+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Уклонение от уплаты таможенных платежей и возможные последствия 2019 год

При перемещении товаров через границу необходимо делать денежные отчисления в бюджет Российской Федерации. Если этого не сделать, то такой поступок может быть расценен в качестве уклонения от уплаты таможенных платежей, за что предусмотрены штрафные санкции, а в некоторых случаях — уголовное преследование. Уголовное преследование возможно, когда размер платежей составляет более 1.000 МРОТ, в остальных случаях предусмотрено административное наказание.

  • Основная таможенная пошлина на товары.
  • Многочисленные косвенные таможенные пошлины и сборы — за оформление, за хранение, за принятие предварительного решения и так далее.
  • НДС.
  • Акцизы.
  • Сборы, которые нужны для выдачи лицензии на товар.
  • Сборы, которые нужны для выдачи аттестата специалиста.

Размер пошлин регулируется законом «О таможенном тарифе».

При пересечении границы следует подавать таможенную декларацию обо всех товарах, которые будут ввозиться, а все выплаты следует осуществлять:

  • при подаче таможенной декларации,
  • перед подачей декларации.

В некоторых случаях плательщику может предоставляться отсрочка на срок до 2 месяцев.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

Основные способы уклонения:

  • Занижение реальной стоимости товаров, чтобы снизить налогооблагаемую базу, как следствие — снизить общий размер таможенных пошлин.
  • Укрытие перемещаемого груза — человек может не указать в декларации некоторые товары и не уплатить за него таможенные пошлины.
  • Предоставление недостоверной информации с целью занижения налоговой базы или освобождения от уплаты тех или иных пошлин (например, алкогольные напитки могут быть указаны в декларации в качестве безалкогольных напитков — а значит, платить алкогольный акциз на них не придётся).

Фактически все противоправные действия, подпадающие под уклонение от уплаты таможенных платежей, связаны с прямым обманом — человек предоставляет работникам таможни поддельные документы с целью занижения налогооблагаемой базы либо для полного освобождения от уплаты налогов. Также человек может не обманывать таможенников напрямую, а просто не раскрывать всю правду (например, он может попытаться провезти через границу товар, которого нет в декларации).

За неуплату таможенных платежей предусмотрена административная и уголовная ответственность. В большинстве случаев административная ответственность наступает, если размер ущерба составляет менее 1.000 МРОТ (напомним, что 1 МРОТ во второй половине 2017 года составляет 7.800 рублей), а сама административная ответственность регулируется статьей 16.22 КОаП. Фактически эта статья говорит не столько об уклонении, сколько о нарушении порядка оплаты или просрочке уплаты таможенных платежей.

Если всё-таки действия подпадают под эту статью, то придётся заплатить штраф в зависимости от юридического статуса:

  • Вы частное лицо — штраф составит 500 — 2.500 рублей.
  • Вы должностное лицо — штраф составит 5.000 — 10.000 рублей.
  • Вы юридическое лицо — штраф составит 30.000 — 50.000 рублей.

Если же размер ущерба превышает 1.000 МРОТ (то есть это преступление относится к категории крупных и особо крупных), то такое правонарушение может подпасть под статью 194 УК РФ. Основные признаки статьи 194 УК РФ следующие:

  • Объективная сторона преступления — это действие или бездействие человека, которое может проявляться по-разному. Это может быть укрытие товара, занижение его реальной рыночной стоимости (указание неправильных цифр в декларации, подделка документов и так далее), предоставление неверной информации, чтобы занизить налогооблагаемую базу либо полностью освободиться от уплаты налогов.
  • Субъективная сторона — это умысел. Иначе говоря, человек прекрасно понимает, что его поступки нарушат законодательство, повлияв на размер таможенных платежей, но он все равно желает уклониться. На момент совершения преступления человеку должно быть более 16 лет.
  • Достигнутый результат не имеет значения. Преступление считается оконченным в момент совершения действия или бездействия, что приводит к уклонению от уплаты платежей.

Для того, чтобы правильно рассчитать платежи начинающему бизнесмену надо знать порядок исчисления таможенных платежей. Опытные участники ВЭД настоятельно советуют производить расчёты самостоятельно.
Что такое генеральное обеспечение уплаты таможенных платежей подробнее здесь. Это удобный инструмент для предпринимателей, заключивших долгосрочный контракт на поставки товаров.

Наказание здесь следующее:

  • Если размер ущерба находится в пределах 1.000 — 3.000 МРОТ (то есть, преступление относится к категории крупных), то основное наказание — это штраф, который составляет 100.000 — 500.000 рублей или лишение заработной платы или любого другого дохода за предыдущие 2-3 года в пользу государства. Также могут применяться следующие наказания: принудительные работы (до 2 лет), лишение свободы (до 2 лет) и некоторые другие наказания.
  • Если размер ущерба составляет более 3.000 МРОТ (преступление относится к категории особо крупных) либо преступление совершено по предварительному сговору, то в таком случае предусмотрен штраф в размере 300.000 — 500.000 рублей или лишение заработной платы, или любого другого дохода, за предыдущие 1-3 года в пользу государства. Также могут применяться следующие наказания: принудительные работы (до 5 лет), лишение свободы (до 5 лет) и некоторые другие наказания.
  • Если размер ущерба составляет более 1.000 МРОТ (преступление относится к категории крупных и особо крупных), преступление совершено по предварительному сговору, а преступниками являются должностные лица. Или преступление сопровождается насилием по отношению к работникам таможни, то в таком случае человека лишают свободы (от 5 до 10 лет), а также ему следует выплатить штраф, который не должен превышать 1.000.000 рублей. Могут применяться и другие наказания.
  • Если размер ущерба равен или составляет более 1.000 МРОТ (преступление относится к категории крупных и особо крупных), преступление совершено по предварительному сговору, а преступниками являются должностные лица. Либо преступление сопровождается насилием по отношению к работникам таможни, а само преступление совершено организованной группой, то в таком случае человека лишают свободы (от 7 до 12 лет), а также ему следует выплатить штраф, который не должен превышать 1.000.000 рублей. Могут применяться и другие наказания.

В ряде случаев возможно освобождение от уголовного преследования, если преступник:

  • раскаялся,
  • способствовал следствию,
  • готов возместить все убытки.

Если вы перевозите через границу какие-либо товары, то следует уплатить таможенные пошлины. Если же вы попытаетесь обойти закон (например, не сообщите всю информацию о товаре, подделаете документы и так далее), то вы будете нести административную или уголовную ответственность.

Если размер ущерба составляет менее 1.000 МРОТ, то наказание будет административным и составит не более 50.000 рублей (а в большинстве случаев вы можете отделаться штрафом в размере 500 — 2.500 рублей, если вы являетесь частным лицом). Если же размер ущерба превысит 1.000 МРОТ, то вы будете нести уголовную ответственность (статья 194 УК РФ).

Дополнительная информация об ответственности за уклонение от уплаты платежей в этом видео:

По статье 194 УК РФ предусмотрены следующие наказания — крупные штрафы, общественные работы, лишение свободы и некоторые другие наказания.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Таможенные платежи.

Бесплатная консультация по телефону:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

Непосредственным объектом преступления является общественные отношения в сфере уплаты таможенных платежей.

Предметом этого преступления являются таможенные платежи, которые в соответствии со ст. 318 ТК РФ, включают:

1) таможенную пошлину (ввозную и вывозную);

2) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

3) акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

Это интересно:  Налоговая проверка при ликвидации ООО: особенности 2019 год

4) сборы за выдачу лицензии (или ее возобновление) таможенными органами;

5) сборы за выдачу квалификационного аттестата (или его возобновление) специалиста по таможенному оформлению;

6) таможенные сборы за таможенное оформление;

7) сборы за хранение товаров;

8) сборы за таможенное сопровождение;

9) плату за информирование и консультирование;

10) плату за принятие предварительного решения;

11) плату за участие в таможенных аукционах.

Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 318 ТК РФ специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, взимаются по правилам, предусмотренным для взимания ввозной таможенной пошлины. Соответственно никакие другие денежные суммы не могут быть отнесены к предмету преступления по ст. 194 УК РФ (например, штрафы и пени). Обратим внимание, что взимаются только те таможенные
платежи, которые установлены законодательством Российской Федерации. Этот момент важно учитывать в случае возможного возникновения конкуренции норм международного и российского законодательства в части регламентирования вида и размера платежей (например, норм Всемирной торговой организации).

Признаком предмета состава преступления, предусмотренного ч. 1.СТ. 194 УК РФ, является крупный размер неуплаченных таможенных платежей — сумма, превышающая один миллион рублей.

Таможенная пошлина по существу представляет собой одну из разновидностей косвенных налогов, которой облагается внешнеторговый оборот товаров в связи с их перемещением через таможенную границу. Она обладает всеми основными налоговыми характеристиками.

Объективная сторона преступления характеризуется бездействием в виде неуплаты перечисленных таможенных платежей в крупном размере.

По конструкции объективной стороны данный состав преступления формальный и окончен с момента истечения сроков, установленных для перечисленных платежей.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления физическое, вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет, обязанное платить таможенные платежи.

Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант. Если декларирование производится таможенным брокером (представителем), он является ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов в соответствии с п. 2 ст. 144 ТК РФ. При неуплате таможенных пошлин, налогов, в том числе при неправильном их исчислении и (или) несвоевременной уплате, ответственность перед таможенными органами несет лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов. Кроме
того, ст. 328 ТК в качестве плательщиков таможенных пошлин, налогов признает декларантов и иных лиц, на которых возложена обязанность уплачивать таможенные пошлины, налоги. Соответственно на этих же субъектов будет возложена и уголовная ответственность при наличии соответствующих к тому оснований.

В ч. 2 ст. 194 УК РФ предусмотрены следующие квалифицирующие признаки:

1) совершение преступления группой лиц по предварительному сговору;

2) уклонение от уплаты таможенных платежей в особо крупном размере — на сумму, превышающю три миллиона рублей..

По конструкции объективной стороны данный состав преступления формальный и окончен с момента истечения сроков, установленных для перечисленных платежей.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления физическое, вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет, обязанное платить таможенные платежи.

В ч. 2 ст. 194 УК РФ предусмотрены следующие квалифицирующие признаки:

1) совершение преступления группой лиц по предварительному сговору;

2) уклонение от уплаты таможенных платежей в особо крупном размере.

В ч. 3 ст. 194 УК РФ предусмотрены два квалифицирующих признака:

1) совершение деяния должностным лицом с использованием своего служебного положения;

2) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль.

Часть 4 ст. 194 УК РФ предусматривает совершение преступления организованной группой.

9.6 Квалификация контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (ст. 200.1 УК РФ)

Объективной стороной данного деяния

является незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, совершенное в крупном размере.

5 июля 2010 года на заседании Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств, которое состоялось в г. Астана (Казахстан), подписан Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза (далее — Договор), устанавливающий новый порядок ввоза на территорию Таможенного союза и вывоза с территории Таможенного союза наличных средств и (или) денежных инструментов.

Согласно Договору к «наличным денежным средствам» относятся денежные знаки в виде банкнот и казначейских билетов, монет (за исключением монет из драгоценных металлов), находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в государствах — членах Таможенного союза или иностранных государствах (группе иностранных государств).

К «денежным инструментам» относятся дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство по выплате денежных средств должником, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата. Понятие денежных инструментов дано в примечании к статье 200.1 УК РФ.

Денежные инструменты, за исключением дорожных чеков, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза, подлежат письменному декларированию независимо от суммы.

В случаях ввоза на таможенную территорию Таможенного союза или вывоза с этой территории физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков перерасчёт в доллары США осуществляется по курсу, установленному в соответствии с законодательством той стороны, через государственную границу которой перемещаются такие наличные денежные средства и (или) дорожные чеки, на день подачи пассажирской таможенной декларации таможенному органу.

При таможенном декларировании денежных инструментов (за исключением дорожных чеков), в пассажирской таможенной декларации указывается номинальная стоимость денежного инструмента в валюте государства — члена Таможенного союза или иностранной валюте. В случае отсутствия номинальной стоимости денежных инструментов в пассажирской таможенной декларации указывается количество перемещаемых денежных инструментов.

В случае перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, подлежащих обязательному декларированию в письменной форме, в пассажирской таможенной декларации должны быть дополнительно указаны следующие сведения: дата и место рождения физического лица; реквизиты документа (виза в случае ее наличия), подтверждающего право иностранного гражданина или лица
без гражданства на пребывание (проживание) на территории государства — члена Таможенного союза; адрес места жительства (регистрации) — для резидентов Таможенного союза или места пребывания на территории государства — члена Таможенного союза — для нерезидентов Таможенного союза (место, планируемого временного пребывания, например, название гостиницы); сведения о денежных инструментах (за исключением дорожных чеков): вид денежного инструмента, наименование организации, выпустившей денежный инструмент, дата его выпуска и идентифицирующий номер при его наличии; сведения об источнике наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, а также о предполагаемом использовании; сведения о владельце наличных денежных средств и (или) денежных инструментов в случаях, если они не являются собственностью декларанта; сведения о маршруте и способе перевозки (о виде транспорта) наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.

Часть 2 ст. 200.1 УК РФ содержит такие квалифицирующие признаки, как совершение деяния в особо крупном размере и группой лиц.

Согласно примечанию к статье деяние, предусмотренное настоящей статьей, признается совершенным в крупном размере, если сумма незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимость незаконно перемещенных денежных инструментов превышает двукратный размер суммы наличных денежных средств и (или) стоимости дорожных чеков, разрешенных таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС к перемещению без письменного декларирования; в особо крупном размере, если сумма незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимость незаконно перемещенных денежных инструментов превышает пятикратный размер суммы наличных денежных средств и (или) стоимости дорожных чеков, разрешенных таможенным
законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС к перемещению без письменного декларирования.

Это интересно:  Неуплата штрафа в срок: причины нарушений и возможные последствия 2019 год

При расчете размера суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимости незаконно перемещенных денежных инструментов из всей суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимости незаконно перемещенных денежных инструментов подлежит исключению та часть, которая таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС разрешена к перемещению без декларирования или была задекларирована.

Статья 200.1 УК РФ предусматривает возможность освобождения от уголовной ответственности лица, добровольно сдавшего наличные денежные средства и (или) денежные инструменты, указанные в настоящей статье, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Не могут признаваться добровольной сдачей наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, указанных в настоящей статье, их обнаружение при применении форм таможенного контроля, их изъятие при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.

Субъективная сторона преступления — прямой умысел, субъект — общий.

Стоит ли говорить о том, что жизнь в современном обществе и в нынешних реалиях государственной структуры сложна и неординарна. Каждый гражданин Российской Федерации, достигая определённого возраста, получает целый ряд обязанностей по отношению к государству. В число этих обязанностей, в том числе, входят обязательства по соблюдению таможенного законодательства. Именно о соблюдении действующих норм законодательства, в том числе обязанностей по уплате платежей и пошлин, и пойдёт речь в настоящей статье.

За уклонение от уплаты таможенных платежей предусмотрена уголовная ответственность.

Итак, как наверняка многим известно, любая форма ввоза или вывозы какого-либо товара из территориальных пределов Российской Федерации подлежит обязательной оплате. Соответственно, лицо, каким-либо образом совершившее перемещение какого-либо предмета через границу без уплаты положенных пошлин, автоматически становится правонарушителем, а в определённых ситуациях и преступником. В России существует ФЗ за номером № 311, который был утверждён 27.11.2010 г. и устанавливает все имеющиеся нюансы таможенного регулирования в нашей стране.

Например, в соответствии со статьёй 114 вышеназванного ФЗ, плательщиком рассматриваемых пошлин/налогов является декларант, то есть лицо, непосредственно участвующее в возникающих взаимоотношениях между компанией отправителем и таможенными органами, путём документального сопровождения товара, в том числе осуществления соответствующего декларирования.

В рамках рассматриваемой статьи следует выделить два вида деяний:

  • нарушение установленных сроков оплаты пошлин/налогов;
  • уклонение от уплаты положенных платежей.

Первое деяние квалифицируется с применением положений статьи 16.22 КоАП РФ, второе – с учётом положений статьи 194 УК РФ, на которых и следует остановиться поподробнее.

Текст упомянутой статьи 16.22 КоАП РФ выглядит следующим образом:

Нарушение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей;
  • на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до трёхсот тысяч рублей.

До 2018 года сроки устанавливались в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного Союза, но с 01 января 2018 года, с момента вступления в силу договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года, ТК ТС РФ был заменён на ТК ЕАЭС РФ. Необходимо понимать, что приводимые нормы и в целом рассматриваемая сфера невероятно сложны, так как предполагают работу с огромным количеством различной документации. Сроки, упоминание о которых указано в ст. 16.22 КоАП РФ не наличествуют определёнными «твёрдыми» временными интервалами (10 дней, 30 дней и т. п.), а зависят от вида осуществляемых действий.

Например, принимая во внимание положения статьи 216 ТК ЕАЭС РФ, а именно части 1, за помещение товаров иностранного происхождения под процедуру свободного склада, полагается внести пошлину с момента его фактической регистрации до момента его фактического вывоза с территории склада. И подобным образом определяются сроки для всех видов таможенной процедуры, что не позволяет привести в рамках настоящей статьи временной список по обязательствам уплаты пошлин или налогов.

Положения статьи 194 Уголовного кодекса РФ более обширны и содержат целый ряд квалифицирующих признаков, а именно:

  1. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершённое в крупном размере, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до трёх лет, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Уклонение от уплаты должно носить умышленный характер и может проявляться в совершении каких-либо действий или в полном бездействии. Крупным размером, являющимся обязательным признаком рассматриваемого преступления, в соответствии с примечанием законодателя к 194 УК РФ, признаётся сумма в диапазоне от 2 млн. до 6 млн. рублей.

  1. То же деяние, совершённое:
    • группой лиц по предварительному сговору;
    • в особо крупном размере, –

наказывается штрафом в размере от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от двух до трёх лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.

  1. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершённые:
    • должностным лицом с использованием своего служебного положения;
    • с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, –

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.

Как уже было сказано выше, обязанность по уплате рассматриваемых налогов и пошлин возлагается на лиц, указанных в ФЗ № 311, в том числе на ранее анонсированных декларантов.

Особое внимание следует уделить пункту «б», так как для соответствующей квалификации необходимо, чтобы потерпевшая сторона (т. е. сотрудник пограничного или таможенного контроля) пострадала в результате своих правомерных действий, при выполнении возложенных на него законных обязанностей.

Если же действия сотрудника априори были незаконными, и ответом на это была агрессия, в том числе с применением насилия, то такая ситуация не подлежит квалификации по пункту «б» части 3 статьи 194 УК РФ.

  1. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершённые организованной группой, наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.
Это интересно:  Неустойка за неуплату алиментов и правила ее начисления 2019 год

Заключительная часть под номером 4 включает квалифицирующий признак в виде совершения преступления организованной группой, в народе более известное определение — ОПГ.

При этом важно отметить, что если сам сотрудник таможенного или пограничного контроля принимает участие в реализации преступного умысла, но к нему не применима роль соисполнителя, то окончательная квалификация может определяться по совокупности содеянного:

  • соучастие в рассматриваемом деянии;
  • злоупотребление своими должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) и/или превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ).

В заключение следует сказать, что всё вышеописанное – это лишь малая часть в пояснении особенностей злодеяния, связанного с таможенным законодательством.

Задолжать государству можно различными способами. И основной из них — уклонение от уплаты налогов. Рассмотрим один из них, связанный, кроме прочего, с нарушением таможенного законодательства.

За перемещение товаров через границу России необходимо платить. Если этого не делать, речь пойдёт о правонарушении либо преступлении.

  • В Уголовном кодексе РФ есть 194-я статья. Она посвящена неуплате физлицами или организациями таможенных платежей. При этом используется формулировка «уклонение».
  • В КоАПе статья 16.22 посвящается схожему деянию. Однако здесь речь идёт о нарушении платёжных сроков.

Когда же речь идёт о правонарушении, а когда – о преступлении? В первом случае важен сам факт неуплаты вовремя. Во втором имеются квалифицирующие признаки, речь о которых пойдёт ниже.

В случаях с таможенными платежами юристы говорят о бланкетном характере норм. Это означает, что знакомства с одной статьёй УК или КоАПа недостаточно.

Оба кодекса отсылают нас к другим нормам, причём в широком диапазоне. Главным образом речь идёт о Федеральном законе, который призван регулировать таможенные отношения в России (№311-ФЗ, утверждён 27.11.2010).

Далее мы поговорим про способы уклонения от уплаты таможенных платежей.

Когда речь идёт о неуплате таможенных платежей, способы совершения преступления или правонарушения не важны, и законом они не определены. Здесь можно провести сравнение с уклонением от уплаты налогов.

В текстах статей 198 и 199 УК можно прочесть о совершении преступления каким-либо путём. В статьях 194 и 16.22 такой формулировки нет. Речь идёт о любых действиях или бездействии, в результате которых закон был нарушен.

В случае с преступлением важны другие моменты, о них – в следующем разделе. Статья 194 УК имеет свой состав преступления, о нем мы поговорим далее.

У правонарушения и преступления есть некоторые общие черты. Например, ответственность несёт любой вменяемый субъект, которому уже есть 16 лет. Умысел исключительно прямой. В обоих случаях виновный наносит ущерб бюджету России.

В статье 16.22 КоАП нет квалифицирующих признаков. В 194-й статье УК четыре части, которые соответственно рассматривают:

  • неквалифицированное преступление (уклонение физлицом или организацией плюс крупный ущерб, то есть сумма долга превышает миллион рублей);
  • злодеяние, в котором виновна группа лиц;
  • уклонение плюс особо крупный (свыше трёх миллионов рублей) ущерб;
  • преступление, где виновно должностное лицо, злоупотребившее своим служебным положением;
  • применение насилия к таможенным/пограничным контролирующим сотрудникам;
  • действия организованной группы.

Про методику расследования уклонение от уплаты таможенных платежей и связанные с ней проблемы расскажем далее.

Следствие по делам такого рода почти всегда оказывается очень сложным, трудоёмким делом. Главной проблемой криминалисты называют весьма сжатые сроки следственных действий, на которые обычно даётся 15 суток (по особому решению прокурора – 25).

Чтобы доказать злодеяние, приходится проводить анализ и исследование огромного количества документов. Это не только таможенные декларации и бухгалтерские отчёты. Например, при обысках правоохранители изымают всевозможные черновики, блокноты, ежедневники и тому подобные предметы. В них могут обнаружиться различные записи, которые подтвердят вину подозреваемых.

Особенно сложно расследование квалифицированных преступлений. Если действовала группа, необходимо вычислить всех её членов. Должностные лица порой мастерски скрывают свои контакты с преступниками. В итоге криминалисты должны продемонстрировать истинный профессионализм.

Теперь рассмотрим, какие меры могут быть применены к виновным. И начнем мы с административной ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей.

КоАП, как обычно, делит виновных на три категории: физлица, люди на должности, организации. В зависимости от этого показателя варьируются суммы штрафов.

  • Если таможенный платёж просрочит физлицо, штраф составит 500 – 2500 рублей.
  • Для должностных и юрлиц суммы возрастают: 5 – 10 и 50 – 30 тысяч рублей соответственно.

Здесь меры наказания сложнее. В зависимости от квалификации наказанием становится:

  1. Штраф, минимум – 100 тысяч, максимум – один миллион рублей.
  2. То же, но в сумме дохода в трёхлетнем пределе.
  3. Обязательные работы (480 часов максимум).
  4. Принудительные работы сроком до пяти лет.
  5. Запрет занимать некоторые должности (вести определённую деятельность) как дополнение к принудительным работам, назначается необязательно, сроком до трёх лет.
  6. Лишение свободы, максимальный срок – 12 лет.
  7. Ограничение свободы как дополнение к предыдущему наказанию (факультативно), максимум на два года.

Далее будет рассмотрена профилактика уклонения от уплаты таможенных платежей.

  • Одной из важных профилактических мер можно назвать ужесточение законов. Относительно недавно крупный и особо крупный ущерб определялись большими суммами, чем сейчас.
  • В качестве других мер можно назвать усиление таможенного/пограничного контроля.
  • Также необходимы антикоррупционные меры.

А теперь рассмотрим судебную практику по ст. 194 УК РФ в отношении уклонения от уплаты таможенных платежей и налогов, взимаемых с организации или физического лица.

Пример 1. А. В. «поработала» с довольно крупным объектом таможенного декларирования, а именно – с ввозимым в Россию для ремонта вертолётом. Сотрудница авиакомпании составила такую декларацию, что таможенные платежи составили немногим больше полутора миллионов рублей вместо шестнадцати.

Нарушения были выявлены и доказаны. Однако к моменту суда срок уголовного преследования истёк. В итоге А. В. признали виновной, но от уголовной ответственности и наказания (штраф 100 тысяч рублей) освободили.

Пример 2. О. М. в течение нескольких лет приобретал автобусы, которые были ввезены в Россию незаконно. Преступление сопровождалось также подделкой документов и другими нарушениями закона.

О. М. уже когда-то условно осуждённый, вину признал и раскаялся. В итоге О. М. приговорили к уплате штрафа (полмиллиона рублей), а также к одиннадцати годам колонии строгого режима.

Контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей — гаиболее частые преступления в таможенной сфере. Юристы-практики рекомендуют: всем, кто связан с таможенным декларированием и прочими процессами, необходимо быть особо внимательным к действующим нормам.

О еще одном случае из практики применения ст. 194 УК РФ расскажет это видео:

Статья написана по материалам сайтов: ved.center, lawbook.online, ugolovnyiexpert.ru, ugolovka.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector