+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Принудительная ликвидация юридического лица: основания и порядок 2019 год

Основания для принудительной ликвидации указаны в п.2 ст.61 ГК РФ, а также в иных федеральных законах.

Однако в п.23 Постановления Пленума ВС РФ, Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъясняется, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда лишь в случаях, предусмотренных п.2 ст.61 ГК РФ. Неисполнение указанным лицом требований, содержащихся в иных законах, может служить основанием для ликвидации юридического лица, если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения данного закона или иного правового акта.

Юридическое лицо может быть ликвидировано в судебном порядке по следующим основаниям.

1. При создании юридического лица допущены грубые нарушения закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

В частности, согласно ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица, если при создании такого юридического лица были допущены грубые нарушения закона или иных правовых актов и эти нарушения носят неустранимый характер.

2. Осуществление юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии).

Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» устанавливает виды деятельности, подлежащие лицензированию.

3. Осуществление запрещенной законом деятельности.

В соответствии с п.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, федеральными законами может быть запрещено осуществление определенной деятельности.

Статьей 42 Конституции РФ предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду. В соответствии с абз.2 п.2 ст.60 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.

4. Осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Согласно п.23 Постановления Пленума ВФ РФ, Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», неисполнение юридическим лицом требований, содержащихся в законах, может служить основанием для ликвидации юридического лица, если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения данного закона или иного правового акта.

В частности, в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица, если юридическое лицо допустило грубые нарушения законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации.

Налоговые органы на основании вправе обращаться в суд с исками о ликвидации юридических лиц, в частности в случае неоднократного или грубого нарушения налогового законодательства.

Таким нарушением может быть, например, систематическое непредставление организацией отчетов о ее финансово-хозяйственной деятельности, а также документов и сведений для исчисления и уплаты налогов.

Однако при рассмотрении иска о ликвидации юридического лица в случае осуществления им деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона арбитражный суд должен установить, какие конкретно нарушения закона допущены, и оценить их характер, после чего решать вопрос о ликвидации.

В соответствии с ФЗ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» налоговые органы обязаны при повторном нарушении юридическим лицом указанного закона и Положения по применению контрольно-кассовых машин обращаться в суд с иском о ликвидации данного юридического лица с одновременным приостановлением его деятельности, связанной с денежными расчетами с населением, в том числе в виде запрещения распоряжаться средствами на его счетах в банках.

Невыполнение решений учредителей (участников) или органа юридического лица о его добровольной ликвидации не может служить основанием для принудительной ликвидации юридического лица. Если учредители (участники) или уполномоченный орган юридического лица приняли решение о добровольной ликвидации юридического лица, но не назначили ликвидационную комиссию и не установили порядок и срок проведения ликвидации, это не является основанием для принудительной ликвидации юридического лица. Такие обстоятельства нельзя отнести к случаям, предусмотренным п.2 ст.61 ГК РФ, т.к. в действиях юридического лица не содержится грубого или неоднократного нарушения законодательства. Принятие учредителями или органом юридического лица решения о его добровольной ликвидации без назначения ликвидационной комиссии и определения порядка проведения ликвидации не является основанием к принудительной ликвидации юридического лица, если только в его деятельности не установлены неоднократные или грубые нарушения действующего законодательства.

5. Систематическое осуществление общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям.

Согласно п.1 ст.49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. В п.2 ст.52 ГК РФ указано, что в учредительных документах некоммерческих организаций должны быть определены предмет и цели ее деятельности.

6. Признание коммерческой организации, потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда несостоятельным (банкротом).

7. Если объединение коммерческих организаций (союз или ассоциация), хозяйственное общество или товарищество осуществляет координацию предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции, федеральный антимонопольный орган (территориальный орган в пределах его компетенции) вправе предъявлять в суд иск о ликвидации такой организации.

8. Если число участников общества с ограниченной ответственностью будет более 50-ти, общество в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив.

Если в течение указанного срока общество не будет преобразовано и число участников общества не уменьшится до установленного настоящим пунктом предела, оно подлежит ликвидации в судебном порядке.

9. В случае если число акционеров закрытого акционерного общества превысит 50, указанное общество в течение одного года должно преобразоваться в открытое.

Если число его акционеров не уменьшится до установленного предела, общество подлежит ликвидации в судебном порядке.

10. В случае неполной оплаты уставного капитала общества с ограниченной ответственностью в течение года с момента государственной регистрации общество должно или объявить об уменьшении своего уставного капитала до фактически оплаченного его размера и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке, или принять решение о ликвидации общества.

Если общество в разумный срок не примет решения об уменьшении своего уставного капитала или о своей ликвидации, оно может быть ликвидировано в судебном порядке.

11. Акции акционерного общества, распределенные при его учреждении, должны быть полностью оплачены в течение года с момента государственной регистрации общества, если меньший срок не предусмотрен договором о создании общества. В случае неполной оплаты акций в течение указанного срока право собственности на акции, цена размещения которых соответствует неоплаченной сумме, переходит к обществу.

Такие акции должны быть реализованы обществом не позднее одного года после их приобретения обществом, в противном случае общество обязано принять решение об уменьшении своего уставного капитала.

Если общество в разумный срок не примет решения об уменьшении своего уставного капитала, оно может быть ликвидировано в судебном порядке.

12. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества с ограниченной ответственностью окажется меньше его уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, и зарегистрировать такое уменьшение в установленном порядке.

Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше минимального размера уставного капитала, установленного законом на дату государственной регистрации общества, общество подлежит ликвидации.

Если общество в разумный срок не примет решения об уменьшении своего уставного капитала или о своей ликвидации, оно может быть ликвидировано в судебном порядке.

13. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов акционерного общества оказывается меньше его уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала до величины, не превышающей стоимости его чистых активов.

Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества оказывается меньше величины минимального уставного капитала, общество обязано принять решение о своей ликвидации.

Если общество в разумный срок не примет решения об уменьшении своего уставного капитала или о ликвидации, оно может быть ликвидировано в судебном порядке.

14. Индивидуальные (семейные) частные предприятия, а также предприятия, созданные хозяйственными товариществами и обществами, общественными и религиозными организациями, объединениями, благотворительными фондами, и другие не находящиеся в государственной или муниципальной собственности предприятия, основанные на праве полного хозяйственного ведения, подлежат до 1 июля 1999 года преобразованию в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо ликвидации.

По истечении этого срока предприятия подлежат ликвидации в судебном порядке.

15. Общества с ограниченной ответственностью (товарищества с ограниченной ответственностью), созданные до введения в действие Федерального закона от 08.02.1998 № 14-Ф «Об обществах с ограниченной ответственностью», которые до 1 января 1999 года не привели свои учредительные документы в соответствие с указанным законом либо не преобразовались в акционерные общества или производственные кооперативы, могут быть ликвидированы в судебном порядке.

16. Уставы общественных объединений, созданных до вступления в силу Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», должны быть приведены в соответствие с указанным законом не позднее 1 июля 1999 года. По истечении указанного срока общественные объединения, не прошедшие перерегистрацию, подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию органа, регистрирующего общественные объединения.

Это интересно:  Стоимость ликвидации ООО: основные статьи расходов 2019 год

17. Фонд может быть ликвидирован только по решению суда.

В соответствии с п.2 ст.119 ГК РФ решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц в следующих случаях:

если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей, и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом;

в других случаях, предусмотренных законом.

18. Общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда в случаях:

если цели или действия таких объединений направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

в случаях виновного нарушения своими действиями прав и свобод граждан;

в случаях неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов либо при систематическом осуществлении общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

19. Общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда в случае неоднократного непредставления в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

20. Основаниями для ликвидации религиозной организации в судебном порядке являются:

нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства;

действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

создание вооруженных формирований;

пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества;

принуждение к разрушению семьи;

посягательство на личность, права и свободы граждан;

нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использование в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершение развратных и иных противоправных действий;

склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

воспрепятствование получению обязательного образования;

принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

21. Религиозная организация может быть ликвидирована по решению суда в случае неоднократного непредставления в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц «О свободе совести и о религиозных объединениях».

23. В случае, если юридическое лицо, зарегистрированное до 1 июля 2002 года, не позднее 31 декабря 2002 года не представит в регистрирующий орган сведения, предусмотренные пп.»а»-«д», «л» п.1 ст.5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц», это является основанием для принятия судом решения о ликвидации такого юридического лица на основании заявления регистрирующего органа.

Использованы материалы «Консалтинг-Стандарт»

«Если ты обнаружил, что твоя лошадь сдохла, слезай с нее»

Народная мудрость индейцев Дакоты

«Все, что имеет начало, имеет конец» — это древнее изречение может быть применено и к жизни предприятия. Ведь бывает всякое: предприятие фактически перестало вести деятельность либо таковая не приносит достаточного дохода, изменился налоговый или административный режим, цель, которую ставили учредители, оказалась недостижимой, принято решение перевести обороты компании на другое юридическое лицо — словом, возникла необходимость закрыть не нужную более организацию.

Большинству читателей, наверное, приходилось видеть либо объявления в газетах, либо зазывал с плакатами (вблизи станций метро, остановок транспорта, бизнес-центров), предлагающих быстро и недорого ликвидировать предприятие. Не обольщайтесь — на самом деле эти зазывалы не ликвидируют предприятия. Обычно совершается сделка по купле-продаже акций (или долей) на некое лицо, которое тут же издает приказ об увольнении генерального директора и главного бухгалтера, подтверждает, что им приняты все исполнительные, распорядительные и учетные документы, после чего вам предложат заплатить некоторую (чаще всего не слишком большую сумму) и объявят, что все кончено. Иногда процесс происходит в несколько этапов (например, путем присоединения к какому-нибудь предприятию, расположенному в глубинке нашей необъятной Родины). Потом, в самый неподходящий момент, может выясниться, что лицо, купившее акции (паи), либо потеряло паспорт, либо умерло до даты совершения сделки, либо налоговый орган населенного пункта со звучным названием, к примеру, Нижне-Верхний-Среднекаменск, начнет присылать требования на уплату налогов или на проведение встречной проверки на адрес, по которому зарегистрирован исполнительный орган, т.е. директор бывшего предприятия.

Поэтому в большинстве случаев, несмотря на существенные расходы и риски при проведении последней налоговой проверки, правильная ликвидация предприятия может быть выгодна его учредителям. В других случаях она даже может послужить средством защиты от недружественного поглощения или захвата предприятия.

И поэтому важно знать, как правильно ликвидировать юридическое лицо.

Ликвидация юридического лица — это его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства другим лицам. Именно так формулирует определение ликвидации в ст. 61 ГК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано:

  • по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;
  • по решению суда в случаях:
  • допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
  • осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);
  • осуществления деятельности, запрещенной законом;
  • осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями законов или иных правовых актов;
  • при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям;
  • в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

Отметим, что юридическое лицо также может быть ликвидировано в связи с его банкротством. В рамках этого материала мы не касаемся вопросов банкротства, однако заметим, что, если юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда начало процедуру ликвидации и при этом выяснилось, что стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном для банкротства, а именно в соответствии с нормами ст. 65 ГК РФ.

Законодатель поскупился на формулировки ст. 61 ГК РФ в части принудительной ликвидации предприятий, это стало поводом для многочисленных арбитражных споров и именно поэтому Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС) был вынужден издать Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций) (Информационное письмо от 13.01.2000 N 50). В этом Письме рассмотрены наиболее распространенные ситуации, связанные с принудительной ликвидацией организаций.

Гражданское законодательство Российской Федерации предусматривает несколько способов ликвидации ООО, в том числе и по требованию регистрирующего органа (на данный момент таковым является ФНС РФ), в этом случае говорят о принудительной ликвидации ООО.

Гражданский кодекс в п. 2 ст. 61 предусматривает основания принудительной ликвидации юридического лица:

  1. При регистрации ООО допущена ошибка, которую невозможно устранить.
  2. Общество действует без соответствующего разрешения (лицензии), когда оно необходимо.
  3. Осуществляет запрещённую законодательством деятельность.
  4. Осуществляет свою деятельность с неоднократным грубым нарушением законодательства России.

Основное отличие принудительной ликвидации от добровольной: принятие решения о ликвидации Общества и исключение его из ЕГРЮЛ происходит по решению суда.

Закон не предусматривает какой-либо специальной процедуры проведения принудительной ликвидации Общества с ограниченной ответственностью, поэтому она мало отличается от официального добровольного прекращения.

1Принятие решения о ликвидации Общества

Судебный орган выносит решение о ликвидации ООО. При этом судья назначает ликвидатора или ликвидационную комиссию, которой поручается ведение хозяйственной деятельности предприятия на весь срок его ликвидации.

Подавать уведомления о ликвидации Общества по форме Р15001 (утверждены Постановлением Правительства от 19.06.2002 №439) не нужно.

На этом этапе оповещаются под роспись все сотрудники организации, им выплачивается заработная плата и выходное пособие.

Для публикации в Вестнике государственной регистрации необходимо:

  • Подать бланк-заявление на публикацию.
  • Представить Решение о ликвидации ООО и назначении ликвидатора или ликвидационной комиссии.
  • Оплатить услуги публикации.

3Выявление дебиторской и кредиторской задолженностей

Ликвидатор или участники ликвидационной комиссии выявляют наличие дебиторской задолженности, принимает шаги к её погашению. Выявляют всех возможных кредиторов предприятия и оповещают их в письменном виде о ликвидации Общества (п. 1 ст. 63 ГК РФ).

У Общества должно остаться подтверждение такого оповещения в виде подписи на уведомлениях, или почтовых квитанций с описью вложения в ценные письма, если оповещение проводилось с помощью почтовой связи.

4Прохождение налоговой проверки

До составления промежуточного ликвидационного баланса ФНС имеет право провести выездную налоговую проверку ликвидируемой организации (ст. 89 Налогового кодекса РФ). Если организация несколько лет сдавала нулевые бухгалтерские отчёты, то такая проверка, как правило, не проводится, если же у Общества есть долги перед бюджетом, то её могут и не ликвидировать до полного расчёта (пп.4 п.3 ст. 44 НК РФ).

Помимо налоговой проверки Обществу придётся погасить все задолженности перед ПФР, ФСС, ТФОМС и ФФОМС.

Это интересно:  Прочие обязательства: долгосрочные пассивы и их отражение в бухучете 2019 год

5Составление промежуточного ликвидационного баланса

После 2-х месячного срока, отведённого для заявления кредиторами своих требований (отсчитывается с момента публикации в Вестнике), ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения об имуществе предприятия, перечень предъявленных требований кредиторами, результаты их рассмотрения. Баланс утверждается учредителями Общества.

В случае нехватки денежных средств для расчётов с кредиторами, имущество организации распродаётся на торгах.

6Ликвидационный баланс и завершение процедуры

После расчёта с кредиторами утверждается ликвидационный баланс, оставшееся имущество (если оно осталось) распределяется между участниками. Ликвидационный баланс представляется в суд.

Закрывается счёт в банке, получается свидетельство о ликвидации Общества.

Ликвидация ООО, в том числе принудительная довольно сложный процесс. Бытует мнение, что до принудительной процедуры прекращения Общества лучше не доводить, но при этом существуют случаи, когда именно закрытие по решению суда юридического лица является самым лучшим выходом для предпринимателя. Для выбора наилучшего способа ликвидации ООО имеет смысл обратиться за консультацией, а в случае необходимости и помощи в проведении такой процедуры в юридическую фирму, занимающуюся прекращением юридических лиц, например, в Компанию «Деловой мир».

Запишитесь на консультацию и мы сможем оказать Вам помощь.

Сколько стоит закрыть ООО в СПБ?

«Если ты обнаружил, что твоя лошадь сдохла, слезай с нее»

Народная мудрость индейцев Дакоты

«Все, что имеет начало, имеет конец» — это древнее изречение может быть применено и к жизни предприятия. Ведь бывает всякое: предприятие фактически перестало вести деятельность либо таковая не приносит достаточного дохода, изменился налоговый или административный режим, цель, которую ставили учредители, оказалась недостижимой, принято решение перевести обороты компании на другое юридическое лицо — словом, возникла необходимость закрыть не нужную более организацию.

Большинству читателей, наверное, приходилось видеть либо объявления в газетах, либо зазывал с плакатами (вблизи станций метро, остановок транспорта, бизнес-центров), предлагающих быстро и недорого ликвидировать предприятие. Не обольщайтесь — на самом деле эти зазывалы не ликвидируют предприятия. Обычно совершается сделка по купле-продаже акций (или долей) на некое лицо, которое тут же издает приказ об увольнении генерального директора и главного бухгалтера, подтверждает, что им приняты все исполнительные, распорядительные и учетные документы, после чего вам предложат заплатить некоторую (чаще всего не слишком большую сумму) и объявят, что все кончено. Иногда процесс происходит в несколько этапов (например, путем присоединения к какому-нибудь предприятию, расположенному в глубинке нашей необъятной Родины). Потом, в самый неподходящий момент, может выясниться, что лицо, купившее акции (паи), либо потеряло паспорт, либо умерло до даты совершения сделки, либо налоговый орган населенного пункта со звучным названием, к примеру, Нижне-Верхний-Среднекаменск, начнет присылать требования на уплату налогов или на проведение встречной проверки на адрес, по которому зарегистрирован исполнительный орган, т.е. директор бывшего предприятия.

Поэтому в большинстве случаев, несмотря на существенные расходы и риски при проведении последней налоговой проверки, правильная ликвидация предприятия может быть выгодна его учредителям. В других случаях она даже может послужить средством защиты от недружественного поглощения или захвата предприятия. И поэтому важно знать, как правильно ликвидировать юридическое лицо.

Ликвидация юридического лица — это его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства другим лицам. Именно так формулирует определение ликвидации в ст. 61 ГК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано:

  • по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;
  • по решению суда в случаях:
  • допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
  • осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);
  • осуществления деятельности, запрещенной законом;
  • осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями законов или иных правовых актов;
  • при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям;
  • в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

Отметим, что юридическое лицо также может быть ликвидировано в связи с его банкротством. В рамках этого материала мы не касаемся вопросов банкротства, однако заметим, что, если юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда начало процедуру ликвидации и при этом выяснилось, что стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном для банкротства, а именно в соответствии с нормами ст. 65 ГК РФ.

Законодатель поскупился на формулировки ст.

61 ГК РФ в части принудительной ликвидации предприятий, это стало поводом для многочисленных арбитражных споров и именно поэтому Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС) был вынужден издать Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций) (Информационное письмо от 13.01.2000 N 50). В этом Письме рассмотрены наиболее распространенные ситуации, связанные с принудительной ликвидацией организаций.

— общество с ограниченной ответственностью — только по единогласному решению его участников;

Также в качестве оснований для ликвидации могут служить:

— истечение срока, на которое создано предприятие;

— достижение цели, ради которой оно создавалось;

— признание судом недействительности регистрации предприятия в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Добровольная ликвидация предприятий — должников осуществляется во несудебном порядке по взаимному согласию между предприятием и кредиторами в целях удовлетворения требований кредиторов и предотвращения негативных социальных последствий в связи с несостоятельностью (банкротством) предприятий.

Добровольная ликвидация (самоликвидация) проводится без вмешательства суда или государственной службы. Весь процесс осуществляется ликвидатором и контролируется кредиторами. Данный способ является наиболее эффективным, поскольку не связан с судебными издержками, экономится и время проведения процедуры.

Основанием для подготовки к применению процедур добровольной ликвидации в отношении федеральных государственных предприятий, а также предприятий, в капитале которых доля (вклад) Российской Федерации составляет более 25 процентов, является решение Федерального управления о признании структуры баланса предприятия неудовлетворительной и об отсутствии реальной возможности восстановить его платежеспособность, принимаемое по результатам анализа экономического состояния предприятия на основании системы критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий.

Добровольная ликвидация предприятия может быть инициирована самим Федеральным Управлением. В этом случае руководитель предприятия в течение трех дней с момента получения указанного распоряжения Федерального управления обязан организовать проведение собрания кредиторов. Совместное решение руководителя предприятия и кредиторов о добровольной ликвидации предприятия в связи с отсутствием возможности восстановления его платежеспособности простым большинством от общего числа голосов. В случае, если уполномоченный орган не утверждает решение о добровольной ликвидации предприятия, он вправе принять решение о подаче предприятием заявления о признании его несостоятельным (банкротом) в арбитражный суд и обязать руководителя предприятия подать указанное заявление.

Если руководитель федерального государственного предприятия в течение установленного срока не выполнил распоряжение Федерального управления о добровольной ликвидации предприятия либо если оно отклонено собранием кредиторов (если в течении 20 дней с момента опубликования объявления о добровольной ликвидации предприятия конкурсным управляющим получено хотя бы заявление от одного кредитора о несогласии с решением о добровольной ликвидации) , Федеральное управление издает распоряжение, содержащее обязательное для руководителя предприятия предписание о внесении в арбитражный суд заявления о возбуждении производства по делу о не предприятия. Реализация (продажа) имущества ликвидируемого предприятия осуществляется в порядке, установленном планом ликвидации.

Средства, вырученные от реализации имущества ликвидируемого предприятия, поступают на счет ликвидационной комиссии и направляются на удовлетворение требований кредиторов в порядке, определенном действующим законодательством.

Основания принудительной ликвидации юридического лица.

Юридическое лицо может быть ликвидировано принудительно, по решению суда, по таким основаниям как:

— осуществление деятельности без надлежащего разрешения(лицензии) либо деятельности, запрещенной законом. Это такие виды деятельности, как производство взрывчатых веществ, наркотиков, торговля отдельными видами товаров и прочее;

— неоднократное или грубое нарушение закона или иных правовых актов. К подобным основаниям относятся нарушения налогового законодательства, правил землепользования или санитарно-эпидемиологических норм, взаимоотношений с внебюджетными фондами, регистрация проспектов эмиссии и т.п.

Требование о ликвидации юридического лица по перечисленным выше основаниям могут быть предъявлены в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому такое право предоставлено законом. Это могут быть: прокуратура, налоговая инспекция, регистрационная палата и другие органы.

В нынешней практике возникает множество проблем связанных с принудительной ликвидацией юридических лиц. В частности остро стоит вопрос ликвидации коммерческих банков. Особенно полно этот вопрос раскрыл в своей статье консультант судьи Конституционного Суда РФ В. Кузнецов. Кузнецов замечает, что Центральный банк РФ может отозвать лицензию у коммерческого банка вследствие грубых и неоднократных нарушений законодательства. Отзыв лицензии совершения банком каких-либо операций и влечет за собой, как правило, его ликвидацию. Ликвидация юридического лица, в том числе и коммерческого банка, осуществляется в порядке, установленном Федерации. В соответствии с ней ликвидация юридического лица вследствие грубых и неоднократных нарушений закона или иных правовых актов может быть произведена только по решению суда.

Ликвидация юридического лица может быть произведена также по решению учредителей либо органа юридического лица в связи с истечением срока либо достижением цели, ради которой оно создано.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией или действующее в форме потребительского кооператива благотворительного или иного фонда, ликвидируется также в соответствии со ст. 65 ГК вследствие признания его несостоятельным.

Это интересно:  Является ли вексель эмиссионной ценной бумагой и его характеристики 2019 год

Однако сам по себе факт отзыва лицензии у коммерческого банка не является ни официальным решением о признании его несостоятельным, ни официальным решением о ликвидации банка вследствие грубых и неоднократных нарушений им законодательства, поскольку для ликвидации юридического лица (в том числе коммерческого банка) вследствие грубых и неоднократных нарушений закона и иных нормативных актов требуется решение суда, а объявление должника несостоятельным, и последующая его ликвидация возможны только двумя способами. Первый — решение суда с последующей ликвидацией (п. 1 ст. 65 ГК РФ). Второй — совместное решение должника и кредиторов объявлен добровольной ликвидацией (п. 2 ст. 65 ГК РФ).

Иных официальных способов признания юридического лица несостоятельным действующее законодательство не предусматривает. Более того, ч. 2 п. 4 ст. 61 ГК РФ говорит о том, что, если стоимость имущества такого юридического лица (коммерческой организации) недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только порядке, предусмотренном ст. 65 ГК. Статья 65 ГК РФ, в свою очередь, в п. 3 устанавливает, что «основания признания юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве)». Однако существующая ныне практика показывает, что вслед за отзывом у коммерческого банка лицензии без какого-либо судебного решения и независимо от причин отзыва назначается ликвидационная комиссия, которая производит подсчет активов банка, рассчитывается с кредиторами и осуществляет его ликвидацию.

Таким образом, действующее законодательство не только не предусматривает особого порядка ликвидации несостоятельных банков, но и прямо закрепляет то, что ликвидация всех без исключения коммерческих организаций, чьи пассивы превышают активы, осуществляется в соответствии с законом о несостоятельности (банкротстве). Следовательно, существующий порядок ликвидации коммерческих банков, когда вслед за отзывом лицензии без принятия в установленном порядке решения об объявлении коммерческого банка несостоятельным либо решения суда о прекращении деятельности коммерческого банка вследствие грубых и неоднократных нарушений им законов и комиссия, прямо нарушает ряд норм (ст. 61, 65) вступившего в действие Гражданского кодекса РФ.

Банкротство также является одной из предпосылок ликвидации юридического лица. Пункт 1 статьи 65 ГК РФ гласит: «Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или и суда может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию».

Несостоятельность (банкротство) предприятий — это неспособность удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или неудовлетворительной структурой баланса должника.

Несостоятельным предприятие считается тогда, когда факт несостоятельности признан арбитражным судом либо когда предприятие -должник официально объявляет о своей несостоятельности при его добровольной ликвидации. Внешним признаком несостоятельности предприятия является приостановление его текущих платежей, если предприятие не обеспечивает выполнение требований кредиторов в течение 3-х месяцев со дня наступления сроков их исполнения.

Однако не всякое неплатежеспособное предприятие, даже при наличии у него внешних признаков несостоятельности признается несостоятельным (банкротом).

Принудительная ликвидация юридического лица применяется по решению суда. Иск о ликвидации предприятия могут подать уполномоченные госорганы при наличии соответствующих оснований. Закон содержит перечень причин, по которым фирма может быть ликвидирована в принудительном порядке.

Граждане и организации вправе свободно осуществлять разрешенную на территории Российской Федерации деятельность и прекращать ее осуществление в любой момент. При этом законодательно введен принцип недопустимости произвольного вмешательства в чьи-либо дела.

Однако, в ряде случаев возникает необходимость привлечения контролирующих структур к делам физических лиц и организаций.

Действующим законодательством России предусмотрена как добровольная ликвидация юридического лица, так и принудительный порядок закрытия предприятия. Принудительное закрытие предприятия достаточно сложная юридическая процедура, требующая глубоких знаний законодательства со стороны руководства принудительно ликвидируемой фирмы.

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.

Если ликвидация ИП проходит в упрощенном порядке, в короткие сроки и с предоставлением минимального перечня документации, то закрытие юридического лица сопряжено с многочисленными проверками и длительным разбирательством.

Обстоятельства, дающие право уполномоченным инстанциям обращаться в суд с иском, перечисляются в Гражданском Кодексе Российской Федерации, а также в некоторых федеральных правовых актах. Фирма может быть принудительно закрыта в случаях:

  1. Если юридическое лицо создано с существенными нарушениями действующего закона, и эти нарушения невозможно устранить.
  2. Если фирма осуществляет деятельность, запрещенную законом.
  3. При признании несостоятельности организации.
  4. Если фирма осуществляет деятельность, не получив на это официального разрешения госорганов.
  5. Если организация, созданная для религиозных или общественных целей, осуществляет деятельность, выходящую за пределы целей, для которых была создана.

Перечисленные случаи дают основание для принудительного закрытия юридических лиц любых организационно – правовых форм. Закон содержит еще целый ряд оснований, для ликвидации юридических лиц определенного статуса, предусмотрена принудительная ликвидация ООО, товариществ, фондов, религиозных и общественных объединений с учетом их правовых особенностей.

Налоговая служба правомочна подготовить и подать в суд заявление на принудительную ликвидацию предприятия, если обнаружены основания, определенные законом для ликвидации юридического лица. Налоговые органы обращаются в суд в случаях выявления налоговых нарушений, которые фирма допускает в своей деятельности.

К таким нарушениям относятся, в частности, непредставление организацией финансовой отчетности, деятельность без лицензии, недостоверность адреса юридического лица.

Если во время проверки фирмы, использующей в работе кассовые аппараты для расчетов с гражданами, выявлены нарушения, и не исправлены руководством фирмы, при повторном выявлении нарушения налоговый орган вправе обращаться в суд. При условии удовлетворительного решения суда будет проведена принудительная ликвидация организации.

Кроме налоговой инспекции подать иск, при выявлении нарушений, вправе следующие государственные инстанции:

прокурор обращается с заявлением в суд при выявлении обстоятельств, нарушающих права и законные интересы граждан, также органы прокуратуры имеют право вступить в судебное разбирательство на любом его этапе, если необходимо защитить права и интересы граждан, нарушаемые деятельностью организации.

указанный орган может инициировать принудительную ликвидацию юридического лица, при выявлении осуществления предприятием банковских операций без официального разрешения.

Федеральная Антимонопольная Служба уполномочена на подачу иска в суд, если выявлены факторы, указывающие на действия фирмы, ограничивающие свободную конкуренцию.

закон наделяет регистрирующие инстанции правом предъявления иска при выявлении грубых нарушений при регистрации, или при создании фирмы, если такие нарушения невозможно исправить в настоящий момент и в ближайшей перспективе.

Прекращение деятельности организации проходит в строго определенном порядке:

  1. После принятия решения о принудительной ликвидации уведомляется регистрирующий орган, который, в свою очередь, вносит в ЕГРЮЛ сведения о процессе ликвидации фирмы.
  2. Назначается ликвидационная комиссия, как правило, из лица учредителей, а если они отсутствуют или уклоняются от проведения принудительного закрытия, судом назначается ликвидатор. С момента утверждения комиссии к ней переходит право по управлению всеми делами юридического лица.
  3. Информация о ликвидации публикуется в официальном печатном источнике. Размещаются сведения о наименовании организации, дата решения о закрытии юридического лица, ИНН ликвидируемого предприятия, сроки заявления кредиторами требований и условия подачи требований.
  4. Формируются пассивы и активы предприятия, проводится инвентаризация, устанавливаются кредиторы.
  5. Происходит выделение из состава других организаций.
  6. Прекращаются трудовые отношения с сотрудниками.
  7. Составляется ликвидационный баланс промежуточного вида, в котором указывается размер имущества, список требований кредиторов и результат их рассмотрения. Если сумм на погашение долгов у организации недостаточно, инициируется процесс банкротства.
  8. Производятся расчеты по долгам с учетом установленной законом очередности.
  9. Составляется и утверждается окончательный ликвидационный баланс.
  10. В уполномоченную структуру подается перечень документов, подтверждающих законный порядок проведения принудительной ликвидации и документ об оплате госпошлины.

Ликвидируемое предприятие до момента его официального закрытия несет все возложенные законом обязанности. Организация обязана составлять и своевременно сдавать отчеты, платить налоги в полном объеме. Фирма прекращает уплату налогов только после того, как завершены все расчеты с государством, при этом бухгалтерия предприятия обязана вести учет до момента окончания принудительного ликвидационного процесса.

С начала процедуры принудительной ликвидации и до ее окончания юридическое лицо должно соблюдать налоговое законодательство и несет ответственность за его нарушение.

Руководитель юридического лица, в случае нарушения организацией налогового закона, привлекается к ответственности. Когда проводится принудительная ликвидация юридического лица риск выявления нарушений особенно велик, так как налоговые органы проводят проверки на предмет выявления правонарушений.

В 2000 году окончил юридический факультет НИУ «Высшая школа экономики». Работает в юридической сфере 16 лет, специализация — разрешение жилищных споров, сделки с имуществом, семейные дела, наследство, земельные споры, уголовные дела.

Статья написана по материалам сайтов: www.st-standart.ru, iiotconf.ru, studfiles.net, advocate-service.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector