+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Ликвидация некоммерческой организации может сказаться на заинтересованных лицах 2019 год

Некоммерческая организация (далее – НКО) является особой формой юридического лица, так как не преследует извлечение прибыли в процессе текущей деятельности. Направлением работы НКО являются разнообразные политические, общественные, социальные и культурные цели, что определяют специфику их создания, деятельности, реорганизации некоммерческих организаций и ликвидации таковых.

Каждая ликвидация некоммерческой организации имеет свои основания и правила. Как и большинство других видов юридических лиц, НКО может быть ликвидирована двумя способами:

  • добровольное прекращение деятельности;
  • принудительная ликвидация.

Общие и частные основания для выбора формы ликвидации предусмотрены Федеральным законом от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях в РФ». Главным принципом добровольного прекращения деятельности НКО является решение участников организации.

Принятие такого решения может быть вызвано следующими обстоятельствами:

  • достижение цели, для которой создавалась организация;
  • истечение срока, на который создавалось юридическое лицо;
  • иные основания, послужившие причиной закрытия НКО.

Законодательством предусмотрены случаи, когда некоммерческая организация может быть ликвидирована в принудительном порядке. Такие ситуации возможны, если в процессе деятельности НКО допущены нарушения нормативных правовых актов:

  • направления деятельности НКО прямо запрещены действующим законодательством;
  • в процессе работы организации систематически выявлялись нарушения закона, однако НКО не устранило их;
  • деятельность без получения разрешительных документов, предусмотренных правовыми актами;
  • несоответствие направлений деятельности организации целям, предусмотренным в учредительных документах НКО;
  • признание недействительной регистрации некоммерческой организации;
  • установление признаков несостоятельности.

Инициировать процедуру принудительной ликвидации могут органы прокуратуры РФ, а в случае возможного банкротства – кредиторы некоммерческой организации.

Отдельные основания Федеральный закон № 7-ФЗ предусматривает для случаев принудительной ликвидации следующих видов НКО:

  • некоммерческих фондов;
  • отделений иностранной некоммерческой неправительственной организации.

Про порядок ликвидации некоммерческой организации (пошаговая инструкция по закрытию) через МинЮст и т.п. поговорим ниже.

Отдельные особенности организационно-правовых форм некоммерческих организаций рассмотрены в этом видео:

Порядок ликвидации НКО напрямую зависит от оснований прекращения деятельности.

  • При добровольной ликвидации имеет место свободное волеизъявление участников юридического лица, которое реализуется в решении и последующих действиях, направленных на фактическое закрытие данной организации. Проведение процедуры ликвидации некоммерческой организации в данной форме подразумевает, что НКО обладает достаточными финансовыми средствами и имущественными активами, чтобы полностью рассчитаться по своим долгам.
  • Для инициирования принудительной ликвидации необходимо предъявление соответствующего исковое заявление о ликвидации некоммерческой организации от прокуратуры РФ, а при установлении признаков несостоятельности – одним или несколькими кредиторами. Процесс банкротства НКО не отличается от аналогичной процедуры иных юридических лиц. В случае принудительной ликвидации по обращению прокурора, суд должен установить фактическое нарушение законодательства и обосновать эти выводы в решении суда.

Основанием для добровольного прекращения деятельности НКО является решение его участников. В состав участников могут входить физические лица и организации, поэтому принятие решения о ликвидации должно осуществляться путем проведения собрания граждан и представителей юридических лиц.

Для оформления законного решения в протоколе участников необходимо соблюсти ряд обязательных требований:

  • указать реквизиты собрания участников (место, время, состав присутствующих лиц, наличие кворума и т.д.);
  • принять решение о фактическом прекращении деятельности НКО;
  • утвердить состав ликвидационной комиссии;
  • назначить лицо, уполномоченное на проведение ликвидационных мероприятий.

Принятое решение является основанием для направления в налоговый орган уведомления о начале процедуры ликвидации.

Решение-протокол о ликвидации некоммерческой организации (его образец) доступно для скачивания.

Протокол о ликвидации некоммерческой организации

Совершение процедуры ликвидации требует представления в налоговый орган документов, предусмотренных законодательством. Для принудительной ликвидации таким документов будут являться:

  • решение арбитражного суда о признании некоммерческой организации банкротом;
  • решение суда о принудительной ликвидации по требованию прокурора.

На основании данных документов Инспекция ФНС внесет в ЕГРЮЛ сведения о прекращении деятельности НКО. В случае добровольной ликвидации на различных этапах от некоммерческой организации потребуются следующие документы:

  • решение участников;
  • учредительные документы НКО;
  • письменный документ, подтверждающий опубликование сведений о ликвидации;
  • уведомление в адрес ИФНС по форме РН 0005;
  • свидетельство о регистрации организации в качестве юридического лица;
  • документы ликвидационной комиссии (промежуточный и ликвидационный баланс);
    уведомления налогового органа по формам РН 007 и 0008;
  • протокол собрания участников об утверждении ликвидационного баланса.

Процедура, которую предполагает ликвидация некоммерческой организации из единственного члена-учредителя или нескольких рассмотрена ниже.

Для добровольной процедуры прекращения деятельности НКО предусмотрены следующие обязательные этапы:

  • принятие решения участниками, в котором предусмотрено создание специальной комиссии, уполномоченной на проведение ликвидационных мероприятий;
  • уведомление Инспекции Федеральной налоговой службы о принятом решении;
  • получение от ИФНС документа, подтверждающего начало процедуры ликвидации;
  • опубликование сообщения о нале указанной процедуры;
  • уведомление кредиторов;
  • составление промежуточного баланса организации;
  • расчет с кредиторами и утверждение ликвидационного баланса;
  • направление в Инспекцию ФНС сведений о ликвидации юридического лица;
  • внесение сведений в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности некоммерческой организации.

Прекращение деятельности НКО в случаях, предусмотренным законодательством, осуществляется налоговым органом на основании решения суда, вступившего в законную силу. До тех пор, пока решение суда о ликвидации некоммерческой организации не исполнено инспекцией ФНС путем внесения сведений в ЕГРЮЛ, некоммерческая организация не может быть признана ликвидированной.

Главным последствием завершения процедуры ликвидации НКО является фактическое прекращение ее деятельности. При добровольной ликвидации такие последствия полностью соответствуют намерениям участников закрыть организацию.

Принудительная ликвидация в форме банкротства подразумевает совершение действий, направленных на удовлетворение требований кредиторов. Имущество, оставшееся после ликвидации некоммерческой организации, может быть реализовано на торгах, а вырученные средства пойдут на погашение задолженности.

Если прекращение деятельности проводилось на основании заявления прокурора, некоммерческая организация ликвидируется помимо воли ее участников и органов управления. В этом случае цели создания НКО, перечисленные в учредительных документах, не могут быть достигнуты.

Итогом любой формы проведения процедуры ликвидации станет внесение сведений в ЕГРЮЛ об исключении организации из государственог ореестра юридических лиц.

Право некоммерческих организаций (НКО) рассмотрено в видео ниже:

Под ликвидацией некоммерческой организации следует понимать прекращение деятельности НКО без перехода прав и обязанностей последней другим лицам.

Некоммерческие организации, также как и коммерческие, могут быть реорганизованы. В таких случаях выносится решение о ликвидации организации посредством присоединения, слияния или разделения. Однако данную форму нельзя признать ликвидацией в чистом виде, так как, несмотря на то, что само юридическое лицо прекращает свою деятельность, его права и обязанности переходят иным юридическим лицам.

В дореволюционном российском праве также существовала процедура прекращения юридического лица, а также возможность его реорганизации. Ликвидация сводилась к внесению соответствующей записи в Устав организации или иной основной документ, регламентирующий ее деятельность. Данная запись вносилась органом, проводившим регистрацию создания юридического лица. Не существовало точно определенного порядка и форм ликвидации, ликвидация была казуистична.

В советском праве наблюдается становление ликвидации и реорганизации в более привычном для нас виде. В различные периоды советской власти правом на регистрацию ликвидации были наделены множество органов: суд, министерства, советы и другие.

В постсоветское время регистрацией ликвидации занимались федеральная налоговая служба и министерство юстиции. Связанность этих органов при регистрации состояний некоммерческих организаций наблюдается и на сегодняшний день.

При рассмотрении оснований ликвидации можно выделить две большие группы: добровольная ликвидация и принудительная ликвидация. При добровольной ликвидации принятие решения о ликвидации является выражением воли самого юридического лица. Принудительная ликвидация является последствием юридических действий государственных органов: суда, прокуратуры, федеральной налоговой службы и иных органов. Причинами принудительной ликвидации могут послужить неоднократные и значительные нарушения закона некоммерческой организацией, например, осуществление неразрешенной для данной организационно-правовой формы деятельности, противоречие деятельности организации ее уставным целям, нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц иными способами, наличие неустранимых ошибок, допущенных при регистрации юридического лица. Особое внимание следует обратить на такое основание как осуществление деятельности, противоречащей уставным целям некоммерческой организации. Некоторые НКО (общественные объединения, религиозные объединения) имеют строгий целевой характер создания и деятельности, именно для них особо важно внимательно выбирать направление деятельности. Однако в данной статье мы будем рассматривать особенности ликвидации некоммерческих организаций при добровольной ликвидации.

Принять решение о ликвидации может высший орган управления некоммерческой организации. Некоммерческая организация ликвидируется по истечению срока, установленного уставом, на которое юридическое лицо было создано, а также по достижению цели, ради которой создавалось юридическое лицо. Исключением в данном случае являются фонды: решение об их ликвидации может быть принято только судом по заявлению заинтересованных лиц. Законом установлен перечень этих лиц, однако, фактически заинтересованными лицами могут быть регистрирующие органы, налоговая служба и органы управления некоммерческой организации.

Это интересно:  Понятие и система обязательств по страхованию физ и юрлиц 2019 год

Вместе с принятием решения о ликвидации организации необходимо определить ликвидатора или ликвидационную комиссию. Данный орган осуществляет функции исполнительного органа юридического лица в период ликвидации. Лицо, которое является ликвидатором, может действовать без доверенности от имени юридического лица. Ликвидатором, членом ликвидационной комиссии может быть любой вменяемый совершеннолетний человек, нет ограничений для назначения ликвидатором директора или учредителей организации.

Особенности принятия решения о ликвидации также могут быть установлены уставом организации.

В течение трех дней с момента принятия решения о ликвидации, об этом должны быть уведомлены регистрирующие органы, налоговая инспекция и государственные фонды. Для регистрации факта начала ликвидации некоммерческой организации требуется, в среднем, один месяц. После внесения записи в реестр о начале процедуры ликвидации об этом необходимо уведомить контрагентов и других заинтересованных лиц. Законодатель установил обязанность ликвидируемого юридического лица опубликовать объявление о начале процедуры ликвидации в специальном печатном издании – «Вестнике государственной регистрации».

Необходимость уведомления общественности о начале ликвидации некоммерческой организации вызвана тем, что по своей природе некоммерческие организации призваны защищать и представлять интересы граждан в социальной, духовной и иных сферах. Также некоммерческие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью, если это не противоречит их уставным целям, и если она направлена на достижение последних. Это означает, что у некоммерческой организации могут быть контрагенты, в том числе и кредиторы. Последние в двухмесячный срок с момента публикации известия о начале ликвидации некоммерческой организации могут предъявить свои требования к нему.

Вместе с подачей объявления о начале процедуры ликвидации в налоговую инспекцию подается письмо о начале проверок. Налоговая инспекция проводит камеральную либо выездную проверку, и от сроков ее проведения во многом зависит продолжительность ликвидации некоммерческой организации. Данная процедура преследует цели проверки законности хозяйственной деятельности некоммерческой организации за весь период ее существования. Поскольку некоммерческая организация значительно ограничена в способах получения прибыли и ее деятельность должна быть максимально прозрачной и доступной для ознакомления широкого круга лиц, проведение такой проверки является вполне обоснованной.

По истечении двухмесячного срока после опубликования известия о начале процедуры ликвидации, в регистрирующие органы предоставляется промежуточный ликвидационный баланс. В министерство юстиции предоставляется пакет документов, в том числе и промежуточный ликвидационный баланс с отметкой налоговой инспекции. По истечении месяца выдается свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о составлении промежуточного ликвидационного баланса. Он содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Следует отметить, что до окончания ликвидации юридическое лицо не освобождается от обязанности сдавать бухгалтерскую и налоговую отчетность, уплачивать обязательные платежи в бюджет. Некоммерческие организации также должны отчитываться перед органом юстиции в порядке, установленном законом.

Перед сдачей ликвидационного баланса, некоммерческая организация обязана определить, куда будет направлено оставшееся у нее имущество. Некоммерческие партнерства, например, распределяют имущество между членами организации. Благотворительные организации обязаны направить оставшееся имущество на цели, ради достижения которых они были созданы. Ликвидационный баланс – это нулевой баланс, который показывает, что у организации отсутствуют кредиторская и дебиторская задолженность, покрыты все убытки.

После получения свидетельства о ликвидации некоммерческая организация закрывает счет в банке, о чем уведомляет налоговый орган. Также необходимо сняться с учета в фондах, для чего туда подаются заявления вместе с пакетом документов, установленных законом.

Процедура ликвидации некоммерческой организации длится в среднем 8-10 месяцев. Такой продолжительный срок обусловлен необходимостью всесторонней проверки ликвидируемой организации, а также с целью защиты заинтересованных лиц.

В процессе своего функционирования некоммерческие организации также, как и другие юридические лица нередко ликвидируются.

Однако, в силу того, что НКО имеют иную структуру управления и не преследуют своей целью получение прибыли, то процедура прекращения их функционирования имеет ряд специфических черт.

Регулирует этот процесс гражданское законодательство, а сам процесс может осуществляться учредителями добровольно или по решению суда.

Некоммерческая организация (НКО) представляет собой объединение, сформированное для достижения определенных целей социального, гражданско-правового или благотворительного характера, не связанных с получением прибыли (ст. 2 ФЗ-7).

Если НКО и получает доход, то он не распределяется между ее учредителями, а расходуется на цели, прописанные в уставе организации.

Тем не менее, законодательство не исключает возможность предоставления некоммерческими структурами платных услуг (ст. 116 ГК РФ).

В общем виде основных причин прекращения функционирования некоммерческой организации может быть всего две, в том числе:

  1. Осознание учредителями того, что компания достигла поставленных перед ней целей.
  2. Установление факта нарушения ею законодательства.

Имущество организации приобретается за счет средств учредителей и членских взносов. При этом по итогам ликвидации оно не распределяется между ними.

В остальном – процесс ликвидации напоминает таковой на уровне коммерческой фирмы.

Ликвидация некоммерческой организации – это процедура официального прекращения ее деятельности.

По итогам принятия решения о ликвидации организации учредителями или вынесения постановления судом формируется ликвидационная комиссия, которая:

Даже в рамках судебных заседаний ликвидационная комиссия выступает от лица НКО.

Следует отметить, что в настоящее время практикуется три способа ликвидации НКО, в том числе:

  1. Добровольная окончательная ликвидация.
  2. Альтернативная ликвидация через присоединения к иной НКО (через реорганизацию).
  3. Прекращение функционирования по решению суда.

Парадоксально, но в некоторых случаях причины прекращения деятельности НКО отражаются непосредственно в уставе организации.

В этом случае в их число могут быть включены:

Кроме того, учредители и коллегиальный исполнительный орган НКО могут инициировать его ликвидацию при существовании следующих обстоятельств:

Однако нередки случаи, когда решение о ликвидации принимает арбитражный или иной суд, приводя в качестве оснований для прекращения деятельности такие обстоятельства, как:

  1. Неоднократные и достаточно грубые нарушения положений действующего законодательства страны.
  2. Отсутствие возможности устранения нарушений закона и их последствий.
  3. Организация осуществляет виды деятельности, отличные от прописанных в ее уставе.
  4. Имеют место подозрения в экстремистском характере деятельности организации.

Стоит добавить, что, как и иное юридическое лицо, НКО может объявить о начале процедуры банкротства. Она может быть начата по решению учредителей или судебных органов.

Основанием для такого решения становится невозможность компании в течение трех месяцев покрыть свои долги перед третьими лицами.

Что это альтернативная ликвидация, читайте здесь.

Процесс ликвидации НКО может занять от 4 до 6 месяцев – в зависимости от характера, масштабов, а также законности деятельности.

Вопросы, касающиеся прекращения деятельности некоммерческой организации в РФ регулируются нормами гражданского законодательства.

Отдельные положения прописаны в:

Аспекты, касающиеся исключения некоммерческой структуры из ЕГРЮЛ описывает ФЗ-129.

Процесс ликвидации некоммерческой организации строго регламентирован законодательством РФ и предусматривает следующие основные этапы:

  1. Принятие решение о прекращении деятельности учредителями или судом.
  2. Формирование ликвидационной комиссии.
  3. Уведомление органа государственной регистрации.
  4. Сбор и оформление пакета бумаг.
  5. Обнародование сведений о прекращении деятельности НКО в «Вестнике государственно регистрации».
  6. Уведомление кредиторов и составление промежуточного баланса.
  7. Покрытие всех открывшихся обязательств и разработка итогового ликвидационного баланса.
  8. Передача документов в регистрационный орган.
Это интересно:  Реорганизация и ликвидация юридических лиц: сходства и отличия 2019 год

Прекращение деятельности НКО, как правило, представляют в виде 3-х этапов ликвидации. Этап первый — подготовительные мероприятия

Видео: ликвидация предприятия, фирмы

На данном этапе происходит несколько важных процессов, которые призваны подготовить организацию к ликвидации, в том числе:

А также подготовить пакет документов, включающий такие бумаги, как:

Все бумаги передаются в Минюст, откуда по завершении их проверки, которая длится 2-3 месяца, приходит разрешение на осуществление процедуры.

Этап второй — уведомление контрагентов и общественности

Второй этап состоит из спектра практических мероприятий, которые нацелены на оповещение широкого круга лиц относительно ликвидации некоммерческой организации.

Мероприятия осуществляются в таком порядке:

  1. Публикация сообщения в «Вестнике», что происходит в течение 5-ти дней после принятия решения (ст. 19 ФЗ-7).
  2. Уведомление кредиторов путем рассылки им заказных писем, что осуществляется за 2 месяца до ликвидации.
  3. Составления промежуточного баланса, который еще включает непогашенные обязательства перед кредиторами.

После этого в Минюст направляются такие бумаги:

  • уведомление РН0007 (составление промежуточного баланса);
  • промежуточный баланс;
  • протокол собрания, утвердившего последний;
  • бланк, свидетельствующий о размещении сообщения в «Вестнике».

Этап третий: завершающие процедуры

После того, как все заинтересованные стороны уведомлены организация приступает к выполнению своих обязательств, в том числе:

  1. Погашаются задолженности перед всеми кредиторами.
  2. Формируется итоговый баланс и положительным или нейтральным итогом (без долгов).
  3. Осуществляется регистрация факта ликвидации, для чего в Минюст передаются:
  • заявление РН0008 (регистрация ликвидации);
  • ликвидационный баланс и протокол его утверждения;
  • платежный документ о внесении госпошлины;
  • решение арбитражного суда, в том случае, если речь идет о банкротстве;
  • свидетельство о регистрации;
  • акт об уничтожении печатей и бланков.

Все представленные выше документы рассматриваются в течение 10 дней, после чего выдается свидетельство об исключении из ЕГРЮЛ.

Основанием для начала процедуры регистрации выступает решение учредителей, оформленное в виде протокола.

В этом процессе важно соблюдение нескольких важных правил:

  1. На собрании должно присутствовать более 2/3 всех учредителей НКО.
  2. Решение о ликвидации принимается в ходе голосования большинством голосов.

Протокол составляет секретарь собрания, а утверждает его председатель. Он должен содержать два решения – относительно ликвидации и формирования комиссии.

Автономная некоммерческая организация (АНО) – это специфический вид последней. Она формируется в целях предоставления услуг в таких социальных сферах, как здравоохранение, культура, наука.

Пошаговая инструкция ликвидации акционерного общества в 2019 году, смотрите здесь.

Процедура ликвидации такой организации, как правило, аналогична общей процедуре прекращения деятельности некоммерческих организаций.

Однако важно учесть две особенности этого процесса, а именно:

  • с момента принятия решения и до уведомления Минюста может пройти 1-1,5 месяца;
  • публичное уведомление о прекращении деятельности размещается в местном издании для юридических лиц.

По срокам ликвидация АНО занимает 2-4 месяца.

Ликвидация некоммерческой организации может быть осуществлена по решению судебных органов (ст. 61 ГК РФ). Причины принятия такого решения судом были приведены выше.

Инициировать же данный процесс вправе руководители НКО, представители Минюста и правоохранительных органов.

В случае прекращения деятельности некоммерческой организации в судебном порядке, основанием выступает постановление суда.

Судом же определяется факт создания и состав ликвидационной комиссии. Дальнейшая работа последней находится под строгим контролем государственных органов.

Ликвидация НКО по порядку проведения официальных процедур напоминает процесс прекращения деятельности любого другого юридического лица.

Она может осуществляться, как в добровольном порядке, так и по решению суда.

Различия с процедурой ликвидации коммерческой фирмы состоят лишь в причинах прекращения деятельности, каковыми могут быть выполнение миссии учреждения или фонда, а также незаконный порядок их функционирования.

Существует много разновидностей некоммерческих организаций, однако, особый интерес среди них вызывают именно фонды. Это, прежде всего, связано с юридическим статусом этих организаций и отсутствием специального закона, который регулирует их деятельность.

Учитывая особенности создания и функционирования фонда, а также возможное прекращение его деятельности, необходимо более детально рассмотреть вопрос, связанный с ликвидационной процедурой этой организации.

Гражданский кодекс РФ относит фонды к категории унитарных некоммерческих организаций, у которых отсутствует членство. Подобное учреждение может быть основано гражданами или юридическими лицами.

В основе деятельности фонда всегда лежат добровольные взносы, которые носят имущественный характер и направлены на благотворительные, культурные и иные другие полезные для общества цели (ст.123.17 ГК РФ).

В то же время некоммерческая организация не лишается возможности осуществлять деятельность приносящую прибыль, если это способствует достижению основной цели, ради которой фактически и создавался фонд (ст.50 ГК РФ). Основным документом некоммерческой организации служит устав, который утверждается учредителями и обязательно должен содержать слово «фонд» в своем наименовании.

Дополнительно в уставе должны быть указаны следующие данные:

  • местонахождение фонда;
  • предмет и основные цели деятельности;
  • наличие филиалов с отображением их названия и места нахождения;
  • органы управления, включая высший, исполнительный, надзорный и контрольно-ревизионный орган управления фондом;
  • процедуру назначения должностных лиц, а также процедура их освобождения от исполнения прямых обязанностей;
  • источники формирования имущества;
  • способ внесения изменений в устав учреждения;
  • механизм ликвидации некоммерческой организации;
  • судьба имущества фонда, если он подвергнется ликвидации.

Организация также имеет право открывать расчетные счета в банковских учреждениях, как на территории РФ, так и за ее пределами. Для участия в гражданских правоотношениях учреждение должно обладать печатью с полным русскоязычным названием. Также допускается наличие штампов, фирменных бланков, использование собственной эмблемы и создание филиалов.

При создании некоммерческой организации или благотворительного фонда обычно не устанавливаются конкретные сроки их деятельности.

Стоит отметить, что имущество, переданное в фонд на добровольной основе, не подлежит возврату учредителям, даже если по отношению к нему будет начата процедура ликвидации. Обычно имущество, оставшееся после погашения требований кредиторов, передается на цели установленные уставом организации. При этом на учредителей не возлагается ответственность за взятые фондом обязательства перед третьими лицами, равно как и фонд не несет ответственности по обязательствам участников.

Кроме того, в обязанности учреждения входит ежегодная публикация данных относительно использования имущества, которое было передано ему добровольно. В отличие от других юридических лиц, законодатель запретил ликвидировать фонд в добровольном порядке по решению участников (ст.123.20 ГК РФ).

Выплата декретных при ликвидации предприятия не прекращаются. Узнайте, кто платит.

Порядок ликвидации некоммерческой организации:

  • заинтересованные лица обращаются в судебный орган;
  • суд назначает ликвидационную комиссию;
  • совершается публикация объявление в СМИ;
  • устанавливаются все существующие кредиторы;
  • подготавливается промежуточный баланс;
  • удовлетворяются требования кредиторов;
  • подготавливается ликвидационный баланс;
  • закрываются расчетные счета в банках, уничтожается печать учреждения;
  • документы организации сдаются в архив на хранение;
  • фонд подлежит снятию с регистрационного учета.

Ликвидационная процедура считается оконченной после того, как регистрирующий орган внесет соответствующую запись в ЕГРЮЛ (ст.21 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

При этом запись вноситься в реестр на основании нижеуказанных документов:

  • заявления о госрегистрации учреждения, в связи с прекращением его деятельности;
  • судебного акта о ликвидации фонда;
  • устава, свидетельства о госрегистрации некоммерческой организации;
  • окончательного ликвидационного баланса;
  • документа, подтверждающего уничтожение печати.

Ликвидация некоммерческой организации может быть начата на основании искового заявления со стороны заинтересованных лиц. К таким лицам относятся учредители, исполнительный, надзорный и контрольно-ревизионный орган управления. Инициатором ликвидации также может выступить орган государственной власти.

Перечень причин, по которым может быть начата ликвидационная процедура:

  1. Организация не имеет достаточно имущества, для осуществления целей, предусмотренные уставом, тогда как вероятность получения такого имущества полностью отсутствует.
  2. Учреждение не может достигнуть поставленных целей, а их коррекция не может быть осуществлена.
  3. Деятельность фонда не соответствует тем целям, которые установлены уставом.
  4. Во время регистрации организации были допущены грубые нарушения, которые имеют неустранимый характер.
  5. В иных случаях, установленных законодательством.
Это интересно:  Виды обременений прав на недвижимое имущество и их характеристики 2019 год

Также прекращение деятельности учреждения может быть осуществлено в порядке ст.65 ГК РФ. Исходя из этого, процедура ликвидации некоммерческой организации регулируется нормами ФЗ «О несостоятельности…». По общим правилам ликвидации юридических лиц, процедура банкротства может быть начата из-за невозможности организацией выполнить свои обязательства перед кредиторами более 3 месяцев подряд (ст.3 Закона).

После того как постановлением суда открывается ликвидационная процедура (ст.21 Закона), полномочия по управлению организацией переходят к арбитражному управляющему и собранию кредиторов.

К заинтересованным лицам, которые могут инициировать обращение в арбитражный суд, относятся:

  • должник или кредиторы;
  • уполномоченный орган.

Внесение записи в государственный реестр о прекращении деятельности фонда происходит в течение 5 дней после того, как поступит судебное определение в регистрирующий орган.

Как уже говорилось, ликвидационная процедура по отношению к фонду может быть начата только в судебном порядке (ст.123.20 ГК РФ).

Для обращения в суд необходимо подготовить следующий пакет документов:

  • исковое заявление (образец можно скачать здесь: Иск о ликвидации фонда (образец);
  • устав организации;
  • свидетельство о госрегистрации;
  • данные о состоянии налоговой базы;
  • ведомости об имуществе фонда;
  • выписку из ЕГРЮЛ;
  • ведомости о постановке на налоговый учет;
  • данные о расчетном счете;
  • документы, подтверждающие невозможность достижения цели;
  • квитанцию об оплате госпошлины.

Иск подается по месту нахождения организации в порядке ст.131 ГПК РФ. После рассмотрения исковых требований, суд примет решение о признании фонда таким, что подлежит ликвидации и установит сроки для осуществления ликвидационной процедуры. Одновременно будет принято решение о создании комиссии, которая фактически исполнит принятое судом решение (ст.18 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Кроме того, суд в течение трех дней должен будет уведомить регистрирующий орган о принятом решении (ст.62 ГК РФ).

На основании этого уведомления в ЕГРЮЛ будут внесены ведомости о том, что организация пребывает в процессе ликвидации.

При этом, если у фонда нет имущества, и каких-либо обязательств перед третьими лицами, тогда исключение некоммерческой организации из государственного реестра может быть произведено по решению суда, но без назначения ликвидационной комиссии. В результате процедура ликвидации займет значительно меньше времени. При наличии судебного акта регистрирующий орган вынесет соответствующее распоряжение, с последующим исключением учреждения из ЕГРЮЛ. Прекращение деятельности фонда по общей процедуре занимает в среднем до 6 месяцев. Образец иска о ликвидации фонда можно посмотреть в приложенном файле.

Комиссия назначается после обращения заинтересованными лицами в суд. Все полномочия по управлению ликвидируемым фондом, переходят к ликвидационной комиссии по факту ее утверждения и регулируются положениями ст.19 ФЗ «О некоммерческих организациях».

В обязанности комиссии входит:

  • размещение объявления о начале ликвидационной процедуры в СМИ;
  • выявление кредиторов и взыскание дебиторской задолженности;
  • инвентаризация имущества фонда;
  • подготовка промежуточного баланса;
  • увольнение работников организации;
  • удовлетворение кредиторских требований;
  • продажа имущества фонда, при недостаточности денег для погашения обязательств перед кредиторами;
  • подготовка ликвидационного баланса;
  • закрытие банковских счетов, уничтожение печати;
  • снятие организации с регистрационного учета, в том числе во внебюджетных фондах.

Общий порядок действий ликвидационной комиссии, включая подачу объявления в СМИ, выявление кредиторов и дебиторов, а также подготовку ликвидационного баланса, установлен предписаниями ст.63 ГК РФ.

В зависимости от стадии ликвидации, баланс бывает промежуточным или окончательным. Промежуточный баланс оставляется комиссией после того как истекут сроки установленные для предъявления требований со стороны кредиторов, тогда как окончательный баланс подготавливается после проведения расчетов с ними (ст.19 Закона). В этом документе, как правило, отображается информация о составе имущества учреждения, а также фиксируются требования кредиторов и итоги их рассмотрения.

Промежуточный баланс позволяет увидеть, какие именно требования кредиторов подлежат удовлетворению и были ли они поданы своевременно.

Документ дает возможность установить реальное финансовое состояние фонда, а также стоимость имущества, что может быть реализовано на торгах, если будет недостаточно денег для полного погашения требований кредиторов.

После осуществления всех расчетов, включая выплаты кредиторам, комиссия должна подготовить ликвидационный баланс. По общим правилам промежуточный и окончательный ликвидационный баланс должны быть утверждены органом, принявшим решение о ликвидации учреждения. Образец ликвидационного баланса можно посмотреть в приложенном файле.

Документы в органы ФНС по ликвидации фонда передаются через Министерство Юстиции РФ. В связи с этим комиссии необходимо готовить два пакета документов для каждой из этих государственных структур.

Для обращения в регистрирующий орган необходимо подготовить нижеуказанные документы:

  • нотариально удостоверенное уведомление по форме PH0008;
  • судебное решение;
  • ликвидационный баланс;
  • протокол, которым утвержден баланс;
  • устав организации;
  • свидетельство о госрегистрации;
  • квитанция об уплате госпошлины за госрегистрацию в связи с прекращением деятельности фонда;
  • дополнительные документы по запросу органа ответственного за регистрацию.

Уведомление о ликвидации предприятия следует составлять на установленном бланке. Найти его можно здесь

Принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом может стать проблемой для его учредителей. Читайте инструкцию в статье.

Стоит напомнить, что раньше о прекращении деятельности фонда нужно было уведомлять регистрирующий орган по форме РН0005 и РН0006. Другими словами, о принятом учредителями решении относительно прекращения деятельности некоммерческой организации и касательно назначения ликвидационной комиссии. По истечении двух месяцев, после того как комиссия подала объявление в СМИ о ликвидации фонда, нужно было подавать заявление по форме РН0007, т. е. о составлении промежуточного баланса.

Однако после внесенных изменений в Гражданский кодекс, которые были введены ФЗ от 05.05.2014 N 99-ФЗ, а также в другие нормативные акты, то фактически был установлен новый регистрационный порядок ликвидации для некоммерческих организаций.

Это связано с тем, что законодатель утвердил прекращение деятельности фонда только по решению суда. В результате законодательных изменений, учредители не могут больше принимать решение о ликвидации учреждения самостоятельно, а, значит, и не должны уведомлять о нем регистрирующий орган.

В связи с этим в регистрирующий орган подается только уведомление по форме PH0008, в котором есть графа «Способ ликвидации – по решению суда».

Образец заявления о госрегистрации организации в связи с прекращением ее деятельности можно посмотреть в приложенном файле: РН0008

Ответственность и возможные последствия для учредителей фонда напрямую связаны со способом ликвидации и требованиями устава организации. Ранее упоминалось, что учредители организации не отвечают по ее обязательствам перед третьими лицами точно так же и учреждение не несет ответственности по обязательствам участников.

Другими словами, обязательства фонда определяются объемом принадлежащего ему имущества. Если размер имущества, или его стоимость в случае реализации превышают долговые обязательства перед кредиторами, тогда положительная разница оставшихся активов идет на цели, которые предусмотрены уставом ликвидируемой организации или в доход государства (ст.20 Закона).

Статья написана по материалам сайтов: uriston.com, www.e-registr.ru, buhonline24.ru, ipopen.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector