+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Ликвидация НПФ, не занимающихся ОПС, должна проводиться арбитражными управляющими — ВС РФ 2019 год

Внесенными в законодательство изменениями, вступившими в силу 1 января 2014 года, на Агентство возлагаются функции по осуществлению ликвидационных процедур в отношении негосударственных пенсионных фондов, являющихся участниками системы гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации (далее – фонд-участник), а также в отношении негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих или осуществлявших деятельность по обязательному пенсионному страхованию и не внесенных Агентством в реестр фондов-участников (далее – фонд).

Проведение ликвидационных процедур в негосударственных пенсионных фондах регламентируются положениями Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127 – ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве). Согласно указанному закону Агентство осуществляет свои полномочия через назначенного из числа своих работников представителя, действующего на основании доверенности. До назначения Агентства конкурсным управляющим предусмотрено участие его работников в составе временных администраций по управлению фондами, назначаемых Банком России.

С даты принятия арбитражным судом решения о признании негосударственного пенсионного фонда банкротом и об открытии конкурсного производства:

— прекращаются договоры об обязательном пенсионном страховании;

— не допускается отказ застрахованного лица от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии, а также регистрация соответствующих изменений в едином реестре застрахованных лиц Пенсионным фондом Российской Федерации (далее – ПФР);

— прекращается рассмотрение заявлений застрахованных лиц о назначении накопительной части трудовой пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты за счет средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии и поступивших в негосударственный пенсионный фонд.

Конкурсный управляющий (ликвидатор) обеспечивает обособление средств пенсионных накоплений и средств пенсионных резервов от конкурсной массы негосударственного пенсионного фонда.

Проведение ликвидационных мероприятий в отношении фондов – не являющихся участниками системы гарантирования прав застрахованных лиц осуществляется с учетом следующих особенностей:

— средства пенсионных накоплений подлежат передаче фондом в ПФР;

— в случае аннулирования лицензии у фонда до 1 января 2014 года при недостаточности средств пенсионных накоплений, подлежащих передаче в ПФР, указанная недостаточность возмещается Пенсионным фондом Российской Федерации в порядке, который определяется законодательством Российской Федерации;

— в случае аннулирования лицензии у фонда после 1 января 2014 года при недостаточности средств пенсионных накоплений, подлежащих передаче в ПФР, указанная недостаточность возмещается ПФР за счет средств Банка России. Требования Банка России, приобретенные в результате возмещения недостатка средств пенсионных накоплений, подлежат удовлетворению за счет конкурсной массы в составе требований кредиторов первой очереди.

В целях выполнения полномочий конкурсного управляющего (ликвидатора) Агентство обязано: обеспечить прием и сохранность имущества фонда, проведение инвентаризации, оценки и последующей продажи имущества фонда, принять меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества фонда, находящегося у третьих лиц, предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед фондом, требования о ее взыскании, вести реестр требований кредиторов фонда, заявлять возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к фонду, передавать на хранение документы фонда, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами.

В течение двух месяцев с даты опубликования сведений о признании негосударственного пенсионного фонда банкротом и об открытии конкурсного производства конкурсный управляющий составляет реестр требований кредиторов путем включения в него требований, заявленных в ходе деятельности временной администрации, и требований кредиторов, заявленных в ходе конкурсного производства.

В случае, если негосударственный пенсионный фонд одновременно осуществлял деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению и по обязательному пенсионному страхованию, определяет и отдельно учитывает в реестре требований кредиторов: обязательства по пенсионным договорам (в том числе обязательства по выплате назначенных негосударственных пенсий) и состав кредиторов, требования которых подлежат удовлетворению за счет средств пенсионных резервов.

Конкурсный управляющий для погашения обязательств фонда, сформированных за счет пенсионных резервов, осуществляет:

1) выплату или перевод в другие фонды выкупных сумм либо передачу их в счет уплаты страховых премий по договорам страхования пенсий, заключенным со страховыми организациями;

2) передачу обязанности по выплате пожизненных негосударственных пенсий и средств пенсионных резервов другому негосударственному пенсионному фонду.

За последние несколько лет в России около 20 негосударственных пенсионных фондов перестали существовать, у одних была отобрана лицензия, других объявили банкротами. По закону, при отзыве лицензии у НПФ, накопления граждан вместе с реестрами застрахованных лиц передаются в ПФ России, который становится их страховщиком.

Основной проблемой НПФ являются плохие инвестиции с последующим искажением финансовой отчетности, хотя средства будущих пенсионеров вкладываются в коммерческие структуры. Ответственность за то, чтобы обеспечить людей пенсией возлагается на государство.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Клиентов НПФ обычно беспокоит вопрос разорения организации, как это может их затронуть:

  • Закон говорит, что НПФ не может разориться, у него могут отобрать лицензию на осуществление деятельности. Любой НПФ не занимается коммерческой деятельностью, он создан с целью обеспечить социальную защиту граждан.
  • Такой фонд может быть создан при соблюдении множества условий, с помощью которых защищаются пенсионные накопления. Изначально фонд должен владеть собственным капиталом и различными резервами, общий размер ресурсов призван покрыть предполагаемые убытки.
  • Средства клиентов могут вкладываться только в проверенные акции с разрешения государства.
  • Контролирующий орган постоянно проверяет надежность каждого НПФ.
  • Если у НПФ наблюдаются финансовые проблемы, он не может для их решения использовать средства своих клиентов.

Если даже произошло банкротство НПФ, накопления будущих пенсионеров автоматически возвращаются в Пенсионный фонд России, который является государственной структурой и это происходит в течение 3 месяцев с момента, когда фонд перестал функционировать

С того момента, как пенсионное законодательство России претерпело изменения, граждане стали перед выбором, оставлять сбережения в ПФР или переводить в негосударственный. Если говорить об уровне доходов, то лучше остановиться на негосударственном фонде. Перед тем как принять окончательное решение каждый гражданин должен быть осведомлен о том, что будет с его сбережениями, если НПФ, в который он намеревается перейти, прекратит существовать.

В первую очередь необходимо понять, что пенсионные сбережения не могут быть потеряны. Законодательство РФ регламентирует жесткую систему контроля, благодаря которой банкротство исключается. Федеральный закон № 75 от 1998 г. о НПФ говорит о том, что долги фонда не могут взыскиваться из накоплений застрахованных лиц, исключение составляют задолженности перед ними.

Налагать арест на имущество НПФ также не разрешается. Подобные требования не могут быть применены к другим финансовым учреждениям РФ, что еще раз говорит о надежности НПФ, гарантируя выплату пенсионных сбережений.

Если негосударственный фонд прекращает свою деятельность, то чаще всего это связано с аннулированием лицензии, потому что требования законодательства были нарушены.

К другим основным причинам можно отнести:

  • лицензия была ранее получена для осуществления деятельности, которой фонд не планировал заниматься или не может;
  • у фонда нет опыта ведения около 20000 именных счетов одновременно;
  • фонд работает менее 2 лет, поэтому еще не имеет опыта;
  • размер общего вклада учредителей НПФ меньше, чем 100000000 руб.

Также НПФ имеет право добровольно заявить о том, чтобы у него отозвали лицензию.

Для застрахованных лиц НПФ вопрос, где искать свои накопления, в случае отзыва у него лицензии, по-прежнему, остается острым. Хотя государство гарантирует возврат накоплений и инвестиций по пенсиям.

Это интересно:  Дефолт по облигациям: виды и способы заработка на ценных бумагах 2019 год

Граждане должны знать, что есть два варианта:

  • Средства могут быть направлены в другой НПФ. Это происходит на этапе реорганизации, когда фонд может присоединиться к другому или слиться с ним, разделиться.
  • Сбережения могут находиться в государственном ПФ, что гарантировано законом и должно быть осуществлено в течение 3 месяцев после ликвидации НПФ.

Нормативно-правовые акты РФ в совокупности создают гарантийную систему, которая обеспечивает сохранность накоплений по пенсиям, поэтому их потеря невозможна.

Какие этапы согласно законодательству принято проходить при банкротстве унитарного предприятия — мы расскажем в этой статье.

Когда у НПФ отзывается лицензия и пенсионные накопления направляются в ПФ России, застрахованное лицо может на свое усмотрение принять одно из двух решений:

  • оставить финансы в государственном фонде;
  • перенаправить накопления в другой негосударственный.

Если НПФ застрахованного лица являлся участником системы гарантирования, то сбережения накопительной части гарантируется АВС, в другом случае гарантию обеспечивает Центробанк.

При аннулировании лицензии Центробанком вводится в фонд временная администрация, которая через 15 дней подает в суд заявление о ликвидации. Спустя месяц администрация передает сведения об обязательствах фонда в ПФР, у последнего есть 1 месяц, чтобы обработать данные. После этого средства будут полностью переданы в ПФР.

Будущий пенсионер должен написать заявление в ПФР о том, что он выбирает новый НПФ, указывая в содержании желание, сохранить 6% отчислений, которые полагаются для накопления. Это необходимо сделать до конца года, потому что заявки о переходе рассматриваются только в следующем году, в 1 квартале.

Если у застрахованного лица накопления находятся в НПФ по одной из негосударственных программ, то спустя 3 месяца после прекращения его существования будет определен баланс по выплатам. Он устанавливается временной администрацией, выплата осуществиться только при наличии средств.

Для того чтобы накопительная часть была выплачена гражданину, его НПФ должен находиться в системе гарантирования. Но есть фонды, которые там еще не находятся, а их заявки на стадии рассмотрения. Согласно закону права застрахованных лиц переходят из одного негосударственного фонда в другой, но сделать это можно 1 раз в 5 лет без начисления штрафов, иначе за последний год теряется инвестиционный доход.

Таким образом, будущий пенсионер при ликвидации своего НПФ перейдет в ПФР, а оттуда сможет перейти в другой НПФ. Но если фонд не находится в системе гарантирования лучше это сделать заблаговременно и не ждать пока он обанкротится. Это касается застрахованных лиц, которые держат накопления по одной из государственных программ. Негосударственное пенсионное обеспечение будет по-прежнему предлагаться фондами, которые не находятся в системе гарантирования.

При ликвидации НПФ застрахованное лицо должно позаботиться о том, чтобы спасти свои накопления. Ведь банкротство НПФ, как и любого другого юридического лица имеет свои последствия.

По закону, если у НПФ отзывается лицензия, застрахованное лицо не может потерять накопления по пенсии, потому что средства передаются в ПФР, а их сумма не может быть меньше той, которая раньше поступила в НПФ. Но на практике фонды, лишившись лицензии, возвращают в ПФР только половину того, что получили.

Они не спешат это делать, потому что оспаривают в суде действия регулятора по поводу аннулирования лицензии, что занимает немалое время. Кроме того, многие фонды работают недобросовестно, отображая на счетах клиентов убыточность инвестирования, другие фальсифицируют сведения о прибыли, поэтому многие застрахованные лица переводятся из одних НПФ в другие или в ПФР с убытками.

Все это является грубым нарушением закона. Возвращать убытки по закону придется новому страховщику будущих пенсионеров – ПФР, что является риском для государства. Поэтому сегодня каждому НПФ придется пройти аккредитацию, чтобы подтвердить свою надежность.

Если застрахованное лицо примет решение о расторжении договора с НПФ до того, как он перестанет существовать, о возврате средств в государственный фонд, ему следует помнить, что часть накоплений может быть утеряна

В новой редакции ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с изменениями, которые вступили в силу в июле 2019 года в ст. 187.7 оговариваются правила конкурсного производства, которое касается НПФ.

  • Этап должен длиться 3 года, с возможностью продления на 6 месяцев.
  • С момента, как арбитражный суд принял решение признать фонд несостоятельным и открыть производство:
    • действие договоров по обязательному ПС прекращается;
    • перевод средств не допускается в ПФР или другой НПФ, исключение составляют случаи, оговоренные ст. 187.11;
    • застрахованное лицо не может отказаться от формирования накоплений;
    • все заявления застрахованных лиц относительно накоплений прекращают рассматриваться.
  • Управляющий с момента публикации сведений о несостоятельности и на протяжении 2 месяцев обязан составить реестр претензий кредиторов, где отдельно указать требования по обязательному и негосударственному обеспечению.
  • Управляющий с момента открытия производства ведет реестр требований. Сумма претензий должна быть уменьшена на гарантийное возмещение или на сумму, которая была перечислена Центробанком в ПФР, получившим права конкурсного кредитора.
  • В течение 3 месяцев с момента продажи имущества конкурсный управляющий рассчитывается перед клиентами обанкротившегося НПФ путем перечисления средств в ПФР.
  • Для зачисления финансов от продажи имущества управляющий пользуется специальным счетом, с которого будут производиться расчеты по требованиям кредиторов.
  • Для зачисления иностранной валюты используются счета фонда, которые были открыты до начала производства.
  • Центробанк обязан открыть Агентству, страхующему вклады, счета в национальной валюте для осуществления действий управляющего.
  • Требования Центробанка и Агентства вносятся в реестр независимо от того, когда он закрывается.
  • С момента открытия производства не применяются отдельные статьи закона о НПФ, информация о проведении этапа предоставляется в порядке, установленном контролирующим органом
  • Управляющий имеет право запрашивать любые сведения, касающиеся работы НПФ в различных организациях и ведомствах.
  • Управляющий может направлять в суд ходатайство о признании недействительными некоторых сделок.
  • К делу могут привлекаться различные специалисты.
  • Если имущества не хватает, чтобы возместить затраты на публикацию сведений о банкротстве, это производится без оплаты.

Читайте в этой статье, как можно быстро и просто заработать на банкротстве.

В чем опасности банкротства управляющей компании ЖКХ — наши специалисты расскажут здесь.

Для ликвидирующегося НПФ закон предусматривает два варианта выхода из ситуации:

  • Реорганизация путем слияния с другим НПФ или присоединение к нему. Это может быть также разделение, когда из фонда выделяется составная часть и становится новым фондом. В других случаях предусмотрено, чтобы два или более НПФ слились в один новый.
  • Вторым вариантом является ликвидация полностью и окончательно, когда НПФ перестает существовать.
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 703-16-92
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 309-85-28
    • Регионы — 8 (800) 333-88-93

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

В статье предусмотрены особенности установления требований кредиторов в деле о банкротстве НПФ. Положения статьи согласуются с положениями ст. 7.2 Закона о НПФ (статья введена Федеральным законом от 6 декабря 2007 г. N 334-ФЗ), регламентирующими деятельность НПФ в случае аннулирования лицензии.

Это интересно:  Жалоба на действия конкурсного управляющего — защита от незаконных мероприятий 2019 год

Так, в п. 13 ст. 7.2 Закона о НПФ предусмотрено, что в случае принятия уполномоченным федеральным органом решения об аннулировании лицензии НПФ в течение трех месяцев с даты принятия указанного решения:

в письменной форме уведомляет своих вкладчиков, участников и застрахованных лиц, а также их правопреемников, подавших в НПФ соответствующее заявление не позднее даты аннулирования лицензии, об аннулировании у него лицензии;

определяет обязательства по пенсионным договорам, включая обязательства по выплате назначенных негосударственных пенсий, договорам об обязательном пенсионном страховании и договорам о создании профессиональных пенсионных систем;

определяет состав кредиторов, требования которых подлежат удовлетворению за счет средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений, а также сумму кредиторской задолженности;

определяет рыночную стоимость пенсионных резервов НПФ;

принимает меры к погашению дебиторской задолженности по операциям со средствами пенсионных резервов и средствами пенсионных накоплений;

осуществляет расчеты с кредиторами НПФ по инвестированию средств пенсионных накоплений, прекращает договоры обязательного пенсионного страхования и передает указанные средства в ПФР.

В соответствии с п. 14 ст. 7.2 Закона по окончании указанного срока НПФ составляет промежуточный баланс, который содержит сведения о размере средств пенсионных резервов, размере средств, предназначенных для выплаты назначенных негосударственных пенсий, размере выкупных сумм, подлежащих выплате, а также о размере кредиторской задолженности, подлежащей погашению за счет средств пенсионных резервов; промежуточный баланс утверждается советом НПФ, а в случае назначения в НПФ временной администрации — временной администрацией; копия промежуточного баланса представляется в уполномоченный федеральный орган.

Согласно пункту 16 ст. 7.2 Закона о НПФ в случае, если средств пенсионных резервов достаточно для исполнения НПФ обязательств перед вкладчиками и (или) участниками НПФ, а также перед иными кредиторами, требования которых подлежат удовлетворению за счет указанных средств, НПФ в течение восьми месяцев со дня вступления в силу решения уполномоченного федерального органа об аннулировании лицензии обеспечивает:

прекращение пенсионных договоров и выплату (перевод в другие НПФ) выкупных сумм или передачу выкупных сумм в счет уплаты страховых премий по договорам страхования пенсий со страховыми организациями;

передачу обязанности по выплате назначенных негосударственных пенсий и средств пенсионных резервов для исполнения указанной обязанности другому НПФ по согласованию с уполномоченным федеральным органом.

В пункте 17 ст. 7.2 Закона о НПФ установлено, что при недостаточности средств пенсионных резервов для исполнения НПФ обязательств перед его вкладчиками и (или) участниками, а также перед иными кредиторами, требования которых подлежат удовлетворению за счет таких средств, уполномоченный федеральный орган в течение 10 рабочих дней с момента, когда он узнал или должен был узнать об указанных обстоятельствах, обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании НПФ банкротом.

Соответствующее регулирование содержится также в п. 3 ст. 33 Закона о НПФ:

ликвидация НПФ производится на основании и в порядке, которые предусмотрены законодательством РФ и названным Законом;

при ликвидации НПФ его пенсионные резервы используются для исполнения обязательств по пенсионным договорам, выплаты выкупных сумм, перевода выкупных сумм в другие НПФ по выбору вкладчика или участника (их правопреемников), а при отсутствии такого выбора в фонд (фонды), указанный (указанные) в пенсионных правилах, либо для перевода выкупных сумм в счет уплаты страховых премий по договорам пенсионного страхования участников, заключенным со страховыми организациями, по выбору вкладчика или участника (их правопреемников). В случае недостаточности пенсионных резервов на указанные цели могут быть использованы средства объединенных гарантийных фондов, участником которых является НПФ, выплаты по договорам страхования, обеспечивающим дополнительные гарантии исполнения обязательств фонда перед участниками, и (или) выплаты из обществ взаимного страхования, участником которых является НПФ;

при ликвидации НПФ средства пенсионных накоплений в трехмесячный срок передаются в ПФР в порядке, определяемом Правительством РФ;

при ликвидации НПФ не допускается удовлетворение требований вкладчиков и участников за счет средств пенсионных накоплений и удовлетворение требований застрахованных лиц за счет средств пенсионных резервов;

при ликвидации НПФ средства от реализации имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности НПФ, направляются на удовлетворение требований кредиторов в соответствии с очередностью, установленной законодательством РФ;

при ликвидации НПФ полномочия по управлению делами НПФ переходят к ликвидационной комиссии, формируемой учредителями (учредителем) НПФ или органом, принявшим решение о ликвидации НПФ, по согласованию с уполномоченным федеральным органом.

Нынешней осенью должна увидеть свет новая редакция закона № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Не утихают дискуссии о возврате пенсионных накоплений граждан в НПФ в 2015 году, вызванные заявлением министра труда и социальной защиты РФ Максима Топилина. Как относятся фонды к уже свершившимся и грядущим изменениям? Как протекает деятельность НПФ в условиях тщательного надзора и регулирования со стороны ЦБ?

В августе 2013 года было принято решение об интеграции Федеральной службы по финансовым рынкам со структурой ЦБ путем создания Службы Банка России по финансовым рынкам. Мегарегулятор и Служба в его составе начали свою работу одновременно – в сентябре 2013 года.

В марте 2014 года Служба Банка России по финансовым рынкам была упразднена, ее функции были переданы образованному департаменту коллективных инвестиций и доверительного управления во главе с Филиппом Габунией. Обязанности по надзору и регулированию деятельности НПФ также переняли департамент бухгалтерского учета и отчетности и департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций ЦБ РФ.

«С одной стороны, объем и периодичность отчетности – это наши прямые трудозатраты. Но требовательное отношение к ней регулятора – часть правил игры и гарантия fair play», – комментирует ситуацию исполнительный директор НПФ «Райффайзен» Елена Горшкова.

Коллегу поддерживает председатель совета НПФ «Согласие» Евгений Добровольский, положительно оценив изменения отчетности, которые внес ЦБ: «Их можно приветствовать. Уже некоторое время обсуждается возможность создания системы пруденциального надзора за деятельностью НПФ. Как мне кажется, нынешнее изменение требований к отчетности – один из шагов к этой системе». Аналогичной позиции придерживается и заместитель исполнительного директора НПФ «ВТБ Пенсионный фонд» Александр Львов.

Исполнительный директор КИТФинанс НПФ Антон Шпилев считает вполне закономерным тот факт, что требования к деятельности НПФ меняются. «Финансовый рынок – подвижная структура, – уверен специалист. – На момент формирования рынка разрабатываются законы и нормы, которые априори не могут учесть все нюансы, открывающиеся только в процессе его развития. Как правило, со временем требования ужесточаются, это можно видеть на примере банковского сектора и страхового рынка, то же касается НПФ».

Специалист полагает, что изменения, внесенные вышестоящим органом, обусловлены общей экономической ситуацией, и напоминает об отрицательных показателях индивидуальных счетов вкладчиков НПФ, возникших в результате кризиса 2008 года. «Это вызвало необходимость внести определенные изменения в законодательство. Да, НПФ – это частные структуры, но вопрос, которым мы занимаемся, социально значимый, и государство не может его не контролировать», – убежден Антон Шпилев (КИТФинанс НПФ).

Требования Центробанка вполне резонны – так можно резюмировать высказывания различных экспертов отрасли. Инспекция негосударственных пенсионных фондов в свое время требовала отчетность даже более строгую, чем ФСФР. В прежние годы НПФ представляли ежемесячную оперативную отчетность, дающую возможность постоянного мониторинга финансовой составляющей деятельности фондов. ЦБ правильно делает, что повышает требования к ней, в этом нет ничего необычного.

Согласно Федеральному закону № 410-ФЗ с 1 января 2014 года все новые НПФ должны открываться в форме акционерных обществ, учрежденные до 2014 года – пройти процедуру реорганизации и переоформить лицензию (работающие с системой ОПС – до 1 января 2016 года, все остальные – до 1 января 2019 года).

Это интересно:  Стороны обязательства и их обязанности в зависимости от статуса 2019 год

С принятием закона ужесточились требования к акционерам НПФ – ими не могут быть организации, зарегистрированные в офшорах.

Эксперты напоминают: идея коммерциализации НПФ не нова. В 1998 году уже озвучивались планы по созданию двух типов фондов – коммерческих и некоммерческих, но тогда делать НПФ коммерческими не захотели. Сейчас трансформацию в АО оправдывают необходимостью более тщательного контроля за фондами, но, по мнению специалистов, проблем с данным аспектом деятельности никогда не возникало.

«Мера по акционированию НПФ представляется надуманной, к тому же она несет с собой определенные траты, которые будут уменьшать отчисления на именные пенсионные счета, – рассказывает эксперт одного из НПФ, согласившийся предоставить комментарии на условиях анонимности. – Полагаю, что фонды, занимающиеся обязательным пенсионным страхованием, могут быть коммерческими. НПФ, которые не поддерживают ОПС, должны оставаться некоммерческими и после 1 января 2019 года. В настоящий момент деление НПФ на коммерческие и некоммерческие фактически и так имеет место: «ГАЗФОНД» выделил акционерный пенсионный фонд, в котором сосредоточил систему ОПС, при себе же оставил дополнительное некоммерческое пенсионное обеспечение. Аналогичным образом поступил НПФ «Благосостояние». При отсутствии поступлений средств по ОПС подобные фонды могут прекратить им заниматься, предупредив надлежащим образом застрахованных лиц».

В целом фонды отнеслись к прохождению процедуры акционирования спокойно. «НПФ «Согласие» находится в активной фазе этого процесса. На данный момент мы выполнили все необходимые процедуры, провели заседание совета фонда, приняли решение о реорганизации. Соответствующий комплект документов уже направлен в ЦБ, так что сейчас мы ждем решения Центрального банка РФ», – отмечает Евгений Добровольский (НПФ «Согласие»).

Негосударственным пенсионным фондом «Райффайзен» также запущена процедура акционирования. «Комплект документов по акционированию нашего фонда находится на утверждении в ЦБ. Мы считаем, что акционирование поможет негосударственным пенсионным фондам стать понятнее и прозрачнее для клиентов и инвесторов, значительно улучшит их имидж. В целом отношение к этой инициативе у большинства игроков положительное», – считает Елена Горшкова (НПФ «Райффайзен»).

НПФ «ВТБ Пенсионный фонд» только готовится к исполнению закона № 410-ФЗ. «Наш фонд пройдет процедуру преобразования в установленные законом сроки», – комментирует Александр Львов (НПФ «ВТБ Пенсионный фонд»).

По информации банка России, в мае он получил 20 ходатайств об акционировании от НПФ. Из них 16 приняли решение о полном преобразовании в акционерные общества, 4 сочли нужным выделить из своей структуры некоммерческий фонд и стать акционерными обществами.

Необходимо отметить, что положительную оценку акционированию фондов дали НПФ, занимающиеся в основном обязательным пенсионным страхованием. Получить оценку нововведения от фондов, не занимающихся ОПС, не удалось.

Успешно пройденная процедура проверки ЦБ позволит акционированным НПФ получить пенсионные накопления граждан, на передачу которых, как известно, был введен мораторий в сентябре 2013 года. Длительность подобной проверки может составлять 120 календарных дней.

Плановые и внеплановые проверки НПФ будет проводить Главная инспекция Банка России с участием АСВ. В ходе надзорных действий планируется анализировать полноту раскрытия данных об акционерах, качество корпоративного управления, а именно риск-менеджмент и систему внутреннего контроля, правильность стратегии инвестирования, финансовую состоятельность, качество активов, степень и своевременность исполнения НПФ обязательств перед клиентами. Некоторые специалисты полагают, что проверки НПФ послужат хорошей мотивацией для улучшения деятельности фондов.

Напомним, что история вопроса, связанного с системой гарантирования пенсионных накоплений, начиналась с намерения правительства повысить доверие граждан к НПФ в 2013 году. Положительный опыт банков, сумевших увеличить с 2004 года объем вкладов с 1 трлн рублей до 12 трлн рублей, вдохновил Минфин. Правда, некоторые эксперты тут же уточнили, что речь в случае с НПФ должна идти не о слепом копировании системы страхования вкладов для банков, а о создании оригинальной модели поддержки людей, обратившихся в негосударственный пенсионный фонд. Так, для средств пенсионных накоплений эксперты предлагают гарантировать размер номинала страховых взносов, для пенсионных резервов – фиксированную сумму по аналогии с коммерческими банками. Также озвучивалась идея создания системы гарантирования пенсионных накоплений как для клиентов НПФ, так и для клиентов, обратившихся в управляющие компании.

«На наш взгляд, в выигрыше от этого остались все стороны, – уверен Антон Шпилев (КИТФинанс НПФ). – Население получило дополнительные гарантии сохранности вложенных средств. НПФ повысили свою привлекательность, поскольку именно государству сегодня население доверяет больше всего. А государство таким образом сохраняет возможность функционирования распределительно-накопительной пенсионной системы, которая в нынешних экономико-демографических условиях является наиболее приемлемой».

Оптимизм в связи с апробированием системы гарантирования для НПФ выражает и Александр Львов (НПФ «ВТБ Пенсионный фонд»): «Мы надеемся, привлечение АСВ приведет к тому же эффекту на пенсионном рынке, что и в банковском секторе в 2004 году».

«Для клиента важна гарантия сохранности его накоплений, – рассуждает Евгений Добровольский (НПФ «Согласие»). – Зачастую именно гарантии сохранности, а не доходность являются для клиента основным фактором выбора страховщика по обязательному пенсионному страхованию. Если гарантии будут равными для всех участников рынка (ПФР и НПФ), то эта ситуация будет способствовать большей активности застрахованных лиц».

В целом специалисты фондов хотя и ожидают перемен, но настроены оптимистично. «Расширение полномочий ЦБ, появление нового функционала можно охарактеризовать как своевременное. Благодаря этому ликвидация фондов, в которых выявлены проблемы, проходит в цивилизованной форме. Кроме того, у регулятора есть широкие полномочия для осуществления контроля и проверок, поэтому, думаю, благодаря своевременному реагированию ситуация будет крайне редко доходить до ликвидации», – отмечает Антон Шпилев (КИТФинанс НПФ).

Евгений Добровольский (НПФ «Согласие») констатирует: «Да, права регулятора расширены, и это, несомненно, отразилось на рынке. Зачастую в рамках старой системы мы сталкивались с разностью подходов к той или иной проблеме у разных регулирующих и контролирующих органов. Сейчас эта проблема устранена, и мы рассчитываем на то, что рынок будет развиваться по четким, понятным и регламентированным во всех аспектах правилам».

«Наделение регулятора всей полнотой необходимых полномочий для модерирования рынка – залог его эффективности, – считает Елена Горшкова (НПФ «Райффайзен»). – Мы видим на примере банковского сектора, как аккуратно, но неумолимо Банк России использует имеющиеся у него инструменты для санации сектора. Хочется надеяться, что эти меры подействуют отрезвляюще на игроков с нетрадиционно высоким аппетитом к риску». Это, по мнению специалиста, в полной мере можно отнести как к банковскому сектору, так и к другим секторам финансового рынка.

Статья написана по материалам сайтов: www.asv.org.ru, calculator-ipoteki.ru, arbir.ru, www.klerk.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector