+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Арбитражные управляющие: требования, правовой статус, особенности деятельности 2019 год

Чтобы вести деятельность арбитражного управляющего в Российской Федерации, нужно в обязательном порядке иметь российское гражданство, а также состоять в организации управляющих.

Трудовая деятельность арбитражного управляющего проходит в формате частной практики.

Управляющему не запрещено вести дополнительную деятельность, включая предпринимательскую. Однако деятельность не должна мешать выполнению обязанностей. Решения, принятые в ходе работы, не должны носить характер личной выгоды.

Виды арбитражных управляющих:

  1. Временный управляющий проявляет себя на стадии наблюдения. Его работа заключается в финансовом анализе дел должника, анализе его платежеспособности по кредитам. На основании собранной информации управляющий формирует отчет и рекомендации.
  2. Внешний управляющий выполняет все функции постоянного управляющего, который к этому моменту уже отстранен от дел. Цель внешнего управляющего – это восстановление платежеспособности клиента. По итогам деятельности внешнего управляющего определяется дальнейшая судьба предприятия. Если платежеспособность восстановлена, то на предприятии назначается новый постоянный руководитель, а внешний арбитражный управляющий получает вознаграждение и сдает дело. Работа управляющего продолжается до достижения мирового договора или расчета с долгами предприятия. Если платежеспособность не восстановлена, то в ход пускается конкурсное производство, начинает работу конкурсный управляющий.
  3. Конкурсный управляющий заботится о соблюдении имущественных интересов клиента.

Арбитражный руководитель – это главная фигура в процессе банкротства. В обязательном порядке на занимаемой должности от него ждут правовых знаний в области несостоятельности предприятий, а также хорошей судебной практики.

Управление предприятием в условиях кризиса и ликвидации требует от руководителя специфических знаний и умений, которыми не наделен среднестатистический руководитель, занимающий свою должность в стабильных условиях.

Неоспоримыми требованиями к руководителю должны быть:

  1. Регистрация как частный предприниматель.
  2. Высшее образование в правовой сфере, сфере управления и сопряженных сферах.
  3. Трудовой опыт на руководящей должности.
  4. Сдача экзамена на квалификацию.
  5. Отсутствие факта сотрудничества с клиентом во избежание конфликтов интересов.
  6. Отсутствие судимостей.

Антикризисный руководитель наделен правами:

  • созыва всех кредиторов на собрание;
  • созыва комитета кредиторов;
  • сотрудничество с арбитражным судом в виде подачи заявлений и ходатайства;
  • получение доход в виде вознаграждения за свою деятельность.
  • привлечение при необходимости к сотрудничеству третьих лиц с последующей оплатой их услуг за счет предприятия-должника;
  • сбор необходимых сведений об имуществе должника;
  • подача заявления о прекращении своей деятельности по конкретному делу.

Обязанности арбитражного управляющего включают следующее:

  1. Защищать имущественные интересы должника всеми законными способами.
  2. Анализировать финансовую сторону работы должника.
  3. Следить за выполнением обязательств перед кредиторами.
  4. Сообщать о выявленных административных правонарушениях на предприятии.
  5. Обоснованно и разумно вести расходы, связанные с нормализацией деятельности предприятия-должника.
  6. Выявлять возможность преднамеренного доведения до банкротства.
  7. Хранить конфиденциальность относительно своей работы с предприятиями-должниками.
  8. Действовать в интересах клиента.

Арбитражный управляющий обладает особым правовым статусом антикризисного руководителя. Его деятельность подконтрольна арбитражному суду и кредиторам предприятия-должника. Это главное действующее лицо на предприятии, от которого зависит оздоровление организации, легитимность банкротства и выполнение обязательств перед кредиторами.

Арбитражный управляющий сочетает в себе несколько должностей, наделенных различными функциями.

Управляющий может быть отстранен от дела только при соответствующем утвержденном решении суда. Предпосылкой могут стать нанесение материального ущерба, несоответствие действий с административным законодательством, уклонение от исполнения своих полномочий.

Внести жалобу на нарушение управляющим процесса имеет право любой участник дела, зафиксировавший нарушение.

Если действия управляющего привели к материальному ущербу, то его полный размер должен быть компенсирован. Имущественная ответственность будет компенсирована саморегулируемым учреждением, членом которого являлся нарушитель.

Саморегулируемая организация компенсирует ущерб за счет средств фонда. Материальная основа данного фонда формируется за счет обязательных для участников организации взносов.

Страхование ответственности является обязательным условием правомерной деятельности арбитражного управляющего. Страховка необходима для урегулирования вопросов материальной ответственности и возмещения нанесенного ущерба.

Проходя подготовку, будущие управляющие в обязательном порядке знакомятся с основными моментами и особенностями страхования ответственности. Данный договор страхования предусматривает необходимость материальной ответственности как страховой случай, при наступлении которого страховая сумма идёт на погашение убытков.

Если страховой суммы недостаточно для возмещения материального ущерба, то арбитражный управляющий обязан произвести погашение из личных средств. Если он отказывается или вносит неполную сумму, то потерпевший имеет право обратиться с требованием компенсации в организацию, к которой относится управляющий.

Работа арбитражного управляющего оплачивается в форме вознаграждения. Данная процедура проводится в соответствии со статьей 20.6 №127-ФЗ.

Размер вознаграждения может быть различным. Его сумма состоит из фиксированной части и процентной ставки, поэтому может изменяться. К вознаграждению может быть дополнена компенсация текущих расходов, связанных с трудовой деятельностью по конкретному делу.

Законодательно большая часть всех категорий банкротов не имеет дополнительных требований к арбитражному управляющему.

Выделяют три сферы предприятий отдельных категорий:

  1. Участники рынка торговли акциями и облигациями.
  2. Сельскохозяйственные предприятия.
  3. Предприятия стратегической важности.

Другие категории должников не предусматривают наличия у антикризисного руководителя особого статуса.

Арбитражный руководитель помимо своих основных качеств при работе с особыми категориями предприятий должен соответствовать таким критериям:

  1. Трудовой стаж не менее 5 лет, трудовую деятельность лучше вести на предприятии особой категории и не менее 2 года на руководящей должности.
  2. Управляющий должен успешно справиться с не менее чем двумя делами о банкротстве.
  3. Ни разу управляющий за свою практику не должен быть отстранен от дел.

Эти качества в совокупности со стандартными требованиями должен сочетать в себе управляющий, наделенный особым статусом в связи с работой на предприятии особой категории.

Подробное разъяснение о том, кем является арбитражный управляющий, можно найти в данной передаче.

В литературе нередко утверждается, что известные трудности с исследованием вопросов о понятии арбитражного управляющего, его функциях и полномочиях обусловлены противоречивостью действующего законодательства, его несовершенством. Однако проблемы в законодательстве появляются тогда, когда в науке нет четкого теоретического представления о том, что предстоит регулировать соответствующим законодательством. Именно проблемы теории являются причиной несовершенства разрабатываемых и принимаемых правовых актов. Данное положение обусловливает необходимость выработки концепции арбитражного управляющего и его правового положения [17, с. 74].

Правовой статус арбитражного управляющего закреплен в ст. 20 Закона о банкротстве, из которой, во-первых, следует, что арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую данным Законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой; во-вторых, деятельность арбитражного управляющего в деле о банкротстве не является предпринимательской деятельностью; в-третьих, арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности, а также предпринимательской деятельностью в порядке, установленном законодательством Российской Федерацией, при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и не приводит к конфликту интересов [32, с. 27].

Доктринальное толкование является неоднозначным. Проблема правового статуса арбитражного управляющего является дискуссионной, можно выделить несколько теорий.

Наиболее распространенной является теория представительства [50, с. 37].

По мнению А.В. Егорова, такой подход отражен в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30 июня 2011 г. № 51 Доводы в пользу возникновения отношений представительства: а) право действовать от имени должника; б) распоряжение имуществом должника [30, с. 38].

Различают несколько модификаций теории представительства: арбитражный управляющий как представитель должника, кредиторов, а также представитель одновременно и должника, и его кредиторов.

Теория представительства, с помощью которой объясняется правовое положение конкурсного управляющего, не нова. В российской дореволюционной доктрине теория представительства использовалась для объяснения правового положения участников конкурсного производства [26, 31].

Теория представительства подвергается критике [42, с. 97]. По мнению О.В. Пантелишиной, следует отграничивать представительство от иных правовых форм участия третьих лиц в установлении и реализации гражданских правоотношений, в частности от деятельности арбитражного управляющего, который не является представителем [40, с. 7].

В доктрине встречается трактовка статуса арбитражного управляющего как работника, заключившего трудовой договор.

В научных публикациях по проблеме несостоятельности о трудовом статусе арбитражного управляющего либо совсем умалчивается, либо высказывается мнение, согласно которому он является субъектом трудовых отношений должника [25, 54]. Так, С.Н. Чуча арбитражного управляющего относит к субъектам трудовых правоотношений. Трудовая правосубъектность управляющих различна, отмечает автор, в зависимости от вида процедур банкротства, а в случае возложения на управляющего обязанностей руководителя должника, он приобретает правосубъектность работодателя — должника в полном объеме [54, с. 21]. Подобного подхода придерживается и Л. Гершанок. При конкурсном производстве, указывает автор, юридическое лицо осуществляет свои права и обязанности, в том числе связанные с трудовыми отношениями, через арбитражного управляющего, который действует от его имени как исполнительный орган [25, с. 44]. Таким образом, автор приравнивает трудовой статус арбитражного управляющего к статусу руководителя должника.

Это интересно:  Калькулятор дней просрочки и правила выполнения расчетов с его помощью 2019 год

Вещная теория статуса арбитражного управляющего. А. Белоликов считает, что права арбитражного управляющего можно отнести к ограниченным вещным правам [16, с. 30].

Публичная теория. При определении статуса арбитражного управляющего представители этой теории выделяют в деятельности арбитражного управляющего преимущественно публичные аспекты [49, с. 10]. По мнению Е.В. Богданова, арбитражного управляющего следует признать судебным управляющим, назначаемым судом от имени государства и контролируемым государством, деятельность управляющего оценивается им как судебно-управленческая [17, с. 77].

Конституционный суд РФ также оценивает полномочия арбитражного управляющего как такие, которые в значительной степени носят публично-правовой характер [7].

Итак, определение правового статуса арбитражного управляющего представляет определенную сложность, однако можно утверждать, что он не заключает каких-либо договоров ни с должником, ни с его кредиторам, не следует также преувеличивать в его деятельности публичные аспекты. Арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно согласно п. 4 ст. 20.3 Закона о банкротстве в интересах кредиторов, должника и общества.

На протяжении более чем десяти лет законодатель последовательно рассматривал деятельность арбитражного управляющего как предпринимательскую. В частности, согласно п. 1 ст. 19 утратившего силу Федерального закона от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражным управляющим (временным управляющим, внешним управляющим, конкурсным управляющим) может быть назначено арбитражным судом физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов. Согласно ранее действовавшей редакции ст. 20 Закона о банкротстве 2002 г. арбитражным управляющим может быть гражданин Российской Федерации, который соответствует определенным требованиям, одним из которых является требование о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Однако в литературе законодательное требование об обязательной регистрации арбитражного управляющего в качестве индивидуального предпринимателя подвергалось критике.

Как следует из нормы ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, предпринимательская деятельность — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Проанализируем содержание деятельности арбитражного управляющего на предмет соответствия указанным признакам предпринимательской деятельности.

Во-первых, как указано выше, предпринимательская деятельность — это самостоятельная деятельность. Однако деятельность арбитражного управляющего достаточно жестко ограничена, с одной стороны, перечнем полномочий (прав и обязанностей), установленным законодательством о банкротстве, которые может и должен реализовать арбитражный управляющий, а с другой — необходимостью при осуществлении некоторых действий и принятии определенных решений учитывать мнение других субъектов конкурсного права, например кредиторов, учредителей (участников) должника, собственника имущества должника — унитарного предприятия.

Во-вторых, предпринимательская деятельность — деятельность, осуществляемая на свой риск. Как пишет И.Ю. Мухачев, «свой риск» означает возможность наступления отрицательных последствий именно для себя, а арбитражный управляющий в большинстве случаев рискует не своим имуществом, последствия его деятельности касаются прежде всего должника и кредиторов.

Риск убытков, связанных с осуществлением деятельности по проведению процедур банкротства, у арбитражных управляющих минимален. В частности, все расходы, связанные с проведением процедур банкротства, относятся на имущество должника. При этом существует лишь риск не получить вознаграждение за исполнение полномочий арбитражного управляющего либо не компенсировать расходы, понесенные при отсутствии средств у должника, необходимых для оплаты расходов на момент их осуществления. Однако, проанализировав состав имущества должника и установив отсутствие средств для выплаты вознаграждения, арбитражный управляющий вправе отказаться от исполнения полномочий арбитражного управляющего (п. 1 ст. 20.3 Закона о банкротстве). Кроме того, размер вознаграждения зависит не от предпринимательских способностей арбитражного управляющего, а от вида процедуры банкротства и балансовой стоимости активов должника (размер вознаграждения арбитражного управляющего определен ст. 20.6 Закона о банкротстве).

В-третьих, источником получения прибыли в результате осуществления предпринимательской деятельности могут быть: пользование имуществом, продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг. Ни один из указанных видов деятельности не характеризует деятельность арбитражного управляющего, и прежде всего по основанию и оформлению.

Так, деятельность арбитражного управляющего ближе всего к оказанию услуг. Основанием правоотношений по оказанию услуг является заключение договора возмездного оказания услуг, в соответствии с которым исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Однако арбитражный управляющий не заключает ни с одним субъектом конкурсного процесса договор, предметом которого является осуществление арбитражным управляющим деятельности по проведению процедур банкротства. Основанием для исполнения арбитражным управляющим соответствующих полномочий является акт арбитражного суда об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве.

Таким образом, деятельность арбитражного управляющего практически не содержит признаков предпринимательской деятельности.

К лицам, осуществляющим не предпринимательскую, а профессиональную деятельность, наряду с адвокатами и нотариусами Л.А. Аксенчук отнесла арбитражных управляющих. Н.В. Федоренко и П.Н. Пархоменко также определили деятельность арбитражного управляющего как профессиональную. Аналогию между деятельностью арбитражного управляющего и деятельностью нотариусов и адвокатов еще в период действия Закона о банкротстве 1998 г. проводили и некоторые другие авторы. Так, В.В. Королев, П.В. Ганин и В.В. Глотов в своей работе «Проблемы общего правового регулирования деятельности частных субъектов арбитражного управления» указывают, что в действительности по своему статусу арбитражные управляющие скорее ближе к нотариусам или адвокатам, т.е. лицам, занимающимся иной индивидуальной деятельностью, чем обычные предприниматели. «Закрепление за арбитражными управляющими в принципе не свойственного их деятельности правового статуса порождает в настоящее время целый ряд проблем. В случае если права и обязанности арбитражного управляющего не будут изменены в сторону коммерциализации, то статус арбитражного управляющего должен быть приближен к статусу лиц, осуществляющих особый социально значимый вид деятельности. При разработке нормативных документов, закрепляющих статус арбитражных управляющих, могут быть взяты нормы российского законодательства, регулирующие аудиторскую или адвокатскую деятельность».

Признак наличия законодательных требований к квалификации субъекта не является единственным признаком профессиональной деятельности. В качестве иных ее признаков в литературе определяются следующие:

  • 1) наличие контролирующих государственных органов, которые ведут реестр частнопрактикующих лиц, издают инструкции и методические рекомендации по вопросам деятельности, оказывают помощь в проведении мероприятий по повышению профессионального уровня;
  • 2) наличие профессиональных организаций, которые создаются для защиты профессиональных интересов и выполняют некоторые публичные функции, устанавливают правила поведения частнопрактикующих лиц, разрабатывают профессиональную этику;
  • 3) наличие у лица, занимающегося профессиональной деятельностью, обязанности заключить договор страхования своей ответственности.

Проанализируем нормы Закона о банкротстве и попробуем сделать вывод о наличии или отсутствии данных признаков в деятельности арбитражного управляющего.

Требования к наличию у арбитражного управляющего определенного уровня профессиональных знаний Законом о банкротстве, безусловно, предусмотрены: в частности, это требование о наличии высшего профессионального образования, о наличии стажа работы на руководящих должностях и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве, о сдаче теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих (ст. 20 Закона).

Контроль за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии — Росреестр (п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. № 457)). В частности, Росреестр:

  • — ведет реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (абз. 2 п. 3 ст. 29 Закона о банкротстве; пп. 5.1.7 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии; Приказ Минюста России от 30 декабря 2004 г. № 202 «Об утверждении Положения о порядке ведения единого государственного Реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и формы выписки из единого государственного Реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих»);
  • — ведет сводный государственный реестр арбитражных управляющих (абз. 10 п. 3 ст. 29 Закона о банкротстве, пп. 5.1.7 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии; Приказ Минюста России от 30 декабря 2004 г. № 203 «Об утверждении Положения о порядке ведения Реестра арбитражных управляющих»);
  • — участвует в организации подготовки арбитражных управляющих, проведении и приеме теоретического экзамена по Единой программе подготовки арбитражных управляющих (абз. 5 п. 3 ст. 29 Закона о банкротстве; пп. 5.10, 5.11 п. 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии; Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 308 «Об утверждении Правил проведения и сдачи теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих»; Приказ Федеральной регистрационной службы от 13 апреля 2005 г. № 47 «Об утверждении Регламента работы комиссий по приему теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих»).
Это интересно:  Штраф за неуплату НДС в срок и причины начисления 2019 год

Полномочия по контролю профессиональной деятельности арбитражных управляющих также принадлежат саморегулируемым организациям арбитражных управляющих (п. 2 ст. 22 Закона о банкротстве), которые являются некоммерческими организациями, целями деятельности которых являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих (ст. 2 Закона о банкротстве). Членство в СРО является обязательным условием осуществления деятельности в качестве арбитражного управляющего.

В частности, согласно ст. 22 Закона о банкротстве к обязанностям саморегулируемой организации (далее — СРО) относятся: разработка и установление обязательных для выполнения членами СРО правил профессиональной деятельности; контроль профессиональной деятельности членов СРО в части соблюдения требований Закона о банкротстве, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности; рассмотрение жалоб на действия члена СРО, исполняющего обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве; организация и проведение стажировки гражданина Российской Федерации в качестве помощника арбитражного управляющего; организация повышения уровня профессиональной подготовки своих членов и ряд других полномочий.

При этом СРО вправе: представлять интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления; обжаловать от своего имени в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия или бездействие органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения; подавать иски о защите прав и законных интересов арбитражных управляющих — членов саморегулируемой организации, в том числе о взыскании ущерба, причиненного арбитражным управляющим органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также иными лицами (п. 1 ст. 22 Закона о банкротстве).

Предъявляет Закон о банкротстве требования и к обеспечению финансовой ответственности арбитражного управляющего. Согласно п. 3 ст. 20 Закона о банкротстве условиями членства в СРО являются наличие у члена СРО договора обязательного страхования ответственности и внесение членом саморегулируемой организации установленных ею взносов, в том числе взносов в компенсационный фонд СРО.

Помимо указанных к признакам профессиональной деятельности, которым отвечает и деятельность арбитражных управляющих, следует отнести осуществление деятельности в соответствии с правилами профессиональной деятельности. В Законе о банкротстве упоминаются: 1) стандарты и правила профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденные СРО; 2) федеральные стандарты профессиональной деятельности арбитражных управляющих; 3) федеральные стандарты деятельности СРО, разработанные национальным объединением СРО и утвержденные регулирующим органом (Министерством экономического развития РФ).

Согласно п. 11 ст. 20 Закона о банкротстве нарушение арбитражным управляющим требований законодательства, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности является основанием для прекращения членства арбитражного управляющего в СРО, что сделает невозможным продолжение деятельности в качестве арбитражного управляющего.

Таким образом, в деятельности арбитражного управляющего присутствуют признаки профессиональной деятельности. Законодательное определение деятельности арбитражного управляющего как профессиональной является закономерным результатом теоретической и практической оценки правовой природы данного вида деятельности [23, с. 18-22].

Решение проблемы правового статуса арбитражного управляющего представляет не только теоретический, но и практический интерес, поскольку позволяет определить существо правоотношений, возникающих с участием управляющих в процедурах несостоятельности, правовой статус которых не может быть определен традиционными правовыми конструкциями.

Основными принципами деятельности арбитражного управляющего являются независимость, объективность и беспристрастность.

Для осуществления своих функций арбитражный управляющий наделен определенными правами и обязанностями.

— созывать собрание кредиторов;

— созывать комитет кредиторов;

— обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»;

— получать вознаграждение в размерах и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»;

— привлекать для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», стандартами и правилами профессиональной деятельности или соглашением арбитражного управляющего с кредиторами;

— запрашивать необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления;

— подать в арбитражный суд заявление об освобождении от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.

Вознаграждение в деле о банкротстве выплачивается арбитражному управляющему за счет средств должника, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Вознаграждение, выплачиваемое арбитражному управляющему в деле о банкротстве, состоит из фиксированной суммы и суммы процентов.

Размер вознаграждения определяется в соответствии с положениями ст. 20.6. Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» закрепляет возможность получения арбитражным управляющим дополнительного вознаграждения за счет средств кредиторов.

Арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан:

— принимать меры по защите имущества должника;

— анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности;

— вести реестр требований, кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

— предоставлять реестр требований кредиторов лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов, в течение трех дней с даты поступления требования в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

— в случае выявления признаков административных правонарушений и (или) преступлений сообщать о них в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях;

— предоставлять собранию кредиторов информацию о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за собой гражданскую ответственность третьих лиц;

— разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве. Обязанность доказывать неразумность и необоснованность осуществления таких расходов возлагается на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением в арбитражный суд;

— выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства в порядке, установленном федеральными стандартами, и сообщать о них лицам, участвующим в деле о банкротстве, в саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий, собранию кредиторов и в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях;

— сохранять конфиденциальность сведений, охраняемых федеральным законом (в том числе сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну) и ставших ему известными в связи с исполнением обязанностей арбитражного управляющего;

— осуществлять иные установленные настоящим Федеральным законом функции.

Гарантом профессиональной этики являются саморегулируемые организации арбитражных управляющих. Под саморегулируемой организацией арбитражных управляющих понимается некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, включена в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.

Основанием для включения некоммерческой организации в Единый реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих является выполнение ею следующих условий:

— она должна объединять не менее 100 арбитражных управляющих;

— члены такой организации должны участвовать не менее чем в 100 (в совокупности) процедурах банкротства, в том числе не завершенных на дату включения в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;

— за счет взносов членов должен быть сформирован компенсационный фонд или общество взаимного страхования (из расчета не менее чем 50 тыс. руб. на каждого члена).

Саморегулируемые организации арбитражных управляющих создаются в целях представления и защиты прав и законных интересов своих членов, контроля за их профессиональной деятельностью, организации и проведения стажировки гражданина Российской Федерации в качестве помощника арбитражного управляющего, рассмотрения жалобы на действия своего члена, ведения реестра арбитражных управляющих, являющихся ее членами, и т.д. (ст. 22 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

В законах разных стран о банкротстве используются различные термины для обозначения лица, несущего ответственность за управление производством по делу о несостоятельности, в том числе такие, как «администраторы», «доверенные лица», «ликвидаторы», «контролеры», «управляющие имущественной массой», «кураторы», «официальные или судебные управляющие» или «комиссары».

Управляющий в деле о несостоятельности может быть физическим лицом или, как это имеет место в некоторых правовых системах, корпорацией, или другим самостоятельным юридическим лицом. Независимо от способа назначения управляющий в деле о несостоятельности играет центральную роль в обеспечении эффективного и действенного выполнения законодательства о несостоятельности, обладает определенными полномочиями в отношении должников и их активов, несет обязанность по защите активов и их стоимости, а также интересов кредиторов и работников, и обеспечивает эффективное и беспристрастное применение закона.

Это интересно:  Помощь в ликвидации от профессионалов 2019 год

Поэтому крайне важно, чтобы управляющий в деле о несостоятельности имел соответствующую квалификацию и обладал знаниями, опытом и личными качествами, которые бы обеспечивали не только эффективное и действенное ведение производства, но также и доверие к режиму несостоятельности.

Таковы требования развитых правопорядков, обобщенные в Руководстве ЮНСИТРАЛ. Рассмотрим, насколько данный подход был учтен при разработке и принятии российского Закона о несостоятельности.

Понятие и визы арбитражных управляющих по российскому закону. Статья 2 Закона о несостоятельности определяет арбитражного управляющего как гражданина Российской Федерации, утверждаемого арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных этим законом полномочий и являющегося членом одной из саморегулируемых организаций.

При этом, как разъяснил Конституционный Суд РФ, полномочия арбитражного управляющего в деле о банкротстве в значительной степени носят публично-правовой характер, что означает действие управляющего в интересах должника, кредиторов и общества в целом. Это, в свою очередь, позволяет определить его как фигуру, на первостепенной основе подчиняющуюся предписаниям публичного права, что, однако, не исключает наличия обязательственно-правовой природы в его деятельности.

Законодатель выделил следующие разновидности арбитражных управляющих:

  1. временный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения;
  2. административный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления;
  3. внешний управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления;
  4. конкурсный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства.

Таким образом, Закон о несостоятельности предусматривает, что назначение для каждой из «основных» процедур банкротства отдельного арбитражного управляющего, функции и объем правомочий которого существенно различаются. Независимо от процедуры любой управляющий реализует ряд «универсальных», не зависящих от стадии конкурсного процесса задач.

Выбор арбитражного управляющего. В данном вопросе необходимо выделить два положения: а) каковы требования к кандидату на этот пост и б) как строится процедура назначения.

В законодательстве о несостоятельности используются различные подходы к решению первого положения. Управляющий в банкротном процессе может выбираться из числа представителей различных профессиональных групп, например предпринимательского сообщества, служащих какого-либо специализированного правительственного учреждения или из какой-либо частной коллегии квалифицированных специалистов (как правило, юристов, бухгалтеров). В некоторых правовых системах законодательство о несостоятельности предусматривает, что по всем конкурсным делам или по некоторым категориям этих дел автоматически назначается конкретное должностное лицо.

Во многих государствах управляющий в деле о несостоятельности должен быть физическим лицом, однако в ряде стран допускается назначение и юридического лица при соблюдении определенных требований, например, чтобы лица, которые будут выполнять соответствующую работу от имени юридического лица, обладали надлежащей квалификацией, а деятельность самого юридического лица подпадала под регулирование.

Российский закон также предъявляет к кандидату в арбитражные управляющие определенные требования. В соответствии со ст. 20 Закона о несостоятельности арбитражным управляющим может быть гражданин, который:

  1. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя;
  2. имеет высшее образование;
  3. имеет стаж руководящей работы не менее чем два года в совокупности;
  4. сдал теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих;
  5. прошел стажировку сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего;
  6. не имеет судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
  7. является членом одной из саморегулируемых организаций. Конституционность последнего требования была поставлена под сомнение, но Конституционный Суд РФ высказался в пользу соответствия данной нормы Основному закону.

Что же касается процедуры назначения арбитражного управляющего, то здесь необходимо отметить следующее.

Во многих правовых системах управляющий в деле о несостоятельности выбирается и назначается судом, который также осуществляет надзор за его деятельностью. Выбор может производиться по усмотрению суда из списка специалистов, обладающих надлежащей квалификацией, а также может осуществляться с помощью использования реестра специалистов, или на основе ротации, или же каким-либо другим способом, например по рекомендации кредиторов или должника.

В некоторых государствах выбор управляющего осуществляется по поручению суда специальным органом или учреждением, на которое возложены функции по общему регулированию деятельности всех управляющих в делах о несостоятельности.

Еще один подход позволяет кредиторам играть определенную роль в представлении кандидатур и выборе управляющего в деле о несостоятельности, который может быть назначен при условии, что он отвечает квалификационным требованиям для работы в этом качестве в рамках конкретного дела.

Наконец, четвертый вариант позволяет должнику назначить управляющего в деле о несостоятельности в тех случаях, когда, например, реорганизационное производство (восстановительная процедура банкротства: финансовое оздоровление или внешнее управление) было открыто по инициативе должника.

В соответствии со ст. 39, 42 и 45 Закона о несостоятельности суд на основании заявления кредитора, инициирующего дело о банкротстве, определяет саморегулируемую организацию, из числа членов которой будет избран арбитражный управляющий, и передает ей соответствующий запрос.

После получения запроса о представлении кандидатур управляющего саморегулируемая организация составляет список своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными судом в качестве арбитражного управляющего и в наибольшей степени удовлетворяющих требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего, содержащимся в запросе. Должник и заявитель (представитель собрания кредиторов) вправе отвести по одной кандидатуре арбитражных управляющих, указанных в списке кандидатур. Оставшаяся кандидатура утверждается арбитражным судом.

Данный порядок в действующем законе изложен применительно к первой из вводимых процедур банкротства — наблюдению и соответственно касается назначения временного управляющего. Однако он является единым для всех разновидностей рассматриваемого участника дела о банкротстве.

Законодатель, используя известный прием нормотворческой техники, не прибегает к подробному изложению соответствующей процедуры применительно к назначению административного, внешнего и конкурсного управляющего, а допускает отсылочную норму, указывающую на необходимость применения ст. 45 Закона о несостоятельности (ст. 83, 96, 127). Отличие в данном случае только одно. Если при введении наблюдения саморегулируемая организация указывается кредитором — инициатором дела о банкротстве, то в последующих процедурах организацию выбирает уже собрание кредиторов (п. 1 ст. 73 Закона о несостоятельности).

Обязанности и функции арбитражного управляющего. В Руководстве ЮНСИТРАЛ названы следующие обязанности и функции управляющего в банкротном деле, которые реализуются независимо от типа введенной процедуры банкротства:

  1. взятие под свой контроль активов, образующих имущественную массу, и коммерческой документации должника;
  2. выполнение функций представителя имущественной массы;
  3. привлечение финансирования после открытия производства;
  4. осуществление прав в интересах имущественной массы в рамках возбужденных судебных, арбитражных или административных процедур;
  5. получение информации, касающейся должника, его активов, обязательств и ранее заключенных сделок (особенно сделок, заключенных в течение подозрительного периода);
  6. принятие мер для защиты и сохранения активов имущественной массы и коммерческого предприятия должника;
  7. регистрация прав имущественной массы (когда регистрация необходима для формализации прав имущественной массы в отношении добросовестных приобретателей), а также ряд др.

Конечно, ряд из перечисленных функций реализуется на определенных стадиях условно или опосредованно, но в целом закон ориентирует любого управляющего на следование таким задачам. Помимо этого в зависимости от избранной процедуры банкротства арбитражный управляющий может выполнять более узкие, специфически направленные функции, в частности, при попытке восстановления бизнеса и платежеспособности должника — разработку плана санации (финансового оздоровления) предприятия, его последующее претворение в жизнь, а при ликвидации — реализацию активов имущественной массы.

Российский закон о несостоятельности в целом следует тенденциям развитых систем несостоятельности.

Статья написана по материалам сайтов: znaydelo.ru, studwood.ru, www.aup.ru, isfic.info.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector