+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Законопроект о примирительных процедурах 2019 год

Помимо медиаторов в урегулировании споров смогут участвовать судебные примирители. Ими станут работники судов, имеющие высшее юридическое образование и пятилетний стаж юридической работы, а также судьи в отставке. В отличие от медиаторов они смогут знакомиться с материалами дела. Эти и другие нововведения Пленум Верховного суда РФ предлагает закрепить в Федеральном законе от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее — Закон № 193-ФЗ), процессуальных кодексах и других законах.

Пленум Верховного суда РФ утвердил сразу три постановления с проектами законов, связанными с совершенствованием примирительных процедур (постановления Пленума ВС РФ от 18.01.2018 № 1, 2, 3). В ближайшее время их планируют внести на рассмотрение Госдумы. Цель поправок — сделать примирительные процедуры более эффективным институтом. По статистике Верховного суда РФ, за период с 2011 по 2017 гг. примирительные процедуры с участием медиаторов использовались крайне редко — при рассмотрении всего лишь около 0,008% дел судами общей юрисдикции и при рассмотрении около 0,002% дел арбитражными судами. И хотя эта статистика не показывает точное количество медиаций, поскольку не может учитывать все случаи обращений к медиаторам, в любом случае она показывает неэффективность существующих процедур.

В законопроекте предлагается установить, что регулированием споров смогут заниматься не только медиаторы, но и судебные примирители. Судебными примирителями вправе быть судьи в отставке, а также работники аппарата суда, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы в области юриспруденции не менее пяти лет.

В пояснительной записке сказано, что институт судебных примирителей не новинка. Он существовал в России еще в дореволюционное время. Так, с середины XIX — начала XX веков участники споров, рассматриваемых в коммерческих судах России, после предложения суда о проведении примирительной процедуры могли выбрать как негосударственного примирителя, так и примирителя из состава данного суда. Судьи коммерческих судов часто использовали примирительные процедуры, в том числе и посредничество (медиацию).

Предполагается, что такая деятельность судей в отставке будет оплачиваемой. Порядок и условия оплаты их труда определит Правительство РФ. Расходы бюджета по оплате их работы могут, в частности, компенсироваться из сумм государственной пошлины, уплаченной при обращении в суд и оставшейся в бюджете после возвращения определенной ее части, если стороны согласились на использование процедуры судебного применения. Не исключается также вариант создания специального фонда оплаты труда судебных примирителей из числа судей в отставке.

Список судебных примирителей будет утверждать Пленум ВС РФ на основе предложений верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов. Порядок проведения судебного примирения и требования к судебному примирителю будут определены в Регламенте проведения судебного примирения, который утвердит ВС РФ.

Судебный примиритель будет вправе вести переговоры со сторонами, другими лицами, участвующими в деле, изучать представленные сторонами документы, знакомиться с материалами дела с согласия суда и осуществлять другие действия, необходимые для эффективного урегулирования спора и предусмотренные Регламентом проведения судебного примирения. В том числе он может давать сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора и сохранения между ними деловых отношений. В то же время судебный примиритель не является участником судебного разбирательства и не вправе совершать действия, влекущие возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле.

Судьи в отставке также смогут осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе после включения в списки медиаторов, которые будут вести советы судей субъектов РФ.

Суды смогут откладывать судебное разбирательство или приостанавливать производство по делу по своей инициативе, предложив сторонам использовать примирительную процедуру. Это могут быть переговоры, сверка документов, посредничество, в том числе медиация, судебное примирение. Судья вправе запросить информацию о ходе примирительной процедуры не чаще чем один раз в 14 дней.

Если в процессе примирительной процедуры стороны не достигнут результата, судебное разбирательство возобновится. Причем время, на которое оно откладывается, не включается в сроки рассмотрения дел.

Одновременно ВС РФ предложил изменить размер государственной пошлины, который возвращается истцу при заключении мирового соглашения, отказе от иска или признании ответчиком иска. Сейчас он составляет 50%. В проекте предлагается возвращать 70%, если примирение произошло до принятия решения судом первой инстанции, 50% — на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, 30% — на стадии рассмотрения дела в кассации и надзоре.

В законопроекте предлагается распространить процедуру медиации на административные дела. Сферу действия Закона № 193-ФЗ предлагается расширить, включив в нее споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Подобный опыт имеется в ряде зарубежных стран (Германия, Королевство Нидерландов, Великобритания, Франция, Австралия). В их законодательстве предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования публично-правовых споров, в том числе с использованием медиации, который способствует тому, что до стадии судебного рассмотрения доходит незначительное количество таких споров.

Так, к примирительным процедурам суды смогут обращаться в процессе рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, а также о взыскании обязательных платежей и санкций, только если стороны не использовали досудебное урегулирование спора и при наличии согласия организации, индивидуального предпринимателя или гражданина. Например, к помощи медиаторов или судебных примирителей можно будет прибегать для рассмотрения налоговых и антимонопольных дел.

Татьяна Еремеева, профессиональный медиатор, генеральный директор Центра медиации «ПокровЪ», руководитель Бюро по защите прав предпринимателей ЧРО «ОПОРА РОССИИ»

«ЭЖ-Юрист»: В пояснительной записке к законопроекту о примирительных процедурах сказано, что медиация используется крайне редко. По статистике ВС РФ, это 0,002% из всех арбитражных дел за последние пять лет. Действительно сейчас так плачевно обстоят дела с медиацией?

Татьяна Еремеева: Работу медиатора трудно оценить количеством медиаций. Часто стороны мирятся вне стен суда с помощью медиатора или на стадии исполнения судебных решений. Возможно, то, что сейчас предлагает Верховный суд РФ, поможет увеличить количество дел, рассматриваемых через примирительные процедуры. В частности, он предлагает внедрить новую фигуру — судебных примирителей. Но это будут процедуры специфического содержания, так как Верховный суд РФ планирует, что примирением будут заниматься либо судьи, либо работники суда. Здесь есть такой нюанс: работники судебной системы — специалисты особой корпорации, это накладывает свой отпечаток. Надеюсь, это не повлияет на качество примирительных процедур.

Это интересно:  Заявление об утверждении мирового соглашения: структура, содержание 2019 год

Рынок медиации, как и любой рынок, имеет свои стадии развития. Сейчас медиация на стадии формирования спроса и информирования об услуге потребителей. Поэтому кто уже участвует в создании спроса, тот и будет «снимать сливки», когда рынок «повзрослеет».

«ЭЖ-Юрист»: Можно ли сейчас говорить о том, что медиаторов недостаточно?

«ЭЖ-Юрист»: В чем же отличия судебного примирителя от медиатора?

Т. Е.: Их трудно уловить, так как в постановлении Пленума ВС РФ от 18.01.2018 № 1 мало информации о функциях судебных примирителей, о том, с помощью каких инструментов будет выстроена их работа. Еще вопрос: как будут работать судьи в отставке — как медиаторы или судебные примирители или как те и другие? В проекте для отставных судей допускается вариант «примиритель-медиатор». Возможно, судебный примиритель не будет заниматься разрешением конфликтной ситуации, потому как в поправках зафиксировано, что он знакомится с материалами дела, с документами, а значит, осуществляет что-то наподобие предварительной подготовки к судебному слушанию. Деятельность же медиатора иная, она заключается в работе с самими участниками спорной ситуации, с их истинными интересами, без изучения документации.

«ЭЖ-Юрист»: Верховный суд предложил законодательно указать, что судебное примирение будет возможно и по административным спорам. Сейчас медиаторы не могут участвовать в спорах с госорганами?

Т. Е.: Да, сейчас медиация в налоговых и антимонопольных спорах невозможна. Заключить мировое соглашение с налоговым органом можно лишь после длительных согласований с юридическим отделом на федеральном уровне. А по закону о медиации в РФ участие медиаторов в подобных спорах не предусмотрено. В моей практике были медиации с руководителями муниципалитетов по хозяйственным правоотношениям, но не по административным делам. Так что готовность участвовать в процедуре медиации у государственных и муниципальных органов есть. Остается это предусмотреть на законодательном уровне.

«ЭЖ-Юрист»: Какие есть пробелы, неопределенные моменты в законопроектах?

Т. Е.: Например, положение о том, что, в случае если стороны не достигли соглашения, суд опять возобновляет процесс в обычном порядке. Было бы хорошо, если бы был предусмотрен упрощенный порядок судопроизводства.

Еще не вижу смысла дублировать медиаторов судебными примирителями. Из предложенных поправок не совсем понятно, какой порядок примирения будет осуществлять судебный примиритель и что будет содержать Регламент судебного примирения. То, что этим специалистам будет разрешено знакомиться с материалами дела и изучать другие документы, говорит о том, что работа примирителей будет отличаться от работы медиаторов. Что-то среднее между судьями и медиаторами. Не понимаю, для чего нужно создавать бюрократическую надстройку в судебной системе, тратить федеральный бюджет, когда есть медиаторы, находящиеся в поисках клиентов, вложившие деньги в образование, оплачивающие налоги и сдающие соответствующую отчетность государству.

Также необходимо более подробно разъяснять сторонам, что у сторон есть возможность обратиться к медиатору. Это обязательно должно быть зафиксировано в регламентах государственных органов. На практике это не всегда делается.

Документ дает суду возможность регулировать разногласия сторон с помощью переговоров и посредников

Москва. 18 января. INTERFAX.RU — Пленум Верховного суда (ВС) РФ решил внести в Госдуму законопроект о совершенствовании примирительных процедур, которые способствовали бы снижению конфликтности в бизнесе и социуме в целом. Его центральным элементом является новый институт — судебное примирение, но материальных стимулов пользоваться им в документе нет. Так система не заработает, единодушно полагают эксперты и говорят о том, чем ее надо дополнить.

21 сентября прошлого года президент РФ Владимир Путин встречался с представителями бизнеса и после беседы дал поручение правительству совместно с ВС РФ рассмотреть вопрос о совершенствовании регулирования примирительных процедур. Как именно родилось это поручение — неизвестно, тема мировых соглашений всплывала в рассказах участников встречи по ее итогам только в контексте урегулирования разногласий с американской ExxonMobil по налогам с проекта «Сахалин-1».

Ответственными значились премьер-министр Дмитрий Медведев и председатель ВС РФ Вячеслав Лебедев. Срок — 1 февраля.

Теперь глава ВС РФ может считаться выполнившим поручение. В четверг пленум суда принял решение направить в Госдуму проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием примирительных процедур» и корреспондирующие поправки в закон о ВС и Налоговый кодекс.

Основных нововведений два — это предложение создать институт судебного примирения и ввести право суда на «примирительную инициативу». Последнее заключается в том, что законопроект вводит возможность суда откладывать судебное разбирательство или приостанавливать производство по делу по своей инициативе, предложив сторонам использовать ту или иную примирительную процедуру. Их несколько, начиная с переговоров и заканчивая привлечением посредников, которыми могут быть медиаторы, которые уже известны отечественному законодателю, и новые — судебные примирители. Их в случае принятия предложений ВС будут рекрутировать из числа работников аппарата суда, имеющих высшее юридическое образование и стаж работы в области юриспруденции не менее пяти лет, а также судей в отставке.

Эксперты встретили документ крайне скептически. «В пояснительной записке к законопроекту указывается на крайне незначительное количество дел, в которых использовалась медиация. Но по сравнению с ней отличия судебного примирения кажутся незначительными, поэтому сомнительно, что оно будет применяться значительно чаще, чем медиация», — сказал «Интерфаксу» партнер юрфирмы Clifford Chance Тимур Аиткулов.

«Возможно, количество мирно урегулированных споров и увеличится, но значительных изменений ждать не стоит», — согласен старший юрист адвокатского бюро КИАП, адвокат Илья Дедковский. Этот законопроект — мертворожденное дитя, категоричен адвокат Алексей Михальчик.

Привлечение к примирительным процедурам судей в отставке эксперты оценивают неоднозначно. «Богатый судейский опыт может сыграть положительную роль в том, чтобы сориентировать стороны в реальном положении вещей с точки зрения обоснованности позиций и этим способствовать желанию договариваться», — отмечает руководитель практики банкротства и антикризисной защиты бизнеса юрфирмы «Пепеляев Групп» Юлия Литовцева. По ее словам, участие судей в отставке — единственное, но недостаточное позитивное положение законопроекта, которое могло бы повлиять на ситуацию с использованием примирительных процедур.

Это интересно:  Этапы ликвидации, ликвидационная комиссия 2019 год

Дедковский не согласен с тем, что судьи-отставники обязательно сыграют положительную роль. «Зачастую наличие у примирителя юридического образования только мешает бизнесменам договариваться — реальные договоренности забываются, вспоминается формальное содержание договора. В такой ситуации о каком-либо мирном урегулировании говорить не приходится», — говорит он.

Более того, по его мнению, есть риск заложить в систему «бомбу замедленного действия». «Если судья хотя бы намекнет на то, какое решение примет суд, то потенциально выигравшая сторона потеряет желание мирно договариваться, даже если по такой категории споров существует противоречивая судебная практика», — отмечает Дедковский.

Есть, конечно, в законопроекте положения, которые могут заработать. «Позитивным моментом является то, что время, на которое судебное разбирательство откладывается в целях примирения сторон, не включается в сроки рассмотрения дел, установленные процессуальными кодексами», — отметил старший юрист Clifford Chance Дмитрий Малюкевич.

Сейчас судебная практика такова, что результативно провести переговоры и выйти на мировое соглашение крайне сложно. «Несмотря на просьбы сторон отложить судебное разбирательство для проведения переговоров, суды готовы откладывать судебное разбирательство только в пределах стандартного срока для рассмотрения дела в соответствующей инстанции. Достичь мирового соглашения в крайне сжатые сроки зачастую бывает проблематично», — сказал он.

Но видят в законопроекте эксперты и такие положения, которые находятся в противоречии с позитивными базовыми подходами документа. «Судебное примирение осуществляется на основе принципа конфиденциальности, но при этом судебным примирителем может быть работник аппарата суда. Здесь существует риск, что судья может узнать у работника аппарата суда обстоятельства, которые стороны или одна из сторон пожелали бы сохранить в тайне», — отметил Аиткулов.

Сложившаяся в России бюрократическая практика требует того, чтобы поручение исполнялось точно по обозначенному вектору. Поэтому от Верховного суда невозможно ждать документа, где на первом плане были бы не формально соответствующие лексике поручения слова, а идеи, реально способствующие решению стоящих проблем. Разработчики эти проблемы осознают. В пояснительной записке говорится о дефиците доступных и эффективных механизмов урегулирования споров, которые работали бы на снижение конфликтности, на укрепление социальных и деловых связей, на формирование уважительного отношения к закону, на повышение правосознания и пр.

Но достичь этих целей с помощью принятия одного лишь документа о совершенствовании примирительных процедур не получится, единодушны эксперты. И причиной является изначально неправильный подход к решению стоящих проблем. «Законодатель создает все новые и новые способы мирного урегулирования споров. Это неправильный подход. Изначально существовавшего банального мирового соглашения более чем достаточно», — отмечает Дедковский.

Проблема — в отсутствии реальных стимулов материального плана для мирного решения конфликтов. «Суды снижают договорную неустойку до очень малых значений, которые абсолютно не покрывают имущественные потери кредитора от неисполнения должником его обязательств», — приводит пример И.Дедковский. В результате, по его словам, должнику просто выгодно не исполнять договор, и соответственно, нет смысла решать спор мирно.

Нужно также решать ситуацию с ничтожно малым размером взыскиваемых судебных расходов. «Надо создать условия для того, чтобы проигрывать стало дороже, чем судиться. Только в этом случае появится спрос на примирительные процедуры», — уверен Михальчик. А ведь нужно еще обеспечить адекватное предложение. Литовцева между тем обращает внимание на отсутствие у примирителей навыков, позволяющих создать условия и предпосылки для эффективных переговоров.

Требует коррекции и роль суда. «До стадии применения стороны нужно «довести», что требует снятия с судей ограничений по предварительной оценке позиций сторон и предоставления большей свободы в оценках по ходу процесса», — считает Литовцева.

Существует, конечно, гипотетическая вероятность, что эти идеи предложит правительство, но она крайне мала. В документах, которые готовили Минэкономразвития и Минюст, ключевой идеей также было привлечение к примирению судей в отставке — правда, в роли медиаторов.

Председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, сопредседатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников сообщил, что законопроект подготовлен в целях более широкого внедрения в сферу правосудия примирительных процедур, в том числе примирения, осуществляемого при содействии суда.

«Прежде всего необходимо остановится на понятии “примирительные процедуры”. Легального определения примирительных процедур в законодательстве не содержится. Процессуальная доктрина рассматривает примирительные процедуры в качестве методов разрешения правового спора, которые направлены на урегулирование и разрешение спора на основе добровольного волеизъявления сторон», – сказал Павел Крашенинников.

В настоящее время существуют такие виды примирительных процедур, как медиация и мировое соглашение.

Законопроектом предлагается ввести в гражданское процессуальное законодательство, арбитражное и административное (в ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ) следующую систему примирительных процедур:

1. Переговоры. Предполагается, что они будут проходить на условиях, определенных сторонами. Законом или договором могут быть предусмотрены случаи, когда переговоры должны проводиться в обязательном порядке.

2. Сверка документов. Этот вид примирительных процедур может применить суд, если решит, что ознакомление стороны с документами позволит урегулировать спор. Речь идет о письменных доказательствах, с которыми сторона не была ознакомлена до предъявления иска или до начала судебного разбирательства. Срок процедуры – не более месяца.

3. Медиация. Проводится по закону о медиации. Cогласно проекту, профессиональными медиаторами смогут быть судьи в отставке. Предлагается применять медиацию не только к спорам, возникающим из гражданских, семейных и трудовых отношений, но также административных и иных публичных (например, налоговые, об оспаривании нормативных правовых или индивидуальных актов).

«Идея возможности урегулирования споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, с участием посредника (медиатора) не вызывает возражений. Подобный опыт имеется в ряде зарубежных стран (в Германии, Королевстве Нидерландов, Великобритании, Франции, Австралии), где существует обязательный досудебный порядок урегулирования публично-правовых споров», – сообщил Павел Крашенинников.

Например, можно заключить мировое соглашение, если сторона, не выполнившая обязанность по внесению соответствующих платежей, признает свою обязанность, но просит дать возможность погасить задолженность частями, с учетом финансовых возможностей. Одна сторона признает долг, обязуется его погасить, а другая идет навстречу, составляя график погашения задолженности. Конечно же, представитель государства не может освобождать другую сторону от налогового обязательства, т.к. в налоговом законодательстве этого не предусмотрено.

Это интересно:  Аффилированные лица: права, раскрытие информации, совершение сделки, взыскание налогов 2019 год

Однако необходимо обратить внимание, что по некоторым категориям дел разрешение спора посредством примирительных процедур может таить в себе коррупционную составляющую, например, если за правонарушение предусмотрены альтернативные виды наказания.

Кроме того, в соответствии с законопроектом к осуществлению функций судебных примирителей предлагается привлекать работников аппарата суда, имеющих высшее юридическое образование и стаж работы в области юриспруденции не менее пяти лет, и судей в отставке. Однако следует отметить, что наделение работников аппарата суда статусом судебного примирителя не соответствует положениям части 1 статьи 32 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», которые указывают, что аппарат суда осуществляет обеспечение работы суда, а не участвует в урегулировании спора между сторонами.

4. Судебное примирение. Эта процедура будет проводиться с участием судебного примирителя. Ее можно применить на любой стадии производства по делу. Регламент проведения судебного примирения утвердит Верховный Суд РФ. Судебным примирителем может быть судья в отставке или работник аппарата суда, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы в области юриспруденции не менее пяти лет.

Результатом примирительных процедур может быть мировое соглашение; частичный или полный отказ от иска; его частичное или полное признание; полный или частичный отказ от апелляционной, кассационной жалобы, надзорной жалобы; соглашение по обстоятельствам дела и другие результаты.

Председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, сопредседатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников сообщил, что законопроект подготовлен в целях более широкого внедрения в сферу правосудия примирительных процедур, в том числе примирения, осуществляемого при содействии суда.

«Прежде всего необходимо остановится на понятии “примирительные процедуры”. Легального определения примирительных процедур в законодательстве не содержится. Процессуальная доктрина рассматривает примирительные процедуры в качестве методов разрешения правового спора, которые направлены на урегулирование и разрешение спора на основе добровольного волеизъявления сторон», – сказал Павел Крашенинников.

В настоящее время существуют такие виды примирительных процедур, как медиация и мировое соглашение.

Законопроектом предлагается ввести в гражданское процессуальное законодательство, арбитражное и административное (в ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ) следующую систему примирительных процедур:

1. Переговоры. Предполагается, что они будут проходить на условиях, определенных сторонами. Законом или договором могут быть предусмотрены случаи, когда переговоры должны проводиться в обязательном порядке.

2. Сверка документов. Этот вид примирительных процедур может применить суд, если решит, что ознакомление стороны с документами позволит урегулировать спор. Речь идет о письменных доказательствах, с которыми сторона не была ознакомлена до предъявления иска или до начала судебного разбирательства. Срок процедуры – не более месяца.

3. Медиация. Проводится по закону о медиации. Cогласно проекту, профессиональными медиаторами смогут быть судьи в отставке. Предлагается применять медиацию не только к спорам, возникающим из гражданских, семейных и трудовых отношений, но также административных и иных публичных (например, налоговые, об оспаривании нормативных правовых или индивидуальных актов).

«Идея возможности урегулирования споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, с участием посредника (медиатора) не вызывает возражений. Подобный опыт имеется в ряде зарубежных стран (в Германии, Королевстве Нидерландов, Великобритании, Франции, Австралии), где существует обязательный досудебный порядок урегулирования публично-правовых споров», – сообщил Павел Крашенинников.

Например, можно заключить мировое соглашение, если сторона, не выполнившая обязанность по внесению соответствующих платежей, признает свою обязанность, но просит дать возможность погасить задолженность частями, с учетом финансовых возможностей. Одна сторона признает долг, обязуется его погасить, а другая идет навстречу, составляя график погашения задолженности. Конечно же, представитель государства не может освобождать другую сторону от налогового обязательства, т.к. в налоговом законодательстве этого не предусмотрено.

Однако необходимо обратить внимание, что по некоторым категориям дел разрешение спора посредством примирительных процедур может таить в себе коррупционную составляющую, например, если за правонарушение предусмотрены альтернативные виды наказания.

Кроме того, в соответствии с законопроектом к осуществлению функций судебных примирителей предлагается привлекать работников аппарата суда, имеющих высшее юридическое образование и стаж работы в области юриспруденции не менее пяти лет, и судей в отставке. Однако следует отметить, что наделение работников аппарата суда статусом судебного примирителя не соответствует положениям части 1 статьи 32 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», которые указывают, что аппарат суда осуществляет обеспечение работы суда, а не участвует в урегулировании спора между сторонами.

4. Судебное примирение. Эта процедура будет проводиться с участием судебного примирителя. Ее можно применить на любой стадии производства по делу. Регламент проведения судебного примирения утвердит Верховный Суд РФ. Судебным примирителем может быть судья в отставке или работник аппарата суда, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы в области юриспруденции не менее пяти лет.

Результатом примирительных процедур может быть мировое соглашение; частичный или полный отказ от иска; его частичное или полное признание; полный или частичный отказ от апелляционной, кассационной жалобы, надзорной жалобы; соглашение по обстоятельствам дела и другие результаты.

«Законопроект направлен на закрепление широких возможностей для применения примирительных процедур на различных стадиях процесса. Предлагаемая гибкая и многоплановая система примирительных процедур позволит сторонам с большей эффективностью приходить к взаимоприемлемому урегулированию конфликта, что положительным образом скажется как на снижении чрезмерной нагрузки на суды, так и на снижении конфликтности, повышении правосознания в обществе», – сказал Павел Крашенинников.

Статья написана по материалам сайтов: www.eg-online.ru, www.interfax.ru, zen.yandex.ru, alrf.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector