+7 (499) 928-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Статья 213.21. Внесение изменений в план реструктуризации долгов гражданина по инициативе собрания кредиторов. 2019 год

Период начисления процентов начинается с даты введения реструктуризации долгов гражданина и оканчивается датой вынесения арбитражным судом определения о прекращении производства по делу о банкротстве гражданина, либо датой удовлетворения указанных требований гражданином или третьим лицом в ходе реструктуризации долгов гражданина, либо датой вынесения определения об отмене плана реструктуризации долгов гражданина и о признании его банкротом.

Проценты, предусмотренные настоящей статьей, не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих конкурсному кредитору или уполномоченному органу на собраниях кредиторов.

3. В течение срока исполнения плана реструктуризации долгов гражданина и пяти лет после завершения исполнения указанного плана гражданин, в отношении задолженности которого утвержден указанный план, не вправе скрывать факт осуществления им указанного плана при обращении за получением кредита, а равно и при приобретении товаров (работ, услуг), предусматривающих отсрочку или рассрочку платежа.

4. Конкурсные кредиторы и уполномоченный орган, требования которых не включены в план реструктуризации долгов гражданина, вправе предъявить свои требования в течение срока, на который утвержден указанный план, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Такие требования, включенные в реестр требований кредиторов, удовлетворяются на общих условиях, предусмотренных планом реструктуризации долгов гражданина.

Статья 213.20. Внесение изменений в план реструктуризации долгов гражданина по инициативе гражданина и продление срока исполнения указанного плана

1. Гражданин вправе направить финансовому управляющему предложения о внесении изменений в план реструктуризации своих долгов.

Изменения, которые вносятся в план реструктуризации долгов гражданина, подлежат утверждению арбитражным судом.

2. В течение пятнадцати дней с даты получения финансовым управляющим от гражданина предложения о внесении изменений в план реструктуризации долгов гражданина финансовый управляющий обязан направить указанный план с внесенными в него изменениями конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган заказным письмом с уведомлением о вручении.

3. Собрание кредиторов для рассмотрения вопроса об одобрении изменений, которые вносятся в план реструктуризации долгов гражданина, созывается финансовым управляющим в месячный срок с даты направления конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган указанного плана с внесенными в него изменениями.

По результатам рассмотрения изменений, которые вносятся в план реструктуризации долгов гражданина, собрание кредиторов принимает решение об одобрении вносимых изменений или отказе в одобрении вносимых изменений.

4. Изменения, которые вносятся гражданином в план реструктуризации его долгов, должны быть одобрены собранием кредиторов большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, требования которых включены в реестр требований кредиторов.

5. По результатам рассмотрения изменений, которые вносятся в план реструктуризации долгов гражданина, арбитражный суд выносит одно из следующих определений:

об утверждении изменений, которые вносятся в указанный план, в случае одобрения собранием кредиторов вносимых изменений;

об отложении рассмотрения вопроса об утверждении изменений, которые вносятся в указанный план, в случае отказа собрания кредиторов в одобрении вносимых изменений при наличии ходатайства, предусмотренного пунктом 2 статьи 213.17 настоящего Федерального закона;

об отказе в утверждении изменений, которые вносятся в указанный план.

Определения, указанные в абзацах втором и четвертом настоящего пункта, могут быть обжалованы.

6. Арбитражный суд по заявлению гражданина может продлить срок исполнения плана реструктуризации долгов гражданина, но не свыше максимального срока его реализации в случае, если продление срока одобрено собранием кредиторов в порядке, установленном настоящей статьей.

Арбитражный суд продлевает срок исполнения плана реструктуризации долгов гражданина до трех лет без одобрения собрания кредиторов, если гражданин представит доказательства, что исполнение плана реструктуризации долгов гражданина в течение указанного в нем срока оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы.

О продлении срока исполнения плана реструктуризации долгов гражданина арбитражный суд выносит определение, которое может быть обжаловано.

Статья 213.21. Внесение изменений в план реструктуризации долгов гражданина по инициативе собрания кредиторов

1. Собрание кредиторов вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством о внесении изменений в план реструктуризации долгов гражданина в случае улучшения имущественного положения гражданина.

Указанное ходатайство должно содержать:

доказательства возможности погашения гражданином требований, включенных в план реструктуризации его долгов, в более короткий срок и (или) большего числа требований кредиторов, чем включено в план реструктуризации долгов гражданина;

доказательства улучшения имущественного положения гражданина по сравнению с его имущественным положением на дату утверждения плана реструктуризации долгов гражданина;

предложения об изменении плана реструктуризации долгов гражданина.

2. Решение собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о внесении изменений в план реструктуризации долгов гражданина принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, требования которых включены в реестр требований кредиторов.

3. О дате рассмотрения ходатайства собрания кредиторов о внесении изменений в план реструктуризации долгов гражданина арбитражный суд извещает лиц, участвующих в деле о банкротстве гражданина. Неявка надлежащим образом извещенных лиц не препятствует рассмотрению указанного ходатайства.

4. По результатам рассмотрения ходатайства собрания кредиторов о внесении изменений в план реструктуризации долгов гражданина арбитражный суд выносит одно из следующих определений:

об утверждении изменений, которые вносятся в план реструктуризации долгов гражданина;

об отказе в утверждении изменений, которые вносятся в план реструктуризации долгов гражданина.

Указанные определения могут быть обжалованы.

Статья 213.22. Завершение исполнения плана реструктуризации долгов гражданина

1. Не позднее чем за месяц до истечения установленного срока исполнения плана реструктуризации долгов гражданина финансовый управляющий обязан подготовить отчет о результатах исполнения гражданином утвержденного арбитражным судом плана реструктуризации долгов гражданина.

Указанный отчет с приложением копий документов, подтверждающих погашение требований кредиторов, направляется конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган, требования которых включены в план реструктуризации долгов гражданина, а также в арбитражный суд.

2. Сведения о порядке и месте ознакомления с документами, предусмотренными пунктом 1 настоящей статьи, опубликовываются в порядке, установленном статьей 213.7 настоящего Федерального закона.

3. В случае, если требования кредиторов, включенные в план реструктуризации долгов гражданина, не удовлетворены на дату рассмотрения отчета, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или он не представлен в срок, установленный пунктом 1 настоящей статьи, финансовый управляющий, конкурсный кредитор или уполномоченный орган созывает собрание кредиторов для рассмотрения вопроса об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отмене плана реструктуризации долгов гражданина и о признании его банкротом.

Собрание кредиторов должно быть проведено не позднее чем за четырнадцать дней до истечения срока исполнения плана реструктуризации долгов гражданина.

4. После получения отчета, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или ходатайства собрания кредиторов об отмене плана реструктуризации долгов гражданина и о признании его банкротом либо по истечении срока проведения собрания кредиторов, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи, арбитражный суд назначает дату заседания по рассмотрению результатов исполнения этого плана и жалоб кредиторов на действия гражданина и (или) финансового управляющего. О дате и месте судебного заседания арбитражный суд уведомляет лиц, участвующих в деле о банкротстве гражданина, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

5. По итогам рассмотрения результатов исполнения плана реструктуризации долгов гражданина, жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов:

определение о завершении реструктуризации долгов гражданина в случае, если задолженность, предусмотренная указанным планом, погашена и жалобы кредиторов признаны необоснованными;

определение об отмене указанного плана и решение о признании гражданина банкротом в случае, если имеются основания для отмены указанного плана.

Статья 213.23. Отмена плана реструктуризации долгов гражданина

1. Арбитражный суд отменяет план реструктуризации долгов гражданина в случае:

наличия в указанном плане и прилагаемых к нему документах недостоверных сведений;

неисполнения гражданином обязанности по уведомлению кредиторов об обстоятельствах, предусмотренных пунктом 2 статьи 213.13 настоящего Федерального закона, при наличии соответствующего ходатайства конкурсного кредитора или уполномоченного органа;

неисполнения гражданином обязательств перед конкурсным кредитором или уполномоченным органом в соответствии с условиями указанного плана при наличии соответствующего ходатайства конкурсного кредитора или уполномоченного органа, требования которых включены в указанный план.

2. В случае неисполнения гражданином обязательства перед конкурсным кредитором или уполномоченным органом в соответствии с условиями плана реструктуризации долгов гражданина конкурсный кредитор или уполномоченный орган, обязательства перед которыми не исполнены и требования которых включены в план реструктуризации долгов гражданина, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об отмене плана реструктуризации долгов гражданина.

К ходатайству конкурсного кредитора или уполномоченного органа об отмене плана реструктуризации долгов гражданина прилагаются доказательства направления копии данного ходатайства гражданину.

Ходатайство конкурсного кредитора или уполномоченного органа об отмене плана реструктуризации долгов гражданина рассматривается арбитражным судом в пятнадцатидневный срок с даты поступления данного ходатайства.

Если на дату судебного заседания по рассмотрению ходатайства конкурсного кредитора или уполномоченного органа об отмене плана реструктуризации долгов гражданина он не исполнил обязательства перед конкурсным кредитором или уполномоченным органом в соответствии с условиями плана реструктуризации долгов гражданина, арбитражный суд отменяет указанный план.

3. План реструктуризации долгов гражданина может быть отменен арбитражным судом только в отношении конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, требования которых включены в указанный план. В этом случае арбитражный суд выносит определение об отмене плана реструктуризации долгов гражданина и принимает решение о признании его банкротом.

4. Требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, включенные в план реструктуризации долгов гражданина, отмененный арбитражным судом, учитываются в реестре требований кредиторов в части, в которой они должны быть удовлетворены на дату отмены указанного плана, и подлежат удовлетворению в составе требований кредиторов третьей очереди.

5. Сведения об отмене плана реструктуризации долгов гражданина и о признании его банкротом подлежат опубликованию финансовым управляющим в порядке, установленном статьей 213.7 настоящего Федерального закона, в течение пяти дней с даты вынесения арбитражным судом определения об отмене плана реструктуризации долгов гражданина и принятия арбитражным судом решения о признании его банкротом.

Это интересно:  Справка о дебиторской и кредиторской задолженности и ее назначение 2019 год

Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики»

Пирогова Елена Сергеевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права факультета права Национального исследовательскогой университета

1 октября 2015 года были внесены поправки в Федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. (далее – Закон о банкротстве), согласно которым в российском законодательстве появилась новая правовая категория – «банкротство гражданина», называемая также «банкротство физических лиц».

Исходя из данных, отраженных на портале kad.arbitr.ru (Электронное правосудие), только Арбитражный суд города Москвы за два месяца с 1 октября 2015 года зарегистрировал свыше 300 заявлений о банкротстве физических лиц [3].

Согласно ст. 213.2. Закона о банкротстве, при рассмотрении в суде дел о банкротстве гражданина используются следующие процедуры: «реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина, мировое соглашение».

В данном перечне именно реструктуризация долгов гражданина позволяет избежать негативных последствий признания последнего банкротом (например, временное ограничение его права на выезд за границу и т.д.), сохранить имущество.

Безусловно, отсутствие достаточной базы судебной практики создает определенные сложности толкования положений главы X и, в частности, § 1.1. рассматриваемого закона. Однако стоит отметить, что Пленум Верховного суда РФ в целях единообразного применения норм о банкротстве граждан принял Постановление № 45 от 13 октября 2015 г.

Таким образом, в своей работе я постараюсь определить место реструктуризации долгов среди других процедур, применяемых в рамках дел о банкротстве гражданина, а также провести анализ правовых оснований и последствий ее введения.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Выделить понятие реструктуризации долгов гражданина, ее правовые основание и цели;
  2. Оценить правовые последствия введения данной процедуры для должника-гражданина и кредиторов;
  3. Проанализировать возможные варианты развития событий в случае невозможности исполнения должником намеченного плана реструктуризации. В каком случае допускается внесение изменений в данный план?

I. Итак, согласно Закону о банкротстве, реструктуризация долгов гражданина является реабилитационной процедурой, которая применяется в делах о банкротстве к гражданину[1, ст. 2].

Ее первостепенной задачей является как улучшение положения должников – физических лиц (помощь в восстановлении их платежеспособности и погашение перед кредиторами возникшей задолженности), так и удовлетворение интересов самих кредиторов (правовые гарантии в удовлетворении их требований).

Исходя из замысла законодателя, реструктуризация направлена на пересмотр главным образом порядка и условий погашения задолженности. Помимо этого, закон предусматривает срок исполнения положений плана реструктуризации, что фактически является рассрочкой до трех лет для выплаты должником имеющейся задолженности.

Правовым основанием применения данной правовой категории является определение арбитражного суда, в котором он признает заявление о признании гражданина банкротом обоснованным и вводит соответствующую процедуру реструктуризации [См.: 1, ст. 213.6].

Однако реструктуризация возможна только в том случае, если должник на момент представления в суд плана реструктуризации имеет источник дохода и к тому же отвечает иным требованиям, указанным в ст. 213.13 рассматриваемого закона. В частности, препятствием будет служить, например, непогашенная либо неснятая судимость за экономические преступления, некоторые виды административных наказаний или же утвержденный план реструктуризации (если не истек период в восемь лет).

Если в биографии должника присутствуют данные прецеденты, суд признает факт банкротства без применения процедуры реструктуризации, а также назначает иную процедуру – реализация имущества должника, посредством которой будет произведено погашение задолженности.

В п. 2 ст. 213.8 Закона о банкротстве установлен срок, в течение которого могут быть представлены требования кредиторов, – два месяца с даты опубликования финансовым управляющим сообщения о введении реструктуризации.

Отметим, что п. 4 ст. 213.14. Закона банкротстве предусматривает перечень требований кредиторов, которые не включаются в план реструктуризации в силу их специфичности, срочности выплаты и социальной значимость. Например, выплаты за причинение вреда жизни или здоровью, взыскание алиментов, выплата заработной платы и т.д.

На данном этапе важно знать, в рамках дел о банкротстве гражданина в Реестр включаются и те требования, которые возникли до 1 октября 2015 года (п. 1 Постановления № 45).

Требования кредиторов направляются в течение двух месяцев в арбитражный суд. Порядок их рассмотрения судом закреплен в ст. 71 Закона о банкротстве. Если суд признает заявленные требования обоснованными, финансовый управляющий включает их в соответствующий реестр. При этом заявившие их лица в указанном случае получают право на участие в собраниях кредиторов.

В связи с этим важным является вопрос: сможет ли кредитор предъявить свои требования по истечении срока, установленного законом, – двух месяцев?

Положительный ответ не вызывает сомнений. Помимо этого, кредитору важно максимально быстро предъявить свои требования, чтобы иметь возможность повлиять на сам процесс банкротства лица. Участие в первом собрании кредиторов позволяет представить свою позицию по вопросу утверждения плана реструктуризации. Также это дает больше привилегий в проверке добросовестности гражданина-должника.

Для того чтобы иметь возможность своевременно предъявить свои требования должнику, необходим постоянный мониторинг газеты «Коммерсантъ», а также на сайте, где выкладываются актуальные сведения из Реестра требований кредиторов.

Должник, не согласный с заявленными требованиями, имеет право подать соответствующее возражение [1, п. 2 ст. 47, п. 6 ст. 213.5]. Однако во избежание случаев злоупотребления правом (преднамеренное затягивания введения процедуры банкротства), суд вправе отклонить возражения должника. Например, должник долг признает, но возражает против возбуждения дела [2, п. 14].

Возражение против требований других кредиторов могут подать также все кредиторы, чьи требования заявлены в рамках данного дела о банкротстве гражданина [1, п. 2 ст. 71, абз. 2 п. 2 ст. 213.8].

Данная возможность действует в течение 15 дней с момента завершения срока, в течение которого кредиторы могут предъявлять свои требования. Это позволит не допустить включение в реестр необоснованных требований, которые могут быть заявлены с целью повлиять на процедуру банкротства дружественными для должника лицами.

II. Отметим, что с момента вынесения определения суда о введении процедуры реструктуризации на должника налагаются значительные ограничения [См.: 1, ст. 213.11]. В частности, мораторий на удовлетворение требований кредиторов, приостановление имущественных взысканий (за исключением тех, что направлены на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, а также некоторых случаев, связанных с обязательствами, обеспеченными ипотекой)

Важным пунктом ограничений является приостановление начислений неустойки и других финансовых санкций на должника, а также процентов по обязательствам. Это говорит о том, что сумма долга закрепляется и его увеличение в процессе реализации плана реструктуризации происходить не буде. Но в то же время это не относится к текущим платежам, а также возникшим уже после принятия заявления о банкротстве обязательствам.

Важным фактом является то, что гражданин-должник не вправе распоряжаться своими финансами и имуществом. Он не может приобретать доли (паи, акции), заключать самостоятельно некоторые договоры, совершать безвозмездные сделки, открывать и закрывать счета в банках и др.

Так, в ходе реструктуризации значительную часть данных решений должник имеет право принимать только с письменного согласия финансового управляющего [См.: 1, ст. 213.11].

Этот механизм направлен в первую очередь на независимое, беспристрастное проведение процедуры реструктуризации долгов. Именно на финансового управляющего ложится контроль над финансовой деятельностью должника: погашение задолженности, контроль текущих операций, оценка финансового состояния должника.

Помимо этого, для кредитной организации (банка) задолженность данного физического лица признается безнадежной.

Если же финансовый управляющий и гражданин-должник не могут прийти к согласию относительно совершения указанных сделок, данный спор разрешает арбитражный суд [См.: 2, абз. 5 п. 5 ст. 213.11].

В случае нарушения гражданином указанных норм, совершенные сделки могут быть признаны недействительными по требованию самого финансового управляющего. Помимо этого правом требования обладают конкурсный кредитор и уполномоченный орган (согласно п. 1 ст. 173.1 ГК РФ, п. 37 постановления № 45).

К тому же гражданин может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа по ст. 14.13 КоАП РФ. Его размер составляет 4 тыс. до 5 тыс. руб. и налагается в случае совершения крупной покупки или продажи части своего имущества без согласования с финансовым управляющим.

Указанные ограничения направлены на предупреждение злоупотреблений недобросовестными должниками в рамках процедуры банкротства.

III. После того, как на собрания кредиторов проект плана реструктуризации долгов гражданина одобрен большинством голосов (при участии кредиторов и уполномоченных органов), данный план направляется в арбитражный суд.

В случае его утверждения в данной инстанции наступают последствия, указанные в статье 213.19 Закона о банкротстве. Как уже упоминалось выше, план реструктуризации утверждается максимум на 3 года, в течение этого срока гражданин погашает задолженность перед кредиторами в соответствии с в порядком, предусмотренным планом. Причем в случае утверждения более короткого срока суд вправе продлить его, но не более чем до трех лет [2, п. 33].

Важным фактом является обязанность гражданина-должника в течение всего срока реструктуризации долгов и даже пяти лет после ее завершения раскрывать информацию об осуществления им соответствующего плана при обращении за получением кредита или приобретении товаров (работ, услуг) в рассрочку [1, п. 3 ст. 213].

В период исполнения плана реструктуризации долгов гражданина в него могут вноситься изменения. Закон предоставляет право подобной инициативы гражданину-должнику и собранию кредиторов. Согласно ст. 213.21 Закона о банкротстве изменения вносятся в случае улучшения материального положения должника. Решение об утверждении изменений в плане принимает Арбитражный суд, вынося соответствующее определение.

Отметим, что на финансового управляющего ложится обязанность подготовки отчета по итогам исполнения плана реструктуризации. Он направляет соответствующий отчет всем заинтересованным лицам минимум за месяц до истечения утвержденного срока.

К данному отчету необходимо приложить копии документов, которые подтверждают факт действительного погашения задолженности перед кредиторами [1, ст. 213.22].

Это интересно:  Как подать заявку на рефинансирование кредита: порядок действий 2019 год

В случае нарушения указанной процедуры либо невозможности погашения долгов в рамках утвержденного плана, кредиторы вправе ходатайствовать в суд о признании гражданина банкротом и переходу к реализации его имущества. И уже суд в свою очередь, рассмотрев полученные документы, принимает решение о завершении реструктуризации или отмены плана и признании гражданина банкротом.

Таким образом, в случае положительного решения суда происходит погашение долгов гражданина без продажи имущества.

Важно отметить, что внесенные в закон поправки направлены все-таки обеспечение разрешения споров о банкротстве физических лиц (применении механизмов реструктуризации задолженности) в судебном порядке. Процедура реструктуризации осуществляется под контролем суда и связана с множеством этапов и особенностей осуществления.

До принятия нового законодательства поиск консенсуса между интересами должника и кредитора, оптимальных условий и порядка погашения задолженности, был затруднен как в рамках досудебного урегулирования, так и судебного рассмотрения. Кредиторам не оставалось ничего делать, как применять крайние меры в виде обращения взыскания на имущество должника

Гораздо более правильный подход видится в восстановительной процедуре реструктуризации задолженности. Она подразумевает собой применение процедур, направленных на реабилитацию сложного финансового состояния гражданина, восстановление его платежеспособности.

Поскольку процедура имеет своей целью санацию должника, то законодатель предусматривает значительные ограничения для гражданина в области удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам, а также распоряжения своими финансами и имуществом. Это позволяет более конструктивно подходить к погашению задолженности, следовать плану реструктуризации, избегать злоупотреблений со стороны участников банкротного дела.

В любом случае, реструктуризация долгов гражданина является процедурой оздоровления в рамках дела о банкротстве гражданина, что влечет за собой финансовые последствия и налагает на должника множество запретов. Однако пересмотр порядка и условий погашения задолженности помогает обеим сторонам судебного спора в удовлетворении их интересов.

Тема злободневная, но лучше знать, чем пребывать в неведении.

1 октября 2015 года были внесены поправки в Федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. (далее – Закон о банкротстве), согласно которым в российском законодательстве появилась новая правовая категория – «банкротство гражданина», называемая также «банкротство физических лиц».

Исходя из данных, отраженных на портале kad.arbitr.ru (Электронное правосудие), только Арбитражный суд города Москвы за два месяца с 1 октября 2015 года зарегистрировал свыше 300 заявлений о банкротстве физических лиц [3].

Согласно ст. 213.2. Закона о банкротстве, при рассмотрении в суде дел о банкротстве гражданина используются следующие процедуры: «реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина, мировое соглашение».

В данном перечне именно реструктуризация долгов гражданина позволяет избежать негативных последствий признания последнего банкротом (например, временное ограничение его права на выезд за границу и т.д.), сохранить имущество.

Безусловно, отсутствие достаточной базы судебной практики создает определенные сложности толкования положений главы X и, в частности, § 1.1. рассматриваемого закона. Однако стоит отметить, что Пленум Верховного суда РФ в целях единообразного применения норм о банкротстве граждан принял Постановление № 45 от 13 октября 2015 г.

Таким образом, в своей работе я постараюсь определить место реструктуризации долгов среди других процедур, применяемых в рамках дел о банкротстве гражданина, а также провести анализ правовых оснований и последствий ее введения.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Выделить понятие реструктуризации долгов гражданина, ее правовые основание и цели;
  2. Оценить правовые последствия введения данной процедуры для должника-гражданина и кредиторов;
  3. Проанализировать возможные варианты развития событий в случае невозможности исполнения должником намеченного плана реструктуризации. В каком случае допускается внесение изменений в данный план?
  1. Итак, согласно Закону о банкротстве, реструктуризация долгов гражданина является реабилитационной процедурой, которая применяется в делах о банкротстве к гражданину[1, ст. 2].

Ее первостепенной задачей является как улучшение положения должников – физических лиц (помощь в восстановлении их платежеспособности и погашение перед кредиторами возникшей задолженности), так и удовлетворение интересов самих кредиторов (правовые гарантии в удовлетворении их требований).

Исходя из замысла законодателя, реструктуризация направлена на пересмотр главным образом порядка и условий погашения задолженности. Помимо этого, закон предусматривает срок исполнения положений плана реструктуризации, что фактически является рассрочкой до трех лет для выплаты должником имеющейся задолженности.

Правовым основанием применения данной правовой категории является определение арбитражного суда, в котором он признает заявление о признании гражданина банкротом обоснованным и вводит соответствующую процедуру реструктуризации [См.: 1, ст. 213.6].

Однако реструктуризация возможна только в том случае, если должник на момент представления в суд плана реструктуризации имеет источник дохода и к тому же отвечает иным требованиям, указанным в ст. 213.13 рассматриваемого закона. В частности, препятствием будет служить, например, непогашенная либо неснятая судимость за экономические преступления, некоторые виды административных наказаний или же утвержденный план реструктуризации (если не истек период в восемь лет).

Если в биографии должника присутствуют данные прецеденты, суд признает факт банкротства без применения процедуры реструктуризации, а также назначает иную процедуру – реализация имущества должника, посредством которой будет произведено погашение задолженности.

В п. 2 ст. 213.8 Закона о банкротстве установлен срок, в течение которого могут быть представлены требования кредиторов, – два месяца с даты опубликования финансовым управляющим сообщения о введении реструктуризации.

Отметим, что п. 4 ст. 213.14. Закона банкротстве предусматривает перечень требований кредиторов, которые не включаются в план реструктуризации в силу их специфичности, срочности выплаты и социальной значимость. Например, выплаты за причинение вреда жизни или здоровью, взыскание алиментов, выплата заработной платы и т.д.

На данном этапе важно знать, в рамках дел о банкротстве гражданина в Реестр включаются и те требования, которые возникли до 1 октября 2015 года (п. 1 Постановления № 45).

Требования кредиторов направляются в течение двух месяцев в арбитражный суд. Порядок их рассмотрения судом закреплен в ст. 71 Закона о банкротстве. Если суд признает заявленные требования обоснованными, финансовый управляющий включает их в соответствующий реестр. При этом заявившие их лица в указанном случае получают право на участие в собраниях кредиторов.

В связи с этим важным является вопрос: сможет ли кредитор предъявить свои требования по истечении срока, установленного законом, – двух месяцев?

Положительный ответ не вызывает сомнений. Помимо этого, кредитору важно максимально быстро предъявить свои требования, чтобы иметь возможность повлиять на сам процесс банкротства лица. Участие в первом собрании кредиторов позволяет представить свою позицию по вопросу утверждения плана реструктуризации. Также это дает больше привилегий в проверке добросовестности гражданина-должника.

Для того чтобы иметь возможность своевременно предъявить свои требования должнику, необходим постоянный мониторинг газеты «Коммерсантъ», а также на сайте, где выкладываются актуальные сведения из Реестра требований кредиторов.

Должник, не согласный с заявленными требованиями, имеет право подать соответствующее возражение [1, п. 2 ст. 47, п. 6 ст. 213.5]. Однако во избежание случаев злоупотребления правом (преднамеренное затягивания введения процедуры банкротства), суд вправе отклонить возражения должника. Например, должник долг признает, но возражает против возбуждения дела [2, п. 14].

Возражение против требований других кредиторов могут подать также все кредиторы, чьи требования заявлены в рамках данного дела о банкротстве гражданина [1, п. 2 ст. 71, абз. 2 п. 2 ст. 213.8].

Данная возможность действует в течение 15 дней с момента завершения срока, в течение которого кредиторы могут предъявлять свои требования. Это позволит не допустить включение в реестр необоснованных требований, которые могут быть заявлены с целью повлиять на процедуру банкротства дружественными для должника лицами.

Отметим, что с момента вынесения определения суда о введении процедуры реструктуризации на должника налагаются значительные ограничения [См.: 1, ст. 213.11]. В частности, мораторий на удовлетворение требований кредиторов, приостановление имущественных взысканий (за исключением тех, что направлены на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, а также некоторых случаев, связанных с обязательствами, обеспеченными ипотекой)

Важным пунктом ограничений является приостановление начислений неустойки и других финансовых санкций на должника, а также процентов по обязательствам. Это говорит о том, что сумма долга закрепляется и его увеличение в процессе реализации плана реструктуризации происходить не буде. Но в то же время это не относится к текущим платежам, а также возникшим уже после принятия заявления о банкротстве обязательствам.

Важным фактом является то, что гражданин-должник не вправе распоряжаться своими финансами и имуществом. Он не может приобретать доли (паи, акции), заключать самостоятельно некоторые договоры, совершать безвозмездные сделки, открывать и закрывать счета в банках и др.

Так, в ходе реструктуризации значительную часть данных решений должник имеет право принимать только с письменного согласия финансового управляющего [См.: 1, ст. 213.11].

Этот механизм направлен в первую очередь на независимое, беспристрастное проведение процедуры реструктуризации долгов. Именно на финансового управляющего ложится контроль над финансовой деятельностью должника: погашение задолженности, контроль текущих операций, оценка финансового состояния должника.

Помимо этого, для кредитной организации (банка) задолженность данного физического лица признается безнадежной.

Если же финансовый управляющий и гражданин-должник не могут прийти к согласию относительно совершения указанных сделок, данный спор разрешает арбитражный суд [См.: 2, абз. 5 п. 5 ст. 213.11].

В случае нарушения гражданином указанных норм, совершенные сделки могут быть признаны недействительными по требованию самого финансового управляющего. Помимо этого правом требования обладают конкурсный кредитор и уполномоченный орган (согласно п. 1 ст. 173.1 ГК РФ, п. 37 постановления № 45).

К тому же гражданин может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа по ст. 14.13 КоАП РФ. Его размер составляет 4 тыс. до 5 тыс. руб. и налагается в случае совершения крупной покупки или продажи части своего имущества без согласования с финансовым управляющим.

Это интересно:  Начисление процентов по кредиту: виды, порядок и правила 2019 год

Указанные ограничения направлены на предупреждение злоупотреблений недобросовестными должниками в рамках процедуры банкротства.

III. После того, как на собрания кредиторов проект плана реструктуризации долгов гражданина одобрен большинством голосов (при участии кредиторов и уполномоченных органов), данный план направляется в арбитражный суд.

В случае его утверждения в данной инстанции наступают последствия, указанные в статье 213.19 Закона о банкротстве. Как уже упоминалось выше, план реструктуризации утверждается максимум на 3 года, в течение этого срока гражданин погашает задолженность перед кредиторами в соответствии с в порядком, предусмотренным планом. Причем в случае утверждения более короткого срока суд вправе продлить его, но не более чем до трех лет [2, п. 33].

Важным фактом является обязанность гражданина-должника в течение всего срока реструктуризации долгов и даже пяти лет после ее завершения раскрывать информацию об осуществления им соответствующего плана при обращении за получением кредита или приобретении товаров (работ, услуг) в рассрочку [1, п. 3 ст. 213].

В период исполнения плана реструктуризации долгов гражданина в него могут вноситься изменения. Закон предоставляет право подобной инициативы гражданину-должнику и собранию кредиторов. Согласно ст. 213.21 Закона о банкротстве изменения вносятся в случае улучшения материального положения должника. Решение об утверждении изменений в плане принимает Арбитражный суд, вынося соответствующее определение.

Отметим, что на финансового управляющего ложится обязанность подготовки отчета по итогам исполнения плана реструктуризации. Он направляет соответствующий отчет всем заинтересованным лицам минимум за месяц до истечения утвержденного срока.

К данному отчету необходимо приложить копии документов, которые подтверждают факт действительного погашения задолженности перед кредиторами [1, ст. 213.22].

В случае нарушения указанной процедуры либо невозможности погашения долгов в рамках утвержденного плана, кредиторы вправе ходатайствовать в суд о признании гражданина банкротом и переходу к реализации его имущества. И уже суд в свою очередь, рассмотрев полученные документы, принимает решение о завершении реструктуризации или отмены плана и признании гражданина банкротом.

Таким образом, в случае положительного решения суда происходит погашение долгов гражданина без продажи имущества.

Важно отметить, что внесенные в закон поправки направлены все-таки обеспечение разрешения споров о банкротстве физических лиц (применении механизмов реструктуризации задолженности) в судебном порядке. Процедура реструктуризации осуществляется под контролем суда и связана с множеством этапов и особенностей осуществления.

До принятия нового законодательства поиск консенсуса между интересами должника и кредитора, оптимальных условий и порядка погашения задолженности, был затруднен как в рамках досудебного урегулирования, так и судебного рассмотрения. Кредиторам не оставалось ничего делать, как применять крайние меры в виде обращения взыскания на имущество должника.

Вы можете оставить свой вопрос в комментариях — мы обязательно дадим развернутый ответ. Так же можете предложить тему к следующей публикации.

Поскольку процедура имеет своей целью санацию должника, то законодатель предусматривает значительные ограничения для гражданина в области удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам, а также распоряжения своими финансами и имуществом. Это позволяет более конструктивно подходить к погашению задолженности, следовать плану реструктуризации, избегать злоупотреблений со стороны участников банкротного дела.

С 1 октября 2015 года вступили в законную силу в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) изменения, которые ввели урегулирование института банкротства граждан (ранее назначенную дату вступления в силу «Закона о банкротстве физических лиц» (далее по тексту – Закон) перенесли с 1 июля 2015 года на 1 октября 2015 года).

Основная проблема, которую призван решить закон, – постоянно растущая просроченная задолженность граждан по кредитам. По данным Банка России, ее размер на 1 января 2015 года составил 667,5 млрд руб. Для сравнения: по состоянию на 1 января 2014 года она была в полтора раза меньше – 440,3 млрд руб. При этом Закон должен оказать благотворное влияние на рынок потребительского кредитования в целом, так как сейчас в процентные ставки по займам изначально закладываются риски неплатежей. Закон сможет применяться и к любым другим долгам, например, за услуги ЖКХ – в этой сфере ситуация также непростая (по данным Правительства РФ, по состоянию на 1 ноября 2014 года общая задолженность россиян за жилищно-коммунальные услуги превысила 132 млрд руб.). (Дайджест: Антон Филимонов, garant.ru).

Если суд признает гражданина банкротом, то он может рассчитывать на рассрочку на погашение кредитов до трех лет. На этот период процентная ставка может быть заморожена. Если у должника нет стабильного дохода, но есть имущество в собственности, то оно будет реализовано с торгов и поделено между кредиторами.

В банкротстве физического лица применяется три процедуры:

  • реструктуризация долгов.
  • реализация имущества гражданина.
  • мировое соглашение.

В случае признания заявления о банкротстве обоснованным, в отношении гражданина вводится процедура реструктуризации долгов.

Финансовый управляющий (при банкротстве гражданина Арбитражный управляющий в соответствии с Законом называется – Финансовый управляющий) обязан по почте уведомить всех кредиторов о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении процедуры реструктуризации в срок не позднее пятнадцати дней. В указанном уведомлении также кредиторам предлагается заявить свои требования в деле о банкротстве гражданина и разъясняется порядок их заявления.

Первое собрание, является наиболее важным в процедуре банкротства гражданина. Оно выступает встречей всех лиц, которые входят в список кредиторов должника с целью составления плана реструктуризации долгов гражданина, а также возможного снижения процентной ставки по его платежам.

Проведение собраний в процедуре банкротства гражданина осуществляются аналогично с юридическими лицами. Новшеством является восстановление арбитражным судом по уважительной причине пропущенного срока подачи заявления кредитором о включении в реестр требований кредитором. (п. 2 ст. 213.8 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) № 127-ФЗ от 26.10.2002 (далее – Закон о банкротстве)).

Учитывая основные положения Закона регулирующие собрания кредитора гражданина, можно сделать вывод об исключительных полномочиях по принятиям вопросов:

  • решения об утверждении плана реструктуризации долгов,
  • об утверждении изменений в план реструктуризации долгов,
  • право на обращение в суд с ходатайством об отмене плана,
  • правом подачи ходатайства в суд о признании гражданина банкротом и введении процедуры реализации имущества,
  • заключение мирового соглашения.

Собрание кредиторов созывается финансовым управляющим, утвержденным арбитражным судом в деле о банкротстве гражданина.

Как и в процедуре банкротства юридических лиц, финансовый управляющий не менее чем за четырнадцать дней публикует сведения о дате, месте и времени проведения первого собрания кредиторов в Едином Федеральном реестре сведений о банкротстве. Уведомления всем лицам участвующим в деле направляется финансовым управляющим в соответствующий срок опубликования сообщения о проведении собрания. (п. 5 ст. 213.8 Закона о банкротстве).

В собрании кредиторов могут принимают участие без права голоса гражданин и его представитель. Если должник не может присутствовать на собрании кредиторов, то он направляет финансовому управляющему заявление о проведении собрания без его участия. Неявка гражданина и его представителя на собрание кредиторов не препятствует проведению собрания кредиторов.

Для включения в реестр требований кредиторов и участия в первом собрании кредиторов конкурсные кредиторы, в том числе кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества гражданина, и уполномоченный орган вправе предъявить свои требования к гражданину в течение двух месяцев с даты опубликования сообщения о признании гражданина банкротом.

Не характерным для процедур банкротства юридических лиц, для собрания кредиторов гражданина законодатель:

  • предусмотрел возможность заочного голосования на собрании кредиторов.
  • установил часы время, в течение которого можно проводить первое собрание – в рабочие дни с 8 часов до 20 часов по месту рассмотрения дела о банкротстве.

При проведении собрания кредиторов в форме заочного голосования к уведомлению о проведении собрания кредиторов, включенному в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, должны быть приложены бюллетени для голосования. Участвующим в собрании лицам также направляется уведомление о проведении собрания, в срок не позднее чем за тридцать дней до даты проведения собрания.

Уведомление о проведении собрания кредиторов в форме заочного голосования должно содержать: сведения о гражданине, повестку дня собрания кредиторов, дату проведения собрания кредиторов, почтовый адрес финансового управляющего, бюллетени для голосования, порядок направления бюллетеня в случае его заполнения. (п. 7 ст. 213.8 Закона о банкротстве).

Кроме того, заочное голосование возможно и по электронным каналам связи, через оператора электронного документооборота.

При проведении собрания кредиторов в форме заочного голосования к сведениям о результатах проведения собрания кредиторов, включаемым в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, должны быть приложены копии в электронной форме протокола собрания кредиторов, а также документов, рассмотренных и одобренных собранием кредиторов.

При определении общего порядка проведения собраний, они должны проводиться в населенном пункте по месту жительства гражданина.

Таким образом рассмотрев основные положения проведения собрания кредиторов, можно отметить, что собрание юридических лиц и физических лиц тесно переплетаются между собой. Финансовому управляющем возможно придерживаться плану проведения собрания кредиторов юридических лиц, но не упускать особенности временных рамок и возможных форм проведения соответствующего собрания.

Продолжение следует.

Далее мы расскажем о пробелах в законодательстве о банкротстве граждан, какие проблемы уже сейчас возникают и как складывается судебная практика .

Статья написана по материалам сайтов: poisk-ru.ru, sci-article.ru, pravo-likbez.ru, apau.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector