+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Оценка имущества должника в российском законодательстве 2019 год

В соответствии с Федеральным законом Об исполнительном производстве», оценка имущества должника производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам (правильнее было бы говорить о «рыночной стоимости», а не «цене»), действующим на день исполнения исполнительного документа, за исключением случаев, когда оценка производится по регулируемым ценам.

Законом предусмотрено, что в том случае, если оценка отдельных предметов является затруднительной, либо должник или взыскатель возражает против произведенной судебным приставом-исполнителем оценки, судебный пристав-исполнитель для определения стоимости имущества назначает специалиста. При этом сторона, оспаривающая оценку имущества, произведенную судебным приставом-исполнителем, несет расходы по назначению специалиста.

Основные вопросы оценки арестованного имущества также достаточно подробно регламентированы Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Так, согласно статьи 5 Закона, к объектам оценки относятся: отдельные материальные объекты (вещи); совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия); право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества; права требования, обязательства (долги); работы, услуги, информация; иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

Основанием для проведения оценки объекта оценки является договор между оценщиком и заказчиком. Договором между оценщиком и заказчиком может быть предусмотрено проведение данным оценщиком оценки конкретного объекта оценки, ряда объектов оценки, либо долговременное обслуживание заказчика по его заявлениям. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оценка объекта оценки, в том числе повторная, может быть проведена оценщиком на основании определения суда, арбитражного суда, третейского суда, а также по решению уполномоченного органа. Суд, арбитражный суд, третейский суд самостоятельны в выборе оценщика. Расходы, связанные с проведением оценки объекта оценки, а также денежное вознаграждение оценщику подлежат возмещению (выплате) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 9 Закона).

Договор между оценщиком и заказчиком заключается в письменной форме и не требует нотариального удостоверения. Договор должен содержать: основания заключения договора; вид объекта оценки; вид определяемой стоимости (стоимостей) объекта оценки; денежное вознаграждение за проведение оценки объекта оценки; сведения о страховании гражданской ответственности оценщика. В договор в обязательном порядке включаются сведения о наличии у оценщика лицензии на осуществление оценочной деятельности с указанием порядкового номера и даты выдачи этой лицензии, органа, ее выдавшего, а также срока, на который данная лицензия выдана. Договор об оценке как единичного объекта оценки, так и ряда объектов оценки должен содержать точное указание на этот объект оценки (объекты оценки), а также его (их) описание.

Надлежащим исполнением оценщиком своих обязанностей, возложенных на него договором, являются своевременное составление в письменной форме и передача заказчику отчета об оценке объекта оценки (далее — отчет). Отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются: дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете. В случае, если при проведении оценки объекта оценки определяется не рыночная стоимость, а иные виды стоимости, в отчете должны быть указаны критерии установления оценки объекта оценки и причины отступления от возможности определения рыночной стоимости объекта оценки. В отчете должны быть указаны: дата составления и порядковый номер отчета; основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки; юридический адрес оценщика и сведения о выданной ему лицензии на осуществление оценочной деятельности по данному виду имущества; точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, — реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки; стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата; дата определения стоимости объекта оценки; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки. Отчет может также содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости конкретного объекта оценки. Для проведения оценки отдельных видов объектов оценки законодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены специальные формы отчетов. Отчет собственноручно подписывается оценщиком и заверяется его печатью.

В случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.

Оценщиком может быть юридическое лицо или частный предприниматель. Оценочная деятельность подлежит лицензированию и государственному контролю.

Ранее реализацией изъятого имущества занимался федеральный долговой центр. В соответствии с п. 5 Порядка передачи и реализации конфискованного и арестованного имущества, утвержденного совместным приказом от 10.02.2000. Министерства юстиции Российской Федерации N 57 и Федерального долгового центра при Правительстве Российской Федерации N 20, имущество, предназначенное для реализации, подлежит обязательной оценке.

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.1999 N 459 «О реализации конфискованного и арестованного имущества» установлено, что деятельность по оценке и реализации имущества на внутреннем и внешнем рынке осуществляется отобранными на конкурсной основе специализированными организациями независимо от их организационно-правовой формы на основании договоров, заключаемых Федеральным долговым центром при Правительстве Российской Федерации с этими организациями*(464).

Таким образом, оценщик привлекается к участию в исполнительном производстве как специалист — лицо, обладающее специальными познаниями в той или иной области.

Отдельно следует рассмотреть вопрос об оценке достаточно часто подвергающихся на практике аресту ценных бумаг, тем более, что данный вопрос однозначно законодательно не урегулирован. Сложность заключается также в том, что большинство ценных бумаг юридических лиц не являются так называемыми «голубыми фишками» и на биржевых торгах не котируются, так что однозначно определить их рыночную цену (то есть равновесную цену спроса и предложения) просто-напросто невозможно.

В соответствии с абз. 2 п. 4 уже упоминавшегося выше Порядка наложения ареста на ценные бумаги, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1998 N 934, при обращении взыскания на акции, сделки с которыми регулярно осуществляются на фондовом рынке, при определении их рыночной стоимости принимается во внимание цена спроса и предложения на них (котировка

Если сделок с акциями соответствующего акционерного общества непосредственно перед обращением взыскания на такие акции не заключалось, либо отмечалось резкое падение курса указанных акций, в частности, в связи с кризисными явлениями, судебный пристав-исполнитель должен был на основании пункта 2 статьи 52 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (в прежней редакции) назначить для определения их стоимости специалиста. Специалист по определению рыночной стоимости акций назначается также в случае возражений должника или взыскателя против произведенной судебным приставом-исполнителем оценки их стоимости. В этом случае при оценке акций должны приниматься во внимание все факторы, влияющие на их реальную рыночную стоимость, в том числе размер чистых активов акционерного общества, выпустившего акции, уровень доходности его деятельности и другие (абз. 3 п. 4 Постановления).

Данный вопрос решался дореволюционным законодательством, в частности, Уставом гражданского судопроизводства 1864 года, несколько иным образом.

Прежде всего, «ценные бумаги» (акции, облигации и др.), описанные за долги, не подвергаются продаже с публичного торга, а прямо передаются судом, с приложением особого свидетельства о передаче, взыскателю по той цене, которую определят по взаимному соглашению он и должник, или, если соглашения между ними не состоится, то по опубликованному и полученному курсу Петербургской биржи (ст. 1073 Устава). Возможен и другой способ удовлетворения взыскателя в том случае, когда найдется лицо, которое пожелает приобрести описанные бумаги по высшей цене и представить деньги: тогда от взыскателя зависит либо оставить бумаги за собой по предложенной этим лицом цене, либо получить удовлетворение из представленных им денег (ст. 1073 Устава). Если ни один из двух указанных способов удовлетворения не может быть применен за отказом взыскателя, отсутствием лица, желающего купить бумаги, или не имением у суда сведений о биржевой цене бумаг, то суд пересылает их для продажи гофмаклеру петербурской биржи, который по продаже их удерживает все расходы, а остаток высылает суду (ст. 1075 Устава)*(465).

Это интересно:  Торги по продаже имущества должников: организация, этапы аукциона 2019 год

Кроме того, Устав гражданского судопроизводства 1864 г. учитывал и проблему возможной продажи крупного пакета акций, предусматривая при этом необходимость разделять его на партии при продаже на петербургской бирже: «При отправлении бумаг для продажи к гофмаклеру С.-Петербургской биржи, на каждый особый род бумаг прилагается по одному свидетельству, если общая стоимость каждого рода бумаг не превышает две тысячи рублей; иначе бумаги те, если возможно, разделяются на партии, из которых каждая не должна превышать по нарицательной цене две тысячи рублей, и на каждую партию прилагается особое свидетельство» (ст. 1076 Устава).

Если же применять современное российское законодательство, то возникают трудности в определении рыночных цен на ценные бумаги с учетом колебаний спроса и предложения (колебаний цен). К тому же, по данным каких торговых площадок (бирж) следует определять рыночную стоимость ценных бумаг эмитента?

И.Б. Морозова и А.М. Треушников справедливо видят выход из сложившейся ситуации в утверждении Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг РФ и Министерством юстиции России соответствующего Положения о порядке оценки арестованных ценных бумаг*(466). В нем можно было бы оговорить перечень торгующих ценными бумагами организаций (таких как Российская торговая система, чьи рыночные индексы уже получили полуофициальное значение и является важным ориентиром для инвесторов, Московская фондовая биржа, Московская межбанковская валютная биржа и пр.) с указанием видов ценных бумаг (перечислением конкретных, как правило, крупных, эмитентов, например РАО «Газпром», котирующихся на них, а также зафиксировать порядок определения цены бумаги (например, по последней цене сделки, прошедшей на день, предшествующий оценке ценных бумаг). Можно, помимо указанного, обязать торгующие организации (ту же РТС) выдавать официальные справки по запросам судебных приставов-исполнителей.

Сложившаяся неразбериха усугубляется еще и неочевидностью нормативных установлений законодателя на указанную тему.

Так, Законом изначально было предусмотрено, что оценка имущества должника производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, действующим на день исполнения исполнительного документа, за исключением случаев, когда оценка производится по регулируемым ценам. Однако какой день считать днем исполнения исполнительного документа, законом не определено.

Авторы одного из Комментариев к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» полагают, что «оценка имущества должника — обязательный реквизит акта описи и ареста имущества», а, следовательно, днем исполнения исполнительного документа является день наложения ареста на имущество*(467).

И.Б. Морозова и А.М. Треушников выступили с обоснованной критикой такой точки зрения. Действительно, «с точки зрения логики, было бы более правильно считать днем исполнения исполнительного документа день фактического исполнения, то есть день реального удовлетворения требований взыскателя. Таково понимание словосочетания «фактическое исполнение исполнительного документа» и законодателем»*(468), который считает его одним из оснований окончания исполнительного производства.

Правовое регулирование оценочной деятельности в рамках исполнительного производства подверглось изменению. Ранее приоритет в оценке был установлен в отношении судебных приставов-исполнителей. В Законе об исполнительном производстве 2007 г.

В соответствии с ч. 1 ст. 85 Закона об исполнительном производстве оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки: 1) недвижимого имущества; 2) ценных бумаг, не обращающихся на организованных торгах (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов); 3) имущественных прав (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах); 4) драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома таких изделий; 5) коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте; 6) предметов, имеющих историческую или художественную ценность; 7) вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает 30 тыс. руб.

Причем в названных случаях судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника.

Кроме того, установлено, что судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки имущества, если должник или взыскатель не согласен с произведенной судебным приставом-исполнителем оценкой имущества. Сторона исполнительного производства, оспаривающая произведенную судебным приставом-исполнителем оценку имущества, несет расходы по привлечению оценщика.

В целях уяснения сущности складывающихся в этой сфере правоотношений представляется вполне оправданным провести анализ понятий «оценка» и «оценочная деятельность».

Понятие «оценочная деятельность» и сама категория «оценка» являются многогранными. В частности, категория оценки известна социологической науке. Сведения из социологического энциклопедического словаря дают двойственное толкование понятия «оценка». Так, кроме уже известного «определения цены чего-либо» у соответствующего термина возможно и другое значение: «соотнесение какого-либо объекта с принятым критерием, образцом, нормой» 1 . В экономической науке категория «оценка» находится в неразрывной связи с тремя понятиями: «ценность», «цена» и «стоимость». В объяснении процессов оценивания и ценообразования современной экономической наукой исходным пунктом является истолкование мотивов поведения участников обмена, производства, потребления.

В юридической науке категория «оценка», как в философии и социологии, соотносится с понятием «ценность». В этом смысле юриспруденция традиционно с понятием «оценка» связывает деятельность, определяемую как толкование права, квалификация действия (например, признание лица добросовестным векселедателем, титульным владельцем, добросовестным налогоплательщиком и др.), применение права; процессуальные науки особое значение придают оценке судом доказательств.

Цивилистическая наука кроме общеюридического смысла термину «оценка» придает специальный смысл и, подобно экономическим учениям, соотносит соответствующую категорию с тремя понятиями: «ценность», «цена» и «стоимость».

Согласно наиболее распространенной в доктрине XIX в. позиции существо блага как объекта гражданских прав неразрывно связано с ценностью, которая могла быть объективной (выражаться в способности к обмену — меновой ценности) или субъективной (полезной способностью) 2 . В связи с этим оценка товара сводилась к определенному измерению его ценности в деньгах, которая могла быть определена в отношении или к твердой цифре как известная денежная сумма, или пропорционально качеству товаров. [123] [124]

В юридической литературе цена рассматривается как экономическая и правовая категория. Проблема цен и механизма формирования цен — одна из ведущих и в наши дни в экономической науке. В качестве юридической категории цена выступает условием ряда договоров, базой для формирования налога на добавленную стоимость и, кроме того, служит ориентиром при реализации имущества должника в рамках исполнительного производства.

При рассмотрении вопросов, связанных с оценкой имущества, на которое обращается взыскание в соответствии с Законом об исполнительном производстве, необходимо учитывать нормативное определение понятия «оценочная деятельность». Оно дается в ст. 3 Закона об оценочной деятельности.

S П од оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.

Дефиницией выделен один из существенных признаков оценочной деятельности — цель (установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости).

Таким образом, оценочная деятельность по своей природе представляет собой проведение независимой оценки имущества, а независимая оценка, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости, в формальнологическом смысле составляет содержание оценочной деятельности.

Рассмотрение соотношения мыслительной (сознательной) и практической (материальной) деятельности в полной мере применимо и к процедуре оценки имущества.

В юридической литературе общепризнанно, что право не претендует и не может претендовать на регулирование внутренней, интеллектуальной деятельности, ибо право является инструментом, воздействующим на поведение людей. Совершенно очевидно и то, что юридическая наука не может претендовать на нормативное определение процессов оценивания. Однако если в объяснении процессов оценивания и ценообразования современной экономической наукой исходным пунктом является истолкование мотивов поведения участников обмена, производства, потребления, то цель юридической науки должна состоять в установлении правовых оснований применения того или иного вида стоимости (цен).

Это интересно:  Коэффициент покрытия долга: правила расчета и назначение показателя 2019 год

О проведении независимой оценки, осуществлении оценочной деятельности свидетельствует комплекс внешнепредметных действий, которые подвергаются правовой регламентации. Так, Законом об оценочной деятельности сформулированы обязательные требования к форме и содержанию договора как основанию проведения оценки (ст. 9—10), общие требования к форме и содержанию отчета об оценке объекта оценки — надлежащему исполнению оценщиком своих обязанностей, возложенных на него договором (ст. 11).

В свою очередь, установление количественных и качественных характеристик объекта оценки, анализ рынка, к которому относится объект оценки, выбор метода (методов) оценки в рамках каждого из подходов к оценке и осуществление необходимых расчетов, обобщение результатов, полученных в рамках каждого из подходов к оценке, и определение итоговой величины стоимости объекта оценки невозможны без познания лицом существа рассматриваемого объекта.

Независимая профессиональная оценка направлена на обнаружение и фиксацию существенных свойств исследуемого объекта, определяемых целями оценки. Следовательно, оценочную деятельность можно соотносить с «поисковой, нацеленной на достижение прироста познавательной информации» [125] , которую противопоставляют стандартизированной (стереотипно-механической). Это свойство независимой оценки в конечном счете определяет информационный характер услуг, опосредующих обязательства по осуществлению оценочной деятельности.

В том случае если судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки отдельной вещи или имущественного права, то судебный пристав-исполнитель: 1) в акте (описи имущества) указывает примерную стоимость вещи или имущественного права и делает отметку о предварительном характере оценки; 2) назначает специалиста из числа отобранных в установленном порядке оценщиков; 3) выносит постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика. При этом стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее 10 дней со дня их извещения о произведенной оценке.

В целях минимизации возможности совершения недобросовестных действий со стороны судебного пристава-исполнителя определено, что при истечении срока, в течение которого рыночная стоимость объекта оценки, указанная в отчете об оценке, может быть рекомендована для совершения сделки, в течение одного месяца со дня истечения указанного срока проводится повторная оценка имущества должника (ч. 8 ст. 85 Закона об исполнительном производстве).

Стоимость ценных бумаг, обращающихся на организованных торгах, устанавливается судебным приставом-исполнителем путем запроса цены на ценные бумаги у организатора торговли, у которого соответствующие ценные бумаги включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам, а стоимость инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов путем запроса цены на инвестиционные паи у управляющей компании соответствующего инвестиционного фонда.

Оценка имущества, произведенная судебным приставом-исполнителем без привлечения оценщика, может быть обжалована сторонами исполнительного производства в соответствии с Законом об исполнительном производстве или оспорена в суде не позднее 10 дней со дня их извещения о произведенной оценке.

Копии постановления судебного пристава-исполнителя об оценке имущества или имущественных прав направляются сторонам исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения.

Оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, представляет собой деятельность по установлению стоимости объектов оценки. По смыслу ч. 1 оценка имущества производится: 1) по рыночным ценам; 2) в ином порядке, установленном законодательством РФ (по регулируемым ценам, на основании балансовой стоимости и др.).

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, т.е. когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме (ст. 2ФЗ от 29.07.1998 № 135- ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Согласно ст. 85 оценка производится судебным приставом. Предусмотрено два варианта оценки имущества: 1) оценка имущества судебным приставом самостоятельно, т.е. без привлечения оценщика; 2) оценка имущества судебным приставом с привлечением оценщика.

  • 1. Самостоятельную оценку имущества приставом можно рассматривать как общее правило. Она имеет две разновидности. Первая — не предполагает изначальной заданности алгоритма деятельности пристава. Он устанавливает стоимость объектов оценки, исходя из обычаев конкретной местности, собственного опыта, апробированных рекомендаций специалистов, положений специальных изданий, касающихся цен на товары, материалов статистических органов о средних ценах на товары, сложившихся в месте реализации имущества и др. Вторая разновидность самостоятельной оценки отличается тем, что приставу предписан алгоритм установления стоимости объекта оценки. Это правило действует в отношении ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг. Их стоимость согласно ч. 5 устанавливается судебным приставом путем запроса цены.
  • 2. Второй вариант оценки имущества предполагает участие оценщика. Сразу отметим, что ФЗ № 229 назвал все случаи, когда следует привлекать оценщика. Следовательно, судебный пристав по своему усмотрению не может пригласить оценщика. Анализ норм ч. 2-3 дает основание выделить два основания привлечения оценщика.

Первое касается имущества, которое в соответствии с ч. 2 оценивается только с участием оценщика. Причем судебному приставу установлен конкретный срок — один месяц со дня обнаружения имущества должника — для привлечения оценщика и установления стоимости объектов оценки. Второе основание привлечения оценщика — оспаривание должником или взыскателем оценки, произведенной судебным приставом. В этом случае согласно ч. 3 пристав обязан привлечь оценщика для оценки имущества. А сторона исполнительного производства, оспаривающая произведенную судебным приставом оценку имущества, будет нести расходы по привлечению оценщика.

Часть 4 определяет порядок действий судебного пристава в случае обязательного привлечения оценщика. Добавим, что отбор оценщиков осуществляет территориальный орган ФССП в соответствии с ФЗ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Результатом участия оценщика в установлении рыночной стоимости имущества является заключение в форме отчета об оценке рыночной стоимости имущества, в котором дается описание имущества и его стоимость. Согласно ч. 8 в отчете об оценке оценщик может рекомендовать срок, в течение которого целесообразно совершить сделку. Эта рекомендация для пристава носит императивный характер в том смысле, что в случае истечения указанного срока он должен в течение одного месяца со дня истечения срока произвести повторную оценку имущества должника.

В ст. 85 предусмотрен достаточно сложный механизм обжалования (оспаривания) результатов оценки имущества. Различается: 1) оспаривание стоимости объекта оценки, указанной оценщиком в отчете (п. 3 ч. 4); 2) обжалование (оспаривание) оценки имущества, произведенной судебным приставом без привлечения оценщика (ч. 7).

В первом случае взыскатель или должник в срок не позднее 10 дней со дня их извещения о произведенной оценке имеют право оспорить в суде стоимость объекта оценки. В настоящее время нет единого мнения по поводу толкования нормы п. 3 ч. 4. Одни специалисты считают, что законодательство предусматривает возможность оспаривания стоимости объекта оценки путем предъявления иска к оценщику. Другие авторы полагают, что в судебном порядке может быть оспорено только постановление судебного пристава, в котором определена цена имущества.

Судебная практика идет по второму варианту. Например, в п. 1 Информационного письма Президиума ВАС от 30.05.2005 № 92 указано, что оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица. Кроме того, в этом случае оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора (издания акта государственным органом либо принятия решения должностным лицом или органом управления юридического лица). Если законом или иным нормативным актом для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица предусмотрена обязательность привлечения независимого оценщика (обязательное проведение оценки) без установления обязательности определенной им величины стоимости объекта оценки, то судам следует иметь в виду, что оценка, данная имуществу оценщиком, носит лишь рекомендательный характер и не является обязательной и, следовательно, самостоятельное ее оспаривание посредством предъявления отдельного иска не допускается.

Это интересно:  Возврат долгов физических лиц и сайт информации о неплательщике 2019 год

В п. 7 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства, разъяснялось, что привлечение к оценке имущества специалиста- оценщика не меняет характера отношений, возникающих в ходе исполнительного производства, в силу которых оценка имущества должника осуществляется судебным приставом-исполнителем.

Сроки осуществления реализации зависят от соответствия оценки имущества должников ценам. Поэтому правильно определенные цены объектов обращения взысканий определяют исходы исполнительных производств. Заниженная цена становится причиной нарушения прав должников, взыскателей. При ее завышении уменьшаются возможности продажи имущества. При справедливом определении рыночной стоимости собственности минимизируются предпосылки для возникновения конфликтов интересов участников исполнительных производств.

Оценка имущества должника, определяется:

  1. Восемьдесят пятой статьей Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ. Документ регламентирует вопросы исполнительного производства.
  2. Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ, формализующим оценочную деятельность в РФ.

Законы в некоторых моментах противоречат друг другу. Руководствоваться, выполняя процессуальные действия по проведению оценки имущества, необходимо первым законом.

Второй закон может применяться в тех случаях, когда это не противоречит указанному выше ФЗ.

Согласно закону об исполнительном производстве, имущество должников, подлежащее взысканию, оценивается судебными приставами-исполнителями, исходя из рыночных цен. Но, они обязательно должны привлекать специалиста оценщика на протяжении месяца с момента обнаружения определенных видов собственности. Ими оцениваются:

  1. Ценные бумаги, которые не обращаются на организованных торгах. Исключение – инвестиционные паи открытого и интервального паевого инвестиционного фонда.
  2. Недвижимость.
  3. Имущественные права. Исключение – дебиторская задолженность, не реализуемая на торгах.
  4. Коллекционные денежные знаки в рублях, и в иностранных валютах.
  5. Драгоценные металлы, камни, изделия из них, их лом. В новой редакции закона имеются изменения, вступающие в силу первого июня 2018-го. Согласно им, не оцениваются драгоценные металлы, которые находятся на счету, или во вкладе в банковском учреждении, в другой кредитной организации.
  6. Предметы, обладающие исторической, художественной ценностью.
  7. Вещь, если предварительно, ее стоимость более 30000 рублей.

При привлечении оценщика, который должен оценить отдельную вещь, либо имущественное право, приставу необходимо:

  1. Указать в акте стоимость вещей, или имущественных прав примерно.
  2. Назначить специалиста из тех оценщиков, которых отобрали согласно установленным правилам.
  3. Не позднее, чем через три дня после получения документа об оценке, отправить заинтересованным сторонам копию, вынести постановление об оценке вещей. Стоимость можно оспорить в суде не позже, чем через десять дней после извещений.

Ценные бумаги заемщика, которые обращаются на организованных торгах, пристав оценивает, запрашивая их цену у организаторов торговых операций. Стоимость инвестиционного пая выясняется у руководителей компаний открытого и интервального паевого фондов.

Копии постановлений о проведении оценки отправляются взыскателям и должнику не позже дня, который следует за днями их вынесений.

Закон, регламентирующий исполнительное производство, указывая, что оценку необходимо производить, руководствуясь рыночными ценами, не определяет порядок выполнения оценивания. Пристав, получив право осуществлять оценку, должен руководствоваться понятиями, подходами, требованиями к выполнению оценок, изложенными в законе, характеризующем оценочную деятельность.

Отказ от этого станет причиной неурегулированности оценки в исполнительном производстве. Относится это и к понятиям рыночной стоимости и цены.

В первом законе упоминается рыночная цена, но правильнее пользоваться понятием из закона про оценочную деятельность – рыночная стоимость. Ведь рыночной, является цена определенной сделки, которая предполагается, или уже заключена. Совершать же сделку, чтобы установить стоимость оцениваемого объекта не обязательно.

В законе об оценочной деятельности конкретизируется понятие рыночной стоимости оцениваемого объекта. За нее принимают наиболее подходящую цену, по которой может произойти отчуждение объектов оценивания на открытом рынке в конкурентных условиях. У участников сделок должны быть необходимые данные, а величина сделки не зависеть от каких-то чрезвычайных факторов. То есть:

  • одна сторона не обязана проводить отчуждение объекта, а второй стороне не обязательно исполнение это принимать;
  • обе стороны проинформированы о предметах сделки, не нарушают свои интересы;
  • объекты, принятые к оценке, представляются на открытых рынках, используя публичные оферты, привычные для подобных объектов оценивания;
  • никто никого не принуждал совершать сделку, ценой ее является обоснованное вознаграждение;
  • платеж за имущество выражен в денежной форме.

Правильно, если при вычислении рыночной стоимости, осуществляется учет не исключительно индивидуальных параметров объекта оценки, а обращается внимание на связанные со стоимостью, влияющие на нее, дополнительные факторы. Желательно учесть влияние принудительности и срочности продаж, возможности возникновений спорных ситуаций.

Исключением являются случаи, когда используются цены, регулируемые государством. Перечень имущества, на которое происходит регулировка цен, имеется в президентском указе от 28.02.1995 № 221, определяющем меры, упорядочивающие регулирование цен государством.

Выбирают их территориальные органы ФССП. Назначение квалифицированного специалиста оформляется актом. Оценка имущества должника производится физическим лицом, являющимся членом саморегулируемой организации этих специалистов, застраховавшим свою ответственность. Его предупреждают об ответственности за ненадлежащее выполнение обязанностей.

В своей работе оценщики пользуются объективными критериями оценивания. Возможно применение трех подходов к оцениванию:

В пределах применения определенного подхода оценщиком определяется метод оценивания. Конечная стоимость выражается рублями.

Согласно принятым стандартам необходимо выполнение действий:

  • заключение договора с ФССП, в соглашении содержится детальное задание;
  • сбор документов, подготовка и изучение данных;
  • выбор подходов, методов;
  • согласование полученных результатов;
  • составление отчета.

Покрытие издержек, связанных с оцениваниями, производится должником. При несогласии с результатом оценки ФССП, его оспаривании, услуги специалистов оплачивают особы, не согласные с решениями приставов.

Согласно указанным в федеральном стандарте оценки требованиям, озвученную рыночную стоимость могут рекомендовать для выполнения сделок с оцениваемым объектом в случае, если со времени получения отчета о совершении оценки до сделок с данными объектами, прошло не больше полугода.

Оценка собственности в конкурсном производстве, применяемом к банкротам, осуществляется согласно требованиям закона о банкротстве. Дела банкротов находятся в ведении Арбитражного суда.

По закону о банкротстве, кредитор (конкурсный), задолженность перед которым одна из самых внушительных, имеет право выдвигать требование о проведении оценок имущества. Его он направляет арбитражному управляющему.

Оно выдвигается в течение десяти дней после появления в Едином реестре информации о банкротстве результатов инвентаризаций имущества банкротов. После этого, финансовым управляющим, в течение двух месяцев задействуется оценщик. Его услуги оплачиваются деньгами, полученными за проданную собственность банкротов.

Перед реализацией имущества должников, оно должно обязательно оцениваться. Участие в этом процессе представителей Федеральной службы судебных приставов, четко выполняющих все требования законодательства, обеспечивает объективность оценивания и, как следствие, возможность покрытия задолженности.

Статья написана по материалам сайтов: pravo.studio, sci-book.com, studref.com, consultantor.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector