+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Государственный долг и его влияние на состояние экономики страны 2019 год

ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ

Р.Р. Яруллин , д — р экон . наук, профессор

Уфимский филиал Финансов ого университет а при Правительстве РФ

Аннотация . В статье рассмотрены положительные и отрицательные моменты влияния г осударственн ого внешн его долг а на эк ономик у страны , приведена структура, а также выявлены направления долговой политики Российской Федерации по управлению государственным долгом.

Ключевые слова : внешний долг, структура долга, влияние государственного долга.

В настоящее время задолженность по внешним государственным заимствован и ям представляет собой актуальную пр о блему для России. Объективная возмо ж ность погашения внешнего государстве н ного долга является основным моментом стабильности экономики страны. От того насколько правильно происходит управл е ние страной и какие решения принимаю т ся для погашения данного государственн о го долга зависит уровень ставок по пр о центам, эффективность бюджета госуда р ства , стабильность курса по валюте внутри страны, ин вестиционная привлекател ь ность. Следовательно, при организации бюджета государства органам государс т венной власти необходимо принимать во внимание оптимальную величину госуда р с твенного внешнего долга страны.

Бюджетный кодекс Российской Фед е рации определяет государственный долг, как долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юрид и ческими лицами Российской Федерации, муниципальными образованиями, ин о странными государствами, междунаро д ными финансовыми организациями, а также долговые обязательства по госуда р ственным гарантиям, предос тавленным Российской Федерацией [ 1] (БК РФ, гл. 14, ст. 97) .

В государственый внешний долг включаются выраженные в иностранной валюте :

– сумма долга по ценным бумагам государства ;

– размер основного долга по тем кредитам, которые получены Р оссийской Федерацией;

– величина обязательств по г осударственным гарантиям Российской Федерации.

Структура государственного внешнего долга России характеризуется следующим образом (табл.1). [3]

Таблица 1 . Структура государственного внешнего долга России по состоянию на 1 октября 2017 года

Государственный внешний долг РФ

Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами – не чл е нами Парижского клуба

Задолженность перед официальными многосторонними кред и торами

Задолженность по внешним облигационным займам

Задолженность по облигациям внутреннего государственного валю т ного займа

Государственные гарантии РФ в иностранной валюте

В данное время перед экономикой гос у дарства сто я т две цели: развивать ф ина н сов ый рын о к внутри страны и направлять средства на уменьшение дефицита в ко н солидированном бюджете России. При значительном объем е государственного внешнего долга , большая часть средств федерального бюджета отправляется именно на данные цели , сл е довательно, происходит снижение расходов на разв и тие и расширение производства вну т ри страны , на социальные нужды, в итоге , все сказывается на уро вне жизни людей. Т а ким образом, происходит замедление эк о номического роста страны.

Государственный внешний до лг стр аны оказывает как положительное влияние на национальную экономику страны, так и отрицательное.

Положительные последствия заключ а ются в следующем:

1 ) б ольшой выгодой для страны являе т ся то, что существует возможность пр и влечения в бюджет государства заемных средств и сохранения относительного ра з мера долга;

2 ) д ефицит бюджета в стране приводит к нарастанию объемов государственного долга, а профицит, наоборот, наделяет возможностью погашать наросший долг. Следов а тельно, если в стране наблюдается продолжительный экономический рост, то возрастает доходная часть бюджета, кот о рая позволяет уплачивать проценты по долгу государств а.

Негативные последствия заключаются в следующем:

– п ри постоянном увеличении внешнего долга государства, правительству прих о диться сдерживать капиталовложения и н вестиций в национальное хозяйство стр а ны;

– н арастание внешних заимствований ведет к снижению своей политической н е зависимости, а также влечет за собой о г ромную зависимость отечественных ф и нансов от международных;

– г осударственный внешний долг, как и любой другой долг, необходимо погашать вместе с процентами .

Управлять внешним долгом страны можно с помощью различных инструме н тов, таких как конверсия, выкуп долга с дисконтом, реструктуризация. Конверсия заключается в частичной ликвидации внешних долгов заменяя их на национал ь ные активы. Полож и тельным моментом данного инструмента является превращ е ние внешнего долга страны в акции с п о мощью инвестиций в предприятие страны. Выкуп долга с дисконтом выгоден лишь тем, чьи долги имеют большой дисконт. В данном случае стране, которая является должником необходимо иметь огромные запасы в золотовалютных резервах. Рес т руктуризация представляет собой измен е ние каких-либо основных условий в о б служивании долга.

В настоящее время Правительство РФ намерено применять реструктуризацию по отношению к внешнему долгу государс т ва. Для того чтобы уменьшить совокупный объем в нешнего долга государства и, сл е довательно, снизить расходы на его о б служивание в 2017 году принято решение о расположении ценных бумаг государства в иностранной в а люте со стоимостью до 4 000, 0 млн. долл. США.

При ограничениях на внешние заимс т вования, которые действуют в данное вр е мя, можно порекомендовать следующие направления долговой политики Росси й ской Федерации для управления госуда р ственным долгом:

– п оддержание объема внешнего долга государства на безопасном уровне для экономики;

– н еобходимо максимально эффективно расходовать средства, которые привлеч е ны от внешних государственных заимс т вований;

– с тараться возмещать государственный внешний долг при низком валютном курсе иностранной валюты по отношению к рублю;

– у величивать конкурентоспособность отечественных товаров и уменьшать зав и симость экономики от нефтяных и газовых доходов.

Внешний долг государства является о г ромным бременем для национальной эк о номики страны, потому что при его выпл а те уходит значительная часть денежных средств из бюджета страны. Всё э то то р мозит экономический ро ст в стр ан е и, сл е довательно, может произойти спад в н а циональном производстве. При постоя н ном нарастании долга страна , по сути, п е редае т его своему будущему поколению.

1. Бюджет ный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 30.09.2017).

3. Министерство финансов РФ [ Электронный ресурс ] . – Режим доступа: www.minfin.ru

INFLUENCE OF THE EXTERNAL STATE DEBT ON THE NATIONAL ECONOMY OF THE COUNTRY

Это интересно:  Неисполнение мирового соглашения - предусмотренная отвественность 2019 год

R.R. Yarullin , doctor of economic sciences, professor

Ufa branch of the financial university under the Government of the Russian Federation

Abstract. In the article positive and negative moments of influence of the state external debt on the economy of the country are considered, the structure is shown, and directions of the debt po l icy of the Russian Federation on public debt management are revealed.

Keywords: external debt, debt structure, influence of public debt.

Выяснив экономическую природу дефицита государственного бюджета, мы вплотную подошли к анализу государственного долга.

Государственный долг представляет собой задолженность, накопившуюся у правительства в результате заимствования денег для финансирования предшествующих бюджетных дефицитов. Государственный долг равен сумме прошлых бюджетных дефицитов минус бюджетные излишки.

Поэтому все причины, порождающие и увеличивающие бюджетный дефицит, часто рассматриваются в литературе так же, как причины возникновения и роста государственного долга. Принципиально новый момент в нашем анализе – переход от анализа влияния бюджетного дефицита на экономику в коротком периоде к рассмотрению долговременного воздействия на ее состояние государственного долга.

Превращение бюджетного дефицита в государственный долг происходит посредством:

  • • займов государства в национальном банке;
  • • получения правительством национальной экономики кредитов от иностранных государств и международных финансовых институтов;
  • • выпуска государственных ценных бумаг, представляющих собой обязательства по выплате заимствованных денег с процентами для всех желающих приобрести данные обязательства экономических субъектов.

Такими путями государство привлекает дополнительные средства для удовлетворения общественных потребностей и расширения воспроизводства. Само по себе наличие постоянного бюджетного дефицита и растущего государственного долга – не показатель ухудшения экономической ситуации в экономике. В настоящее время в развитых странах бюджетные дефициты и порожденный ими государственный долг, по сути, представляют собой встроенные в экономический цикл факторы стабилизации и развития экономики.

Эффективно распорядившись заемными средствами даже при растущем государственном долге, государство может улучшить экономическую ситуацию в стране, используя эти средства производительно, в частности как источник инвестирования, чтобы решить острые социальные проблемы.

Государственный долг и вызвавшие его бюджетные дефициты могут быть продуманными и спланированными факторами стабилизации экономики и ее развития.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

Внутренний государственный долг представляет собой задолженность государства перед своими экономическими субъектами, внешний – перед иностранными.

Экономически развитые страны, как правило, имеют значительный государственный внутренний долг. С одной стороны, это заем нации самой себе». Он не вызывает оттока средств из страны и не ведет непосредственно к прямому сокращению богатства нации. Положительные эффекты от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов, обусловившие стабилизацию темпов экономического роста и их повышение, могут существенно перекрывать издержки по обслуживанию внутреннего государственного долга.

С другой стороны, нельзя не учитывать ряда возможных отрицательных последствий внутреннего государственного долга.

  • 1. При погашении задолженности за счет бюджетных средств, по сути за счет палого плательщиков, происходит отток доходов к владельцам ценных бумаг, а значит, к состоятельным слоям общества, что ведет к усилению дифференциации доходов.
  • 2. Необходимость обслуживать долг может вызвать увеличение налогов и как следствие – снижение деловой активности в экономике.
  • 3. При большом внутреннем долге может проявиться и усилиться эффект вытеснения частных инвестиций. Выход государства на ссудный рынок ведет к усилению на нем конкуренции, вследствие чего повышается процентная ставка, что сокращает число прибыльных инвестиционных проектов, снижает инвестиционную активность в экономике, а значит, и темпы ее экономического роста.

Облигации и акции частных предприятий, с одной стороны, и государственные облигации – с другой, являются для экономических субъектов взаимозаменяемыми. Вторые могут быть для определенных групп населения даже привлекательнее, поскольку обладают большей надежностью по сравнению с ценными бумагами частного сектора.

Средства, которые могли бы производительно использоваться в экономике, вкладываться в развитие реального частного сектора, тратятся на приобретение государственных ценных бумаг и в конечном счете могут превратиться в значительной степени в непроизводительные расходы государства.

Если даже в определенной доле эти средства будут использоваться государством производительно, все равно произойдет перемещение ресурсов от частного сектора к государственному, менее эффективному по своей природе, что может привести к общему снижению эффективности в экономике.

Интенсивность вымывания частного капитала зависит от многих факторов, в числе которых можно назвать масштабы увеличения государственного долга, доверие экономических субъектов к действующему правительству и связанную с ним склонность осуществлять сбережения, хранить финансовые активы в той или иной форме.

4. Современные теории инфляции обращают внимание на связь между темпами инфляции в стране и величиной ее государственного долга. Механизмы этой связи разнообразны. В частности, экономические агенты могут ожидать, что государство в будущем профинансирует выплаты по долгам за счет денежной эмиссии, а это приведет к росту цен, который через механизм рациональных ожиданий приведет к росту цен в настоящем. Наращивая внутренний государственный долг, государство стимулирует инфляцию. Выплата внутреннего государственного долга за счет увеличения предложения денег на основе их эмиссии может привести к лавинообразному росту темпов инфляции, разрушительному для экономики.

Наличие внешнего долга страны – обычная нормальная общемировая практика. Многие страны с развитой рыночной экономикой имеют большой внешний долг. Вместе с тем возможны и его объективные отрицательные последствия.

  • 1. Обслуживание внешнего государственного долга предполагает утечку ресурсов из страны-должника, что сужает возможности потребления и инвестирования в национальной экономике.
  • 2. Большая внешняя задолженность может привести национальную экономику к серьезному экономическому кризису. Страна вынуждена больше экспортировать, чем импортировать, для того чтобы выплачивать проценты но долгу и часть долга по своим обязательствам. Например, в конце 1980-х гг. Мексика направляла около трети экспортной выручки на обслуживание внешнего долга.
  • 3. Быстрый рост внешнего долга может поставить страну в неблагоприятное зависимое положение от кредиторов, снижает международный авторитет страны и подрывает доверие населения к политике ее правительства.

Каждое из перечисленных последствий затрудняет реализацию основной макроэкономической цели: обеспечение высоких устойчивых темпов экономического роста. Вместе с тем, учитывая все указанные отрицательные последствия, при оценке масштабов государственного долга и степени его воздействия па национальную экономику следует основываться не на абсолютной величине долга, а на соотношении последней с величиной ВВП. Удобен в этом отношении коэффициент «государственный долг – ВВП». Так, когда к 1990 г. США превратились из страны-кредитора в страну-должника, в абсолютном выражении сумма их государственного долга была огромна, но в сравнении с годовым выпуском страны она была не столь уж значительна. Правда, в настоящее время государственный долг США уже превысил 100% ВВП, что обременительно даже для сильной экономики.

Это интересно:  Стоимость ликвидации ООО: основные статьи расходов 2019 год

Для относительной характеристики величины государственного долга в мировой практике используются и другие показатели – относительные параметры внешнего долга. Например, отношение долговых платежей (по погашению и обслуживанию долга) к экспорту товаров и услуг, отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и нефакторных услуг. Исходя из данных относительных показателей можно оценить реальную опасность для экономики существующих масштабов государственного долга.

Выяснив экономическую природу дефицита государственного бюджета, мы вплотную подошли к анализу государственного долга, который представляет собой задолженность, накопившуюся у правительства в результате заимствования денег для финансирования предшествующих бюджетных дефицитов.

Анализ влияния бюджетного дефицита на экономику в коротком периоде позволяет перейти к рассмотрению долговременного воздействия на состояние ее государственного долга. Для этого следует выделить последствия, вытекающие из внутреннего и внешнего долгов. Внутренний долг представляет собой задолженность страны перед своими гражданами, внешний долг — задолженность перед иностранцами. Он предполагает утечку ресурсов из страны-должника, что сужает возможности потребления и инвестирования в национальной экономике.

Экономически развитые страны, как правило, имеют значительный государственный внутренний долг. C одной стороны, это «заем нации сам себе». Он не вызывает оттока средств из страны и не ведет непосредственно к прямому сокращению богатства нации, тогда как положительные эффекты от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов, обусловившие стабилизацию темпов экономического роста и их повышение, могут существенно перекрывать издержки по обслуживанию внутреннего государственного долга.

C другой стороны, нельзя не учитывать ряд возможных отрицательных последствий внутреннего государственного долга.

1. При погашении задолженности за счет бюджетных средств, а по сути, за счет налогоплательщиков происходит отток доходов к владельцам ценных бумаг, а значит, к состоятельным слоям общества, что ведет к усилению дифференциации доходов.

2. Необходимость обслуживать долг может вызвать увеличение налогов и, как следствие, снижение деловой активности в экономике.

3. При большом внутреннем долге может проявиться и усилиться эффект «вытеснения частных инвестиций». Выход государства на ссудный рынок ведет к усилению на нем конкуренции, вследствие чего повышается процентная ставка, что сокращает число прибыльных инвестиционных проектов, снижает инвестиционную активность в экономике, а значит, и темпы ее экономического роста.

Облигации и акции частных предприятий, с одной стороны, и государственные облигации — с другой, являются для экономических субъектов взаимозаменяемыми. Вторые могут быть для определенных групп населения даже привлекательнее, поскольку обладают большей надежностью по сравнению с ценными бумагами частного сектора.

Средства, которые могли бы производительно использоваться в экономике, вкладываться в развитие реального частного сек-

тора, тратятся на приобретение государственных ценных бумаг и в конечном счете могут превратиться в значительной степени в непроизводительные расходы государства.

Если даже в определенной доле эти средства будут использоваться государством производительно, все равно произойдет перемещение ресурсов от частного сектора к государственному, менее эффективному по своей природе, что может привести к общему снижению эффективности в экономике.

Интенсивность вымывания частного капитала зависит от многих факторов, в числе которых можно назвать масштабы увеличения государственного долга, доверие экономических субъектов к действующему правительству и связанную с ним склонность осуществлять сбережения, хранить финансовые активы в той или иной форме.

4. Современные теории инфляции обращают внимание на связь между темпами инфляции в стране и величиной ее государственного долга. Механизмы этой связи разнообразны. В частности, экономические агенты могут ожидать, что государство в будущем профинансирует выплаты по долгам за счет денежной эмиссии, а это приведет к росту цен, который через механизм рациональных ожиданий приведет к росту цен в настоящем. Наращивая внутренний государственный долг, государство стимулирует инфляцию. Выплата внутреннего государственного долга за счет увеличения предложения денег на основе их эмиссии может привести к лавинообразному росту темпов инфляции, разрушительному для экономики.

Что касается влияния на экономику внешнего долга, то хотелось бы отметить следующее. Наличие внешнего долга страны является обычной нормальной общемировой практикой. Многие страны с развитой рыночной экономикой имеют большой внешний долг. Вместе с тем возможны его следующие объективные отрицательные последствия.

1. Обслуживание внешнего государственного долга предполагает утечку ресурсов из страны-должника, что сужает возможности потребления и инвестирования в национальной экономике.

2. Большая внешняя задолженность может привести национальную экономику к серьезному экономическому кризису. Страна вынуждена больше экспортировать, чем импортировать, для того чтобы выплачивать проценты по долгу и часть долга по своим обязательствам.

3. Быстрый рост внешнего долга может поставить страну в неблагоприятное зависимое положение от кредиторов, снижает

международный авторитет страны и подрывает доверие населения к политике ее правительства.

Управление государственным долгом осуществляется посредством эффективного использования средств государственного заимствования, привлечения средств для выплаты долга, а также нейтрализации его негативного воздействия на экономику страны.

Величина государственного долга не должна превышать размеры ВВП более чем в два раза, в противном случае слишком большие ресурсы будут направляться на его обслуживание, что негативно скажется на развитии экономики. По той же причине нежелательно привлечение новых займов, если выплаты по внешним обязательствам составляют более четверти внешнеторгового оборота страны.

Если вложения средств государственного заимствования приносят доходы, превышающие сумму долга и выплаты по нему процентов, то, значит, эти средства используются эффективно. Минимальным критерием эффективности использования заемных средств является величина процента по долгу. Если данное условие не выполняется, то требуется привлечение других источников для выплат процентов по долгу во избежание штрафных санкций за задержку выплат.

Если доходы от размещения государственного долга недостаточны для его погашения, то государство может:

• отказаться от долга полностью или частично;

• исйользовать новые заимствования для выплаты прежних долгов;

• прибегнуть к конверсии долга;

• продать безнадежные долги.

Каждая из указанных мер имеет определенные последствия. В случае отказа от долгов государство не сможет рассчитывать на кредиты в перспективе. Использование новых заимствований для выплаты старых долгов ведет к дальнейшему росту государственного долга. Применение пролонгирования продлевает сроки выплаты государственного долга, но суммы процентов при этом возрастают, поскольку процент придется выплачивать не только по сумме долга, но и по величине невыплаченного процента. При реструктуризация долг переводится в ранг долгосрочных, процентные выплаты при этом не возрастают, ввиду чего данная мера считается предпочтительнее предыдущей.

Конверсия государственного долга предполагает его перевод в долгосрочные иностранные инвестиции при покупке в счет

Это интересно:  Дефолт по облигациям: виды и способы заработка на ценных бумагах 2019 год

долга странами-кредиторами отечественной недвижимости, акций отечественных предприятий И Т.Д.

Безнадежные долги возникают вследствие того, что ранее страна предоставила кредиты другим странам, которые в настоящее время не могут по ним рассчитаться. Хотя безнадежные долги продаются данной страной по значительно меньшей стоимости, их реализация позволяет выручить определенные средства для погашения государственного долга.

Динамика государственного долга воздействует на ситуацию на денежном рынке. Рост долга сопровождается расширением денежной массы за счет работы печатного станка, расходованием сбережений экономических субъектов и избыточных резервов коммерческих банков, что повышает темпы инфляции. Сокращение долга ведет к сжатию денежной массы, которое снижает темпы экономического роста. В целях нейтрализации данных негативных последствий государство должно ужесточать денежно- кредитную и налоговую политику в период увеличения государственного долга, и смягчать ее по мере сокращения последнего.

Большой государственный долг, порожденный крупными бюджетными дефицитами, может негативно повлиять на состояние национальной экономики, поэтому в настоящее время в большинстве развитых стран правительства отказались от рекомендованного кейнсианской теорией дефицитного финансирования экономики и проводят бюджетную политику, основанную на рекомендациях неоклассической теории. Согласно данному подходу сокращаются темпы роста доходов и расходов бюджета, масштабы перераспределения национального дохода через бюджет уменьшаются. В отличие от кейнсианской концепции, делающей упор на стимулирование инвестиций посредством увеличения государственных расходов, теория предложения предполагает повышение инвестиционной активности прежде всего благодаря увеличению сбережений, которое необходимо стимулировать, в частности, путем снижения степени прогрессивности налогообложения либо посредством замены прогрессивного налогообложения пропорциональным.

Современный мир не раз подвергался воздействию финансового кризиса. По мнению экспертов, в основе кризиса обычно лежат долги, которые накапливаются у государств. Поскольку каждое государство имеет определенный уровень расхода денежных ресурсов, может возникнуть ситуация, когда этих ресурсов не хватает, чтобы удовлетворить потребности данной страны, а так же для того, чтобы государство могло выполнять свои функции.

Возникает дефицит государственного бюджета. В такой ситуации государство может привлечь дополнительные средства тремя способами:

· Дополнительная эмиссия денег;

· Займы средств у населения собственной страны, т.е. у юридических и физических лиц (внутренний долг);

· Займы средств у других государств или у международных организаций финансов (внешний долг).

· Первый способ заимствования средств является денежным или эмиссионным, а последние два способа — долговыми, и в сумме составляют государственный долг.

Другими словами, государственный долг — это сумма всех видов долговых обязательств государства перед различными кредиторами. Государственные займы считаются наиболее экономически оправданным источником покрытия дефицита госбюджета.

Причинами возникновения государственного долга могут быть: увеличение расходов государства без соответствующего роста его доходов, циклические спады экономики, сокращение налогов для стимулирования экономики без одновременного уменьшения государственных расходов. Государственный долг имеет каждая страна. Он необходим, если стране не достаточно собственных средств на быстрый вывод экономики из тяжелого положения или на развитие новых производственных отраслей.

По абсолютной величине трудно оценить влияние долга на экономику страны. Более наглядны относительные показатели, которые рассчитываются по отношению к ВВП или ВНП в процентах. Допустимой нормой считается величина госдолга не более 60% от ВВП. Если темпы роста государственного долга не превышают темпов роста ВВП, положение не критично.

Многие страны имеют специальные службы для управления государственным долгом. Задача таких служб — не допустить, чтобы долг превысил ВНП более, чем в 2,5 раза, так как это представляет серьезную угрозу для стабильности экономики государства. Управление государственным долгом подразумевает следующие меры:

· использование заимствованных средств с максимальной эффективностью;

· изыскание средств для выплаты долга;

· сохранение величины государственного долга на уровне, безопасном для экономики;

· нейтрализация нежелательных последствий долга.

Среди методов управления государственным долгом применяются следующие:

· рефинансирование — погашение старой задолженности посредством выпуска новых займов;

· аннулирование или дефолт — отказ государства от обязательств по долгу; происходит, как правило, вследствие смены государственной власти, когда новое правительство отказывается от обязательств старого, либо в случае финансовой несостоятельности страны;

· реструктуризация — изменение условий и сроков погашения долга с согласия кредиторов;

· новация — прекращение действия обязательств между кредитором и заемщиком путем взаимного соглашения, а так же замена старых обязательств на новые, с новыми условиями погашения долгов;

· унификация — объединение ранее выпущенных займов в один новый для сокращения расходов государства и упрощения обслуживания;

· конверсия — изменение величины доходности займов;

· консолидация — изменение сроков уже выпущенных займов, при этом владельцы облигаций и ценных бумаг продолжают получать по ним доход;

· отсрочка погашения займа — в отличие от консолидации, в этом случае прекращается выплата доходов владельцам ценных бумаг.

Кроме прочих показателей, так же важна структура государственного долга. Особенностью структуры государственного долга экономически развитых стран является наличие значительного внутреннего долга, что является дополнительным фактором стабилизации и дальнейшего развития экономики. При этом денежные средства используются эффективно, не ведут к уменьшению национального богатства, а отрицательные последствия в основном перекрываются положительным эффектом экономического развития. Если внутренний государственный долг означает практически, что нация одалживает средства себе самой, и не оказывает на экономику существенного отрицательного влияния, то внешний государственный долг должен контролироваться, чтобы не ввести страну в зависимость от кредиторов. Часто кредиторы предоставляют средства с условием внесения своих корректив в экономическую политику государства-заемщика.

Рост внешнего долга, как правило, подрывает международный авторитет государства и снижает доверие населения к политике своего правительства. На обслуживание долга идут дополнительные материальные средства, что ведет к росту налогов и ложится дополнительным бременем на население. Как правило, увеличение налогов снижает стимул к труду, инвестированию в экономику, инновациям. Особенно значительных средств требует оплата внешнего государственного долга и процентов по нему.

Статья написана по материалам сайтов: economyandbusiness.ru, studme.org, economics.studio, econ.bobrodobro.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector