+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Закон о саморегулируемых организациях в России 2019 год

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ
О саморегулируемых организациях»

22, 23 июля 2008 г., 28 апреля, 27 декабря 2009 г., 27 июля 2010 г., 1 июля, 21 ноября, 3 декабря 2011 г., 25 июня 2012 г., 7 июня 2013 г., 24 ноября 2014 г., 13 июля, 29 декабря 2015 г., 3 июля 2016 г., 3 августа 2018 г.

Принят Государственной Думой 16 ноября 2007 года

Одобрен Советом Федерации 23 ноября 2007 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Федеральным законом установлены правовые основы для деятельности саморегулируемых организаций, представляющих собой специальный институт профессионального общественного регулирования, объединяющий лиц, занимающихся предпринимательской или иной профессиональной деятельностью.

Федеральный закон содержит определение и квалифицирующие признаки саморегулируемой организации, устанавливает порядок ее создания и деятельности, порядок взаимоотношений между саморегулируемой организацией и ее членами, а также между саморегулируемой организацией и органами государственной власти и местного самоуправления. Предметом саморегулирования является предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединенных в саморегулируемые организации.

Саморегулируемая организация создается по отраслевому признаку и относится к некоммерческим организациям. Саморегулируемая организация призвана создать отраслевые стандарты деятельности, не только полностью соответствующие законодательным императивам, но и, зачастую, превышающие их. Таким образом, саморегулируемые организации выполняют рыночно-регулятивную функцию, способствуют повышению качества деятельности лиц, являющихся членами таких организаций.

Важнейшей функцией саморегулируемой организации определена защита интересов предпринимателей в их отношениях с государством. При возникновении любых конфликтов и споров между федеральным (региональным) органом исполнительной власти и участником саморегулируемой организации, противостоять государству от имени данного участника будет сама такая организация, что автоматически переводит весь процесс разбирательства конфликта в качественно иную плоскость. Индивидуальное противостояние предпринимателей государству заменяется коллективным противостоянием. Кроме того, одной из важных функций саморегулируемой организации является функция посредника при разрешении споров между членами данной организации, а также между ними и потребителями их продукции и услуг.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г.

Изменения вступают в силу с 1 октября 2016 г.

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 263-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 240-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 62-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Нормативно-правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (строительное СРО).

    Законы о саморегулирование в строительстве:
  • Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
  • Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ;
  • Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 240-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
    Постановления Правительства РФ о саморегулировании в строительстве:
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2008 г. № 724 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. № 864 «О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 24 марта 2011 г. № 207 «О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов»

    Акты федеральных органов власти о саморегулировании в строительстве:

  • Приказ Министерства регионального развития от 9 декабря 2008 г. № 274 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»;
  • Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10 февраля 2009 г. № 57 «Об организации работы по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. № 864 «О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  • Приказ Министерства регионального развития РФ от 21 октября 2009 г. № 480 «О внесении изменений в приказ Министерства регионального развития РФ от 9 декабря 2008 Г. № 274 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (утратил силу с вступлением в силу Приказа Минрегиона № 624);
  • Приказ Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»;
  • Приказ Министерства регионального развития РФ от 23.06.2010 г. N 294 «О внесении изменений в приказ Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»
  • Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24 мая 2010 г. N 411 «Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»
    Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 марта 2015 года № 114 «Об утверждении формы единого реестра членов саморегулируемых организаций»

Нормативно-правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования (проектные СРО).

Нормативно-правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий (изыскательское СРО).

Нормативно-правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (СРО арбитражных управляющих).

Нормативно-правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций в области энергетических обследований (СРО энергоаудиторов).

  • Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
  • Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Нормативно-правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций кредитных кооперативов (СРО кредитных кооперативов).

  • Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
  • Федеральный закон от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (выдержки)

Нормативно-правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения (СРО в сфере теплоснабжения).

  • Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
  • Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (выдержки)

Нормативно-правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций медиаторов (СРО медиаторов).

  • Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
  • Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»

Нормативно-правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций в сфере рекламы (СРО в сфере рекламы).

Нормативно-правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг (СРО профучастников рынка ценных бумаг).

Нормативно-правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций патентных поверенных, СРО в области интеллектуальной собственности)

Председатель Совета саморегулируемой организации «Альянс строителей Приморья» обратился к участникам профобъединений за помощью в создании информационно-справочного ресурса для специалистов строительной отрасли. По мнению Сергея Федоренко, такой справочник станет важным подспорьем в работе практикующих.

Недавно в пресс-центре информационного агентства ТАСС состоялась презентация Экспертного строительного клуба. Данный проект обещает стать эффективной коммуникационной площадкой для представителей профессиональных объединений.

Ветер перемен в очередной раз коснулся российского строительного комплекса. Переход на проектное финансирование, создание комфортной городской среды, новые принципы территориального планирования, а теперь и смена президента НОСТРОЙ… О том, что ждать в стройотрасли в будущем мы обсудили с членом Совета НОСТРОЙ НОПРИЗ.

Об итогах прошедшей Окружной конференции НОПРИЗ в СЗФО беседуем с членом Совета Национального объединения изыскателей и проектировщиков — Антоном Морозом.

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически.

В пятницу, 22 марта в Санкт-Петербурге будет организован семинар для представителей саморегулируемых организаций. Участники мероприятия получат полезные сведения о том, как наиболее эффективно осуществлять контроль исполнения договорных обязательств членов СРО и проверять наличие специалистов-дублёров НРС.

Национальное объединение строителей, курирующее саморегуляторов, продолжает проводить мероприятия, формирующие позитивно общественное мнения в отношении рабочих профессий. Так, в Санкт-Петербурге с 20 по 21 марта пройдет конкурс профессионального мастерства «Лучший штукатур – 2019». О предстоящем мероприятии нашему.

За сохранение саморегулирования, в том виде в котором оно существует в данный момент 0% (0)

За сохранение саморегулирования, при условии внесения кардинальных изменений 0% (0)

За возвращение лицензирования, в том виде в котором оно существовало до 2009 года 0% (0)

За использование одновременно двух механизмов: лицензирования и страхования 0% (0)

За отказ от саморегулирования и введение механизма страхования 0% (0)

За отказ от любых регулятивных механизмов в строительной сфере 0% (0)

Вопрос: Может ли иностранная компания вступить в СРО строительной сферы без регистрации в ФНС филиала иностранной фирмы?

Вопрос: Можно ли вернуть взнос в компенсационный фонд?

Ответ: В соответствии с ч. 4 ст. 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, взнос в компенсационный фонд не возвращается, если не предусмотрено иное.
Под «иным» подразумеваются определенные случаи, описанные в ст. 3.2 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ (в ред. ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.07.2010 г. № 240-ФЗ). В них сообщается, что строительная, инженерная, изыскательская СРО обязана вернуть организации или ИП, прекратившим членство в соответствующем партнерстве, уплаченные ими средства компфонда, в случае исполнения следующих условий:
1) получение допуска данного СРО к определенному виду или видам работ, исключенными 1 августа 2010 года из официального перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
2) отсутствие у лица допуска к другим видам работ (отсутствие иных видов работ в допуске СРО);
3) прекращение членства в данной СРО не ранее двух и не позже 6 месяцев со дня исключения отраженных в допуске видов работ из официального классификатора перечня (то есть с 1 сентября 2010 года по 1 января 2011 года).
Отметим, что только в случае исполнения всех трех вышеуказанных условий саморегулируемая организация обязана вернуть вышедшим из состава членам взносы в компенсационный фонд в полном объеме.
Для возврата денежных средств был отведен срок в размере не более 10 календарных дней после прекращения членства. День прекращения членства определяется днем регистрации заявления от ИП или юридического лица о выходе из состава СРО.
В связи с тем, что с отведенного для официального прекращения членства в СРО промежутка времени уже прошло несколько лет, данные основания представляются неактуальными.
Градостроительным кодексом определено лишь несколько допущений для осуществления выплат из средств компенсационного фонда саморегулируемой организации. Деньги могут быть возвращены если были ошибочно перечислены на счет СРО; перечислены для размещения средств компенсационного фонда СРО в целях его сохранения и увеличения; использованы для осуществления выплат в результате наступления солидарной ответственности по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда.

Напомним, что данная редакция законопроекта была подготовлена экспертами ТПП РФ и внесена в ГД РФ после того, как не были достигнуты компромиссы при обсуждении аналогичного законопроекта в редакции подготовленной Минэкономразвития.

Законопроект уточняет общие требования к процедурам получения статуса СРО и статуса Национального объединения СРО, к регулированию функций и отношений СРО, их Национальных объединений, потребителей товаров и услуг, органов исполнительной власти федерального и регионального уровня. С учетом накопленного в саморегулировании опыта, законопроект конкретизирует предмет саморегулирования.

Также предлагается закрепление в базовом законе о СРО перечня особенностей, отнесенных к регулированию отраслевым законодательством. Согласно предложениям авторов законопроекта, в других федеральных законах могут содержаться следующие требования:

  1. требование наличию у саморегулируемой организации дополнительных специализированных органов, определение их функций;
  2. дополнительные требования к членам саморегулируемой организации, включая требования к наличию у членов саморегулируемой организации оборудования, инструментов, технических средств, требования к квалификации и (или) стажу работы субъектов профессиональной деятельности, работников субъектов предпринимательской деятельности;
  3. дополнительные требования к раскрытию информации саморегулируемыми организациями, национальными объединениями саморегулируемых организаций;
  4. дополнительные требования, направленные на устранение обстоятельств, влекущих за собой возникновение конфликта интересов, установленного частью 3 статьи 8 настоящего Федерального закона, угрозу неправомерного использования работниками саморегулируемой организации, ставшей известной им в силу служебного положения информации о деятельности членов саморегулируемой организации;
  5. право саморегулируемых организаций осуществлять функции, не указанные в статье 6 настоящего Федерального закона;
  6. требования к порядку осуществления контроля за реализацией публично-значимых функций, которые обязана осуществлять саморегулируемая организация.

Отдельно уточняются требования к стандартам деятельности СРО и отраслевым стандартам.

Авторы законопроекта предлагают закрепить в 315-ФЗ перечень видов деятельности, предполагающий обязательное членство в СРО (сейчас таких видов деятельности 11).

  • оценочная деятельность;
  • деятельность арбитражных управляющих;
  • аудиторская деятельность;
  • деятельность в области энергетического обследования;
  • актуарная деятельность;
  • деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и в тотализаторах;
  • инженерные изыскания;
  • архитектурно-строительное проектирование;
  • строительство;
  • кадастровая деятельность;
  • деятельность операторов электронных площадок по проведению торгов в делах о банкротстве.

При этом, вводится перечень требований, при соблюдении которых возможно введение обязательного членства в СРО. Закрепление обязательного членства в саморегулируемых организациях субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности потребует обязательного внесения изменений в перечень видов деятельности, содержащихся в 315-ФЗ.

Существенные изменения предлагается ввести в стати «Контроль саморегулируемой организации за деятельностью своих членов», «Общее собрание членов СРО», «Специализированные органы саморегулируемой организации», «Федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций», «Национальное объединение саморегулируемых организаций и его правовое положение», «Функции национального объединения саморегулируемых организаций», «Членство в национальном объединении саморегулируемых организаций» и др.

Относительно нацобъединений СРО, среди прочего предлагается законодательное закрепление специального статуса «Национальное объединение СРО», которое, как уже было указано выше, влечет за собой создание Единого государственного реестра национальных объединений саморегулируемых организаций, и определение уполномоченного органа ответственного за его ведение.

Принципиальной позицией является право СРО самостоятельно определять и выбирать средства обеспечения дополнительной имущественной ответственности по обязательствам свих членов. Согласно предложенной формулировке, саморегулируемая организация:

«…может применять любые предусмотренные законодательством РФ средства обеспечения, включая, но не ограничиваясь:

а) формирование компенсационного фонда;

б) коллективное страхование ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) или смешанную форму страхования (личное и коллективное);

в) смешанные формы дополнительной имущественной ответственности, включающие все варианты использования подпунктов а) и б)…»

При этом, порядок формирования, размещения и расходования средств обеспечения дополнительной имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) устанавливается саморегулируемой организацией самостоятельно, в соответствии с требованиями законодательства.

Комментируя внесение законопроекта вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин отметил, что это «итог очень большой, сложной, напряженной и высокопрофессиональной работы».

— Естественно, пока мы получим окончательный результат, мы не упокоимся. Мы мобилизуем все наши возможности, и скоординировано будем добиваться, чтобы то, что уже зафиксировано было полностью принято и доведено до логического завершения, — сказал Д.Курочкин.

По оценке экспертов ТПП внесение законопроекта в Государственную Думу пока является не фактическим, а скорее политическим результатом борьбы позиций профессионального сообщества и разработчиков из минэкономразвития. Чья позиция в результате будет превалировать в содержательной части новой редакции 315-ФЗ мы узнаем весной 2019 года.

Напомним, что в целом законопроект направлен на повышение привлекательности гражданско-правового института саморегулирования для отраслей, в которых саморегулирование еще не введено, что соответствует Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2015 N 2776-р.

Уважаемые клиенты!
Вы всегда можете обратиться к нам, если Вам нужны:
юридическая консультация;
помощь в правовом анализе или разработке договора;
необходимо составить исковое заявление (отзыв на исковое заявление), иные процессуальные документы;
адвокат для защиты Ваших прав в арбитражном суде;
нужно подать апелляционную, кассационную жалобу или надзорную жалобу на решение суда;
иные юридические услуги.

Самостоятельно разобраться в нюансах данного вопроса Вам поможет следующая статья:

Проект Федерального закона «О саморегулируемых организациях» (далее — Закон о СРО) несколько лет ожидал своей участи и был достаточно неожиданно принят в конце 2007 г. Это говорит о крайней востребованности данного Закона и субъектами рынка, и государством. Саморегулирование — достаточно сложный и вместе с тем гибкий механизм воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов, сочетающий административное и корпоративное регулирование; он должен быть основан на правовой корпоративной культуре, включающей осознание субъектами рынка необходимости соблюдения установленных ими стандартов и правил деятельности, содержащих повышенные требования по сравнению с административными нормами. Эффективное функционирование механизма саморегулирования может быть обеспечено еще одним фактором — высоким уровнем потребительской культуры, консюмеристской этики, которая предполагает активные действия потребителей по защите их прав посредством возмещения причиненного им ущерба за счет системы страхования рисков участников СРО и компенсационных выплат.

Статьи данного Закона, к сожалению, не структурированы в главы, хотя содержание статей позволяет выделить четыре направления нормативного регулирования деятельности СРО: 1) общие положения, включающие предмет регулирования Закона, понятие и виды СРО, членство в них, права и обязанности участников; 2) организационное и информационное обеспечение деятельности СРО: информационное присутствие СРО в информационно-телекоммуникационных сетях, система органов управления СРО; 3) имущественные права СРО, механизм имущественной ответственности участников перед потребителями; 4) контроль и принуждение, применяемые СРО в отношении ее участников.

Исходя из положений ч. 3 ст. 1 Закона о СРО, в РФ формируются три уровня нормативного регулирования деятельности СРО: общий (нормы данного Закона); особый (нормы данного Закона и нормы иных федеральных законов, устанавливающих особенности статуса СРО в отдельных сферах деятельности); специальный (исключение из сферы регулирования Закона о СРО, применение норм о деятельности СРО в отдельных сферах, установленных специальными федеральными законами). В специальном порядке регулируется деятельность СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, жилищных накопительных кооперативов, негосударственных пенсионных фондов, кредитных организаций, бюро кредитных историй.

Закон допускает возможность регламентации деятельности СРО иными источниками права. 13 раз текст содержит отсылки к «законодательству РФ», 28 — к «федеральным законам», 2 — к «постановлениям Правительства РФ». 8 раз Закон допускает установление норм внутренними документами СРО, 10 раз — уставом.

Вопросы взаимодействия саморегулируемых организаций и уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в Законе сформулированы недостаточно определенно. Сам термин «уполномоченный федеральный орган исполнительной власти» предусматривает исходя из содержания ч. 1 и 2 ст. 20 Закона две категории субъектов. Во-первых, это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью СРО в установленной сфере деятельности или ее регулирование. Во-вторых, если данный орган не определен, — это уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции регистрации саморегулируемых организаций.

Взаимодействие данных органов с СРО осуществляется в рамках ряда полномочий, которые сформулированы в ст. 22 Закона о СРО. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти вправе привлекать СРО к обсуждению проектов федеральных законов и иных нормативных актов, государственных программ, связанных с предметом саморегулирования, вправе обратиться в суд с требованием исключить СРО из соответствующего реестра. Данные органы обязаны направлять в СРО информацию о результатах проверок предпринимательской или профессиональной деятельности членов СРО, закрепленных в соответствующих актах.

Система управления СРО установлена в ст. 15 Закона и включает общее собрание, постоянно действующий коллегиальный орган управления и исполнительный орган СРО. Утверждение стандартов и правил, создание специализированных органов, назначение аудиторской организации для проведения проверки, представление кандидатов для назначения на должность исполнительного органа общему собранию, утверждение перечня лиц в качестве третейских судей для осуществления деятельности третейского суда, созданного СРО, — это исключительная компетенция коллегиального органа. Исполнительный орган решает вопросы хозяйственной и иной деятельности СРО. При коллегиальном органе обязательно должны быть созданы два специализированных органа — орган, осуществляющий контроль за соблюдением членами СРО принятых ими стандартов и правил; орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия. Закон допускает возможность осуществления функций коллегиального органа общим собранием.

Статья 10 Закона о СРО устанавливает порядок применения мер дисциплинарного воздействия в отношении членов СРО специализированным органом. Перечень таких мер включает выдачу предписания, предупреждение, штраф, рекомендацию об исключении лица из членов СРО. Последняя мера возможна, если она одобрена не менее чем 75% членов специализированного органа и утверждена коллегиальным органом. Жалоба на данное решение рассматривается общим собранием, что закреплено в ст. 16. Однако в ст. 10 говорится о возможности обжалования данной меры в суд. Выдача предписания, предупреждение и штраф могут быть обжалованы в коллегиальный орган. Закон допускает возможность установления и иных мер дисциплинарного воздействия самой СРО.

Следует отметить определенные пробелы в регулировании порядка применения мер дисциплинарного воздействия. Так, например, неясно, кто правомочен рассматривать жалобы на иные меры дисциплинарного воздействия, не предусмотренные данным Законом. Целесообразно было бы установление сроков обжалования мер дисциплинарного воздействия не саморегулируемыми организациями, а Законом о СРО. Не определены сроки подачи и рассмотрения жалоб на действия членов СРО, а также по делам о нарушении ее членами требований стандартов и правил предпринимательской и профессиональной деятельности. Представляется, что данные сроки не должны превышать сроки, установленные законодательством РФ в отношении административных дел, а также сроки в отношении рассмотрений заявлений о защите прав потребителей.

Вызывает сомнение норма ч. 8 ст. 10 Закона о СРО, допускающая обжалование в суд решения об исключении из членов СРО, а также ст. 11, устанавливающая право любого члена СРО оспорить действия или бездействия в отношении его в суд в соответствии с законодательством РФ. Нормы гражданского или арбитражного процесса, регулирующие рассмотрение гражданских дел, вытекающих из публичных правоотношений, в данном случае неприменимы, поскольку к числу субъектов, чьи действия (бездействия) оспариваются, относятся субъекты публичной власти. Согласно гл. 25 ГПК РФ, гл. 24 АПК РФ это органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, государственные или муниципальные служащие. Термин «обжалование», примененный в названии ст. 11, вообще юридически некорректен, поскольку производство по жалобам ни в ГПК РФ, ни в АПК РФ не предусмотрено — в настоящее время имеет место оспаривание действий, бездействий, нормативных актов. Данный термин противоречит и содержанию ст. 11, поскольку в самом ее тексте речь идет именно об оспаривании.

Общий порядок контроля СРО за деятельностью ее членов установлен ст. 9 и предусматривает проведение плановых (не реже 1 раза в три года и не чаще 1 раза в год), а также внеплановых проверок. Последние могут быть инициированы жалобой на нарушение членом СРО стандартов и правил деятельности этой организации, иными основаниями, установленными самой СРО. Предмет внеплановой проверки ограничивается пределами жалобы или иных оснований ее проведения.

Правосубъектность СРО возникает с момента внесения ее в реестр таких организаций. Создается СРО в одной из форм некоммерческих организаций с соблюдением следующих требований: объединение в составе СРО не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности; наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности; обеспечение механизма дополнительной имущественной ответственности посредством страхования и формирования компенсационного фонда; наличие специализированных органов, осуществляющих контроль за соблюдением членами СРО требований и стандартов и применяющих меры дисциплинарного воздействия.

Членство в СРО может быть как добровольным, так и обязательным, если это предусмотрено федеральными законами. Допускается членство одного субъекта предпринимательства или профессиональной деятельности в нескольких СРО по различным видам деятельности. Исключается возможность членства в нескольких СРО, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности одного вида.

Особого внимания в исследуемом Законе заслуживает ст. 23 — «Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций». Она никак не регламентирует соответствующие отношения, отсылая к порядку государственного контроля, установленному законодательством. В настоящее время такой общий порядок установлен в Федеральном законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Согласно п. 6 ст. 7 данного Закона деятельность членов СРО может быть подвергнута государственному контролю (надзору) с определенными ограничениями. Плановые мероприятия по контролю (надзору) должны проводиться в отношении не более 10% от общего числа членов СРО, но не менее чем в отношении двух членов СРО, определяемых по выбору органа государственного контроля (надзора). При этом уставом СРО должна быть предусмотрена субсидиарная ответственность ее членов в солидарном порядке за ущерб, причиненный вследствие несоблюдения обязательных требований, предъявляемых к саморегулируемой деятельности. Как видим, приведенные нормы определяют саморегулирование намного уже, чем Закон о СРО, и могут касаться только субъектов профессиональной, а не предпринимательской деятельности. Если к тому же учесть, что Закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» исключает из сферы своего регулирования 15 видов государственного контроля (надзора), то возникает вопрос, решается ли основная задача Закона о саморегулировании — снижение бремени административного давления, которое несут на себе субъекты предпринимательской и профессиональной деятельности. Не могут ли члены СРО оказаться под двойным давлением контроля со стороны как СРО, так и государства?

Законом достаточно подробно урегулированы отношения, складывающиеся в сфере информационного обеспечения деятельности СРО. Статья 7 определяет правовые основы доступа к информации о деятельности СРО и защиты информации от ее неправомерного использования, содержит перечень сведений, подлежащих обязательному размещению в Интернете (это 15 видов информации, нормы федеральных законов и устав СРО могут перечень расширить).

Из этого перечня вызывает сомнение обоснованность раскрытия информации об аттестатах, выданных работникам по результатам обучения, поскольку это персональные данные. Противоречиво решается вопрос об информации о результатах проверок деятельности членов СРО — согласно п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона эта информация должна быть размещена в Интернете, в то же время согласно ч. 9 ст. 9 работники и должностные лица СРО, принимающие участие в проведении проверки, отвечают за неразглашение и нераспространение сведений, полученных в ходе ее проведения.

Раскрытие иной информации, не указанной в перечне ч. 1 ст. 7, может осуществляться СРО, однако при этом не должны нарушаться интересы членов СРО, касающиеся их коммерческой тайны. Законодателю следовало предусмотреть необходимость защиты и профессиональных тайн, поскольку участниками СРО могут быть субъекты профессиональной деятельности.

Таким образом, Законом о СРО достаточно подробно урегулирован их статус, что создает предпосылки дальнейшего развития и расширения сферы саморегулирования в РФ. Наличие противоречий и пробелов в данном нормативном акте вызвано, безусловно, тем, что Закон принимался в спешном порядке, без широкого публичного обсуждения его текста после второго чтения. Проблемы реализации данного Закона вызовут необходимость его дальнейшего редактирования. После принятия Закона о СРО будет необходимо унифицировать дефинитивную базу законодательства о саморегулировании, поскольку само определение саморегулирования и саморегулируемых организаций в различных законах отличается.

Практика развития сферы саморегулирования, безусловно, должна опираться на международный опыт.

В мировой практике сложилось несколько моделей организации саморегулирования. Например, в США это суперлиберальная модель — СРО не имеют прямых субординационных отношений с государством и самостоятельны в выборе корпоративной политики регулирования своей сферы. Франция, наоборот, отличается фактически полугосударственным статусом саморегулируемых организаций, которые к тому же и финансируются из бюджета. В Евросоюзе саморегулирование осуществляется агентствами в исключительно значимых сферах — его осуществляют Европейский центр развития профессионального образования, Европейское агентство по окружающей среде, Европейский офис гармонизации внутреннего рынка, Европейское агентство морской авиабезопасности, Агентство запасов Европы, Европейский офис полиции (Европол).

Основными целями функционирования институтов саморегулирования в зарубежных странах являются повышение качества производимых товаров, работ, услуг; упрощенный порядок возмещения ущерба, причиненного потребителям; возложение бремени контроля за деятельностью членов СРО на саму организацию; снижение бремени административного давления; оптимальность принимаемых стандартов и правил деятельности СРО для ее участников и потребителей.

Прямые предписания к вступлению в СРО, которые имеют место в Законе РФ о СРО, имеют место и в зарубежной практике саморегулирования — это касается особо значимых сфер. Исследователи практики саморегулирования за рубежом отмечают, что объединение субъектов профессиональной и предпринимательской деятельности не насаждалось государством, а явилось естественным результатом формирования корпоративных интересов и диктовалось необходимостью. Так, например, на рынке ценных бумаг США функционируют такие негосударственные профессиональные объединения, как фондовые и товарные биржи, Национальная ассоциация дилеров по ценным бумагам, Совет по выработке правил для муниципальных ценных бумаг и другие. Регистрацию и контроль СРО в данной сфере осуществляет государственная Комиссия по ценным бумагам и биржам. Несмотря на отсутствие прямых субординационных связей между данной Комиссией и участниками саморегулирования, их деятельность объединена одной целью — обеспечение реализации законодательства о рынке ценных бумаг и стабильного развития данной сферы.

Исключительно активно институт саморегулирования функционирует в сфере деятельности СМИ (Швеция, Голландия, Норвегия, Австрия и т.д.). Созданные в европейских странах Советы прессы включают и представителей общественности, и представителей СМИ. Они выполняют и юрисдикционные функции — налагают санкции на СМИ, виновные в нарушении корпоративных норм, требуют публиковать заключение о негативной оценке деятельности таких СМИ. Активное развитие интернет-услуг распространяет саморегулирование и на данную сферу. Так, например, в США рядом медицинских организаций создана Коалиция здравоохранения в сети Интернет для обеспечения надлежащего качества медицинских ресурсов в Интернете. В этих целях принят Кодекс этики телемедицины. Он регулирует такие группы отношений, как обеспечение потребителей услуг сведениями о владельцах медицинского сайта, о его спонсорах, целях и задачах; обеспечение конфиденциальности персональных данных потребителей услуг телемедицины; обеспечение обратной связи с владельцами ресурса; обеспечение потребителей информацией об ограниченных возможностях телемедицины и т.д.

В связи с отсутствием в нашей стране длительного опыта поступательного, эволюционного развития бизнеса становление института саморегулирования может быть не таким удачным, как в зарубежных странах. Внедрение механизма саморегулирования в различных сферах имеет и противников. Так, например, Н.В. Ростовцева приводит следующие их аргументы.

В России саморегулирование не может заменить госрегулирование, поскольку в стране изначально закрепилось противоречие между бизнесом и государством, это противоречие простой передачей функций не устранить. В стране нет традиций самоорганизации бизнеса, нет культуры и культа саморегулирования, СРО легко трансформируются в придаток официальной власти и не достигнут главной цели — снижения административного давления. В ряде стран наметилась тенденция обратной трансформации — от саморегулирования к государственному регулированию либо к регулированию через полугосударственные организации или публичные институты.

С такими возражениями согласиться нельзя, поскольку, помимо прямого юридического, институт саморегулирования имеет и иное не менее важное значение — он формирует основы корпоративной культуры, взаимной ответственности, инициативности субъектов рынка, обеспечивает оперативную адаптацию деятельности членов СРО, принимаемых ими стандартов и правил к требованиям потребителей. Поэтому «школу саморегулирования» и российскому бизнесу, и государству пройти необходимо.

Статья написана по материалам сайтов: base.garant.ru, www.all-sro.ru, pravdaosro.ru, www.urprofy.ru.

»

Это интересно:  Последствия введения процедуры наблюдения на предприятии 2019 год
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector