+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Порядок ликвидации учреждения: процедура, инвентаризация и закрытие 2019 год

Если компания ликвидируется, сведения по бухгалтерскому учету и отчетности должны соответствовать фактическим данным. Для этого осуществляется проведение инвентаризации при ликвидации организации, для чего назначается ликвидационная комиссия.

Проводится проверка каждой позиции имеющихся пассивов и активов в компании. Если определяется расхождение между сведениями из бухучета и фактическим положением дел, это отражают на счете бухучета.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Согласно Приказу Минфина № 34Н, устанавливается порядок оценки активов и пассивов. В качестве основания для осуществления процедуры используется решение о создании ликвидационной комиссии.

Что касается практической ситуации, инвентаризация может осуществляться по решению главы компании. Но это незаконное основание.

Если речь идет о закрытии ООО, данные распоряжения исходят от единоличного ликвидатора или председателя созданной в этих целях комиссии. По факту управляющий устраняется от руководства компанией.

В процессе оценки имущества компании ответственное лицо выполняет следующие действия:

  • проверяет не только полноту, но и достоверность учета;
  • анализирует все имеющиеся обязательства по составу;
  • устанавливает наличие фактически имеющегося имущества;
  • выявляет нарушения и ошибки, которые возможны в процессе проведения операций с наличными;
  • оценивает не только объем денежных средств, но и цену материальных объектов.

На каждом этапе проверки составляется необходимая документация. По итогу формируются отчеты, которые направляют учредителям компании. На основе получаемых сведений собственниками принимается решение о необходимости запуска классической процедуры по ликвидации компании.

Ели размер долговой массы больше активов, участники могут подать соответствующее заявление в арбитражный суд об установлении факта банкротства. Для подтверждения несостоятельности выпускаются результаты инвентаризации в документальной форме.

Процесс оценки имущества и обязательств фактически не отличается от ежегодно проводимой процедуры. Специалисты компании должны выполнять общие указания и инструкции.

В процессе инвентаризации устанавливают временные ограничения, в результате которых привлекаются новые специалисты. В данном случае необходимо решить вопрос о перспективах взыскания задолженностей с дебиторов.

Устанавливается следующий порядок действий при инвентаризации во время ликвидации:

Комиссия осматривает и производит опись непосредственно на предприятии. Все объекты, которые не были учтены ранее, также подлежат оценке.

Выделяют следующие обязательства при проведении инвентаризации:

Проведение инвентаризации при ликвидации организации является ответственным процессом, в ходе которого выявляются объекты. Все имущество компании подлежит инвентаризации, если оно принадлежит компании.

Этому процессу подлежат все производственные запасы и финансовые обязательства. Процедуре подвергается и имущество, которое не принадлежит компании.

При этом оно должно числиться на его учете. Оно может находиться на ответственном хранении, быть полученным в результате переработки или арендоваться.

Инвентаризацию производят по месту расположения имущества с участием материально ответственного сотрудника.

Она в целом направлена на следующие объекты:

  • финансовые обязательства и имущество;
  • нематериальные активы;
  • материальные вложения;
  • основные средства;
  • товарно-материальные ценности;
  • расходы будущих периодов и незавершенное производство;
  • молодняк животных и взрослых животных;
  • денежные средства, финансовые документы и бланки документов по строгой отчетности;
  • расчеты;
  • резервы предстоящих расходов и платежей, оценочные резервы.

Для проведения правильной инвентаризации создается постоянно действующая комиссия. Если предстоит существенный объем работ, создаются рабочие инвентаризационные комиссии в необходимом количестве.

Если же объем небольшой, в компании создают резервную комиссию. Именно она будет выполнять проверку.

Где нужно размещать сведения о ликвидации юридического лица? Детально об информационном сопровождении процедуры — по ссылке.

При ликвидации организации необходимо грамотно не только организовать, но и вести бухучет. Бухгалтеру придется провести необходимую подготовку, которая включает составление промежуточного и завершающего ликвидационного балансов, проведение расчетов с налоговой службой по налогам и работниками, расчетов по всем дебиторским и кредитным операциям.

Если документация заполнена по всей форме, процедура по ликвидации будет правильной.

Учет при добровольной ликвидации будет производиться следующим образом:

  1. В первую очередь принимается решение учредителей по ликвидации. Для этого проводится общее собрание учредителей. Затем в течение 3-х дней предприятие уведомляет об этом налоговую инспекцию.
  2. На общем собрании учредителей назначается ликвидационная комиссия. В ее состав могут входить члены трудового коллектива, руководящие лица компании, учредители и их представители. Как правило, в состав комиссии входит и главный бухгалтер.
  3. Комиссия разрабатывает и утверждает план ликвидации предприятия, которая начинается с полной инвентаризации. Важно, чтобы был проведен полный учет.
  4. Одновременно производится учет активов организации, дебиторской и кредитной задолженности.
  5. Ликвидационная комиссия рассылает письменное уведомление кредитором о процедуре запуска ликвидации.
  6. Определяется порядок погашения задолженности перед кредиторами.

Процесс учета и расчета с налоговыми органами является наиболее длительной процедурой. Налоговая инспекция может проводить проверку налоговых выплат за периоды, производимые ранее.

По этой причине в налоговую инспекцию следует обращаться сразу же после принятия соответствующего решения о ликвидации. Необходимо успеть все необходимые расчеты и произвести учет в течение 2-х месяцев.

Затем составляется промежуточный ликвидационный баланс. Он содержит сведения о составе имущества, требованиях кредиторов и результатах их рассмотрения.

Согласно гражданскому законодательству, промежуточный баланс составляет ликвидационная комиссия. По факту же работы часто выполняются работниками бухгалтерии.

Имущество, переданное в пользование или в производство, должно первоначально учитываться на счете 10 «Материалы». Оно учитывается с учетом реальных затрат на его покупку, за исключением не только НДС, но и других возмещаемых налогов. При этом компания сама определяет вариант списания их стоимости.

Для обеспечения сохранности малоценного имущества устанавливается порядок учета на такие объекты после их ввода в эксплуатацию. Так, может предусматриваться количественный учет с отражением на забалансовом счете некоторого имущества.

Предусмотрены карточки по учету материалов. Выявленное имущество отражается в отдельном разделе ликвидационного баланса.

Если же учетная политика не предусматривает учет малоценных материалов и списания в производства, денежная оценка отсутствует. Этот способ списания не будет применяться.

В данной ситуации участники компании должны принимать решение о порядке списания оставшегося имущества самостоятельно.

Ликвидация юридического лица предполагает сдачу соответствующей отчетности. Порядок ликвидации начинают с принятия соответствующего решения.

Юридическое лицо может ликвидироваться двумя путями:

  • по решению учредителей в добровольном порядке;
  • по решению суда, которое принимается на основе требования органа государственной власти.

Затем формируется ликвидационная комиссия или назначается отдельный ликвидатор. Необходимо опубликовать сообщение о ликвидации в СМИ.

Для этого этапа характерно составление промежуточного ликвидационного баланса. На его основе и будут осуществляться расчеты с кредиторами. Затем производится регистрация организации в связи с ликвидационным процессом.

Независимо от установленной формы собственности и вида деятельности компания должна предоставить не только промежуточный, но и итоговый ликвидационный баланс.

Что касается промежуточного баланса, его важно составить и предоставить вместе с заявкой на ликвидацию. Итоговый же ликвидационный баланс важно подавать во время заключения записи о компании из государственного реестра.

Обратите внимание! Есть возможность подать несколько промежуточных балансов. Но окончательный ликвидационный баланс может быть только одним. Обязательна бухгалтерская отчетность для всех компаний, которые работают на упрощенной системе налогообложения.

Если компания работает на УСН, она должна отчитываться перед налоговой инспекцией, ПФР и ФСС. Если же она работает по общей системе налогообложения, необходимо отчитываться по прибыли и НДС, а также сдавать баланс за предыдущий отчетный период. Отчеты в ПФР и ФСС также обязательны.

Это интересно:  КБК НДФЛ пени для юридических лиц и порядок внесения платежей 2019 год

Инвентаризация обязательств и имущества компании регулируется действующим законодательством. Для обеспечения достоверности сведений из бухгалтерского учета и необходима инвентаризация.

Выделяют два ее варианта проведения:

Все данные бухгалтерского учета и отчетности ликвидируемой организации любой организационно-правовой формы должны быть достоверными, для этого ликвидационная комиссия обязана провести инвентаризацию имущества и обязательств организации. Ликвидационный баланс в любом случае должен быть обоснован результатами инвентаризации, в ином случае предприятие рискует столкнуться с очень серьезными проблемами на любой стадии ликвидации, а также при регистрации ликвидации. Об инвентаризации при ликвидации читайте в данной статье.

Инвентаризация, проводимая при ликвидации организации, в целом ничем не отличается от обычной инвентаризации. При этом проверке подлежат все позиции имеющихся активов и пассивов организации.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета.

Инвентаризация имущества и обязательств предприятия регламентирована нормами Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 29.07.1998 г. N 34н Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (далее — Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 26 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Основными целями инвентаризации являются:

— выявление фактического наличия имущества;

— сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

— проверка полноты отражения в учете обязательств.

Согласно пункту 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации проведение инвентаризации обязательно:

— при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

— перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;

— при смене материально ответственных лиц;

— при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

— в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

— при реорганизации или ликвидации организации;

— в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Пункт 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации регламентирует, что выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

— излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации;

— недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм — за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.

Все обозначенные выше положения изложены в абсолютно идентичном виде в статье 12 Федерального закона от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

При проведении инвентаризации следует руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина Российской Федерации от 13.06.1995 г. N 49 (далее — Методические указания).

Методическими указаниями установлены правила и порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформление ее результатов.

Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.

Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу.

Инвентаризация в целом может включать следующее:

— инвентаризацию имущества и финансовых обязательств;

— инвентаризацию основных средств;

— инвентаризацию нематериальных активов;

— инвентаризацию финансовых вложений;

— инвентаризацию товарно-материальных ценностей;

— инвентаризацию незавершенного производства и расходов будущих периодов;

— инвентаризацию животных и молодняка животных;

— инвентаризацию денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности;

— инвентаризацию расчетов (расчетов с банками и кредитными учреждениями по ссудам, расчетов с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключающихся в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета);

— инвентаризацию резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов (проверяется правильность и обоснованность созданных в организации резервов: на предстоящую оплату отпусков работникам; расходов на ремонт основных средств; производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства).

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии.

При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее (пункт 2.2. Методических указаний).

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества (пункт 2.4. Методических указаний).

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, которые составляются не менее чем в двух экземплярах.

Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).

По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.

Это интересно:  Виды облигаций и основные характеристики каждого типа бумаги 2019 год

При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают, и выверенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагают к описи.

Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц (пункт 2.8. Методических указаний).

Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом. Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.

На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и так далее) эти ценности показаны.

Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.

Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший — в сдаче этого имущества (пункт 2.10. Методических указаний).

На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.

Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

В тех случаях, когда материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и тому подобного) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.

По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц до открытия склада, кладовой, секции, где проводилась инвентаризация (пункт 2.15. Методических указаний).

В случае выявления при инвентаризации отклонений от учетных данных по имуществу составляются сличительные ведомости, в которых отражаются результаты инвентаризации.

Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей указываются в сличительных ведомостях в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.

На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости.

Несмотря на то, что порядок проведения инвентаризации достаточно подробно регламентирован действующим законодательством, на практике организации очень часто допускают различные нарушения при проведении инвентаризации.

Обратите внимание, что необходимо четко следовать требованиям законодательства, а, в частности, приведенным выше законодательным нормам, чтобы впоследствии не возникла ситуация, когда проведенная инвентаризация будет считаться недействительной (следует отметить, что это особенно актуально в процессе ликвидации).

В условиях тяжелой финансовой ситуации является очень важным рациональное использование бюджетных средств. Именно для этого проводится проверка действующих предприятий и учреждений, которые не справляются возложенными на них обязательствами. В процессе проверок принимается решение о слиянии (укрупнении) некоторых казенных организаций, а неэффективные подлежат ликвидации.

Согласно действующему ГК РФ, федеральным законам процесс ликвидации государственного предприятия имеет четкую схему и подлежит обязательному соблюдению.

Процедура ликвидации учреждения может быть начата по инициативе судебных органов и в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ.

Процедура ликвидации бюджетного учреждения должна быть выполнена согласно четкому регламенту, установленному главным распорядителем бюджета.

Порядок должен проходить по такой схеме:

  • государственным или муниципальным органом принимается решение о том, какое из предприятий должно быть ликвидировано. Утверждается состав комиссии, устанавливаются сроки проведения данных мероприятий;
  • в местных органах печати публикуется сообщение о закрытии казенного учреждения и объявляются сроки для принятия претензий;
  • в соответствии с утвержденными методуказаниями, разработанными и утвержденными Минфином РФ, проводится инвентаризация активов организации. Результаты ее проведения отображаются в местном бюджетном плане;
  • одновременно с проведением инвентаризации активов проводится сверка с дебиторами, происходит личное уведомление о закрытии организации и принимаются все меры по погашению задолженностей. При наличии кредиторской — составляется реестр требований.

Подлинность и достоверность требований проверяется ликвидационной комиссией и определяется только на основании оригиналов, подтверждающих такие требования.

Составляется промежуточный ликвидационный баланс, закрытие кредиторской задолженности происходит в соответствии с заявленной очередностью и ГК РФ. Все расчеты с кредиторами и дебиторами закрываются.

Такой баланс составляется после принятия всех требований кредиторов, но до их закрытия. Он включает в себя стоимость всех активов, список всех заявленных требований, а также выводы об их погашении.

С передачей собственнику всех активов предприятия происходит закрытие собственных лицевых счетов и в других организациях и отделениях.

Передаваемое имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, или то имущество, на которое не распространяется их требование, описывается согласно Инструкции, действующей в бюджетной сфере и передается собственнику. В описи отражается первоначальная стоимость активов, их амортизация и конечная стоимость. Финансовые остатки, находящиеся на расчетных счетах, отзываются только главным распорядителем. Передача происходит только на основании акта приема-передачи имущества.

Cоставляется окончательный ликвидационный баланс и направляется в организацию, инициировавшую закрытие — государственное учреждение или муниципальное.

Kиквидационный баланс направляется в орган регистрации юридических лиц, он, в свою очередь, совершает запись и выдает свидетельство об исключении данного предприятия из реестра.

Промежуточный баланс предоставляет сведения о наличии возможности закрытия требований кредиторов, и в него вносятся данные об уже погашенной задолженности. Утвердить его может только орган, непосредственно принявший решение о ликвидации учреждения.

  • решение главного распорядителя бюджетных средств;
  • проверенные результаты инвентаризации;
  • решение ликвидационной комиссии.

Невостребованная кредиторская задолженность при ликвидации бюджетной организации на протяжении всего срока исковой давности остается числиться на балансе организации. По истечении же указанного срока и после согласования с главным распорядителем списывается с него.

Порядок признания дебиторской задолженности безнадежной:

  • прошел установленный срок исковой давности;
  • обязательство не выполнено вследствие невозможности его выполнения;
  • невыполнение обязательства подтверждается установленным государственным актом;
  • задолженность не может быть взыскана вследствие проведенной ликвидации учреждения.
Это интересно:  Охранное обязательство на объект культурного наследия и его оформление 2019 год

Если дебиторская задолженность подтверждается одним из этих пунктом, она должна быть списана с баланса предприятия, но по предварительному согласованию с главным распорядителем бюджетных средств.

  1. В процессе ликвидации бюджетного учреждения уже не возможен переход прав и обязанностей в порядке правопреемства к другому юридическому лицу.
  2. С момента создания ликвидационной комиссии к ней переходят все функции по управлению и ведению дел, она может представлять казенное предприятие в органах суда.
  3. Если во время составления ликвидационного баланса выявляется неспособность казенного учреждения погасить кредиторские требования, бывший руководитель или управляющий комиссией может подать заявление о признании этой организации банкротом.

На завершающей стадии ликвидации казенного учреждения происходит передача ликвидационного баланса и подписанных актов приема-передачи имущества главному распорядителю бюджетных средств, если же ликвидирован и федеральный орган — Минфину РФ.

Для того чтобы данные бухгалтерского учета и отчетности ликвидируемой организации были достоверными, комиссия обязана провести инвентаризацию ее имущества и обязательств.

Инвентаризация, проводимая при ликвидации организации, ничем не отличается от обычной инвентаризации. При этом проверке подлежат все позиции активов и пассивов.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета.

Инвентаризация имущества и обязательств предусмотрена пунктом 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 года №34н « Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».

Основными целями инвентаризации являются:

· выявление фактического наличия имущества;

· сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

· проверка полноты отражения в учете обязательств.

Инвентаризация является подтверждением достоверности отражения в учете переходящих к правопреемникам имущества и обязательств и носит обязательный характер на основании пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Приложение №5 ).

При проведении инвентаризации следует руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 года №49.

Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина РФ от 13.06.1995 года №49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» установлены правила проведения инвентаризации.

Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.

Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу.

Правила проведения инвентаризации включают следующее:

· инвентаризацию имущества и финансовых обязательств;

· инвентаризацию основных средств;

· инвентаризацию нематериальных активов;

· инвентаризацию финансовых вложений;

· инвентаризацию товарно-материальных ценностей;

· инвентаризацию незавершенного производства и расходов будущих периодов;

· инвентаризацию животных и молодняка животных;

· инвентаризацию денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности;

· инвентаризацию расчетов (расчетов с банками и кредитными учреждениями по ссудам, расчетов с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета);

· инвентаризацию резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов (проверяется правильность и обоснованность созданных в организации резервов: на предстоящую оплату отпусков работникам; расходов на ремонт основных средств; производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства).

В случае выявления при инвентаризации отклонений от учетных данных по имуществу составляются сличительные ведомости, в которых отражаются результаты инвентаризации. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей указываются в сличительных ведомостях в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.

На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости.

Несмотря на то, что порядок проведения инвентаризации достаточно подробно регламентирован действующим законодательством, на практике организации очень часто допускают различные нарушения при проведении инвентаризации. Советуем налогоплательщикам обратить внимание на данный раздел, чтобы впоследствии не возникла ситуация, когда проведенная инвентаризация будет считаться недействительной.

1. Состав инвентаризационной комиссии не утвержден руководителем. Нет основания для проведения инвентаризации.

2. Документально подтверждено отсутствие хотя бы одного из членов комиссии во время проведения инвентаризации. Результаты инвентаризации недействительны.

3. В приказе не указаны сроки инвентаризации. Нет основания для начала проведения инвентаризации.

4. Во время перерывов в работе комиссии не закрыт доступ посторонним к помещению, где хранятся инвентаризационные описи. Внесение исправлений, искажающих результаты инвентаризации.

5. При невозможности остановки хозяйственной деятельности, приходно-расходные документы не завизированы председателем инвентаризационной комиссии. Имеется возможность оформить ранее не выписанные приходно-расходные документы.

6. У материально ответственных лиц не взяты расписки о том, что все приходные и расходные документы сданы в бухгалтерию. При выявлении нарушений могут быть предъявлены приходно-расходные документы, оформленные в период проведения инвентаризации.

7. Проводится сопоставление данных бухгалтерского учета с фактическим наличием, а не наоборот. (Идеально составление инвентаризационных описей вручную от руки по факту). Имеется возможность искажения фактических данных в соответствии с данными бухгалтерского учета.

8. Инвентаризационная опись составлена в одном экземпляре. Результаты инвентаризации недействительны.

9. Итоги должны быть выверены на каждой странице – число прописью, количество номеров и сумма материальных ценностей, а также общий итог в натуральных показателях, даже если подсчет велся в денежном измерении. Имеется возможность несанкционированных исправлений.

10. На каждой странице нет записи «Цены, итоги проверил» и подписи материально ответственного лица. Инвентаризационная опись не является документом, на основании которого можно предъявлять претензии к материально ответственным лицам.

11. Ошибки и исправления не подписаны и не заверены членами комиссии. Исправления считаются недействительными.

12. Инвентаризационная опись после утверждения результатов содержит незаполненные строки. (Все они должны быть прочеркнуты). Имеется возможность внесения дополнительных данных.

13. На последней странице инвентаризационной описи нет подписи материально ответственного лица об отсутствии у него претензий к членам комиссии и подтверждения, а также о том, что он принимает указанное в описи имущество на ответственное хранение. Отсутствие оснований для предъявления претензий к материально ответственному лицу при выявлении недостач.

Более подробно с вопросами, рассмотренными в данной статье, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Ликвидация юридических лиц. Банкротство».

Статья написана по материалам сайтов: calculator-ipoteki.ru, mbusiness.nov.ru, propravoguru.ru, www.audit-it.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector