+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Оценочные обязательства: условия формирования и порядок отражения 2019 год

Отражение оценочных обязательств в бухучете является обязательным. Чаще всего бухгалтерами фиксируется резерв по оплате отпускных. Но это не единственный случай, когда нужно учитывать рассматриваемые обязательства. Фиксируются они только в отчетности. В налоговой декларации резервы фигурировать не будут.

Оценочные обязательства (ОО) – это имеющееся обязательство предприятия, которое отличается неопределённой суммой или сроком осуществления. При его наличии необходимо создать резерв.

Если показатель не будет фигурировать в отчётности, это приведёт к завышению чистой прибыли. По этой причине бухгалтерская отчётность не даст объективных сведений о положении предприятия. Все это может привести к негативным последствиям: увеличение дивидендов и ухудшение финансового состояния организации.

Оценочные обязательства существенно отличается от прочих резервов. Рассмотрим примеры:

  1. Предприятие планирует ремонтировать оборудование, на это потребуются средства. Под них резерв оценочных обязательств создаваться не будет, так как ремонтные работы обязанностью организации не являются. Предприятие может передумать в осуществлении ремонта.
  2. Резерв также не нужно организовывать при наличии обычных обязательств. Предприятие заказало товар. Продукция пришла, однако компания не оплатила услуги контрагента. В данном случае резерв оценочных обязательств создаваться не будет, так как имеющаяся задолженность является кредиторской. Она не соответствует важному признаку оценочного обязательства – неопределенность суммы и сроков. В данном примере компания знает, сколько средств она должна и в какой срок их необходимо возвратить.
  3. Предполагаемые обязательства и оценочные резервы отличаются между собой. Последние представляют собой корректирование балансовых показателей активов, связанное с получением новых сведений. Оценочные резервы создаются при наличии сомнительных задолженностей, понижение стоимости МПЗ, снижение цен на финансовые вклады. Данные показатели не отражаются в балансе. Рассматриваемые же показатели будут зафиксированы в пассиве баланса.
  4. Резервы, которые создаются на основе нераспределенных доходов, также не будут отнесены к оценочным обязательствам.

При фиксировании ОО часто возникают затруднения. Для предупреждения ошибки важно отличать оценочное обязательство от других видов резервов.

Оценочные обязательства могут появиться вследствие следующих факторов:

  • Решения суда или договоренности с соответствующими условиями. К примеру, компания заключает со своими клиентами договор, по которому, в случае оказания услуг с недостаточным качеством, деньги будут возвращены. Обычно претензии у клиентов возникают, поэтому имеет смысл создать резерв. Это будут именно оценочные обязательства, так как существует высокая вероятность в их появлении, но точная сумма неизвестна.
  • Действия, не зафиксированные в юридических документах, но обязывающие компанию к определенным обязательствам. К примеру, магазин вывесил объявление о том, что он возвращает деньги покупателям, если купленная продукция окажется некачественной. Несмотря на то, что юридически это обязательство никак не оформлено, магазин несет его последствия в связи с публичным заявлением.
  • Сформирован резерв на проведение реструктуризации. Создавать его можно только при наличии следующих условий: имеется план реструктуризации, о процедуре уведомлены заинтересованные лица.
  • Был заключен заведомо невыгодный договор. Руководители предприятия уверены, что понесут в связи с ним убытки. ОО нужно отразить в бухучете в том же месяце, в котором оформлен договор.

Оценочные обязательства указываются в учете только при наличии условий:

  • Финансовые обязательства невозможно избежать. К примеру, компания арендует помещение, которое, по договору аренды, нужно отремонтировать. Пока ремонтные работы еще не проводятся, но избежать их не получится.
  • Вероятность возникновения расходов превышает 50%.
  • Есть сведения, которые позволяют оценить затраты на исполнение обязательства.

Для формирования резерва должны присутствовать все перечисленные условия. Если одно из них не выполняется, признается условное обязательство. Данный показатель не нужно фиксировать в учете. Он прописывается в пояснениях к отчету.

Оценочные обязательства фиксируются на счете 96 «Резервы предстоящих расходов». Отражаться сумма может как в перечне конкретных расходов (к примеру, траты на ремонт по гарантии»), так и в списке прочих расходов.

Проводки начисления ОО будут выглядеть следующим образом:

  • ДТ 20 (23, 25, 26, 44) КТ 96 «Резервы предстоящих расходов»

Погашение обязательств будет отражено следующим образом:

  • ДТ 96 «Резервы предстоящих расходов» КТ 10, 76, 70, 90

Выбранные счета определяются проведенной операцией.

  • ДТ 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» КТ 96 «Резервы предстоящих расходов»
  • Погашение ОО: ДТ 96 «Резервы предстоящих расходов» КТ 76 «Расчеты с кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям». Указывается сумма операции: 20 000 рублей.
  • Сумма, которую нужно доплатить: ДТ 81 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» КТ 76, субсчет «Расчеты по претензиям». Указывается сумма, которую требуется доплатить: 20 000 рублей.

Все указываемые проводки должны быть подтверждены первичной документацией. Из учета можно ясно понять, какие именно операции были осуществлены.

Отсутствие сведений об ОО в налоговом учете – это не ошибка. Резервы можно не указывать, так как они не влияют на размер начисляемых налогов. Данная информация не потребуется налоговым органам. Зато она пригодится банковским учреждениям, к которым обращается предприятие, или его инвесторам.

Оценочные обязательства предполагают создание резерва. Обязательства, чтобы они были признаны оценочными, должны соответствовать ряду условий. Главные признаки – невозможность определить точные суммы начислений и сроки их погашения. Обязательства должны быть неотвратимыми. К примеру, они появляются на основании договоров с сотрудниками. Если обязательство не отвечает установленным требованиям, то учитывается оно в другом порядке. ОО фиксируются только в бухучете. Указывать их в налоговой декларации не нужно, так как предполагаемые расходы на размер налогов не влияют. Их появление в учете является обязательным.

Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение», 2014, N 11

Все объекты бухгалтерского учета подлежат денежному измерению (ст. 12 Закона о бухгалтерском учете ). В данной статье расскажем, в каком порядке может определяться величина оценочного обязательства, какой из методов определения величины следует применить в том или ином случае, а также на конкретных примерах рассмотрим порядок отражения на счетах учета операций по формированию, списанию, изменению величины оценочного обязательства.

Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.

Согласно п. 15 ПБУ 8/2010 оценочное обязательство признается в бухгалтерском учете организации в величине, отражающей наиболее достоверную денежную оценку расходов, необходимых для расчетов по этому обязательству. Наиболее достоверная оценка расходов представляет собой величину, необходимую непосредственно для исполнения (погашения) обязательства по состоянию на отчетную дату или для перевода обязательства на другое лицо по состоянию на отчетную дату. На основании данной нормы делаем вывод: оценочное обязательство признается в бухгалтерском учете на конец каждого отчетного периода (промежуточного, годового). Напомним, что в соответствии с Законом о бухгалтерском учете отчетным периодом для годовой бухгалтерской отчетности признается календарный год, следовательно, отчетная дата в этом случае приходится на последний день календарного года — 31 декабря. Отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской отчетности является период с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется данная отчетность, включительно. Так, если предприятие формирует промежуточную бухгалтерскую отчетность ежеквартально, оценочное обязательство должно признаваться соответственно на 31 марта, 30 июня, 30 сентября, 31 декабря.

При признании оценочные обязательства отражаются по кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов» и дебету счета (в зависимости от характера оценочного обязательства) (п. 8 ПБУ 8/2010):

  • расходов по обычным видам деятельности (в торговой организации — счет 44 «Расходы на продажу»);
  • 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы».

Либо они могут включаться в стоимость актива.

Окунемся в историю. Ранее на счете 96 отражались именно резервы предстоящих расходов (действовал принцип равномерного распределения расходов путем их резервирования в течение отчетного периода). В частности, в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки обращения отчетного периода организация могла (по желанию) создавать резервы на предстоящую оплату отпусков работникам; выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; выплату вознаграждений по итогам работы за год; ремонт основных средств; производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства; предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий; предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката; гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание; покрытие иных предвиденных затрат (п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ , в настоящее время этот пункт утратил силу). Порядок отражения резервов регулировался нормами ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности», утвержденного Приказом Минфина России от 28.11.2001 N 96н, и утратившего силу с 01.01.2011 в связи с изданием Приказа Минфина России от 13.12.2010 N 167н. В настоящее время в бухгалтерском учете принцип резервирования не применяется. На смену ему пришел вариант отражения в учете обязательств с неопределенной величиной и (или) с неопределенным сроком исполнения — оценочных обязательств. В результате этого некоторые резервы предстоящих расходов автоматически переквалифицировались в оценочные обязательства. Однако несмотря на то, что счет учета (96) остался прежним, порядок определения их величины кардинально поменялся. Еще одним важным отличием правил ведения бухгалтерского учета, применяемых ранее, от тех, что применяются сейчас, является то что резерв предстоящих расходов создавался организацией по ее желанию. Отражение в учете оценочного обязательства (при его наличии) — обязанность организации.

Это интересно:  Рынок облигаций: что это и кто является участником процесса 2019 год

Утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

При фактических расчетах по признанным оценочным обязательствам в бухгалтерском учете отражается сумма затрат организации, связанных с выполнением ею этих обязательств, или соответствующая кредиторская задолженность в корреспонденции со счетом учета резерва предстоящих расходов. Отметим, что признанное оценочное обязательство может списываться в счет отражения затрат по выполнению только того обязательства, по которому оно было создано (п. 21 ПБУ 8/2010). Следовательно, к счету 96 должны быть открыты соответствующие субсчета либо должна вестись подробная аналитика.

Если суммы фактических расходов укладываются в рамки признанного ранее оценочного обязательства, списание осуществляется за счет него. Если же величины оценочного обязательства недостаточно для отражения фактических затрат, расходы отражаются на счетах учета затрат. Если коротко, то операции по формированию и списанию оценочного обязательства в торговой организации должны отражаться в бухгалтерском учете следующими записями (в примере рассмотрены формирование и списание оценочного обязательства на оплату отпусков):

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Лазарева И. А., Королева Е. Н.

В статье рассмотрено применение некоммерческими образовательными автономными организациями ПБУ 8/2010 и порядок формирования оценочных обязательств по отпускам .

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Лазарева И.А., Королева Е.Н.,

Учет в некоммерческих организациях

порядок формирования оценочных обязательств по отпускам

и. а. Лазарева, е. н. королева,

эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ

Для некоммерческих образовательных автономных организаций пока нет конкретной методики определения оценочного обязательства по отпускам и требований о ежемесячном признании оценочного обязательства. Поэтому возникают следующие вопросы: обязаны ли эти организации применять Положение по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010), утвержденное приказом Минфина России от 13.12.2010 N° 167н, а также каков порядок формирования оценочных обязательств по отпускам, в том числе какой должна быть дата их отражения на счете 96 «Резервы предстоящих расходов» и как определяется величина оценочного обязательства.

Авторы считают, что образовательная автономная некоммерческая организация обязана применять ПБУ 8/2010. Порядок расчета и признания оценочного обязательства по отпускам ПБУ 8/2010 не определен, поэтому организации следует самостоятельно разработать и закрепить в учетной политике метод определения величины оценочного обязательства и момент его признания.

Начиная с бухгалтерской отчетности за 2011 г. организациями применяется ПБУ 8/2010.

Пункт 1 ПБУ 8/2010 устанавливает порядок отражения оценочных обязательств, условных обязательств и условных активов в бухгалтерском учете и отчетности организаций (за исключением кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ.

Исключение предусмотрено только для кредитных организаций. Кроме того, право не применять ПБУ 8/2010 имеют субъекты малого предпринимательства, не являющиеся эмитентами публично размещаемых ценных бумаг (п. 3 ПБУ 8/2010).

Образовательная автономная некоммерческая организация является юридическим лицом, созданным по законодательству РФ (п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), п. 1 ст. 3 и п. 1 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Следовательно, такая организация обязана применять ПБУ 8/2010, поскольку исключений для автономных некоммерческих организаций в ПБУ 8/2010 не предусмотрено.

Под оценочным обязательством понимается обязательство организации с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения, которое может возникнуть в том числе из норм законодательных и иных нормативных правовых актов (подп. «а» п. 4 ПБУ 8/2010).

Обязанность предоставлять работникам ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка определена ст. 114, 122 Трудового кодекса РФ (ТК РФ). Исходя из продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска 28 календарных дней (ст. 115 ТК РФ), на каждый отработанный сотрудником месяц приходится 2,33 дня. Отсюда можно сделать вывод, что за каждый отработанный сотрудником месяц у организации появляется обязанность произвести оплату за 2,33 дня причитающегося ему отпуска.

В свою очередь п. 5 ПБУ 8/2010 определяет, что оценочное обязательство признается в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении следующих условий:

— у организации существует обязанность, явившаяся следствием прошлых событий ее хозяйственной жизни, исполнения которой организация не может избежать;

— вероятно уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства;

— величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена.

Суммы причитающихся отпускных выплат за отработанный сотрудниками период, по мнению авторов, соответствуют критериям признания оценочного обязательства.

Пункт 8 ПБУ 8/2010 предусматривает, что оценочные обязательства отражаются на счете учета резервов предстоящих расходов. При признании оценочного обязательства, в зависимости от его характера, величина оценочного обязательства может относиться как на расходы по обычным видам деятельности, так и на прочие расходы.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, резервирование тех или иных сумм отражается по кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство и расходов на продажу. При признании оценочного обязательства по причитающимся отпускам корреспондирующим счетом будет являться счет, на который обычно относятся начисления оплаты труда сотрудникам (например, за 20, 26, 44 дня).

Согласно п. 15 ПБУ 8/2010 оценочное обязательство признается в бухгалтерском учете организации в величине, отражающей наиболее достоверную денежную оценку расходов, необходимых для расчетов по этому обязательству. Наиболее достоверная оценка расходов представляет собой величину, необходимую непосредственно для исполнения (погашения) обязательства по состоянию на отчетную дату или для перевода обязательства на другое лицо по состоянию на отчетную дату.

Вместе с тем конкретный порядок признания и определения величины оценочного обязательства ПБУ 8/2010 не установлен. Определены только такие критерии, как «отчетная дата» и «наиболее достоверная оценка». На сегодняшний день такой

метод расчета отсутствует и в других нормативных актах по бухгалтерскому учету.

Таким образом, организация самостоятельно должна разработать и закрепить в учетной политике метод расчета оценочного обязательства по отпускам и порядок его признания, что предусмотрено пп. 4, 7 ПБУ 1/2008. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из ПБУ, а также Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

Поскольку величина оценочного обязательства должна отражать наиболее достоверную денежную оценку расходов, необходимых для расчетов по этому обязательству (п. 15 ПБУ 8/2010), оценочное обязательство по отпускам должно представлять собой сумму, необходимую для погашения этой задолженности в случае, если все сотрудники на отчетную дату соберутся в отпуск.

Отметим, что проект ПБУ «Учет вознаграждений работникам», разработанный Минфином России и размещенный на официальном сайте по адресу: http://www1.minfin. ru/common/img/uploaded/ library/2011/07/PBU_Voznagrazhdeniya_rabotnikam. pdf, также предполагает признавать оценочное обязательство в наиболее достоверной оценке затрат, необходимых для расчета по этому обязательству. При этом величина оценочного обязательства определяется с учетом обязательных отчислений на социальные нужды и признается в том отчетном периоде, в котором у организации возникает обязанность по соответствующим вознаграждениям работникам (пп. 12, 16 проекта ПБУ).

Порядок определения величины оценочного обязательства по отпускам зависит от момента его признания в бухгалтерском учете.

Согласно пп. 36, 37 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности

в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода, которым признается календарный год.

В то же время на основании п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н, отчетной датой является дата, по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность. Причем п. 48 ПБУ 4/99 определено, что организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года. Следовательно, признание оценочного обязательства по отпускам может осуществляться по итогам месяца, квартала или даже года (на основании учетной политики).

Оплата очередного отпуска производится из расчета среднего заработка в соответствии со ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922. Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,4 (среднемесячное число календарных дней). Величина оценочного обязательства составит произведение среднего дневного заработка на количество неиспользованных дней отпуска. Именно эта величина потребуется, если на отчетную дату придется выполнить обязательство.

Это интересно:  Обязательства: что это и какие существуют основания для возникновения 2019 год

Несмотря на то, что такой метод расчета обеспечивает наибольшую достоверность, расчет на каждую отчетную дату по каждому сотруднику предполагает большую трудоемкость, что при большом количестве сотрудников может быть затруднительно. Согласно п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, учетная политика должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).

Учитывая, что оценочное обязательство признается в предполагаемой оценке, организации необходимо разработать наиболее удобный для нее алгоритм расчета в зависимости от момента признания оценочного обязательства по отпускам. Например, возможен вариант расчета из общего

фонда оплаты труда за 12 мес. Тогда величину оценочного обязательства (ОО) можно определить по формуле

ОО = (ФОТ / 12 / 29,4 / Ч) Н, где ФОТ — общая сумма оплаты труда с учетом страховых взносов за предшествующие 12 мес.; Ч — среднесписочная численность сотрудников;

Н — общее количество причитающихся дней отпуска сотрудников (такая информация может быть предоставлена кадровой службой). По мнению авторов, такой метод целесообразно использовать при большой численности сотрудников или если разница между начислениями отдельным категориям сотрудников несущественна.

В качестве наиболее простого варианта можно использовать фактическое начисление ФОТ за месяц, определить средний заработок исходя из количества календарных дней в нем и умножить на 2,33 (количество причитающихся дней отпуска за отработанный месяц). Например, при определении оценочного обязательства по отпускам за январь 2012 г. формула будет следующей: ОО = (ФОТ / 31 день) х 2,33. Отметим, что такой метод близок к способу оценки обязательств по МСФО. Так, МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам» содержит понятие «краткосрочные оплачиваемые отсутствия на работе». Согласно п. 13 МСФО (IAS) 19 обязательство по накапливаемым оплачиваемым отсутствиям на работе возникает по мере того, как работники оказывают услуги, в результате чего увеличивается продолжительность оплачиваемых отсутствий на работе, которые они могут использовать в будущем. Словом, по МСФО 19 (IAS) обязательство признается в момент выполнения сотрудником работы.

Если взят за основу МСФО (IAS) 19, то оценочное обязательство по отпускам может признаваться на последний день месяца, за который производится начисление оплаты труда сотрудникам. Следовательно, и отражаться оценочное обязательство на счете 96 «Резервы предстоящих расходов» будет в последний календарный день месяца.

Следуя приведенной формуле, для упрощения расчета можно рассчитать ежемесячный процент для определения величины оценочного обязательства, если взять за основу величину среднемесячного числа календарных дней 29,4. В таком случае авторы не видят препятствий для признания оценочного обязательства в величине, соответствующей ФОТ за месяц (с учетом страхо-

вых взносов), умноженному на 7,9 % (2,33/29,4 х х 100). При этом организация должна обеспечить документальное подтверждение обоснованности такой оценки (п. 16 ПБУ 8/2010).

Стоит учитывать, что при признании оценочного обязательства по отпускам из расчета ФОТ за прошедший месяц на протяжении отчетного периода происходит постоянное накопление суммы на счете 96. При проверке обоснованности признания и величины оценочного обязательства в конце отчетного года, что предписывает п. 23 ПБУ 8/2010, производится анализ остатка по счету 96, в результате которого могут быть произведены увеличение, уменьшение либо полное списание оценочного обязательства по отпускам.

В любом случае, пока нет конкретной методики определения величины оценочного обязательства по отпускам. Не существует и требования о ежемесячном признании оценочного обязательства. Организации необходимо самостоятельно определить приемлемый для нее вариант расчета, учитывая особенности деятельности, количество сотрудников, требования о достоверности с учетом рационального ведения бухгалтерского учета, и закрепить его в учетной политике.

1. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

2. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 19 «Вознаграждение работникам». URL: http://allmsfo. ru/msfo-ias-19.html.

3. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

4. Об особенностях Порядка исчисления средней заработной платы: постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 922.

5. Об утверждении положений по бухгалтерскому учету: приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н.

6. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99): приказ Минфина России от 06.07.1999 № 43н.

7. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010): приказ Минфина России от 13.12.2010 № 167н.

8. Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н.

9. Трудовой кодекс РФ: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

Порядок отражения оценочных обязательств, условных обязательств и условных активов: что изменилось за 9 лет

Автор статьи: Н.С. Фрезоргер, менеджер департамента бухгалтерского консалтинга компании ФБК, канд. экон. наук.

Статья была опубликована в рубрике «Статья номера» в Электронном журнале «Финансовые и бухгалтерские консультации», №03 (19).

Минфин России продолжает обновлять Положения по бухгалтерскому учету, приближая национальные учетные принципы к Международным стандартам финансовой отчетности. Совсем недавно были внесены изменения в порядок раскрытия информации по сегментам (ПБУ 12/2010 [1] ). Также с бухгалтерской отчетности за 2011 г меняются требования к порядку отражения условных фактов хозяйственной деятельности: ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности» [2] заменено новым ПБУ 8/2010 [3] . Сравним прежний и новый документы.

Организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, должны отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы согласно требованиям нового ПБУ 8/2010 не только в годовой бухгалтерской отчетности за 2011 г., но и в своей промежуточной отчетности, формируемой в течение 2011 г. [4] Это значительно приближает отчетность, составленную по российским стандартам бухгалтерского учета, к отчетности организации, сформированной по правилам МСФО. Таким образом, в целях ведения бухгалтерского учета требования ПБУ 8/2010 следует выполнять с 1 января 2011 г., а в целях формирования отчетности — с отчетности за январь 2011 г.

Отчетность организации составляется за отчетный период нарастающим итогом с начала отчетного периода, значит, такая отчетность должна быть составлена по одним и тем же учетным принципам, применяемым с начала этого периода. Так как ПБУ 8/2010 официально опубликовано только 16 февраля 2011 г. [5] и вступает в силу значительно позже начала отчетного года, то организациям необходимо внести изменения в учетную политику за 2011 г., привести ее в соответствие с требованиями ПБУ 8/2010 согласно п. 12 ПБУ 1/2008 [6] и применять с 1 января 2011 г.

Если поправки в учетную политику на 2011 г. потребуют отражения в бухгалтерском учете каких-либо фактов хозяйственной деятельности в части признания оценочных обязательств, то необходимо отразить в учете такие обязательства, пересчитать показатели деятельности организации с 1 января 2011 г. по отчетную дату и сформировать промежуточную отчетность за отчетный период, в котором произошли изменения показателей деятельности организации с учетом внесенных корректировок оценочных обязательств.

Аналогичным образом организациям необходимо поступить в связи с утверждением приказа Минфина России от 24 декабря 2010 г. №186н [7] (далее — приказ № 186н), которым внесены изменения в ряд нормативных актов по бухгалтерскому учету, в том числе в части порядка формирования резервов, который был установлен ныне удаленным п. 72 и откорректированным п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (ПВБУ) [8] .


Сфера применения ПБУ 8/2010

Новое ПБУ 8/2010 устанавливает порядок отражения оценочных обязательств, условных обязательств и условных активов в бухгалтерском учете и отчетности организаций, при этом понятие «условный факт хозяйственной деятельности» в документе не используется. В соответствии с ПБУ 8/2010 понятие «оценочные обязательства» заменяет понятие «резервы под условное обязательство». В прежнем документе, ПБУ 8/01, условное обязательство как последствие условного факта хозяйственной деятельности включало в себя: 1) существующее на отчетную дату обязательство и 2) возможное обязательство. Кроме этого, если вероятность оттока экономических выгод, связанных с существующим обязательством, очень высокая или высокая и если имеется возможность надежной оценки этого оттока, то в учете признавался резерв под условное обязательство.

Аналогичная смысловая нагрузка и критерии признания указаны в ПБУ 8/2010 для признания в учете оценочного обязательства. Оценочное обязательство признается в бухгалтерском учете при одновременном выполнении следующих условий:

а) у организации существует обязанность на отчетную дату (как обязательство с неопределенной величиной и сроком исполнения), явившаяся следствием прошлых событий ее хозяйственной жизни, исполнения которой организация не может избежать;

Это интересно:  ВС РФ готовит новое постановление о привлечении к ответственности бенефициаров компаний-банкротов 2019 год

б) уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства, вероятно;

в) величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена.

Редакция ПБУ 8/2010 утратила «шкалу» вероятности возникновения события по сравнению с ПБУ 8/01 — указана лишь общая вероятность возникновения события на примере уменьшения экономических выгод. Так, согласно п. 5 и 7 ПБУ 8/2010 наступление события, приводящего к уменьшению экономических выгод, признается вероятным, если в результате анализа всех обстоятельств и условий (включая мнения экспертов) более вероятно, чем нет, что такое уменьшение произойдет. Другими словами, вероятность события, приводящего к уменьшению экономических выгод, составляет 50% плюс «один голос». Этот «плюс один голос» может выражаться как 1%, так и 0,001%, однако он позволяет уполномоченному лицу сделать выбор в пользу предположения, что такое событие произойдет.

Оценочные обязательства являются оценочными значениями в соответствии с п. 2 ПБУ 21/2008 [9] , исходя из общего определения оценочных значений. Величина оценочного обязательства подлежит пересмотру на регулярной основе. При наступлении новых событий, связанных с оценочным обязательством, и в конце отчетного года организация должна проверить обоснованность признания и величину оценочного обязательства. Любые корректировки согласно п. 23 ПБУ 8/2010 в отношении оценочного обязательства подлежат отражению перспективно как изменение оценочного значения.

Оценочные обязательства при выполнении условий их признания в бухгалтерском учете могут создаваться в отношении следующих фактов хозяйственной деятельности организации:

  • незавершенные на отчетную дату судебные разбирательства, в которых организация выступает истцом или ответчиком и решения по которым могут быть приняты лишь в последующие отчетные периоды, приводящие к оттоку экономических выгод организации;
  • неразрешенные на отчетную дату разногласия с налоговыми органами по поводу уплаты платежей в бюджет;
  • выданные организацией гарантийные обязательства в отношении реализованных ею в отчетном периоде продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг;
  • обязательства в отношении охраны окружающей среды, природоохранных мероприятий, рекультивации земель, связанных с производственной деятельностью организации и возникающих из требований законодательных и нормативных документов, договоров, действий или заявлений организации;
  • вывод объектов из эксплуатации, ликвидационные обязательства по объектам основных средств и капитальным вложениям;
  • реструктуризация организации, продажа или прекращение какого-либо направления деятельности организации, закрытие подразделений организации или их перемещение в другой географический регион и др.;
  • наличие заключенных договоров, неизбежные расходы на исполнение которых превосходят поступления, ожидаемые от их исполнения (заведомо убыточные договоры) согласно п. 2 ПБУ 8/2010 (см. примечание);
  • обязательства по выплате и предстоящие расходы на оплату отпуска;
  • обязательства по выплате и предстоящие расходы на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год;
  • другие аналогичные факты.

Примечание. Не является заведомо убыточным договор, исполнение которого может быть прекращено организацией в одностороннем порядке без существенных санкций (критерий существенности необходимо установить в учетной политике организации). Порядок оценки оценочного обязательства в связи с заведомо убыточным договором в ПБУ 8/2010 не определен, и организациям при разработке своей учетной политики следует использовать подходы МСФО (IАS) 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы» [10] к формированию резервов по обременительным договорам (обязанность использования подходов МСФО основана на п. 7 ПБУ 1/2008).


Кто и как применяет ПБУ 8/2010

В бухгалтерском учете и отчетности оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы должны отражать все организации (кроме кредитных), являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ. Обязательность же применения ПБУ 8/01 требовалась только от коммерческих организаций.

Согласно новому ПБУ 8/2010 если некоммерческие организации (НКО) являются юридическими лицами по законодательству РФ, то НКО, созданные в форме некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами, должны выполнять требования ПБУ 8/2010 в отношении отражения оценочных обязательств, условных обязательств и условных активов аналогично коммерческим организациям. При этом в ПБУ 8/2010 для НКО не установлен какой-либо особый порядок признания оценочных обязательств. Равно как и коммерческие организации, НКО признают величину оценочного обязательства в зависимости от его характера в составе одного из следующих видов затрат:

    • расходы по обычным видам деятельности (Д 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу» — К 96 «Резервы предстоящих расходов») при условии, что существующее на отчетную дату обязательство связано с производством готовой продукции, оказанием услуг, выполнением работ, которые организация осуществляет на регулярной основе в обычным режиме функционирования организации, т.е. обязательство связано с осуществлением обычных видов деятельности (например, гарантийный ремонт готовой продукции, работ, услуг);
    • капитализация затрат в стоимости актива (например, Д 08 «Вложения во внеоборотные активы» — К 96) при условии, что существующее на отчетную дату обязательство связано с созданием, сооружением, приобретением, строительством, изготовлением объекта имущества (в частности, ликвидационные обязательства, т.е. вывод объекта основных средств из эксплуатации (скважины, буровые установки, электростанции и пр.)). Необходимость такой капитализации в стоимости актива является отличительной особенностью требований нового ПБУ 8/2010$
    • прочие расходы (Д 91 «Прочие доходы и расходы» — К 96) при условии, что существующее на отчетную дату обязательство не связано с обычными видами деятельности или с созданием, сооружением, приобретением, строительством, изготовлением объекта имущества.

Очевидно, что некоммерческим организациям в случаях, когда признание оценочного обязательства не связано с предпринимательской или иной деятельностью (п. 1 ПБУ 10/99 [11] ), необходимо в учетной политике установить способ отражения оценочного обязательства согласно п. 7 ПБУ 1/2008, т.е. в зависимости от характера обязательства затраты либо признавать как увеличение расходов НКО, либо включать в стоимость актива.


Кому разрешено не применять ПБУ 8/2010

Субъектам малого предпринимательства (СМП), за исключением тех организаций, которые являются эмитентами публично размещаемых ценных бумаг, предоставлено право не применять ПБУ 8/2010. Порядок реализации такого права в ПБУ 8/2010 не описан. Представляется, что СМП обязан применять ПБУ 8/2010 в отчетном периоде, если имеется хотя бы одно из следующих событий:

  • в отчетном периоде СМП являлся эмитентом публично размещаемых ценных бумаг (при этом на отчетную дату он таковым может уже не являться);
  • на отчетную дату СМП является эмитентом публично размещаемых ценных бумаг;
  • на отчетную дату СМП не является эмитентом публично размещаемых ценных бумаг, но СМП представил комплект документов уполномоченному органу для регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг, предназначенных для публичного размещения (при этом на отчетную дату отсутствует решение уполномоченного органа), что подтверждается соответствующим документом уполномоченного органа о принятии документов к рассмотрению;
  • на начало отчетного периода СМП утратил свой статус субъекта малого предпринимательства согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».


Соответствие ПБУ 8/2010 требованиям МСФО, или Что делать с резервами предстоящих расходов, связанных с выплатами работникам

Требования к отражению информации об оценочных обязательствах, условных обязательствах и условных активах ПБУ 8/2010 максимально приближены к требованиям МСФО (S) 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы».

Существенное отличие ПБУ 8/2010 от МСФО в том, что в ПБУ законодатель пожелал предусмотреть обязательность формирования резервов предстоящих расходов в виде оплаты отпусков, вознаграждения работников по итогам работы за год и ежегодного вознаграждения за выслугу лет, условие о выплатах которых закреплено в коллективном договоре (или ином аналогичном договоре). По мнению законодателя, такие резервы удовлетворяют общим толкованиям оценочного обязательства по ПБУ 8/2010 (см. табл. 1), однако в документе законодатель не описывает каких-либо специальных механизмов оценки таких обязательств.

Обращаем внимание, что МСФО (IАS) 37 не применяется в отношении резервов (обязательств), связанных с выплатами работникам за труд, так как это находится в компетенции МСФО (IАS) 19 «Вознаграждения работникам» как прочие краткосрочные вознаграждения работников.

Соответствие резервов предстоящих расходов, связанных с выплатами работникам, требованиям ПБУ 8/2010

Требование ПБУ 8/2010 по признанию в учете оценочного обязательства

Статья написана по материалам сайтов: assistentus.ru, wiseeconomist.ru, cyberleninka.ru, www.reghelp.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector