+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Законопроект о криптовалюте отложен на 2 месяца из-за споров политиков 2019 год

Государственная Дума РФ пока не намерена рассматривать законопроект о легализации криптовалют, заявила руководитель межведомственной рабочей группы по оценкам рисков оборота криптовалюты Госдумы, Элина Сидоренко, в ходе выступления в Казани.

«Правильнее было бы вообще не писать закон сейчас» – считает она, несмотря на то, что в рабочей группе сейчас есть по меньшей мере два варианта законопроекта.

По словам Сидоренко, закон, регулирующий операции с криптовалютами, пока не нужен. В течение ближайших двух-трех месяцев рабочая группа намерена ещё «понаблюдать за криптовалютами», поскольку пока они «не видят перспектив крипторынка» и «боятся испугать рынок» своими регулятивными нормами.

Одновременно с этим заявлением Дума объявила открытый конкурс на проведение исследования по теме технологии блокчейна, рынка цифровых вылют и оценки рисков их использования под названием «Законодательное регулирование внедрения и практического применения современных финансовых технологий». Результаты исследования станут основой будущего законопроекта о криптовалютах.

Победитель должен будет провести анализ выпускаемых криптовалют и использования инструмента ICO как альтернативного канала привлечения инвестиций, а также разработать предложения по противодействию с помощью госрегулирования угрозам и рискам, которые несут данные технологии.

Предполагается также, что это исследование позволит защитить интересы потребителей финансовых услуг и оградить финансовый рынок от угроз, среди которых возможность финансирования терроризма и получения незаконных доходов.

«Результаты исследования намерены использовать для формирования пакета законодательных инициатив по интеграции в российский рынок перспективных финансовых технологий», – следует из документации к закупке, которая пока находится на стадии приема заявок от потенциальных подрядчиков – максимальная цена контракта составит 2,49 млн рублей.

«Анализ новейших финансовых технологий необходим, чтобы под воздействием жесткого регулирования не уничтожить распространение перспективных финансовых технологий, избежать появления на их основе пузырей, способных их скомпрометировать».

По словам источника, близкого к ЦБ, несмотря на многочисленные заявления различных политиков о необходимости регулирования рынка криптовалют и ICO, готового законопроекта пока нет:

«Никто законопроект не готовит, но все об этом говорят. Мешает система управления – нет единого центра, который бы координировал деятельность. Есть заместитель министра финансов Алексей Моисеев, есть первый вице-премьер Игорь Шувалов, есть президент Сбербанка Герман Греф, есть председатель Внешэкономбанка Сергей Горьков, и вокруг толпа народа» .

Однако другой федеральный чиновник, знакомый с ситуацией, не поддерживает коллегу, считая, что «центр принятия решений, конечно же, есть».

«В правительстве Игорь Шувалов возглавляет комиссию по блокчейну. И он курирует всю вертикаль, связанную с применением этой технологии. Его главный прицел в первую очередь на госуслуги, но также и возможное введение в будущем крипторубля. ЦБ ведет аналогичную работу по линии использования криптовалют и их регулирования. Горьков, Греф, «Ростех» и другие аккумулируют соответствующую экспертизу на бизнес-уровне. Вся информация сводится на совещаниях у Шувалова. Никто никуда не торопится, поскольку сейчас идет процесс масштабного осмысления новых технологий, продолжается работа с экспертами. Но и не стоит на месте. И Госдума в этом плане не исключение – она важный элемент во всей системе».

Несмотря на то, что «людей вокруг темы действительно очень много и это нормально», сейчас необходимо определить и подключить к процессу лучших имеющихся специалистов в этой области, а главное – оперативно воспитать новых.

Руководитель направления развития технологии распределенного реестра в ассоциации «ФинТех» Алексей Архипов подчеркнул:

«Я позитивно смотрю на разработку регулирования в области криптовалют, так как подробное прояснение правил на этом рынке позволило бы обеспечить его дальнейшее развитие в цивилизованном русле. Однако важно подходить к этому вопросу, изучив международные практики и уже имеющийся российский опыт. Нужно понимать, что на сегодняшний день единый подход к регулированию, который бы поддерживался большинством стран, еще не сформирован».

Таким образом, мнения по регулированию криптовалют в России у различных ведомств значительно отличаются, и они часто работают без согласования друг с другом. Наиболее примечательна здесь позиция Центрального банка, который возражает против легализации криптовалют в качестве денег, однако не выдвигает никаких конкретных приложений.

Необходимо понимать, что в условиях правовой неопределенности действительное развитие криптовалютного сектора в России невозможно, так как бизнес боится попасть под санкции регуляторов, что подтверждает и деятельность прокуратуры. Активность проявляют только микропредприятия, не способные создать инфраструктуру и обеспечить устойчивое развитие отрасли.

Законопроект «О цифровых финансовых активах» не будет регулировать сделки с криптовалютами. Это следует из проекта документа, подготовленного ко второму чтению в Госдуме (есть у «Известий»). Теперь майнинг рассматривается как инструмент для привлечения капитала: токены будут удостоверять права на участие в компании или на имущество. Выпускать их смогут юрлица и граждане — индивидуальные предприниматели. Мнения участников рынка по поводу новой редакции документа разделились. Одни считают законопроект более рыночным, других беспокоит отсутствие перспектив для легализации криптовалют в России.

Новая версия законопроекта «О цифровых финансовых активах» (ЦФА) не содержит понятия «криптовалюта», а майнинг определяется только как выпуск токенов для привлечения инвестиций в капитал. В предыдущей версии документа майнинг означал добычу криптовалют, а сами криптовалюты — один из видов цифрового актива.

Криптовалюта — разновидность цифровых денег, созданная с помощью методов криптографии. Ее учет децентрализован — то есть реестр операций, произведенных с ней, хранится на множестве компьютеров.

Токен — единица учета, не являющаяся криптовалютой. Заменяет ценные бумаги в цифровом мире, удостоверяя права на какой-либо актив.

Законопроект не регламентирует сделки с криптовалютами, пояснил исполнительный директор Sputnik DLT Артем Толкачев, которого привлекали к обсуждению законопроекта в качестве эксперта от индустрии. Теперь предметом регулирования стали только операции с токенами. Последние могут либо подтверждать права на имущество и участие в капитале компании, либо выполнять техническую роль при покупке и обращении цифровых активов.

Это интересно:  Обязательства из односторонних действий и их разновидности 2019 год

Последняя версия документа не отвечает на вопрос, когда будут легализованы криптовалюты в России, отметил источник «Известий» в рабочей группе по законопроекту. Государство старается нивелировать риски, связанные с криптовалютами, но из-за этого оставляет рынку минимальные возможности для развития. Это ставит под вопрос перевод криптобизнеса в Россию и его легализацию здесь, подчеркнул эксперт.

Выпускать токены могут российские и иностранные компании и физические лица, зарегистрированные как индивидуальные предприниматели. Для этого нужно подготовить специальное решение об эмиссии. Важно, что выпуск токенов должен быть обеспечен имуществом эмитента или третьих лиц, отмечается в законопроекте.

Размещение ЦФА будет проходить на специальных площадках, которые должны получить лицензию профучастника рынка ценных бумаг и попасть в специальный реестр Центробанка. Такая биржа обязана идентифицировать и вести учет клиентов. Также ей придется предоставлять доступ к этим данным по запросу госорганов или конкурсного управляющего.

Отдельно будет определен оператор по обмену цифровых активов, ответственный за сделки по купле-продаже. ЦФА разрешат обменивать на рубли, иностранную валюту или другие токены.

Нынешняя версия законопроекта выглядит гораздо более рыночной, чем первая, считает Артем Толкачев. Стали понятны темы, связанные с возможностью токенизации долга и акций. Более того, предполагается упрощение ряда механизмов. Например, по передаче доли в капитале компании третьему лицу. Сейчас для передачи доли в ООО нужно привлекать нотариуса. В случае с ЦФА этого не потребуется — обмен можно будет производить на площадке, на которой обращаются токены, предполагается законопроектом.

Еще одно важное изменение касается закона «О рекламе»: продвижение ЦФА будет регулироваться достаточно жестко. В частности, придется указывать предельную сумму, на которую активы смогут купить неквалифицированные инвесторы, а также сообщать об уровне возможного риска.

Работа над законопроектом еще продолжается, отметил президент Российской ассоциации криптоиндустрии и блокчейна Юрий Припачкин. Организация предложила правки во вторую версию документа. По словам Юрия Припачкина, их цель — отказаться от жестких рамок, которые могут препятствовать привлечению инвестиций, в особенности для среднего и малого бизнеса. Если законопроект не устроит криптоиндустрию, компании уйдут в другие юрисдикции, предупредил эксперт.

Первый проект закона «О цифровых финансовых активах» появился в конце 2017 года и был внесен в Госдуму в январе 2018-го. Также ранее обсуждался вопрос о налогообложении доходов от майнинга и возможности обмена криптовалют на обычные деньги. Однако позднее было решено не разрабатывать для криптовалют отдельный налоговый режим, а распространить на них существующий сейчас Налоговый кодекс.

Мнение партнёра фирмы «Зарцын, Янковский & партнёры» и юриста в сфере венчурного инвестирования Романа Янковского.

20 марта на рассмотрение Госдумы был внесён законопроект «О цифровых финансовых активах», который предлагает определение криптовалют и токенов. Роман Янковский выступил на площадке DeeCrypto и прокомментировал законопроект.

Первый фактор — сегодня понятия криптовалют просто нет в законе.

Если у вас украдут биткоины, ваше заявление могут не принять в полиции. Скажут: «Это теневой рынок. Вы, наверное, наркотиками торговали». Чтобы судья встал на вашу сторону, в законе должно быть прописано, что операции с криптовалютами принципиально допустимы.

Второй фактор — создание легальной возможности для обмена криптовалют. Пока невозможно законно обменять криптовалюту на рубли, этот рынок остается теневым.

Третий фактор — если вы хотите платить налоги с доходов от криптовалют, у вас нет возможности это сделать.

Российское регулирование криптовалют прошло все стадии — от отрицания до принятия. Так, в 2014 году были попытки запретить криптовалюты на уровне Уголовного кодекса. К счастью, мечты руководства силового блока остались мечтами.

С 2014 года по осень 2016 года было юридическое затишье, пока шло закулисное обсуждение принципиальной возможности урегулировать криптовалюты. ЦБ несколько раз выпускал заявления, что криптовалюты ещё рано использовать, что с их помощью отмывают деньги. Это был сигнал в первую очередь для банков.

Сейчас стало понятно, что криптовалюта всё же будет урегулирована — а ведь ещё год назад даже известные политики транслировали, что это мыльный пузырь, который лопнет через месяц или два.

Законопроект небольшой, в нём всего четыре полноценных статьи.

Давайте отметим ключевые моменты.

Очень долго шли споры о том, как юридически определить криптовалюты.

Был вариант обозначить крипту как объект исключительных прав: авторских, патентных, прав на товарный знак. Якобы мой ключ к кошельку — набор букв и цифр — это и есть мой актив. И этот текст нужно зарегистрировать как некий тип товарного знака.

Самый простой вариант — определить криптовалюты как имущество. В законе довольно много видов имущества, которое не имеет материальной формы. К примеру, электроэнергия — с точки зрения гражданского кодекса, это имущество.

И всё же у нас до сих пор ещё не было настолько «ненормального» имущества. Даже электричество имеет хоть какое-то физическое воплощение, а криптовалюта — нет.

Есть и другие сложности. Один мой друг ведёт бракоразводный процесс: супруги разводятся, муж не скрывает, что он намайнил немного биткоинов. Но что должен делать судья? Как он должен поделить имущество, если супруг не даёт ключ от кошелька?

Наверняка вы слышали о деле с обанкротившимся должником, у которого есть биткоины. В нашем банкротном законодательстве понятие имущества расплывчатое — по идее, это всё, что имеет ценность.

Арбитражный управляющий поступил в соответствии с законом: пришёл к судье и сказал, что нашёл имущество, которое имеет ценность. А судья потребовал показать, где это имущество прописано в законе. В итоге криптовалюту не включили в конкурсную массу, что идёт вразрез со всей идеологией закона о банкротстве.

Это интересно:  Калькулятор расчета процентов за задержку выплаты заработной платы 2019 год

Как забрать биткоины у человека, который не хочет их отдавать? Пока это не совсем понятно.

Это правильное начинание, но реализация, конечно, несовершенна.

В законопроекте написано, что криптовалюта отличается от токена по двум параметрам:

  • кто ее эмитирует: любые желающие или конкретное юрлицо;
  • какова цель создания: просто эмиссия или привлечение инвестиций.

С таким описанием связана проблема: на обладание токенами для неквалифицированных инвесторов установлен лимит. А для криптовалюты такого барьера нет. И вот вопрос: где кончается криптовалюта и начинается токен? Ведь очень многие проекты пытаются назвать свои токены валютой.

Мы можем в любом количестве покупать криптовалюту для целей инвестирования, то есть можно просто купить биткоины на бирже и хранить. Так же, как с долларами: их можно купить доллары в обменнике и хранить у себя.

Но если мы попытаемся этими долларами с кем-то расплатиться, то здесь уже включается валютное регулирование.

В каких-то случаях правительство может разрешить платежи в криптовалюте, но пока что мы не знаем, в каких.

А в остальном: покупайте, держите, переводите крипту в другие валюты, но не рассчитывайтесь ею за товары, услуги и налоги.

Всех напугала первая редакция закона: майнинг был приписан к предпринимательской деятельности. Если ты ведёшь предпринимательскую деятельность, то должен зарегистрировать ИП или юрлицо. А с учётом того, что не прописано, как платить налоги — это риск. Как я буду, например, считать прибыль, если у меня одни расходы на электроэнергию?

В новом законопроекте появился принцип: правительство будет устанавливать лимиты электроэнергии и предпринимателем будет только тот, кто эти лимиты превышает в течение трёх месяцев подряд.

Сейчас вопрос не в том, чтобы найти всех майнеров. Вопрос в том, чтобы сделать комфортный режим для тех, кто хочет это делать официально, от юрлица, покупать оборудование по безналу и так далее.

Законопроект определяет смарт-контракт как договор в электронной форме.

Это довольно рискованная штука, потому что по закону РФ любой договор можно оспорить. Как оспорить смарт-контракт? Никто никому автоматически ничего не вернёт, никто не сможет забрать свои биткоины.

Признание смарт-контракта договором в электронной форме означает, что вся масса норм о договорах, полномочиях сторон и так далее будет применяться в смарт-контрактах. Но, к сожалению, сейчас непонятно, как.

В России появятся официальные обменники. Да, они будут идентифицировать покупателей, да, нужно будет предъявлять паспорт при покупке крипты. А ещё нужно будет зарегистрировать свой кошелёк на сайте обменника.

Если я легально обмениваю криптовалюту, то мой кошелёк открывается на сайте обменника. Логично, что если суд оспорит смарт-контракт, то обменник сможет по требованию суда заблокировать нужную сумму. Правда, никто пока не запрещает из официальных кошельков переводить крипту на частные кошельки.

Также никто не запрещает покупать крипту с рук, нет никаких новых санкций, мы можем использовать все ресурсы для обмена.

Установлены лимиты на покупку токенов для неквалифицированных инвесторов.

В первом варианте законопроекта лимит составлял 50 тысяч рублей. Так вот, эти 50 тысяч отсюда исчезли. Теперь написано, что норматив будет устанавливать Банк России — мы ещё не знаем, какая сумму будет в итоге.

ICO урегулировано довольно слабенько, но это даже хорошо. Потому что в ранних проектах были одиозные вещи. Например, Минфин предлагал, чтобы все «первоначальные майнеры» (те, кто выпускает токены) раскрывали свои паспортные данные.

Если вы проводите ICO, то да, вы должны предоставить информацию о своём проекте, вы должны выложить в интернет свой бизнес-план — причём есть приписка: «При наличии бизнес-плана».

Также разрешено самостоятельно учитывать тех, кто купил у вас токены. Это классно, потому что сначала законодатели предлагали, чтобы только официальный депозитарий мог это делать. То есть, пришлось бы за немалые деньги нанимать депозитария, чтобы подсчитывать, сколько токенов купил у вас какой-нибудь Петя.

Одной из причин формулировки «цифровые финансовые активы» было желание Минфина привязать криптовалюты к финансовым активам, чтобы потом обеспечить нормальный налоговый режим.

Сейчас непонятно, как считать доходы в криптовалюте. Вот я купил криптовалюту, она выросла или упала в цене, потом я обменял эту криптовалюту на другую, потом снова на первую — в какой момент я должен заплатить налоги?

В случае купли-продажи обычной валюты или акций есть чётко прописанная процедура. С криптовалютой ещё ничего такого нет.

Если мы считаем майнинг производством товаров, то применимо ли к нему всё наше многочисленное законодательство о производстве товаров?

Можем ли мы рекламировать товар, можем ли мы рекламировать устройства для майнинга — ведь это оборудование для производства товаров.

Есть законодательство о защите конкуренции. Могу ли я, к примеру, некачественный обзор криптовалют рассматривать как недобросовестную конкуренцию? Звучит как бред, но, я вас уверяю, через три–четыре года это уже не будет казаться бредовым высказываем.

Закон должны принять уже в весеннюю сессию. Будет первоначальная оценка, первое чтение, доработка, поправки, второе чтение, минимальные доработки и третье чтение, затем Совет Федерации и подписание президентом РФ.

Перед первым чтением законопроект должен будет пройти правовое управление, где его оценят на адекватность и соответствие нормам в целом. И вот когда мы получим положительное заключение правового управления, то можно будет сказать: «Готовим фермы, регистрируем биржи».

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Арбитражный суд Москвы 26 февраля отказался включать криптовалюту в конкурсную массу физического лица — банкрота. Прецедент широко обсуждался в СМИ: по мнению ряда экспертов, поводов для исключения цифровых финансовых активов из имущества должника нет, ведь криптовалюта, безусловно, является активом, который можно реализовать. Суд же опирается на отсутствие законодательно закреплённого статуса криптовалюты. Впрочем, уже к 1 июля 2018 года этот рынок будет легализован. Каким образом? Об этом говорили на заседании Экспертного совета по экономике и предпринимательству при Молодёжном парламенте при Госдуме, который прошёл в пресс-центре «Парламентской газеты».

Это интересно:  Заключение мирового соглашения - порядок и срок вступления в силу 2019 год

Работа на рынке криптовалют сопряжена с определёнными рисками, а потому государственное регулирование этой сферы необходимо, открыл дискуссию председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Согласно поручению президента Владимира Путина, соответствующие законы должны быть приняты к 1 июля 2018 года.

Биткоин валютой не признают

Сегодня разработаны уже два законопроекта по регулированию технологии блокчейн: Центральный банк подготовил проект закона «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)», Министерство финансов — «О цифровых финансовых активах». Документы устанавливают правовые основы первичного выпуска токенов (ICO) в России и регулируют оборот криптовалюты, осуществление майнинга и проведения ICO. И хотя основные позиции по регулированию цифровых денег уже согласованы, между Банком России и Минфином остаётся ключевое противоречие по обменным операциям с криптовалютами, рассказал Аксаков. «Центральный Банк выступает против легализации этого вида цифровой валюты, поскольку в этом случае граждане могут начать активно вкладывать средства в криптоинструменты, не учитывая возможные риски», — пояснил депутат.

Впрочем, помимо межведомственных противоречий, замечания к обоим документам есть и у Экспертного совета при Молодёжном парламенте при Госдуме. В частности, по законопроекту Центробанка привлекать инвестиции в краудфандинге могут только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Из-за этого некоммерческие организации привлекать инвестиции не смогут, указала старший преподаватель Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ ВенераШайдуллина. Не смогут участвовать в процессе и зарубежные стартапы, которые зарегистрировали филиал на территории России, поскольку такие представительства, согласно Гражданскому кодексу, юридическими лицами не являются.

Венера Шайдуллина. Фото: ПГ / Юрий Инякин

«Инициатива требует существенной доработки. В противном случае закон повлечёт за собой отток инвестиций из страны в связи с установлением жёстких требований как к инвестиционным площадкам, так и инвесторам и ICO-проектам. Кроме того, новая нормативная база не должна содержать в себе жёстких требований и к участникам крипторынка. Не должно быть ограничений по сумме привлекаемых инвестиций, по суммам, вкладываемых инвестором», — рассказала эксперт.

Что касается законопроекта Минфина, то документ устанавливает, что владельцы цифровых финансовых активов вправе совершать сделки по обмену активов одного вида на другой только через оператора обмена цифровых финансовых активов. «Эта норма запрещает бартерные сделки между юридическими и физическими лицами, предметом которой является обмен криптовалюты. Получается, что инициатива определяет токен и криптовалюту как ценные бумаги», — пояснила старший преподаватель Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ Нина Ефимова. Подобная норма, по словам эксперта, может привести к оттоку инвестиций из России, поскольку большинство стран (те же Швейцария, Австралия, Япония) не запрещают подобные сделки. Поэтому специалисты предлагают закрепить проведение бартерных сделок на основании договоров по гражданскому законодательству.

Среди других предложений Экспертного совета — разработка критериев, определяющих промышленный майнинг, рассказал председатель совета Алексей Мостовщиков. «Нужно предоставить возможность заниматься майнингом юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. А физическим лицам позволить входить в пулы, создаваемые юрлицами, либо вести деятельность по добыче криптовалют, не попадающую под критерии промышленного майнинга», — сообщил он. Кроме того, молодые политики предлагают создать контактный центр, в рамках которого уполномоченные органы могли бы осуществлять экспертизу проектов, давать консультации по поводу проведения ICO и оборота цифровых денег. Наконец, эксперты выступают за разработку единого федерального реестра проектов ICO, которые будут соответствовать установленным критериям.

Алексей Мостовщиков. Фото: ПГ / Юрий Инякин

Особое внимание будущие парламентарии уделяют и механизмам господдержки. По их мнению, необходимо субсидирование участия таких проектов на международных выставках, размещение на профильных онлайн-ресурсах, устройство международных площадок для криптоинвесторов. «Нужно подумать и о легальных механизмах приобретения и продажи криптовалют за национальную валюту (условный крипторубль, валидированный реальными рублевыми запасами с нулевой волатильностью относительно курса национальной валюты как иного имущества — прим. «ПГ»)», — добавил Мостовщиков.

Когда узаконят криптовалюты

Эти и другие предложения Экспертного совета при Молодёжном парламенте при Госдуме будут рассмотрены думским Комитетом по финансовому рынку, заключил Анатолий Аксаков. Тем более что совместная работа с будущими политиками законодателям не в новинку. Сейчас к внесению в Госдуму, к примеру, готовится законопроект о безотзывном вкладе для ипотеки, который Анатолий Аксаков разрабатывал вместе с членами Молодёжной палаты. Документ предполагает, что граждане будут накапливать средства для первоначального взноса на банковском вкладе, а потом получать ипотечный кредит по льготной ставке в этой же кредитной организации.

Что же касается дискуссии по совершенствованию законодательства о криптовалютах, то она, по словам депутата, продолжится уже на площадке Государственной Думы. Анатолий Аксаков подчеркнул, что оба законопроекта, регулирующие цифровые финансовые активы, будут внесены на рассмотрение палаты в марте.

Статья написана по материалам сайтов: bits.media, iz.ru, vc.ru, www.pnp.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector