+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Облигации государственного сберегательного займа и их перспективы 2019 год

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Дубовик Ирина Владимировна

В статье описывается опыт Министерства финансов России по выпуску облигаций для населения и приводятся характеристики нового выпуска. Предлагается выделить рынок государственных облигаций для населения в постоянно существующий сегмент рынка государственных ценных бумаг : ежегодно учитывать его параметры при формировании государственного бюджета. Описываются количественные и качественные характеристики, которые необходимо будет разработать при формировании рынка государственных облигаций для населения . Отмечается возможная роль такого рыночного сегмента в процессе привлечения населения к инвестиционной деятельности в данной сфере, проводится параллель с банковскими вкладами .

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Дубовик Ирина Владимировна,

The article describes the experience of the Ministry of Finance of the Russian Federation regarding issuing bonds for the population and covers characteristics of the new issue. It is proposed to distinguish the market of state bonds for the population as a constantly existing market segment of government securities , and to consider its characteristics annually when forming the state budget. The author describes quantitative and qualitative characteristics to be developed when mak-ing the market of government bonds for the population. The author highlights the potential role of this market segment in the process of attracting people to invest into the securities market and draws a parallel with bank deposits .

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЛИГАЦИИ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ: ЗНАЧЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, российская Федерация

Дата поступления 19 января 2017 г.

Дата принятия к печати 31 января 2017 г.

Дата онлайн-размещения 28 февраля 2017 г.

Государственные ценные бумаги; облигации для населения; инвестиции; банковские вклады

В статье описывается опыт Министерства финансов России по выпуску облигаций для населения и приводятся характеристики нового выпуска. Предлагается выделить рынок государственных облигаций для населения в постоянно существующий сегмент рынка государственных ценных бумаг: ежегодно учитывать его параметры при формировании государственного бюджета. Описываются количественные и качественные характеристики, которые необходимо будет разработать при формировании рынка государственных облигаций для населения. Отмечается возможная роль такого рыночного сегмента в процессе привлечения населения к инвестиционной деятельности в данной сфере, проводится параллель с банковскими вкладами.

GOVERNMENT BONDS FOR THE POPULATION: IMPORTANCE AND PROSPECTS

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

Available online February 28, 2017

Government securities; bonds for population; investments; bank deposits

The article describes the experience of the Ministry of Finance of the Russian Federation regarding issuing bonds for the population and covers characteristics of the new issue. It is proposed to distinguish the market of state bonds for the population as a constantly existing market segment of government securities, and to consider its characteristics annually when forming the state budget. The author describes quantitative and qualitative characteristics to be developed when mak-ing the market of government bonds for the population. The author highlights the potential role of this market segment in the process of attracting people to invest into the securities market and draws a parallel with bank deposits.

В соответствии с российским законодательством к государственным ценным бумагам относятся федеральные облигации и облигации субъектов Федерации1, однако в настоящем исследовании под государственными ценными бумагами понимаются только федеральные облигации (облигации Министерства финансов России).

Рынок государственных ценных бумаг, являясь ядром национального фондового рынка, выполняет ряд важнейших функций, способствующих поддержанию макроэко-

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации : фе-дер. закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 28 дек. 2016 г.). Ст. 94, п. 1 ; Ст. 95, п. 1 // СПС «Консультант-Плюс».

номического равновесия в стране. Его оценка и описание содержатся во всех учебниках по рынку ценных бумаг, предназначенных для учащихся как средних специальных, так и высших учебных заведений. Последними изданиями являются, например, учебники В. А. Галанова [1], В. А. Лялина [2], А. С. Се-лищева [3], Л. А. Чалдаевой [4] и др.

Министерство финансов России выпускает рыночные и нерыночные ценные бумаги, при этом по структуре абсолютно преобладают рыночные облигации — облигации федеральных займов (ОФЗ), предназначенные для всех групп инвесторов. Однако для широких слоев населения приобретение данных облигаций и операции с ними связаны

Облигации государственного сберегательного займа — один из видов ценных бумаг государственного образца (сокращенно — ОГСЗ). Обязательные требования — эмиссия в документальном виде и на предъявителя. Держатель такой бумаги имеет право на получение процентной прибыли, которая начисляется к номинальной цене ОГСЗ, а также номинальной стоимости в день покрытия.


Облигация государственного сберегательного займа — актив, выпущенный в документарном виде и предоставляющий право владельцам получать большую, чем в случае с другими ценными бумагами, прибыль.

С самого начала ОГСЗ эмитировались с целью привлечь свободные средства от населения и покрыть текущие «прорехи» в государственном бюджете. Первые облигации сберегательного займа «увидели мир» в 1995 году. Их особенностью была минимальная номинальная стоимость в 100 и 500 тысяч рублей.

Долговая государственная бумага всегда выпускалась в документарной (бумажной) форме. Период обращения бумаги — один год. Эмитентом ОГСЗ выступает Минфин РФ. В каждой облигации предусмотрено четыре купона с периодом, составляющим 90 дней. Прибыль по купонам держатели облигаций получают каждый квартал в форме процентов к номинальной цене ОГСЗ.

В момент погашения долговых бумаг держатели получают выплаты в размере номинальной цены облигаций и процентной прибыли по крайнему купону. Покрытие (погашение) долговых бумаг производится банком, который уполномочен стороной-эмитентом. Главное условие — предъявление подлинника ОГСЗ.

Величина процентной прибыли определяется Минфином для каждого купонного периода и равна последней купонной ставке, официально объявленной по ОФЗ. Размещение ОГСЗ производится на закрытой конкурсной основе.

Минимальная заявка на покупку долговой бумаги — десять миллионов рублей. В роли победителей конкурса, как правило, выступают компании или банковские учреждения, предложившие лучшую цену. Право принимать участие в конкурсе могут все банки и компании, имеющие на руках соответствующую лицензию на эмиссию и распространение долговых бумаг.

Первая эмиссия облигаций составила десять серий. Строгое следование Минфином действующим правилам привело к повышению уровня доверия граждан к государству и к выпускаемым им ценным бумагам. На этом фоне появлялось все больше желающих, готовых вложить средства в государственный актив. Уже к десятому аукциону число заявок почти в четыре раза превысило количество выпущенных облигаций. В свою очередь, стоимость долговых бумаг выросла выше номинального параметра, что вынудило Минфин организовать эмиссию дополнительного объема долговых бумаг на сумму в триллион рублей.

Государственные облигации долго выступали в роли мощного инструмента в руках государства. С их помощью появился шанс в сжатые сроки покрыть текущую инфляцию и бюджетный дефицит посредством мобилизации средств у населения. При этом вкладчики вместе с ОГСЗ получали надежный способ сохранения и приумножения собственных активов.

Облигации государственного сберегательного займа: законодательная база, главные особенности, проблемы и перспективы

Выпуск ОГСЗ осуществляется на базе закона РФ, касающегося государственного внутреннего долга РФ. Основной целью распространения бумаг является получение финансовых вливаний (в виде инвестиций) в экономику страны и сохранение накопленных средств населения.

Все условия выпуска, обращения и размещения долговых бумаг четко прописаны в Указе Президента страны, касающегося государственных сберегательных займов РФ. Номер указа — 836, дата выпуска — 09.08.1995 года.

К основным характеристикам ОГСЗ можно отнести:


— долговые бумаги выпускаются исключительно в документарном виде, на конкретного предъявителя и дают право держателям на получение процентной прибыли;

Это интересно:  Как взять в долг на Мегафоне: обещанный платеж и кредит доверия 2019 год

— проценты по ОГСЗ начисляются один раз в квартал с учетом номинальной цены долговых бумаг, превышающей текущий уровень доходности. В дальнейшем держатель может рассчитывать на получение ее нарицательной стоимости в момент погашения;

— купонная прибыль по ОГСЗ не облагается налогом НДФЛ, а также отдельным налогом на прибыль с предприятий и компаний. Возможны и налоговые льготы, которые распространяются на часть выплат накопленного купона, рассчитанного в виде разницы между последней (конечной) ценой купона (вместе с процентами) и его номинальной ценой. С разницы (дохода) между ценами продажи и покупки государство берет налог по общим правилам;

— облигации ОГСЗ размещаются в два подхода. Сначала производится подписка на долговые бумаги профессиональными участниками фондового рынка. Обязательное условие для них — наличие на руках лицензии на право работы с деньгами граждан. Первоочередное право на покупку долговых бумаг имеют компании и банковские учреждения, которые предложили лучшую (наиболее высокую) стоимость.

Минимальная цена ОГСЗ не может быть ниже, чем 98% от номинальной стоимости. Есть ограничения и по минимальному объему закупки — он должен быть не меньше 10 миллионов рублей и не более 200 миллиардов рублей.

Второй подход заключается в размещении долговых бумаг участниками подписки, которые стали победителями в конкурсе. Они обязуются продать ОГСЗ по цене, не меньше 90% от той, что была выплачена в момент покупки. При этом половина платежа должна быть получена в наличных средствах. Срок на размещение ограничен — два месяца с момента эмиссии;

— процентную прибыль по купону долговой бумаги определяет Минфин. Как правило, она равна последней официально объявленной ставке купона по ОФЗ (с переменными процентными выплатами). Объявление процентной прибыли производится за 7 дней до дня выплаты средств. Погашение обязательств в четвертом периоде происходит вместе с выплатой по самим облигациям.

Несмотря на видимое отсутствие проблем с размещением таких бумаг, только Сбербанку удалось решить эту задачу без труда. К примеру, Московскому отделению банка удалось продать ОГСЗ на сумму около тридцати миллиардов рублей, что составил почти 97% всех имеющихся долговых бумаг.

На современном этапе производится совершенствование системы ОГСЗ, позволяющее работать с долговыми бумагами как на внебиржевом, так и в биржевом секторе. При этом в распространении государственных бумаг принимают участие не только основные площадки столицы РФ. Подключается Новосибирск и Санкт-Петербург.

В итоге на рынке государственных бумаг появились новые активы, будущее которых сложно спрогнозировать. Рынок ОСЗ переживает период становления, поэтому говорить о реализации поставленных целей пока сложно. Создание благоприятных условий для инвестирования, сохранение средств населения, стабилизация ситуации на денежном рынке — эти и ряд других проблем при эмиссии и размещении ОГСЗ решается лишь частично, а сама система далека от идеала.

Минфин РФ с начала выпуска старался «прорвать» рынок государственных заимствований и обратить на себя внимание небольших инвесторов (обычных граждан). Но эмитентом не были учтены предпочтения самого населения, стремящегося хранить свои средства в бумажной форме.

Текущие «коридорные» ограничения курсов не смогли вытеснить американскую валюту из внутреннего рынка. При этом сегодня именно доллар остается валютой для накопления. Как упоминалось, на первом транше государственных бумаг еще присутствовал определенный ажиотаж, который постепенно упал к минимуму. Как следствие, острый дефицит спроса в данных долговых активах привел к проблемам на вторичном рынке, где котировки государственных бумаг «скатились» к наименьшему уровню.

Как следствие, старт нового ответвления в сфере государственных бумаг сложно назвать успешным. Основной задачей долговых бумаг было привлечение денег от физических лиц (населения). Но из-за отсутствия спроса активы оседали на балансах банковских учреждений и компаний. Основная причина — отсутствие рекламной политики в отношении ОГСЗ. Народ должен понимать, какую пользу представляет покупка долговых бумаг, и что они могут получить взамен. Кроме этого, люди должны уметь пользоваться долговыми бумагами, знать правила расчета купона и сроки его повышения. Проблема заключается еще и в том, что основной держатель ОГСЗ — Сбербанк России. Если он повысит привлекательность государственных долговых бумаг, то уменьшится спрос на депозиты, что никак не совпадает с целями банковского учреждения.

Но есть и положительные моменты в продвижении ОГСЗ. Так, небольшие финансовые институты (к примеру, «Орсбанк») ведут активную политику в сфере продвижения государственных бумаг сберегательного займа в массы. Реализуется это путем регулярных публикаций курсов долговых бумаг в СМИ. Что касается вторичного рынка, то здесь сделки с ОГСЗ, как правило, совершаются брокерами по приказам крупных инвесторов.

Правительство намерено в апреле выпустить облигации федерального займа (ОФЗ) для населения. Цель – заимствования на внутреннем рынке. Стоит заметить, что в России власти в момент финансовой нестабильности вспоминают о том, что деньги в долг можно взять и у населения. Практика же показывает — этот долг почти никогда не возвращался.

Дольше владение — выше купон

Покупая облигации федерального займа, гражданин одалживает деньги государству на определенный срок. Владелец ОФЗ получает купонный доход (обычно раз в полгода) на протяжении всего срока действия облигации. После его истечения первоначальная стоимость самой облигации возвращается.

Гособлигации для населения, по замыслу Минфина, будут отличаться от «классических» ОФЗ. Например, их нельзя продать, а можно будет только предъявить к выкупу. Произойти это может не раньше, чем через год владения, и только при условии потери части купонного дохода. Ставка же купона будет сопоставима с обычными ОФЗ.

По словам министра финансов Антона Силуанова, планируется, что выпуск облигаций федерального займа для населения произойдет уже в апреле.

Предполагаемая доходность бумаг — 8,5%. Облигации будут выпускаться раз в полгода, срок обращения составит три года. В свою очередь купон будет выплачиваться два раза в год без корректировки на инфляцию. Как пояснил Антон Силуанов, чем дольше человек будет иметь бумагу, тем выше будет купон.

Объем первого выпуска ОФЗ для населения составит 20 млрд рублей. Народные облигации можно будет приобрести через Сбербанк, ВТБ-24. Инвестор может вложиться в объем от 30 тыс. руб. до 25 млн руб. в одном выпуске. Иными словами, расчет сделан в большей степени на пенсионеров и людей с небольшим достатком.

Как сообщают СМИ, вдохновил чиновников советский опыт хождения облигаций госзайма, когда облигации можно было приобрести на почте. Поэтому решено, что сегодня необходим надежный финансовый инструмент, без всякой игры на волатильности и рыночных рисков. Он должен дать возможность купить бумагу сегодня, а завтра вернуть деньги с прибылью.

Для того, чтобы доказать, что этот финансовый инструмент надежен, Антон Силуанов сам намерен приобрести ОФЗ для населения. Его поддержал глава Сбербанка Герман Греф, который в свою очередь, также пообещал вложиться в народные облигации.

Герман Греф пояснил: если он будет продавать, то, наверное, будет и приобретать. «Нельзя продавать то, что ты сам не готов покупать», — пояснил свою позицию глава Сбербанка.

Стоит напомнить о печальном опыте для населения существования облигационных займов. Всего в СССР было выпущено порядка 65 облигационных займов, и большая часть из них находилась в обращении до 1957 года.

После 1930 года подписка в рассрочку на облигации фактически стала принудительной. Происходило это по простой схеме — на предприятия и колхозы из сберегательных касс поступали инструкции о порядке размещения займа, а также бланки для учета, оформления и авансовая сумма облигаций. По понятным причинам в тот момент практически не было людей, которые бы отказались от приобретения облигаций.

Это интересно:  Ответственность ООО по своим обязательствам и ее распределение 2019 год

Текущая дивидендная доходность Сбербанка – 6,23%. Понятно, что иностранцы рвутся вложить деньги под такую доходность, да ещё и в системообразующий госбанк.

Для того, чтобы как-то разобраться с долгами перед гражданами, в 1930–1941 годах была проведена унификация всех облигаций. Срок займов повысился до 20 лет, погашение отложено на срок до 19 лет, а доходность снижена до 3–4% годовых. В конце 1950-х годов вышло так, что текущие расходы по обслуживанию всех выпущенных государственных займов превысили поступления в бюджет от размещения новых ценных бумаг. В итоге государство по своим обязательствам так и не расплатилось. А обесцененные и никчемные бумажки еще долго пылились в сундуках.

Наконец, вспомним о сравнительно недавних событиях. Так, в мае 1994 года Минфин выпустил облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ). Облигации были выпущены пятью траншами со сроками погашения от одного года до 15 лет. Но государство по ним также не расплатилось. Единственным долгом, который погасил Минфин, стали государственные краткосрочные облигации (ГКО): дефолт по ним был объявлен в августе 1998 года. ГКО, по сути, были пирамидой. И как в любой пирамиде проигравших оказалось больше, чем выигравших. Причем выиграли те, кто тогда располагал инсайдерской информацией.

Физическим лицам облигации погашались строго по номиналу до 1 января 1999 года. Правда, их владельцам никакой радости это не принесло, ведь на 1 января 1999 года стоимость рубля за этот же период снизилась с 6,5 рубля до 20,65 рубля за доллар.

В свою очередь эксперты сомневаются, что ОФЗ для народа могут быть привлекательными. Глава департамента рынков долгового капитала Росбанка Антон Кирихин полагает — особой выгоды покупка ОФЗ для населения не дает.

Например, доходность госбумаг с погашением в 2021 году сейчас составляет около 8,4 % годовых.

Руководитель департамента рынков долгового капитала BCS Global Markets Алексей Куприянов заявил, что не усматривает какого-то преимущества нового финансового инструмента, по сравнению с классическим ОФЗ.

Чем же в этот раз Минфин собирается завлечь граждан? По словам Антона Силуанова, бумаги должны конкурировать с депозитами, в первую очередь, своей надежностью. Министр финансов пояснил: объем вложений в ОФЗ на 100 процентов будет гарантирован государством, и никаких дисконтов тут не предусмотрено.

Но сомнения по поводу надежности нового финансового инструмента все-таки присутствует. Старший аналитик Альпари Роман Ткачук напоминает о том, что люди еще хорошо помнят о дефолтах 91-го и 98-го годов. Тогда вложения в государственные ценные бумаги привели к огромным убыткам.

Да, сегодня в российской экономике ситуация более менее стабильна. Цены на нефть находятся на высоком уровне. Но предсказать, как будут они вести себя завтра, достаточно сложно. Нельзя сбрасывать со счетов и действующие против России санкции. А раз так, необходим механизм привлечения на внутренний рынок денег населения. Другой вопрос, сможет ли правительство изменить практику существования займов в стране.

Заведующий кафедрой финансового менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова Константин Ордов, напоминает, что

рост ОФЗ в последние годы частично финансировался за счет накопительной части пенсионных отчислений.

По словам эксперта, накопительную часть де факто экспроприировали, но механизм наращивания внутреннего долга уже остановить невозможно, требуется поиск новых финансовых источников. Видимо, ими и должны стать теперь сбережения граждан.

«Я очень с большой опаской смотрю на эту перспективу, понимая, что в условиях отсутствия эффективной финансовой системы данные средства не смогут быть использованы для развития производства. Без производства рассчитывать на возврат этих средств не приходится»,- полагает Константин Ордов.

Выпуск облигаций федерального займа для населения, который Минфин планирует запустить в апреле этого года, станет тестом для государства по исполнению обязательств перед гражданами, говорится в выпуске мониторинга экономической ситуации в России, подготовленном РАНХиГС, Институтом Гайдара и ВАВТ.

В свою очередь Роман Ткачук обратил внимание на примечательную привязку выпуска к апрелю — «месяцу дураков». Эксперт выражает надежду на то, что российское правительство все же не принимает за таковых своих граждан.

Рынок облигаций государственного сберегательного займа — молодой, самый динамичный и быстроразвивающийся сектор на рынке государственных облигаций. Изначально их выпуск конструировался с целью привлечь средства населения для финансирования государственного долга. Поэтому данным ценным бумагам придавались такие инвестиционные характеристики, которые позволили им стать привлекательными в глазах индивидуальных инвесторов, при том, что условия их обращения — максимально удобны для населения. Для этого они были выпущены в бумажной (наличной) форме с номиналом, доступным для инвестирования даже незначительных сбережений — 100 тысяч рублей и 500 тысяч рублей (из рыночных государственных ценных бумаг они самые низкономинальные), сроком на один год с четырьмя купонами. Передача прав по данным ценным бумагам осуществляется путем простого вручения, а получить ежеквартально причитающиеся купонные выплаты можно в любом отделении Сбербанка.

Однако эти ценные бумаги оказались настолько привлекательны для институционатьных инвесторов, что основными операторами в данном секторе фондового рынка стали коммерческие банки, а преобладающей сферой торговли — внебиржевой межбанковский рынок. Это объясняется рядом причин:

рынок ОГСЗ в меньшей степени зарегулирован, чем остальные сектора торговли государственными облигациями, и оператор, действуя на нем, имеет более широкие возможности в проведении спекулятивных операций;

при оплате облигаций наличными средствами юридические лица, в принципе, могут и не заключать договор и минимизировать формальности по оформлению сделки;

данные облигации очень удобны при использовании их в качестве залога и т. д.

Следует отметить, что этот сектор фондового рынка имеет неплохие перспективы: Министерством финансов РФ запланирован выпуск десяти серий облигаций государственного сберегательного займа, каждая объемом один триллион рублей на общую сумму десять триллионов.

4.1. Цель проведения операции

1. Получение дохода от вложения собственных средств. Доход при инвестировании в ОГСЗ может быть получен за счет трех источников: выплаты по купонам; прибыли от операций на вторичном рынке; дохода от операции андеррайтинга.

Индивидуальный инвестор сориентирован, в основном, на доход от выплат по купонам, поскольку, как уже упоминалось, в настоящее время инвестиции в государственные ценные бумаги и надежны, и ликвидны, и достаточно прибыльны. Инвестиционные свойства ОГСЗ, кроме того, позволяют оценить их как розничный товар. Напомним, что сделки в зависимости от статуса клиента принято делить на оптовые, которые совершаются по поручению и для институциональных инвесторов, и на розничные, которые выполняются для физических лиц, т. е. индивидуальных инвесторов. При заключении оптовых сделок необходимо учитывать те ограничения, которые накладываются на институциональных инвесторов. Например, для внебюджетных фондов сделки могут совершаться только с государственными ценными бумагами, инвестиционные фонды не могут направлять на покупку ценных бумаг одного эмитента более пяти процентов своего уставного капитала и т. д. Поэтому институциональным инвесторам в большей степени, чем индивидуальным, доступны операции с ГКО и ОФЗ-ПК, которые, безусловно, требуют значительных ресурсов. Еще больше денежных средств требуется для работы с ОВГВЗ. При инвестировании же в ОГСЗ можно не задумываться над вопросом: какой размер начального капитала необходим, чтобы начать операцию: практически на любой свободный остаток средств могут быть приобретены облигации.

Получение прибыли от участия в подписке в качестве андеррайтера с последующим размещением облигаций по рыночным ценам доступно лишь профессиональным участникам фондового рынка. При этом получаемая ими в форме маржи прибыль может быть значительна, так как минимальная цена покупки облигаций у Министерства финансов РФ ниже номинала и составляет, например, 98 процентов от номинала. Размещение же осуществляется, как правило, по цене выше номинальной стоимости. Для каждой серии устанавливается и минимальный объем покупки — 10 млрд. рублей.

Это интересно:  Облигации Беларусбанка в иностранной валюте и их доходность 2019 год

2. Вложения в ОГСЗ можно рассматривать как один из инструментов управления ликвидностью и оптимизации финансовых потоков, так как они позволяют на короткий срок инвестировать свободные денежные средства в прибыльный и ликвидный вид ценных бумаг с предсказуемой доходностью. Эти вложения по праву относят к легкореализуемым активам, которые без особых потерь можно продать и, таким образом, легко перейти в пассив. Инвестиции в облигации сберегательного займа в любой момент конвертируемы в источник финансовых ресурсов.

3. Инвестирование в ОГСЗ может преследовать и иные цели (наряду с получением дохода и управлением ликвидностью). Так, данные ценные бумаги можно использовать в качестве залога. Наличная форма их выпуска, передача прав собственности путем простого вручения обуславливает эффективность их использования в залоговых операциях: прежде всего при кредитовании (ссудозаемщик, как правило, не теряет прав на получение неналогооблагаемого купонного дохода, а кредитор имеет дополнительные гарантии по выплате процента по ссуде);

на фьючерсных торгах ряда московских бирж в качестве залога.

4.2. Риски проводимой операции

Величина кредитного риска адекватна риску вложения в ГКО, ОФЗ-ПК и другие государственные ценные бумаги.

Поскольку величина купона устанавливается на квартал, а доходность на рынке ГКО, процентные ставки межбанковского кредита в течение этого периода могут иметь значительные колебания. При их превышении над купонной ставкой, установленной по ОГСЗ -(этот показатель равняется последней, официально объявленной купонной ставке по облигациям Федерального займа с переменным купонным доходом) возникает опасность потерь от вложений в ОГСЗ.

Для данной ценной бумаги этот вид риска связан с продажей облигаций на вторичном рынке. При операции андеррайтинга он достаточно высок, что обуславливается порядком размещения. В нормативных документах предусмотрено, что размещение облигаций осуществляется на территории Российской Федерации коммерческими банками, учреждениями Сбербанка РФ и другими кредитными учреждениями, заключившими договор купли-продажи с Министерством финансов Российской Федерации. В соответствии с этим договором облигации размещаются в 60-дневный срок среди физических и юридических лиц в размере не менее 90 процентов суммы купленных облигаций, в том числе не менее 50 процентов — за наличный расчет. При размещении облигаций пятой, шестой и седьмой серий выполнить эти условия не удалось и данные ограничения по существу были сняты Минфином РФ.

Операции на вторичном рынке осуществляются путем проведения классического дилинга — установления двусторонней котировки — цены покупки и цены продажи. Поэтому ликвидность определяется уровнем маржи: чем ниже маржа, тем при прочих равных условиях выше ликвидность. Маржа определяется состоянием конъюнктуры фондового рынка — её снижение

возможно в условиях его стабилизации. Много значит и искусство оператора рынка, устанавливающего котировки. Каждодневный экспресс-анализ состояния данного сектора фондового рынка позволяет снизить риск.

Этот вид риска относительно выше, чем по иным государственным облигациям, в частности, риск, связанный с несвоевременной поставкой выполненных в наличной форме ценных бумаг; риск хищения, утраты, повреждения, т. е. любой вид риска, связанный с форсмажорными обстоятельствами.

4.3. Эффективность проводимой операции

Эффективность операций с ОГСЗ за счет собственных средств инвестора определяется по формулам для расчета доходности облигаций с переменным купоном. Одно из привлекательных инвестиционных свойств данной ценной бумаги заключается в том, что ежедневно её стоимость увеличивается на величину накопленного купонного дохода. Однако колебания курса также влияют на цену облигации на вторичном рынке и могут увеличивать рыночную стоимость облигации, рассчитываемую суммированием номинальной стоимости, курсовой наценки (скидки) и накопленного купонного дохода, или снижать ее.

В каждый данный период времени известна ставка купонного дохода на текущий квартал, т. е. точное значение доходности может быть вычислено только до ближайшей выплаты (от даты покупки до текущей даты выплаты).

При осуществлении дилерских операций эффективность будет

зависеть от объема оборота по купле-продаже облигаций и раз

мера маржи. Банк-дилер на рьшке ОГСЗ может поддерживать

одностороннюю или двустороннюю котировку. Самое главное

при установлении котировок — это достижение максимальных

оборотов покупки и продажи облигаций. Ценовая политика бан

ка-дилера на рьшке ОГСЗ должна строиться с учетом следующих

конъюнктуры рынка — уровня цен на рынке ОГСЗ;

уровня доходности при покупке и продаже облигаций.

При установлении цен целесообразно использовать ниже приведенные формулы и ориентироваться в устанавливаемых дилерами котировках.

При продаже облигаций в зависимости от конъюнктуры фондового рынка при вялом, неактивном рынке, с целью стимулирования продаж устанавливаются отрицательные или близкие к нулю курсовые разницы, для того, чтобы «оживить» рынок («раскачать» его), а при высокой активности рынка курсовые разницы увеличиваются.

Если банк заинтересован в приобретении облигаций, увеличении оборота и активности данной операции, величина спреда между ценами на покупку и продажу сокращается.

4.4. Технология проведения операции

Сделки заключаются на внебиржевом (телефонном) рынке или с помощью биржевого механизма.

Например, одной из крупнейших биржевых торговых площадок по ОГСЗ является Центральная Российская Универсальная биржа (ЦРУБ). При этом могут использоваться твердые или индикативные котировки. В первом варианте покупка и продажа облигаций осуществляется по ценам, установленным на данный операционный день. Индикативные котировки предполагают обсуждение и возможное изменение цены в процессе заключения сделки. Важным моментом является соглашение по следующим параметрам сделки: количество, серия, номинал (100 тыс. руб. или 500 тыс. руб.), сроки платежа, сроки поставки.

Документальное оформление сделки

Операции купли-продажи облигаций сберегательного займа, осуществляемые юридическими лицами, целесообразно производить на основе заключения договора. Этот договор подготав-

ливается отделом ценных бумаг, визируется юридической службой и после подписания сторонами один экземпляр до поступления денежных средств на счет учреждения банка хранится в отделе ценных бумаг, а другой — передается юридическому лицу. При поступлении средств на счет банка делается соответствующая отметка на договоре, который внутренним порядком передается операционным работникам. Осуществление платежа и поставки

Важным моментом является выбор осуществления способа платежа и поставки. Их несколько:

поставка с предоплатой, имеющая значительные риски недопоставки;

поставка и платеж «день в день»; поставка против платежа.

В последнем варианте необходима пока еще не созданная для данного сектора фондового рынка инфраструктура — депозитарий и расчетный центр.

Подлинность и платежность облигаций определяется визуально и в ультрафиолетовых лучах. При этом используется сертификат качества, а также имеющаяся информация о похищенных, подложных ценных бумагах.

Оплата купонов и погашение облигации

Данную операцию осуществляют только учреждения Сбербанка РФ на основе соглашения, заключенного между Министерством финансов РФ и Сберегательным банком РФ (по существующей внутри системы Сбербанка технологии).

При обращении облигаций вышеупомянутые налоговые льготы распространяются на часть суммы накопленного купонного дохода, рассчитываемой как разница между накопленным купонным доходом, полученным при продаже облигаций либо погашении купона, и накопленным купонным доходом, уплаченным при их приобретении. Таким образом, льготируется накопленный купонный доход за время фактического владения облигацией.

Прибыль в виде положительной разницы между ценой продажи и ценой покупки подлежит налогообложению в общем порядке.

Статья написана по материалам сайтов: cyberleninka.ru, utmagazine.ru, versia.ru, www.bibliotekar.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector