+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Санкционирование оплаты денежных обязательств: что это и как исполняется 2019 год

Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», 2012, N 1

Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон N 83-ФЗ) были внесены изменения в ряд нормативных актов, в результате чего произошла корректировка правового положения государственных (муниципальных) учреждений. Следствием внесенных изменений явилась возможность принятия самостоятельных решений, в том числе по порядку использования денежных средств и распоряжения имуществом, что привело к снижению контроля со стороны различных проверяющих органов (в том числе органов Федерального казначейства). В частности, произошли изменения в порядке санкционирования оплаты денежных обязательств. О том, каким он стал, мы поговорим в этой статье.

Согласно п. 2 ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает в том числе санкционирование оплаты денежных обязательств. Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты. Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным согласно с БК РФ финансовым органом.

Санкционирование оплаты денежных обязательств в соответствии с положениями БК РФ является одной из форм финансового контроля, осуществляемой органами исполнительной власти.

В период до 01.07.2012 бюджетные учреждения могут являться получателями средств бюджета, на которых продолжают распространяться положения Порядка N 87н (п. 13 ст. 33 Закона N 83-ФЗ). Напомним его основные положения.

Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утв. Приказом Минфина России от 01.09.2008 N 87н. Положения данного Приказа распространяются на бюджетные учреждения, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти согласно ч. 15 ст. 33 Закона N 83-ФЗ не принято решение о предоставлении субсидии из федерального бюджета в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ, и только до 01.07.2012.

Санкционирование денежных обязательств получателей бюджетных средств осуществляется в объеме доведенных до них лимитов бюджетных обязательств. Для проведения расходов учреждения представляют в орган Федерального казначейства заявку на кассовый расход или получение наличных денег, а также документы-основания, подтверждающие принятие денежных обязательств (далее — документ-основание). Согласно п. 5 Порядка N 87н уполномоченный работник проверяет заявку на наличие:

  • кода ПБС по сводному реестру и номера соответствующего лицевого счета, вида средств;
  • кода КОСГУ и текстового назначения платежа, соответствия указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ на соответствующий финансовый год;
  • суммы кассового расхода и НДС;
  • наименования, банковских реквизитов, ИНН и КПП получателя денежных средств;
  • номера учтенного бюджетного обязательства (при его наличии);
  • номера, серии чека, инициалов лица и реквизитов удостоверяющего документа при наличном способе оплаты;
  • реквизитов и предмета договора, реквизитов соответствующего документа-основания.

Направления, по которым проверяется заявка на кассовый расход при санкционировании оплаты денежных обязательств по расходам (за исключением расходов по публичным нормативным обязательствам), поименованы в п. 10 Порядка N 87н. Среди них:

  • соответствие наименования государственного заказчика и объекта капитального строительства государственной собственности РФ, указанных в документе-основании, данным, предусмотренным нормативным правовым актом РФ, регулирующим порядок доведения до органов Федерального казначейства указанных данных;
  • непревышение указанным в заявке авансовым платежом предельного размера, установленного федеральным законом (постановлением Правительства РФ), в случае представления заявки для оплаты денежных обязательств по государственным контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, соответствие размера и срока выплаты арендной платы за период пользования имуществом условиям договора аренды.

Для справки. Информация, указанная в заявке на кассовый расход, которая представляется в Федеральное казначейство при санкционировании оплаты денежного обязательства, возникающего по государственному контракту на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, по договору аренды, по номеру ранее учтенного Федеральным казначейством бюджетного обязательства получателя средств федерального бюджета проверяется на соответствие ее реквизитам и показателям бюджетного обязательства, поименованным в п. 11 Порядка N 87н.

При положительном результате проверки заявка с отметкой о санкционировании принимается к исполнению.

В зависимости от вида оплачиваемого обязательства комплект документов, его подтверждающих, разный. В орган Федерального казначейства представляются не все документы, а лишь те, которые указаны в заявке на кассовый расход в соответствии с пп. 15 п. 5 и п. 6 Порядка N 87н.

В свою очередь, оплату денежных обязательств, возникающих по государственным (муниципальным) контрактам, заключенным в форме электронного документа, государственный (муниципальный) заказчик может подтвердить контрактами, представленными посредством системы электронного документооборота и подтвержденными электронной цифровой подписью уполномоченного лица получателя средств соответствующего бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджетов. Ответственность за достоверность представляемых в органы Федерального казначейства государственных (муниципальных) контрактов несет государственный (муниципальный) заказчик (Письмо Федерального казначейства от 08.04.2011 N 42-7.4-05/5.3-240). Помимо контракта, в Федеральное казначейство представляется платежное поручение, счет, а если оплата производится не по авансу, то счет-фактура, Товарная накладная (ф. ТОРГ-12) и (или) акт приемки-передачи (акт выполненных работ).

Документ-основание не представляется при санкционировании оплаты денежных обязательств, связанных (п. 8 Порядка N 87н):

  • с обеспечением выполнения функций бюджетных учреждений (за исключением денежных обязательств по поставкам товаров, выполнению работ, оказанию услуг, аренде);
  • с социальными выплатами населению;
  • с предоставлением бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;
  • с предоставлением субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг;
  • с предоставлением межбюджетных трансфертов;
  • с предоставлением платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;
  • с обслуживанием государственного (муниципального) долга;
  • с исполнением судебных актов по искам к РФ о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти РФ (государственных органов РФ) либо должностных лиц этих органов;
  • с выполнением оперативно-разыскных мероприятий.

Расходы бюджетных учреждений, являющихся получателями субсидий, в силу норм ст. 78.1 БК РФ осуществляются:

  • без представления в орган Федерального казначейства (финансовый орган субъекта РФ (муниципального образования)) документов-оснований по средствам, полученным в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания (п. 15 ст. 30 Закона N 83-ФЗ);
  • после проверки документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства и соответствие содержания операции кодам КОСГУ и целям предоставления субсидии «на иные цели» (п. 16 ст. 30 Закона N 83-ФЗ).

Таким образом, в отношении расходования средств субсидий, предоставленной учреждению на выполнение задания учредителя, санкционирование оплаты денежных обязательств не производится. Что касается санкционирования оплаты денежных обязательств в отношении субсидий, выделенных на иные цели, оно осуществляется в Порядке, установленном Приказом Минфина России от 16.07.2010 N 72н «О санкционировании расходов федеральных государственных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее — Порядок N 72н). Рассмотрим положения этого Порядка.

Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утв. Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н.

Для санкционирования расходов за счет не использованных на начало года остатков целевых субсидий прошлых лет, на сумму которых по решению учредителя подтверждена потребность в направлении на соответствующие цели, учреждения представляют в Федеральное казначейство сведения с указанием суммы разрешенного к использованию остатка (п. 12 Порядка N 72н).

Расходы осуществляются в пределах средств, отраженных по соответствующему коду субсидии на лицевом счете, на основании заявки на кассовый расход (получение наличных денег), которая может содержать несколько сумм кассовых выплат по одному денежному обязательству за счет одной целевой субсидии (п. п. 16, 17 Порядка N 72н). Вместе с заявкой на кассовый расход в целях подтверждения денежного обязательства учреждение представляет в орган Федерального казначейства документ-основание. В качестве документов-оснований признаются документы, которые установлены Порядком N 87н (п. 19 Порядка N 72н).

В соответствии с п. 20 Порядка N 72н при санкционировании оплаты денежных обязательств органом Федерального казначейства осуществляется проверка заявки на:

  • наличие кодов КОСГУ и кода субсидии в сведениях;
  • соответствие кодам субсидии, указанным в сведениях;
  • соответствие кода КОСГУ назначения платежа указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ на соответствующий финансовый год;
  • соответствие содержания операции коду КОСГУ в тексте заявки и документу-основанию;
  • непревышение суммы остатка средств на лицевом счете;
  • соответствие информации в заявке сведениям.

На заявке, оформленной в соответствии с указанными требованиями, проставляется отметка, подтверждающая санкционирование оплаты денежных обязательств, и она принимается к исполнению.

В целях реализации положений Закона N 83-ФЗ финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований разработали аналогичные приказы о порядке санкционирования расходов бюджетных и автономных учреждений своего региона, например Приказ Правительства Москвы и Департамента финансов г. Москвы от 10.02.2011 N 93 «Об утверждении порядка санкционирования расходов бюджетных и автономных учреждений города Москвы, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на иные цели и бюджетные инвестиции».

Санкционирование оплаты денежных обязательств
органами Федерального казначейства

Исполнение бюджета является одной из стадий бюджетного процесса. Исполнение бюджета по расходам включает в себя несколько этапов:

— принятие бюджетных обязательств;

— подтверждение денежных обязательств;

— санкционирование оплаты денежных обязательств;

— подтверждение исполнения денежных обязательств.

Принятие бюджетных обязательств представляет собой процесс заключения получателем бюджетных средств государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты, а в случаях, связанных с выполнением оперативно-розыскных мероприятий, в соответствии с платежными документами. Иными словами, подтверждение обязательств — это предоставление в органы федерального казначейства платежных и иных документов, необходимых для совершения расхода. Денежные средства списываются со счета организации только после проверки подтверждающих платеж документов.

Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Процедура санкционирования расходов федерального бюджета направлена на недопущение принятия к финансированию расходов и совершения платежей, не предусмотренных утвержденным федеральным законом о федеральном бюджете или не обеспеченных поступлениями доходов и средствами заимствований федерального бюджета.

Это интересно:  Солидарная и субсидиарная ответственность: сходства и различия 2019 год

Ст. 166.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации закреплены бюджетные полномочия органов Федерального казначейства. Одним из таких полномочий является осуществление санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства.

Как отмечено ранее, списание средств со счета получателя средств происходит только после проверки всех представленных платежных документов, а также документов, служащих основания для совершения платежа.

Расходование бюджетных средств может осуществляться получателями бюджетных средств двумя способами:

— путем безналичного списания бюджетных средств с лицевых счетов;

— путем получения наличных денежных средств.

При безналичном оформлении платежа бюджетное учреждение представляет в орган федерального казначейства платежное поручение. При проверке платежных поручений учитывается то, с какого лицевого счета производится кассовый расход. Процедуры проверки платежа за счет средств федерального бюджета и за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, несколько отличаются друг от друга.

При расходовании средств федерального бюджета орган федерального казначейства проверяет каждое платежное поручение на правильность заполнения и целевой характер платежа. Платежные документы не принимаются в следующих случаях:

— образцы подписей на платежном документе не соответствуют образцам подписей в карточке образцов подписей клиента;

— сумма платежа превышает остаток средств или ЛБО по указанной в платежном поручении статье экономической классификации;

— показатели бюджетной классификации РФ, указанные в платежном документе, не соответствуют проводимой операции;

— расходы осуществляются без предъявления документов, подтверждающих правомерность оплаты;

— сумма платежа превышает установленные нормы авансирования;

— платежное поручение оформлено с нарушением Положения об особенностях расчетно-кассового обслуживания территориальных органов федерального казначейства, утвержденным ЦБ РФ N 298-П и Минфином России N 173н от 13.12.06*(1);

— приостановлены операции на лицевых счетах.

В случае, если дата платежного поручения, представленного клиентом в орган Федерального казначейства, не соответствует дате его фактического представления в орган Федерального казначейства более чем на один день, орган федерального казначейства вправе потребовать от представителя получателя средств указать на втором экземпляре платежного поручения дату его фактического представления, заверенную подписью этого представителя (п. 55 Инструкции, утвержденной приказом МФ РФ от 31.12.02 N 142н).

Также при оплате денежных обязательств за счет средств федерального бюджета получатель средств представляет в орган Федерального казначейства договор на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, заключенный в любой предусмотренной для совершения сделок форме, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма, и документы, подтверждающие возникновение у получателя средств денежных обязательств по оплате за поставленные товары (накладная, акт приемки-передачи), выполненные работы, оказанные услуги (акт выполненных работ, счет), а также иные необходимые для осуществления текущего контроля, установленные Правительством России и нормативными правовыми актами Минфина России документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств у получателя средств. Об этом говорится в хорошо всем известном п. 56 Инструкции N 142н.

— учреждением будет сделаны следующие проводки по учету продуктов питания на основании накладной N 1

При расходовании средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, платежные документы подвергаются проверке:

— на правильность оформления;

— на соответствие указанных в них кодов бюджетной классификации Российской Федерации содержанию операции и смете доходов и расходов по внебюджетным средствам.

Платежные документы на осуществление кассового расхода принимаются органом федерального казначейства от клиента только в пределах свободного остатка средств, отраженного на его лицевом счете по учету внебюджетных средств.

Орган Федерального казначейства вправе отказать в приеме платежного документа в случае:

— недостаточности средств на лицевом счете по учету внебюджетных средств;

— несоответствия подписей на платежном документе образцам подписей в карточке образцов подписей;

— непредставления клиентом утвержденной сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам на текущий финансовый год;

— несоответствия представленной сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам разрешению по источникам образования внебюджетных средств либо направлениям их использования;

— приостановления операций на счете.

В случае, если дата платежного поручения, представленного клиентом в орган Федерального казначейства, не соответствует дате его фактического представления в орган федерального казначейства более чем на один день, представитель клиента обязан на втором экземпляре платежного поручения указать дату его фактического представления (п. 16 Инструкции, утвержденной приказом МФ РФ от 21.06.01 N 46н).

Подтверждающие документы, служащие основанием платежа, получателем средств по внебюджетному счету не предоставляются.

Обращаем внимание на положения письма Казначейства России от 10.07.07 N 42-7.1-15/5.3-253, в котором говорится о возможности указания нескольких показателей бюджетной классификации Российской Федерации в одном платежном документе. Письмом разъяснено, что в платежном документе можно указывать несколько кодов бюджетной классификации Российской Федерации в части кассовых расходов федерального бюджета; нельзя — в части средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (до реализации указанной возможности в прикладном программном обеспечении).

При получении наличных денег в орган федерального казначейства подтверждающие документы (счета, счета-фактуры, акты и т.п.) не предоставляются. Таким образом, контроль за наличием у получателя бюджетных средств, подтверждающих возникновение денежных обязательств документов, установленных п. 56 Инструкции о порядке открытия и ведения органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденной приказом Минфина России от 31 декабря 2002 г. N 142н, на операции с наличными деньгами не распространяется.

При осуществлении платежа наличными средствами в орган федерального казначейства представляется заявка на получение наличных денег и денежный чек, которые проверяются в соответствии с Правилами осуществления операций по обеспечению наличными деньгами получателей средств федерального бюджета (утверждены приказом Минфина России от 21.09.05 N 85н).

Восстановление кассовых расходов федерального бюджета

Иногда получатели бюджетных средств сталкиваются с тем, что им необходимо вернуть средства, перечисленные платежным поручением, на свой счет. Причины могут быть разные — неверно перечислена сумма, ошибочно указан не тот получатель средств, товар не может быть поставлен и т.п. Дебиторская задолженность, образовавшаяся у бюджетополучателя при исполнении расходов федерального бюджета, должна быть возвращена только на лицевой счет для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета — лицевой счет получателя средств.

Возврат средств федерального бюджета текущего года осуществляется в порядке, предусмотренном п. 50 Инструкции N 142н.

Бюджетное учреждение информирует дебитора о порядке заполнения платежного поручения, в котором указываются следующие данные:

— значение идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) получателя средств в поле “ИНН“ получателя;

— значение кода причины постановки на учет (КПП) получателя средств в поле “КПП“ получателя;

— полное или сокращенное наименование органа федерального казначейства, в скобках полное или сокращенное наименование получателя средств и номер его лицевого счета в поле “Получатель“;

— номер открытого в учреждении банка счета органа федерального казначейства в поле “Сч. N“ получателя.

В поле “Назначение платежа“ должна содержаться ссылка на номер и дату платежного поручения плательщика — бюджетного учреждения, на основании которого орган казначейства ранее осуществил данный платеж, либо указаны иные причины возврата средств, а также могут быть указаны коды бюджетной классификации РФ, по которым ранее был произведен кассовый расход.

Если в платежном поручении дебитора коды бюджетной классификации РФ не проставлены, то в течение 10 рабочих дней бюджетное учреждение может представить в органы казначейства дополнительную информацию в письменной форме, заверенную подписями руководителя и главного бухгалтера бюджетного учреждения, о назначении платежа. На основании данной информации орган казначейства отражает поступившие суммы на лицевом счете получателя средств.

— учреждением будет проведена следующая бухгалтерская запись по восстановлению кассовых расходов

Также у получателей денежных средств может возникнуть ситуация, когда им необходимо вернуть наличные денежные средства в банк, например, если не получена вовремя заработная плата, отнесенная на депонент, не использованы в полной сумме наличные средства.

Порядок взноса получателем средств наличных денег и учета их органом федерального казначейства регламентирован приказом Минфина России от 21.09.05 N 85н.

В Объявлении на взнос наличными в поле “Получатель“ указывается полное или сокращенное наименование ОФК и номер его счета (это счет N 40116), в скобках проставляется полное или сокращенное наименование получателя средств, внесшего наличные деньги, а также номер соответствующего лицевого счета, открытого получателю средств в ОФК.

В поле “Источник взноса“ получатель средств указывает символы отчета о кассовых оборотах учреждений Банка России и кредитных организаций и показатели бюджетной классификации РФ, по которым вносимые средства подлежат отражению на соответствующем лицевом счете получателя средств.

Номенклатура символов отчетности о кассовых оборотах используется в соответствии с Указанием Центрального банка Российской Федерации от 16 января 2004 г. N 1376-У “О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк РФ“. Например, приведем некоторые и них:

При взносе средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в поле “Источник взноса“ необходимо указать показатель классификации доходов бюджетов РФ и наименование источника образования дохода в соответствии с разрешением на открытие лицевого счета по учету внебюджетных средств.

Учет задолженности прошлых лет

По окончании финансового года закрываются лицевые счета бюджетных учреждений, с которых списываются остатки финансирования из бюджета и аккумулируются на едином счете бюджета.

Неиспользованные остатки средств должны быть перечислены в доход федерального бюджета. Поэтому бюджетное учреждение не позднее трех дней со дня отражения на его лицевом счете поступившей суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет должно направить своим платежным поручением эту сумму в доход федерального бюджета (п. 51 Инструкции N 142н).

Таким образом, если на счет бюджетного учреждения в текущем финансовом году поступила сумма, которая была списана с его счета еще в прошлом году, она зачисляется как дебиторская задолженность прошлого года и в обязательном порядке перечисляется в доход бюджета. Ответственность за соблюдение срока перечисления лежит на бюджетном учреждении.

Это интересно:  Минюст решил избавить бюджет от ответственности за отчеты оценщиков в исполнительном производстве 2019 год

— учреждением будет проведена следующая бухгалтерская запись по списанию дебиторской задолженности

— 18 ноября учреждение платежным поручением перечислило дебиторскую задолженность прошлых лет в доход федерального бюджета на счет администратора поступлений в бюджеты, с указанием в платежном поручении кода бюджетной классификации Российской Федерации, по которому был отражен возврат

— одновременно Администратор начисляет поступивший доход

советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 3 класса,

Прежде чем перейти непосредственно к процедуре санкционирования расходов, отметим, что согласно статье 220.1 БК РФ учет операций по исполнению бюджета, которые осуществляют участники бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования). Лицевые счета, открываемые в Федеральном казначействе, открываются и ведутся в порядке, установленном Федеральным казначейством. Такой порядок Федеральному казначейству еще предстоит установить.
Вместе с тем в период с 1 января по 31 декабря 2008 г. открытие и ведение лицевых счетов органами Федерального казначейства осуществляется в порядке, установленном Минфином России. Такая норма предусмотрена статьей 5 Федерального закона от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации».
Таким образом, до 1 января 2009 г. действует порядок открытия и ведения Федеральным казначейством и его территориальными органами лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденный приказом Минфина России от 31 декабря 2002 г. № 142н (далее – Инструкция № 142н).
Порядки открытия и ведения лицевых счетов по исполнению других расходов (от приносящей доход деятельности или за счет средств от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности) бюджетных учреждений также утверждены Минфином России.
С 1 января 2008 г. Инструкция № 142н действует в редакции, утвержденной приказом Минфина России от 12 ноября 2007 г. № 101н .
Инструкция № 142н определяет в том числе и процедуру санкционирования расходов. Как уже было отмечено, санкционирование состоит в проверке органами Федерального казначейства наличия у получателя средств, необходимых для оплаты документов.
Рассмотрим, изменилась ли процедура санкционирования с 1 января 2008 г., проанализировав для этого порядок действий органов Федерального казначейства при санкционировании расходов и уровень требований, предъявляемых к документам получателей средств федерального бюджета.

Документы, необходимые
для процедуры санкционирования расходов

Итак, пункт 54 Инструкции № 142н (в прежней редакции Инструкции это пункт 56) устанавливает перечень документов, которые получатель средств федерального бюджета при оплате денежных обязательств должен представить в орган Федерального казначейства для санкционирования расходов федерального бюджета. Это:
– договор (государственный контракт) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, заключенный в любой предусмотренной для совершения сделок форме, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма;
– документы, подтверждающие возникновение у получателя средств денежных обязательств по оплате поставленных товаров (накладная или акт приемки-передачи), выполненные работы, оказанные услуги (акт выполненных работ, счет);
– иные необходимые для осуществления текущего контроля документы, установленные федеральными законами, Правительством РФ и нормативными правовыми актами Минфина России, подтверждающие возникновение денежных обязательств у получателя средств.
Таким образом, теперь в перечень документов включены не только договоры, но и государственные контракты, а также документы, необходимые для текущего контроля, установленные федеральными законами.
Обратите внимание, что при каждом платеже необходимо представлять полный комплект подтверждающих документов, в том числе и в случае ежемесячных платежей (например, за коммунальные услуги, за услуги охраны и пр.). Ведь орган Федерального казначейства не оставляет у себя копий документов, служащих основанием платежа, а возвращает их получателю средств.

Проверка размера авансовых платежей
как элемент санкционирования

При санкционировании расходов органы Федерального казначейства контролируют также размеры авансирования. Инструкция № 142н устанавливает, что авансирование поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации производится получателем средств согласно условиям договора.
Допустимые размеры авансовых платежей на 2008 г. указаны в Постановлении Правительства РФ от 14 ноября 2007 г. № 778 «О мерах по реализации Федерального закона “О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов”».
Следует обратить внимание, что Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2008 г. № 65 в Постановление № 778 внесены изменения в части размеров авансирования расходов.
Согласно указанным постановлениям при заключении договоров, включая договоры, подлежащие оплате за счет внебюджетных средств, получатели средств федерального бюджета вправе предусматривать авансовые платежи в следующем размере:
– до 100% суммы договора (контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году, – по договорам (контрактам) об оказании услуг связи, о подписке на печатные издания и об их приобретении, об обучении на курсах повышения квалификации, о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, путевок на санаторно-курортное лечение, по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
– до 30% суммы договора (контракта), но не более 30% лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году, – по остальным договорам (контрактам), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Еще раз обратим внимание, что при заключении договора получатель средств федерального бюджета как равноправная сторона по договору должен учитывать данные ограничения и отстаивать свои права, с тем чтобы не превышать предоставленных полномочий.

Основания для отказа в санкционировании расходов

Новые требования

Следует иметь в виду, что с 1 января 2009 г. порядок санкционирования расходов будет установлен в отдельном документе. В настоящее время подготовлен проект приказа Минфина России «О Порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета».
Проектом данного документа предусмотрен новый порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, основывающийся на том, что органы Федерального казначейства будут осуществлять учет всех бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета.

С 1 января 2008 г. по 1 января 2009 г. действует и новая редакция Инструкции о порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными получателями средств федерального бюджета от приносящей доход деятельности. Напомним, что данная Инструкция утверждена приказом Минфина России от 21 июня 2001 г. № 46н (далее – Инструкция № 46н).
Изменения, внесенные в данную Инструкцию приказом Минфина России от 12 ноября 2007 г. № 106н, также связаны с изменениями в Бюджетном кодексе РФ.

Что проверяет орган Федерального казначейства

Порядок санкционирования расходов по внебюджетной деятельности определен в пункте 14 Инструкции № 46н. Так, уполномоченный работник органа Федерального казначейства проверяет:
– правильно ли оформлены представленные клиентом платежные документы;
– соответствуют ли указанные в платежных документах коды бюджетной классификации РФ содержанию операции и смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности.
Такую проверку органы Федерального казначейства не осуществляют лишь в случае проведения операций по расчетам между распорядителем средств и получателем, находящимся в его ведении (в том числе структурным (обособленным) подразделением), а также при перечислении средств при закрытии лицевого счета по учету внебюджетных средств в связи с реорганизацией клиента.
Платежные документы на осуществление кассовых выплат орган Федерального казначейства принимает от клиента в пределах остатка средств, отраженного на его лицевом счете по учету внебюджетных средств (за исключением средств, зачисленных без права расходования).

Когда оплата не проводится

Орган Федерального казначейства отказывает в приеме платежного документа и оформлении чека на получение наличных денег в случае, если:
– недостаточно средств, отраженных на лицевом счете по учету внебюджетных средств;
– подписи на платежном документе не соответствуют образцам подписей в карточке образцов подписей;
– клиент не представляет утвержденную смету доходов и расходов по приносящей доход деятельности на текущий финансовый год, а также не представляет информацию о смете;
– представленная смета доходов и расходов по приносящей доход деятельности не соответствует разрешению на открытие лицевого счета по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, по источникам образования внебюджетных средств либо направлениям их использования.
При этом орган Федерального казначейства не несет ответственности за отказ в приеме платежного документа.
Орган Федерального казначейства отказывает в приеме платежных документов также в случае приостановления операций на лицевых счетах по учету внебюджетных средств по основаниям, установленным главой 24.1 «Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» БК РФ.

Размеры авансовых платежей

Говоря об осуществлении органами Федерального казначейства предварительного контроля за оплатой федеральными учреждениями авансовых платежей по договорам (контрактам) на поставку товаров (работ, услуг), подлежащим оплате за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, следует сказать о письме Федерального казначейства от 26 марта 2008 г. № 42-7.1-15/5.3-126.
В данном письме разъяснено, что органы Федерального казначейства не осуществляют контроль за соответствием условий заключенных федеральными учреждениями договоров (контрактов) на поставку товаров (работ, услуг), подлежащих оплате за счет внебюджетных средств, требованиям законодательства Российской Федерации в части авансирования, поскольку, как мы видели, отсутствуют основания для такого контроля. При этом органы Федерального казначейства не несут ответственности за нарушение бюджетополучателями вышеуказанных норм.
Таким образом, сами получатели средств должны следить за тем, чтобы авансовые платежи, в том числе и в случае оплаты за счет средств от приносящей доход деятельности, не превышали установленных предельных размеров.

Это интересно:  Договор дарения с обременением пожизненного проживания и его образец 2019 год

Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета утвержден приказом Министерства финансов РФ № 87н от 01.09.2008г. (в ред. приказа Минфина от 30.11.2012 г. № 151 н )

Настоящий Порядок устанавливает порядок санкционирования органами Федерального казначейства оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства.

Этот нормативный документ содержит:

— описание заявки на кассовый расход

— контрольные процедуры при проверке Заявки, состав реквизитов и показателей

— перечень и порядок представления документов-оснований для оплаты денежных обязательств

— порядок санкционирования оплаты денежных обязательств

При наличии электронного документооборота между получателем средств федерального бюджета и органом Федерального казначейства Заявка представляется в электронном виде с применением электронной цифровой подписи.

При отсутствии электронного документооборота Заявка представляется на бумажном носителе с одновременным представлением на машинном носителе.

Заявка подписывается руководителем и главным бухгалтером (иными уполномоченными руководителем лицами) получателя средств федерального бюджета (администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета).

Уполномоченный руководителем органа Федерального казначейства работник не позднее следующего рабочего дня со дня представления Заявки в орган Федерального казначейства, проверяет Заявку:

— на соответствие установленной форме,

— проверяет соответствие подписей имеющимся образцам, представленным получателем средств в порядке, установленном для открытия соответствующего лицевого счета,

— проверяет наличие в ней следующих реквизитов и показателей:

кода участника бюджетного процесса по Сводному реестру главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, и номера соответствующего лицевого счета,

суммы кассового расхода и цифрового кода валюты в соответствии с Общероссийским классификатором валют, в которой он должен быть произведен;

суммы кассового расхода в валюте Российской Федерации, в рублевом эквиваленте, исчисленном на дату оформления Заявки;

предельной даты исполнения Заявки;

номера учтенного в органе Федерального казначейства бюджетного обязательства получателя средств федерального бюджета (при его наличии);

наименования, банковских реквизитов, ИНН и КПП получателя денежных средств по Заявке;

8) реквизитов (номер, дата) и предмета договора (изменения к договору) или государственного контракта (изменения к государственному контракту) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд или договора аренды,

и реквизитов (тип, номер, дата) документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства — при поставке товаров (накладная, акт приемки-передачи),

— выполнении работ (акт выполненных работ),

— оказании услуг (счет) или по аренде (счет),

— номер и дата исполнительного документа (исполнительный лист, судебный приказ),

иных документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации

кодов классификации расходов бюджетов (классификации источников финансирования дефицитов бюджетов), по которым необходимо произвести кассовый расход, а также текстового назначения платежа;

вида средств (средства федерального бюджета, средства дополнительного бюджетного финансирования, средства для финансирования оперативно-розыскных мероприятий);

данных для осуществления налоговых и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (при необходимости);

При наличном способе оплаты денежного обязательства в Заявке на получение наличных денег проверяется:

фамилия, имя и отчество получателя средств по чеку

паспортные данные получателя средств по чеку

В одной Заявке может содержаться несколько сумм кассовых расходов по разным кодам классификации расходов бюджетов (классификации источников финансирования дефицитов бюджетов) по одному денежному обязательству.

Для подтверждения возникновения денежного обязательства получатель средств федерального бюджета представляет в орган Федерального казначейства вместе с Заявкой указанные в ней и оформленные соответствующим образом документы:

Договор или государственный контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг или договор аренды и документ, подтверждающий возникновение денежного обязательства при поставке товаров (накладная, акт приемки-передачи), выполнении работ (акт выполненных работ), оказании услуг (счет) или по аренде (счет).

Все это называется — документ-основание.

Документы-основания (при наличии электронного документооборота с применением электронной цифровой подписи) представляются в виде электронной копии, созданную посредством сканирования, подтвержденную ЭЦП уполномоченного лица получателя средств федерального бюджета,

При отсутствии электронного документооборота (а у нас таких клиентов нет) документ-основание представляется в орган ФК на бумажном носителе, на основании которого работник органа ФК, уполномоченный руководителем, формирует электронную копию документа-основания и подписывает его своей ЭЦП.

При наличии в казначействе ранее созданной электронной копии государственного контракта или договора аренды, подтверждение возникновения денежного обязательства, вытекающего из такого государственного контракта или договора аренды, осуществляется на основании имеющейся в казначействе электронной копии соответствующего документа-основания.

Электронные копии документов-оснований подлежат хранению в органе ФК в соответствии с правилами организации государственного архивного дела.

Документ-основание, содержащий сведения, составляющие государственную тайну, указанный в Заявке, содержащей гриф «секретно», получателем средств федерального бюджета в казначейство не представляется.

Для оплаты денежных обязательств при поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, в случаях, когда заключение государственных контрактов законодательством Российской Федерации не предусмотрено, в Заявке указываются только реквизиты соответствующего документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства(например, исполнительный лист)

Для оплаты денежных обязательств по авансовым платежам в соответствии с условиями государственного контракта или по договору аренды в Заявке реквизиты документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, могут не указываться.

Документы-основания не представляются в казначейство при оплате денежных обязательств, связанных:

с обеспечением выполнения функций бюджетных учреждений (за исключением денежных обязательств по поставкам товаров, выполнению работ, оказанию услуг, аренде);

с социальными выплатами населению;

с предоставлением бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;

с предоставлением субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг;

с предоставлением межбюджетных трансфертов;

с предоставлением платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

с обслуживанием государственного (муниципального) долга;

с исполнением судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти Российской Федерации (государственных органов Российской Федерации) либо должностных лиц этих органов;

с выполнением оперативно-розыскных мероприятий.

При санкционировании оплаты денежных обязательств по расходам (за исключением расходов по публичным нормативным обязательствам) осуществляется проверка Заявки по следующим направлениям:

коды классификации расходов федерального бюджета, указанные в Заявке, должны соответствовать кодам бюджетной классификации Российской Федерации, действующим в текущем финансовом году на момент представления Заявки;

соответствие указанных в Заявке кодов КОСГУ, относящихся к расходам бюджетов, текстовому назначению платежа, исходя из содержания текста назначения платежа, в соответствии с утвержденным в установленном порядке Министерством финансов Российской Федерации порядком применения бюджетной классификации Российской Федерации.

непревышение указанного в Заявке авансового платежа предельному размеру авансового платежа, установленному федеральным законом (постановлением Правительства Российской Федерации), , соответствие размера и срока выплаты арендной платы за период пользования имуществом условиям договора аренды;

соответствие содержания операции, исходя из электронной копии документа-основания, коду КОСГУ и содержанию текста назначения платежа, указанным в Заявке;

непревышение сумм в Заявке остатков соответствующих лимитов бюджетных обязательств учтенных на лицевом счете получателя бюджетных средств;

При санкционировании Заявки за счет источника дополнительного бюджетного финансирования, кроме общего контроля, в ней проверяется:

— непревышение свободного остатка ЛБО

— непревышение остатка источника дополнительного бюджетного финансирования,

При санкционировании оплаты денежных обязательств по выплатам по источникам финансирования дефицита федерального бюджета, кроме общего контроля, в ней проверяется:

непревышение сумм, указанных в Заявке, остаткам бюджетных ассигнований, учтенных на лицевом счете.

При санкционировании оплаты денежных обязательств по расходам по публичным нормативным обязательствам осуществляется проверка Заявки по следующим направлениям:

коды классификации расходов должны быть актуальны;

2) соответствие указанных в Заявке кодов КОСГУ, исходя из содержания текста назначения платежа, кодам, указанным в порядке применения бюджетной классификации

3) непревышение сумм, указанных в Заявке, остаткам соответствующих бюджетных ассигнований, учтенных на лицевом счете получателя бюджетных средств.

С 01 января 2010г. вступают в силу следующие положения порядка.

С 01.01.2010г. будет проводиться проверка на соответствие информации по денежному обязательству получателя средств по госконтракту, договору аренды и реквизитам и показателям учтенного органом ФК бюджетного обязательства , а также информации об указанном госконтракте, отраженной в реестре госконтрактов. Также будет проверяться: непревышение суммы кассового расхода над суммой неисполненного бюджетного обязательства.

Если Заявка представлялась в электронном виде, получателю средств федерального бюджета (администратору источников финансирования федерального бюджета) не позднее рабочего дня, следующего за днем представления Заявки,, направляется Протокол в электронном виде, в котором указывается причина возврата.

При положительном результате проверки в соответствии с требованиями, установленными настоящим Порядком, в Заявке, представленной на бумажном носителе, уполномоченным руководителем Федерального казначейства (органа Федерального казначейства) работником проставляется отметка, подтверждающая санкционирование оплаты денежных обязательств получателя средств федерального бюджета (администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета) с указанием даты, подписи, расшифровки подписи, содержащей фамилию, инициалы указанного работника, и Заявка принимается к исполнению.

Статья написана по материалам сайтов: wiseeconomist.ru, vkaznu.ru, bino.ru, studfiles.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector