. Этот процесс состоит из нескольких этапов – антикризисного управления и регулирования.

Чаще всего действия лиц, осуществляющих управление, заключаются в реорганизации или ликвидации предприятия с выгодными условиями как для должника, так и для кредиторов. Если банкротства не избежать, то главной задачей управляющего становится оплата долгов компании.

Антикризисное регулирование – это помощь государства, то есть воздействие на ситуацию на высшем уровне. Эта процедура имеет ряд особенностей, которые отличают ее от других подобных мероприятий:

  • изменения законодательства;
  • государственная поддержка предприятий, деятельность которых приносит пользу экономике;
  • добровольная приватизация и ликвидация компаний;
  • усовершенствование работы арбитражных управляющих;
  • консультирование предприятий, имеющих финансовые затруднения, по вопросам выхода из кризиса или ликвидации;
  • формирование критериев оценки финансовой несостоятельности фирм;
  • выступление в качестве представителя государственных предприятий.

Антикризисное регулирование и управление.

Другими словами, антикризисное регулирование позволяет выявлять состояние предприятий, их платежеспособность и т. д. Различают различные виды и принципы этой процедуры.

Любая организация, целью которой является получение прибыли, рано или поздно может оказаться в сложной финансовой ситуации. Интересно, что нередко это происходит не из-за экономических проблем в стране или других причин. Компания на фоне других успешных фирм легко может оказаться банкротом.

Известно, что любой кризис на предприятии возникает следующим образом: причины – симптомы – факторы. Причинами является событие, провоцирующее симптомы, то есть признаки кризиса, и факторы. Что касается фактора кризиса, то это состояние объекта, прямо указывающее на кризис.

Например, причинами могут выступать низкая квалификация сотрудников, экономические аспекты или плохая системы мотивирования.

Возникают следующие симптомы кризиса – деловые конфликты, задержки заработной платы и т. д. И впоследствии факторами финансовой несостоятельности оказываются плохое качество продукции, долги по кредитам, нарушение технологической дисциплины.

Что такое антикризисное управление предприятием, можно посмотреть в этом видео:

Существуют определенные виды кризиса в организации. Чаще всего на предприятиях возникают финансовые (предпринимательские) кризисы. Неплатежеспособность компании приводит к ее медленному угасанию и полной ликвидации, если не принять соответствующие меры. Помимо финансового различают также следующие кризисы:

  • Производственный. Если руководство компании не занимается обновлением оборудования, то со временем устаревшие технологии не позволят производить хорошую продукцию. Прибыль будет падать, а долги расти.
  • Социальный. Причина кризиса – конфликты между работниками и руководством, возникающие из-за недостаточной заработной платы, неправильных условий труда и т. д. Все это влияет на производство.
  • Организационный. Некоторые компании неправильно разрабатывают внутреннюю политику, которая приводит к появлению неэффективного распределения обязанностей и полномочий на всех уровнях.
  • Информационный. Компания не следит за изменениями на рынке или получает недостоверную информацию. Это приводит к увеличению числа конкурентов.

Такое финансирование на первых порах помогает компании продолжать осуществлять свою деятельность, но со временем приводит к большим проблемам.

Существует несколько стадий банкротства, которые позволяют определить, если ли выход из сложившейся ситуации. На первых двух стадиях предприятие еще функционирует, но уже появляются определенные сбои в работе и начинаются конфликты среди сотрудников.

На следующей стадии сбои уже посерьезней, так как начинает появляться задолженность по заработным платам, а часть сотрудников отправляют в отпуска. На этом этапе происходит увольнение хороших специалистов.

Какие могут быть последствия кризиса?

Четвертая и пятая стадии характеризуются остановкой производства, хотя предприятие еще может функционировать. Тем не менее, на этом этапе все больше кредиторов начинают предъявлять свои требования. Также происходит массовое увольнение работников.

Если не решать ситуацию, то каждая стадия будет усугублять положение, переходя в следующую. В итоге компания обанкротится. Поэтому антикризисные процедуры необходимо использовать как можно раньше.

Государство, осуществляя деятельность по антикризисному регулированию, соблюдает определенные принципы. Такая политика позволяет эффективно помогать компаниям, имеющим финансовые и другие затруднения. Фискальная политика необходима для того, чтобы оказать поддержку предприятиям в первую очередь по оплате налогов.

Антикризисное регулирование не обходится без промышленной политики, направленной на преобразование различных отраслевых структур. Обязательно создается и усовершенствуется система корпоративного и стратегического планирования, с помощью введений ограничений. Используется также финансовый мониторинг, позволяющий оказывать мощную информационную поддержку предприятиям.

Для оптимизации затрат, которые используются из фондов, необходима амортизационная политика антикризисного регулирования. Для привлечения инвестиций и поддержки компаний применяется инвестиционная политика. А чтобы контролировать цены на услуги и товары, государство использует ценовую политику.

Эти принципы антикризисного регулирования необходимы для оказания полноценной помощи предприятиям. Система включает огромное количество элементов, которые взаимодействуют друг с другом. В первую очередь государство осуществляет мониторинг, позволяющий определить состояние компаний и учет результатов их деятельности.

Если фирма находится на грани банкротства, ее руководство обязано принять все меры по улучшению своего финансового состояния и выплате долгов. Существует специальные организации федерального уровня, которые занимаются тем, что анализируют платежеспособность таких компаний.

Они разрабатывают графики погашения долгов перед кредиторами, помогают изыскать средства для осуществления платежей и т. д. Если предприятие не способно самостоятельно исправить положение и возникает вопрос о банкротстве, специалисты таких организаций оказывают юридическое сопровождение.

Кризисная ситуация на производстве означает, что используемые методы осуществления деятельности не эффективны. А значит, руководству необходимо пересмотреть свои позиции и устранять причины финансовой несостоятельности.

В первую очередь он определит, имеет ли компания шансы выйти из ситуации и продолжить свое существование. Далее рассматриваются варианты платежеспособности, так как главная задача – это расчет с кредиторами.

Как государство проводит регулирование антикризисного управления, расскажет это видео:

Менеджер поможет создать новые стимулы для работы, повысить уровень производства и т. д. Если смотреть на антикризисное регулирование с этой точки зрения и использовать все возможности выхода из ситуации, то фирма легко может продолжить свою финансовую деятельность.

Это интересно:  Калькулятор расчета индексаций согласно статьям о присуждении денег 2019 год

Банкротство для любого предприятия означает большие долги и потерю рабочих мест. Поэтому так важно соблюдать правила антикризисного управления. Оно состоит из нескольких этапов:

  • оценка финансового кризиса фирмы;
  • определение бизнес-плана финансового оздоровления компании;
  • регулирование этого процесса;
  • реализация дополнительных антикризисных мер.

Конечно, антикризисные мероприятия не всегда позволяют предприятиям выйти из ситуации с перспективами для осуществления дальнейшей деятельности. Но даже если спасти компанию не удается, ее банкротство и ликвидация происходят гораздо проще.

Чаще всего требования кредиторов удовлетворяются в полной мере, а руководство компании-банкрота получает бесценный опыт.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

2.8. Антикризисное регулирование на региональном уровне (на примере Республики Карелия)

Проблемы региональной экономики в период борьбы с кризисом не перестают быть одними из самых актуальных тем для научных исследований. На сегодняшний день регионы Российской Федерации отличаются друг от друга по многим параметрам. Речь идет не только о географическом положении, которое, несомненно, определяет многие характеристики, такие как наличие сырьевой базы региона, отдаленность от крупных промышленных центров, но и о социальной структуре региона, а также потенциале развития его производительных сил.

Чтобы разрешить противоречия между регионами, выровнять существующие диспропорции целесообразно использовать механизм государственного регулирования экономики субъектов Российской Федерации. В результате чего должна быть сформирована единая система организационноправовых механизмов, способная воздействовать на развитие территориальной экономики. Следует подчеркнуть, что государственное регулирование экономики должно эффективно осуществляться как на общенациональном уровне, так и на уровне субъектов. Причем методы регулирования могут существенно отличаться в различных регионах. Поэтому рассмотрим экономические методы государственного регулирования региональной экономики на конкретном примере Республики Карелия.

Экономические методы государственного регулирования, как на федеральном, так и на региональном уровне подразделяются на прямые и косвенные. И хотя единой точки зрения на их определения не существует, принцип разделения данных методов во всех случаях идентичен.

Прямые методы воздействия государства на экономику заключаются в проектном финансировании, кредитовании, реализации различных целевых программ. Данная группа методов предполагает обеспечение региона финансовыми ресурсами. Основными преимуществами применения простых методов являются относительная простота и достаточно быстрая и точная оценка эффективности их применения. К недостаткам можно отнести изменение конкурентной среды и отток финансовых ресурсов из одних сфер деятельности в другие, причем не всегда экономически оправданный. Косвенные методы государственного регулирования экономики предполагают проведение со стороны государства денежно-кредитной политики, а также воздействие на таможенные, валютные, внешнеэкономические отношения. Что, в свою очередь, влияет на формирование благоприятной конкурентной среды в регионе, а также создание новых факторов производства. Следует отметить, что, в отличие от прямых методов регулирования, косвенные методы не носят адресного характера и воздействуют на экономику региона опосредованно. Достоинствами косвенных методов является их гибкость, неотделимость от функционирования рыночных механизмов.

Республика Карелия входит в группу регионов, экономическая ситуация в которых близка к средней по стране. Однако существует ряд экономических проблем, к решению которых в период кризиса привлекались методы государственного регулирования. В первую очередь в 2009 году реализовывались антикризисные меры по стабилизации экономической ситуации. Следует отметить, что за 2009 год Республика Карелия включена в перечень из 14 субъектов Российской Федерации, в которых антикризисные меры реализованы наиболее продуктивно [100] . Как уже говорилось выше, одними из самых эффективных и быстродействующих являются прямые методы государственного регулирования экономики. За 2009 год в Республике Карелия предпринимались следующие меры прямого воздействия:

1. Субсидирование сельскохозяйственных производителей. Данная антикризисная мера позволила Республике не допустить резкого спада производства сельскохозяйственной продукции, однако он все же имел место. Индекс физического объема продукции сельского хозяйства за 2009 год составил 98,0 % к предыдущему году. Следует заметить, что за первый квартал 2010 года наблюдается рост данного показателя по отношению к аналогичному периоду 2009 года (табл. 2.4).

Таблица 2.4. Динамика основных социально-экономических показателей [101]

2. Реализация региональной программы поддержки занятости населения на 2009 год. Общий объем финансирования данной программы составил 167 миллионов рублей. Безусловно, решение проблемы безработицы призвано стимулировать экономический рост региона. Тем более в условиях кризиса наиболее важным представляется сохранить рабочие места, хотя, как показывает практика, удалось обеспечить рост заработной платы отдельных категорий граждан. По большей части изменения коснулись работников государственных учреждений в связи с вводом новых систем оплаты труда. Таким образом, по состоянию на март 2010 года среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в целом по Республике Карелия составила 19243,6 рубля и возросла по сравнению с соответствующим периодом 2009 г. на 8,3 %, по сравнению с предыдущим месяцем на – 8,2 %. Реальная (начисленная) заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, выросла по сравнению с мартом 2009 г. на 0,8 %, с февралем 2010 г. на – 7,2 % [102] . В первом квартале 2010 года численность зарегистрированных безработных по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года также сократилась. Но, несмотря на выявившуюся положительную динамику показателей заработной платы и безработицы, необходимо заметить, что рост безработицы в Карелии выше среднего по России.

3. Поддержка Правительством Республики Карелия приоритетных инвестиционных проектов. В рамках этого направления государственного регулирования из бюджета Республики субсидировалась часть банковской процентной ставки, а также проводилась реструктуризация задолженности по кредитам, выделенным на реализацию инвестиционных проектов. Однако в данной сфере оптимистичные прогнозы строить рано. Объем инвестиций в основной капитал в 2009 г. составил 18681,7 млн рублей или, 68,1 % к соответствующему периоду предыдущего года (в сопоставимых ценах). Такая тенденция обусловлена прежде всего тем, что ряд крупных инвесторов в данный момент приостановили реализацию инвестиционных проектов, ссылаясь на финансовую нестабильность. В целом инвестиционная привлекательность Карелии не самая высокая по России. Республике присвоен рейтинг 3B2 [103] , который означает незначительный инвестиционный потенциал с умеренным уровнем риска. И хоть иностранные инвестиции в 2009 году выросли более чем вдвое по сравнению с 2008 годом, недостижимым по прежнему остается уровень иностранных инвестиций в 2007 году.

4. Поддержка малого бизнеса. Данная цель государственного регулирования в условиях кризиса имеет достаточно большое значение. И не только потому, что развитие малого бизнеса является одним из важнейших стимулов экономического роста региона, но и способствует обеспечению занятости населения, смягчая последствия кризиса в социальной сфере. В целом по стране государство выделило дополнительно 6 миллиардов рублей по Программе финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства [104] . В 2009 году была введена в действие региональная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия на период до 2014 года», в рамках которой проводится субсидирование части процентной ставки по инвестиционным кредитам на сумму 10 млн руб. Индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам предоставлялись гранты, на которые было выделено 2,8 млн рублей.

Проведя обзор основных прямых методов государственного регулирования экономики Республики Карелия, а также результатов их применения, целесообразно перейти к рассмотрению косвенных методов воздействия. И в данном случае одним из основных ориентиров становится малый бизнес. Наряду с сохранением действующих, введены новые налоговые льготы для организаций, расширен перечень видов деятельности для предоставления налоговых льгот, установлены дифференцированные ставки по упрощенной системе налогообложения [105] . Безусловно, данный метод государственного регулирования позволяет экономить хозяйствующим субъектам финансовые ресурсы для дальнейшего вовлечения их в оборот и развития производства.

Помимо проведения налоговой политики, правительство Карелии в 2009 году позаботилось об экспортерах. К примеру, в результате переговоров было принято решение о переносе срока повышения таможенных пошлин на экспорт необработанной древесины, что, несомненно, позволит экспортерам республики еще год пользоваться прежними тарифами. На первый взгляд данная мера может показаться сомнительной. Ведь неоднократно говорилось о том, что необходимо развивать деревообработку на территории Карелии, а не экспортировать необработанную древесину за рубеж. Но в условиях кризиса применение такого рычага, как регулирование таможенной политики со стороны государства в пользу экспортеров позволит предприятиям лесопромышленного комплекса республики высвободить часть финансовых ресурсов для поддержания стабильности и развития. А уже в посткризисный период можно сделать рывок в развитии производства.

Это интересно:  Договор цессии в процедуре банкротсва предприятия: составление, виды, оспаривание, необходимые документы 2019 год

Данные методы, как уже говорилось выше, имеют ряд недостатков, одним из которых является невозможность в полной мере и достаточно объективно оценить эффективность применения косвенных методов государственного регулирования экономики региона на практике. Однако проведение подобных мер неизбежно и продиктовано динамичностью экономики и очевидной необходимостью в гибких рычагах управления экономикой субъекта со стороны государства.

Таким образом, можно сделать вывод, что государственное регулирование экономики Республики Карелия в период кризиса осуществлялось согласно Плану действий Правительства Республики Карелия на 2009 год. Однако остается очевидным тот факт, что государственное регулирование успешно справляется не со всеми поставленными задачами. Несовершенство рынка диктует определенные трудности, такие как усложнение задач государственного регулирования и расширение их спектра, в то время как развитая рыночная экономика региона могла бы самостоятельно решить их. Если вникать вглубь проблемы, можно заметить, что собственно сам кризис и был спровоцирован накопившимися за последние годы диспропорциями в стране, а также несовершенством институциональной среды и, прежде всего, государственного регулирования экономики.

В данный момент регионы пытаются решить задачи по стабилизации экономики с помощью совершенствования тех же методов государственного регулирования. Именно поэтому необходимо задуматься не о предотвращении худших сценариев развития, а о максимально эффективном сочетании принятых мер государственного регулирования экономики регионов и рыночных механизмов. Очевидным остается тот факт, что невозможно все проблемы решить с помощью вмешательства государства, на сегодняшний день оно тоже ощущает дефицит ресурсов в результате снижения налоговых поступлений, в связи необходимостью увеличения межбюджетных трансфертов вследствие обострения ситуации во многих регионах [106] .

Еще один явный «минус» применения методов государственного регулирования экономики региона состоит в отсутствие ориентиров и критериев оценки их эффективности. Возможно, не удастся уследить, в какой момент времени необходимо приостановить меру, а в какой момент усилить ее воздействие. Скорее всего, государство будет ориентироваться на наличие у него свободных ресурсов для реализации своих задач, а не наоборот. То есть будет преобладать затратная компонента поддержки, нежели целевая, что может негативно сказаться на эффективности принимаемых государством мер.

Под антикризисным регулированием понимается совокупность мероприятий, цель которых – обезопасить государственные и частные компании от финансовой несостоятельности и закрытия.

Управленческие решения, направленные на предупреждение кризиса и минимизацию его негативных последствий, должны приниматься как руководством предприятия, так и на государственном уровне.

Антикризисные мероприятия позволяют оптимизировать работу организации, предотвратить развитие финансового кризиса или смягчить последствия, наступившие в результате его наступления. Выбор стратегии зависит от типа деятельности предприятия и его позиции на рынке.

Антикризисное регулирование должно осуществляться не только со стороны руководства компании, но и со стороны правительства. Принимаемые государством меры обязаны защитить предприятия от разорения и помочь им развиваться.

Выделяют следующие виды регулирования деятельности фирм и экономики в целом:

  • информационное (сбор сведений о крупных и экономически значимых компаниях, их анализ и учёт);
  • социальное (защита интересов персонала фирмы-банкрота, своевременная выплата причитающихся пособий и т. д.);
  • правовое (определение случаев действительной и фиктивной несостоятельности предприятий);
  • экономическое (стабилизация рынка и экономики в целом путём осуществления ряда соответствующих мероприятий);
  • кадровое (обучение специалистов методам антикризисного управления компанией);
  • методическое (выявление признаков несостоятельности, осуществление профилактических мероприятий и т. д.);
  • организационное (создание благотворных условий для оперативного разрешения конфликтов и кризисных ситуаций с минимальными негативными последствиями);
  • экологическое (обеспечение защиты окружающей среды от отрицательного воздействия жизнедеятельности фирм и организаций).

Для стабилизации финансового положения компании необходимо предпринимать целый ряд мер. Например, чтобы улучшить отношения с контрагентами, понадобится реструктуризировать имеющиеся у фирмы долги, перераспределить получаемую прибыль, оптимизировать производство, обновить методы работы предприятия и т. д.

Система управления предприятием в кризисной ситуации или до наступления этого момента должна основываться на определённых принципах. Благодаря им аналитики способны оперативно выявить факторы риска и предпринять необходимые действия.

К основным принципам антикризисного регулирования относят:

  • постоянную готовность к реагированию на кризисную ситуацию (чем раньше будут приняты необходимые меры, тем больше шансов у фирмы на восстановление платёжеспособности и положения на рынке);
  • необходимость диагностирования кризиса на ранних стадиях (намного проще нейтрализовать угрозу на этапе её развития, чем бороться с наступившими негативными последствиями);
  • адекватность реагирования (принимаемые меры должны быть максимально эффективны для конкретного предприятия, чтобы добиться желаемого результата);
  • комплексность осуществляемых мер (необходимо реализовать все внутренние возможности фирмы для её выхода из кризиса);
  • высокий уровень гибкости системы антикризисного управления (антикризисная политика должна оперативно подстраиваться под изменяющиеся условия финансовой среды).

На государственном уровне проводятся соответствующие мероприятия, направленные на выход фирмы из кризиса с минимальными финансовыми потерями.

Правительство должно заниматься развитием науки и технической стороны бизнеса. Использование льготных программ и создание положительных условий для продвижения деятельности не только крупных, но и небольших компаний благотворно сказывается на экономике в целом.

Финансовые кризисы различны, поэтому и совокупность мер, способных предотвратить их наступление, тоже может различаться в зависимости от ситуации. Система управления заключается в разработке определённых алгоритмов действий, способных достичь максимально положительного эффекта.

Система регулирования кризиса должна обладать следующими характеристиками:

  • адаптивностью (подстраиваться под изменчивые условия финансовой и экономической сферы);
  • эффективностью (необходимо использовать весь внутренний потенциал предприятия);
  • оперативностью (речь идёт об обеспечении своевременного ситуационного реагирования на возникший кризис);
  • мотивацией (развивать уверенность в оперативном выходе из сложной ситуации, поощрять терпение и энтузиазм персонала);
  • поддержкой инноваций (без оптимизации производства и развития деятельности компании невозможно добиться прогресса и успешного выхода из кризисной ситуации).

Для разработки конкретной программы выхода из кризиса необходимо своевременно проводить мониторинг финансового положения фирмы.

Система антикризисного регулирования должна отличаться индивидуальностью, то есть быть оптимизирована под конкретную компанию. Для этого изучаются все факторы, способные оказать то или иное влияние на организацию.

В состоянии острой неплатёжеспособности, при которой невозможно осуществление дальнейших выплат даже благодаря полному сокращению производства, наиболее высок риск банкротства фирмы. Такой этап особенно опасен для кредиторов и соучредителей компании.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас или заполните форму онлайн:

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, pravoza.ru, econ.wikireading.ru, urmozg.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector