Статья 5 Федерального закона № 127, отражающая текущие платежи 2019 год

1. В целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими.

2. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

3. Удовлетворение требований кредиторов по текущим платежам в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, производится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

4. Кредиторы по текущим платежам вправе обжаловать действия или бездействие арбитражного управляющего в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, если такие действия или бездействие нарушают их права и законные интересы.

1. Хозяйственная деятельность должника после принятия судом заявления о признании должника банкротом, как правило, продолжается. В связи с этим у должника могут возникать новые расходы, связанные с осуществлением текущих коммунальных и эксплуатационных платежей, выплатой текущей заработной платы работникам, уплатой текущих налогов, сборов и иных обязательных платежей, с реализацией мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления, и т.д.

Закон о банкротстве 1998 г. не содержал отдельную норму, предусматривающую определение текущих платежей для целей применения законодательства о несостоятельности. Положения о порядке и очередности удовлетворения требований, возникших в ходе процедур несостоятельности, содержались в ст. 106 Закона 1998 г.: судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника, а также требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства, покрывались вне очереди.

2. Закон о банкротстве относит к текущим:

1) требования, возникшие в ходе деятельности должника и осуществления процедур несостоятельности (текущие требования в отношении дела о банкротстве);

2) требования, возникшие до момента принятия заявления о признании должника банкротом, срок исполнения которых наступает после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие требования в отношении отдельных процедур банкротства).

Несмотря на то что эти требования объединены общим понятием текущие платежи», порядок их учета и исполнения в процедурах несостоятельности значительно различается.

3. Денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, независимо от срока их исполнения и момента их заявления рассматриваются как текущие платежи.

Если такие требования возникли в ходе процедуры наблюдения и срок их исполнения наступил при этой процедуре, то они исполняются в ходе этой процедуры в обычном порядке. Требование об их исполнении может быть заявлено вне рамок процесса о банкротстве, поскольку положения п. 1 ст. 63 Закона, касающиеся возможности предъявления требований к должнику только в порядке, установленном Законом о банкротстве, применяются к требованиям, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения.

При введении моратория они не подпадают под его действие (п. 1 ст. 95 Закона), при осуществлении расчетов с кредиторами — погашаются вне очереди (п. 2 ст. 121 Закона). С открытием конкурсного производства такие требования удовлетворяются вне очереди (п. 1 ст. 134 Закона).

Если срок исполнения по таким обязательствам наступает в период внешнего управления, то в силу положений п. 4 ст. 95 Закона мораторий на такое требование также не распространяется. Для всех последующих процедур данное требование будет рассматриваться как текущее.

При возникновении требования в период внешнего управления такое требование будет являться текущим как для целей внешнего управления, так и при последующих процедурах.

Аналогичным образом решается вопрос и относительно требований, возникших в процессе конкурсного производства. В соответствии с п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшим в ходе конкурсного производства, удовлетворяются вне очереди, если иное не установлено Законом.

Требования по текущим платежам в деле о несостоятельности не подлежат включению в реестр требований кредиторов и учитываются за рамками реестра. Кредиторы по таким требованиям не переходят в разряд лиц, участвующих в деле о банкротстве.

4. Иной режим установлен в отношении требований, возникших до принятия заявления о признании должника банкротом, срок исполнения которых наступает после введения соответствующей процедуры банкротства.

Такие требования признаются текущими лишь в рамках той процедуры несостоятельности, в ходе которой наступает срок их исполнения, и могут быть исполнены в обычном порядке. При неисполнении обязанностей по их оплате кредитор вправе предъявить требование об оплате вне рамок дела о несостоятельности. В рамках этой процедуры соответствующие кредиторы не являются лицами, участвующими в деле о банкротстве. В последующих процедурах, если требования не были погашены, они подлежат учету в реестре требований кредиторов, их обладатели признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве, а требования должны удовлетворяться в порядке, установленном Законом о банкротстве.

Обоснованность такого подхода подтверждается при анализе положений Закона о банкротстве, определяющих последствия введения процедур несостоятельности.

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Законом о банкротстве порядка предъявления требований к должнику (п. 1 ст. 63). Требования, срок по которым наступает после вынесения указанного определения, заявленные в течение данной процедуры, рассматриваются в рамках данной процедуры как текущие и не учитываются в реестре требований кредиторов. Эти требования подлежат учету как требования конкурсных кредиторов на момент введения процедуры несостоятельности, следующей после наступления срока исполнения этого обязательства.

Например, если после наблюдения вводится финансовое оздоровление, то такие требования в силу п. 1 ст. 81 Закона могут быть заявлены с момента введения финансового оздоровления только в порядке, установленном Законом о банкротстве. Соответственно в рамках этой процедуры они подлежат учету в реестре требований кредиторов, а их обладатели рассматриваются как лица, участвующие в деле о банкротстве.

5. На денежные требования, основания которых возникли до возбуждения дела о банкротстве, а сроки наступили в период наблюдения или финансового оздоровления (до введения внешнего управления), распространяется действие моратория (п. 1 ст. 95 Закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Такой подход сложился в судебно-арбитражной практике при применении положений Закона о банкротстве 1998 г. Так, отвечая на вопрос о том, в каком порядке в период осуществления внешнего управления удовлетворяются требования кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рекомендовал исходить из следующего.

Мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления (п. 1 ст. 70 Закона 1998 г.).

Согласно п. 4 ст. 70 Закона о банкротстве 1998 г. правила о моратории, предусмотренные п. п. 2 и 3 данной статьи 5 Закона О банкротстве (несостоятельности), не применяются к денежным обязательствам и обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления.

Это интересно:  Мировое соглашение: образец, проект и причины отказа 2019 год

Мораторий не распространяется на требования, возникшие в период процедуры внешнего управления (требования, текущие в процессе банкротства).

7. В конкурсном производстве текущие требования, возникшие после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, удовлетворяются из конкурсной массы вне очереди (п. 1 ст. 134 Закона). В соответствии с требованиями п. 1 ст. 126 Закона требования по этим текущим обязательствам (в исключение из общего порядка предъявления текущих требований вне рамок дела о банкротстве) могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

Очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим денежным обязательствам в конкурсном производстве определяется в соответствии со ст. 855 ГК РФ (ст. 134 Закона).

Эти правила применяются и при расчетах с кредиторами во внешнем управлении (п. 2 ст. 121 Закона).

8. Расчеты по текущим платежам, выраженным в иностранной валюте, в конкурсном производстве осуществляются в порядке, установленном Законом о банкротстве (п. 2 ст. 134). Учитывая содержащиеся в п. 1 ст. 133 правила об использовании только одного счета для осуществления расчетов в процессе конкурсного производства, выплаты по таким обязательствам должны производиться в рублях. Специальных правил определения курса рубля при расчетах по текущим требованиям, выраженным в иностранной валюте, Закон не предусматривает. В данном случае определение подлежащей уплате в рублях суммы должно производиться по правилам, установленным п. 2 ст. 317 ГК РФ.

9. Закон о банкротстве не устанавливает порядка учета текущих требований. Представляется, что такой учет должен вестись арбитражным управляющим за рамками реестра в порядке, позволяющем установить количество текущих требований кредиторов, сроки их возникновения и исполнения, размер и основания возникновения.

Такой учет необходим, в частности, для целей применения норм п. 3 ст. 82 Закона о банкротстве, предусматривающих, что в случае, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения финансового оздоровления, составляет более 20 процентов суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, сделки, влекущие за собой возникновение новых обязательств должника, могут совершаться исключительно с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов).

10. Особые правила учета и исполнения требований лиц, предоставивших обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности и исполнивших свои обязательства в ходе финансового оздоровления, предусмотрены ст. 90 Закона о банкротстве. Несмотря на то что требования лиц, исполнивших свои обязательства, данные в ходе финансового оздоровления, подпадают под определение текущих платежей в отношении дела о несостоятельности, Закон прямо предусматривает, что при введении последующих процедур банкротства требования указанных лиц подлежат включению в реестр требований кредиторов как требования конкурсных кредиторов (п. 2 ст. 90).

11. Положения комментируемой статьи 5 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» позволяют сделать вывод о том, что понятие «текущие платежи» не охватывает платежи, производимые во исполнение обязанностей по оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, поскольку в ней идет речь только о денежных обязательствах и обязательных платежах (см. комментарий к ст. 2).

Вместе с тем п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве относит задолженность по заработной плате, возникшую после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленную за период конкурсного производства, к задолженности по текущим обязательствам. Такая задолженность погашается вне очереди за счет конкурсной массы.

Статья 63 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ . Последствия вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения

Статья 63. Последствия вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения

1. С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия:

требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику;

по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате компенсации сверх возмещения вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения;

не допускаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2008 N 296-ФЗ;

не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная пунктом 4 статьи 134 настоящего Федерального закона очередность удовлетворения требований кредиторов. В отношении обязательств, возникающих из финансовых договоров, размер которых определяется в порядке, предусмотренном статьей 4.1 настоящего Федерального закона, указанный запрет применяется только в части прекращения нетто-обязательств должника;

не допускается изъятие собственником имущества должника — унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества;

не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника;

не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.

2. В целях обеспечения наступления предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи последствий определение арбитражного суда о введении наблюдения направляется арбитражным судом в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, в уполномоченные органы.

3. Для участия в деле о банкротстве срок исполнения обязательств, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, считается наступившим. Кредиторы вправе предъявить требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

4. На сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона на дату введения наблюдения, с даты введения наблюдения до даты введения следующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения наблюдения.

Указанные проценты за период проведения наблюдения не включаются в реестр требований кредиторов и не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих кредитору на собраниях кредиторов.

В случае предъявления кредитором требований к должнику в ходе финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства при определении в соответствии с пунктом 1 статьи 4 настоящего Федерального закона размера его требования размер процентов определяется по состоянию на дату введения наблюдения.

Это интересно:  Арбитражный управляющий: конфликты как неотвратимая часть деятельности 2019 год

5. В случае прекращения производства по делу о банкротстве по основанию, предусмотренному абзацем седьмым пункта 1 статьи 57 настоящего Федерального закона (в том числе в результате погашения должником всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе наблюдения или погашения таких требований в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, третьим лицом в порядке, установленном статьей 113 или 125 настоящего Федерального закона), кредитор вправе предъявить должнику требование о взыскании оставшихся процентов в размере установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения наблюдения ставки рефинансирования, которые начислялись за период проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, по правилам настоящего Федерального закона, в порядке, установленном процессуальным законодательством.

6. Если при рассмотрении дела о банкротстве суд в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, установит, что должник или кредитор, являющийся заинтересованным лицом, обращался с заявлением о признании должника банкротом и при этом указанные лица знали, что должник является платежеспособным и преследует цель необоснованного неправомерного получения выгод от введения процедур, применяемых в деле о банкротстве, суд вправе прекратить производство по делу о банкротстве при условии, что должник продолжает к этому моменту оставаться платежеспособным и это соответствует интересам кредитора.

В таком случае должник обязан уплатить проценты, подлежащие начислению по условиям обязательства, за период проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве. Если данные обстоятельства будут установлены судом при прекращении производства по делу о банкротстве на ином основании, суд также вправе указать в определении о таком прекращении на обязанность должника уплатить за период проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, подлежащие начислению по условиям обязательства проценты.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»

Текст с изменениями и дополнениями на 2013 год

от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ

О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)

Принят Государственной Думой 27 сентября 2002 года

Одобрен Советом Федерации 16 октября 2002 года

(в ред. Федеральных законов

от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 29.12.2004 № 192-ФЗ,

от 31.12.2004 № 220-ФЗ, от 24.10.2005 № 133-ФЗ,

от 18.07.2006 № 116-ФЗ, от 18.12.2006 № 231-ФЗ,

от 05.02.2007 № 13-ФЗ, от 26.04.2007 № 63-ФЗ,

от 19.07.2007 № 140-ФЗ, от 02.10.2007 № 225-ФЗ,

от 01.12.2007 № 318-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ,

от 03.12.2008 № 250-ФЗ, от 30.12.2008 № 296-ФЗ,

от 30.12.2008 № 306-ФЗ, от 28.04.2009 № 73-ФЗ,

от 19.07.2009 № 195-ФЗ, от 17.12.2009 № 323-ФЗ,

от 27.12.2009 № 374-ФЗ, от 22.04.2010 № 65-ФЗ,

от 27.07.2010 № 219-ФЗ, от 27.07.2010 № 227-ФЗ,

от 28.12.2010 № 429-ФЗ, от 07.02.2011 N 8-ФЗ,

от 03.05.2011 N 91-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ,

от 12.07.2011 N 210-ФЗ, от 21.11.2011 N 327-ФЗ,

от 30.11.2011 N 346-ФЗ, от 30.11.2011 N 362-ФЗ,

от 03.12.2011 N 383-ФЗ, от 03.12.2011 N 390-ФЗ,

от 06.12.2011 N 409-ФЗ, от 07.12.2011 N 415-ФЗ,

от 28.07.2012 N 144-ФЗ, от 29.12.2012 N 282-ФЗ)

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации настоящий Федеральный закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

К процедуре ликвидации Внешэкономбанка, Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства не применяются правила, предусмотренные законодательством о несостоятельности (банкротстве) (Федеральные законы от 17.05.2007 № 82-ФЗ, от 21.07.2007 № 185-ФЗ, от 24.07.2008 № 161-ФЗ).

Положения настоящего Федерального закона не распространяются на Российскую корпорацию нанотехнологий, Госкорпорацию «Ростехнологии», Госкорпорацию по атомной энергии «Росатом», Государственную компанию «Автодор», Фонд перспективных исследований (Федеральные законы от 19.07.2007 N 139-ФЗ, от 23.11.2007 N 270-ФЗ, от 01.12.2007 N 317-ФЗ, от 17.07.2009 N 145-ФЗ, от 16.10.2012 N 174-ФЗ).

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Нормы о несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя содержатся в статье 25 Гражданского кодекса РФ.

3. Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, регулируются настоящим Федеральным законом. Нормы, которые регулируют несостоятельность (банкротство) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и содержатся в иных федеральных законах, могут применяться только после внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

5. К регулируемым настоящим Федеральным законом отношениям с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются положения настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

6. Решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

При отсутствии международных договоров Российской Федерации решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации на началах взаимности, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

несостоятельность (банкротство) (далее также – банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;

должник – гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом;

денежное обязательство – обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию;

обязательные платежи – налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы;

руководитель должника – единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности;

кредиторы – лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору;

конкурсные кредиторы – кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия);

Это интересно:  ФЗ о переводном и простом векселе: основные пункты документа 2019 год

уполномоченные органы – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

орган по контролю (надзору) – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;

К текущим платежам при банкротстве относят выплаты по денежному обязательству, которое возникло после начала процедуры банкротства. Какова специфика таких выплат и как взыскать задолженность по ним.

Текущие платежи при банкротстве — это обязательные выплаты, которые необходимо делать после того, как суд от должника получил заявление о финансовой несостоятельности (ст. 5 закона № 127-ФЗ). Несмотря на банкротство, текущие платежи при банкротстве необходимы, чтобы поддержать жизнеспособность компании-должника (ст. ст. 5, 20.7, 134 закона № 127-ФЗ). Например, это оплата коммунальных услуг, комиссионные юристам и другим специалистам и т. п.

Если становится понятно, что должник не сможет восстановить платежеспособность, объем текущих платежей при банкротстве минимизируют. Приоритетным является формирование конкурсной массы, которая необходима для погашения требований реестровых кредиторов. Если у должника есть шанс поправить финансовое положение, текущие платежи проводят в необходимом объеме. Например, должнику требуется оплатить сырье для продукции, которую он сможет продать и получить средства для погашения долгов. В таком случае закупка сырья будет оправданной.

Что такое текущие платежи при банкротстве:

это выплаты, необходимость в которых возникла после начала процедуры банкротства.

К реестровым требованиям относятся те, которые появились до открытия банкротных процедур в отношении должника. Если требование возникло после начала процедуры, оно относится к текущим платежам при банкротстве, реестр требований кредиторов его содержать не будет. В отличие от реестровых кредиторов, кредиторы по текущим платежам в деле о банкротстве не участвуют (п. 2 ст. 5, п. 2 ст. 35 закона № 127-ФЗ). Такие кредиторы не могут влиять на саму процедуру банкротства. Однако они:

  • вправе обжаловать действия арбитражного управляющего (ст. 60 закона № 127-ФЗ);
  • обладают приоритетом при погашении требований перед реестровыми кредиторами.

Удовлетворение текущих платежей при банкротстве происходит перед тем, как начнут погашать требования реестровых кредиторов. В законе установили очередность текущих платежей при банкротстве (п. 1, п. 2 ст. 134 закона № 127-ФЗ). Также есть внеочередные текущие требования, которые необходимо погасить вне установленной очередности. Например, сюда отнесут расходы на ликвидацию последствий воздействия обстоятельств непреодолимой силы. Текущие выплаты вне очереди могут понадобиться, чтобы предотвратить порчу имущества компании-должника или увольнение персонала. Кроме того, задаток участнику торгов по реализации имущества компании должника тоже возвращают вне очереди (п. 15 ст. 110 закона № 127-ФЗ).

Порядок удовлетворения текущих платежей при банкротстве включает в себя пять очередей. Очередность текущих платежей в банкротстве связана с назначением этих платежей. Внутри каждой очереди долги компании-банкрота погашают в календарном порядке по дате возникновения:

  1. К первой очереди относятся судебные расходы по делу о банкротстве, выплаты управляющему и иным специалистам, которых он обязан был привлечь (оценщикам, реестродержателю и т. п.). Сюда же входят оплаты в пользу банка, который ведет операции по счету должника (п. 40.1 постановления № 60).
  2. Во вторую очередь погашают требования о выплате зарплат, выходных пособий и сопутствующие. Это правило распространяется на требования бывших работников, если они выполняли трудовые обязанности после объявления банкротства. Также в эту очередь осуществляют удержания из зарплаты работника по исполнительному документу, НДФЛ, взносы в профсоюз (п. 40.1, 41.1 постановления № 60). «Золотые парашюты» топ-менеджменту в эту очередь не входят и относятся к реестровым требованиям (п. 2.1 ст. 134, п. 3 ст. 136 закона № 127-ФЗ).
  3. Третья очередь включает в себя оплату расходов на услуги тех, кого арбитражный управляющий привлек, хотя не был обязан.
  4. Четвертая очередь удовлетворения текущих платежей при банкротстве существует для погашения задолженности за коммунальные и другие услуги (уборка помещений и т. п.).
  5. К пятой очереди относятся иные текущие платежи при банкротстве (налоги, выплаты по договорным обязательствам, неосновательное обогащение, деликтные обязательства и т. п.). Также в этой очереди находятся страховые взносы в ПФР и другие внебюджетные фонды (абз. 3 п. 41.1 постановления № 60).

Не всегда удается своевременно получить оплату текущих платежей в банкротстве. Арбитражный управляющий может допустить злоупотребление или иным образом нарушить права кредитора. Очередь могут определить неправильно, или ее определение будет спорным (например, по арендным выплатам). Тогда возникает вопрос, как взыскать текущие платежи при банкротстве.

Если внутри одной очереди управляющий проигнорировал задолженность перед одним кредитором, но удовлетворил более поздние требования, его действия можно оспорить в суде. Укажите на нарушение очередности погашения текущих платежей — банкротство как процедура не допускает таких нарушений. Перед тем, как обратиться в суд, направьте требование непосредственно управляющему процедурой. Содержание ответа управляющего или отсутствие такого ответа покажут, как строить стратегию дела. Если иск примут, кредитор становится участником дела о банкротстве. Это позволит получать информацию о ходе процедуры в целом (п. 3 ст. 35 закона № 127-ФЗ).

Вместо иска можно подать жалобу на действия управляющего. Такую жалобу подают в суд, который занимается делом о банкротстве (п. 4 ст. 5 закона № 127- ФЗ, ст. 60 Закона № 127-ФЗ, п. 3 постановления № 60). Управляющий может не известить добровольно о том, какие требования планирует удовлетворить. В таком случае подача жалобы поможет узнать это, и также получить сведения о движении средств компании-банкрота. Если очередность действительно нарушили, кредитор получит подтверждение. Эти данные он сможет использовать при подаче иска о взыскании текущих платежей при банкротстве. Кроме того, рассмотрение жалобы повлияет на возможность возместить убытки, которые управляющий причинил кредитору и факт которых подтвердил суд (п. 4 ст. 20.4 закона № 127-ФЗ).

Когда кредитор получит на руки решение суда, нужно обратиться непосредственно в банк компании-должника. Банк обязан выплатить указанную сумму, если требование входит в текущие платежи при банкротстве (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 № 36).

Понятие и признаки банкротства. Рассказывает Андрей Набережный, старший менеджер управления по экспертному сопровождению процедур банкротства ГК «Внешэкономбанк».

Статья написана по материалам сайтов: zakonobankrotstverf.ru, bazanpa.ru, www.litmir.me, www.law.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий