+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 213.23. Отмена плана реструктуризации долгов гражданина. 2019 год

1. Собрание кредиторов вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством о внесении изменений в план реструктуризации долгов гражданина в случае улучшения
имущественного положения гражданина.

Указанное ходатайство должно содержать:

— доказательства возможности погашения гражданином требований, включенных в план реструктуризации его долгов, в более короткий срок и (или) большего числа требований кредиторов, чем включено в план реструктуризации долгов гражданина;

— доказательства улучшения имущественного положения гражданина по сравнению с его имущественным положением на дату утверждения плана реструктуризации долгов гражданина;
— предложения об изменении плана реструктуризации долгов гражданина.

2. Решение собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о внесении изменений в план реструктуризации долгов гражданина принимается большинством
голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, требования которых включены в реестр требований кредиторов.

3. О дате рассмотрения ходатайства собрания кредиторов о внесении изменений в план реструктуризации долгов гражданина арбитражный суд извещает лиц, участвующих в
деле о банкротстве гражданина. Неявка надлежащим образом извещенных лиц не препятствует рассмотрению указанного ходатайства

4. По результатам рассмотрения ходатайства собрания кредиторов о внесении изменений в план реструктуризации долгов гражданина арбитражный суд выносит
одно из следующих определений:
— об утверждении изменений, которые вносятся в план реструктуризации долгов гражданина;
— об отказе в утверждении изменений, которые вносятся в план реструктуризации долгов гражданина.

Указанные определения могут быть обжалованы.

1. Не позднее чем за месяц до истечения установленного срока исполнения плана реструктуризации долгов гражданина финансовый управляющий обязан подготовить отчет
о результатах исполнения гражданином утвержденного арбитражным судом плана реструктуризации долгов гражданина.
Указанный отчет с приложением копий документов, подтверждающих погашение требований кредиторов, направляется конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган,
требования которых включены в план реструктуризации долгов гражданина, а также в арбитражный суд.

2. Сведения о порядке и месте ознакомления с документами, предусмотренными пунктом 1 настоящей статьи, опубликовываются в порядке, установленном статьей 213.7
настоящего Федерального закона.

3. В случае, если требования кредиторов, включенные в план реструктуризации долгов гражданина, не удовлетворены на дату рассмотрения отчета, указанного в пункте 1
настоящей статьи, или он не представлен в срок, установленный пунктом 1 настоящей статьи, финансовый управляющий, конкурсный кредитор или уполномоченный орган созывает
собрание кредиторов для рассмотрения вопроса об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отмене плана реструктуризации долгов гражданина и о признании его банкротом.

Собрание кредиторов должно быть проведено не позднее чем за четырнадцать дней до истечения срока исполнения плана реструктуризации долгов гражданина.

4. После получения отчета, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или ходатайства собрания кредиторов об отмене плана реструктуризации долгов гражданина и о признании его банкротом либо по истечении срока проведения собрания кредиторов, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи, арбитражный суд назначает дату заседания по рассмотрению результатов исполнения этого плана и жалоб кредиторов на действия гражданина и (или) финансового управляющего.
О дате и месте судебного заседания арбитражный суд уведомляет лиц, участвующих в деле о банкротстве гражданина, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

5. По итогам рассмотрения результатов исполнения плана реструктуризации долгов гражданина, жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов:

— определение о завершении реструктуризации долгов гражданина в случае, если задолженность, предусмотренная указанным планом, погашена и жалобы кредиторов признаны необоснованными;

— определение об отмене указанного плана и решение о признании гражданина банкротом в случае, если имеются основания для отмены указанного плана.

1. Арбитражный суд отменяет план реструктуризации долгов гражданина в случае:

— наличия в указанном плане и прилагаемых к нему документах недостоверных сведений;

— неисполнения гражданином обязанности по уведомлению кредиторов об обстоятельствах, предусмотренных пунктом 2 статьи 213.13 настоящего Федерального закона,
при наличии соответствующего ходатайства конкурсного кредитора или уполномоченного органа;

— неисполнения гражданином обязательств перед конкурсным кредитором или уполномоченным органом в соответствии с условиями указанного плана при наличии
соответствующего ходатайства конкурсного кредитора или уполномоченного органа, требования которых включены в указанный план.

2. В случае неисполнения гражданином обязательства перед конкурсным кредитором или уполномоченным органом в соответствии с условиями плана реструктуризации долгов
гражданина конкурсный кредитор или уполномоченный орган, обязательства перед которыми не исполнены и требования которых включены в план реструктуризации долгов
гражданина, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об отмене плана реструктуризации долгов гражданина.

К ходатайству конкурсного кредитора или уполномоченного органа об отмене плана реструктуризации долгов гражданина прилагаются доказательства направления копии данного ходатайства гражданину. Ходатайство конкурсного кредитора или уполномоченного органа об отмене плана реструктуризации долгов гражданина рассматривается арбитражным судом в пятнадцатидневный срок с даты поступления данного ходатайства.

Если на дату судебного заседания по рассмотрению ходатайства конкурсного кредитора или уполномоченного органа об отмене плана реструктуризации долгов гражданина он не исполнил обязательства перед конкурсным кредитором или уполномоченным органом в соответствии с условиями плана реструктуризации долгов гражданина, арбитражный суд отменяет указанный план.

3. План реструктуризации долгов гражданина может быть отменен арбитражным судом только в отношении конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, требования которых включены в указанный план. В этом случае арбитражный суд выносит определение об отмене плана реструктуризации долгов гражданина и принимает решение о признании его банкротом.

4. Требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, включенные в план реструктуризации долгов гражданина, отмененный арбитражным судом, учитываются в реестре требований кредиторов в части, в которой они должны быть удовлетворены на дату отмены указанного плана, и подлежат удовлетворению в составе требований кредиторов третьей очереди.

5. Сведения об отмене плана реструктуризации долгов гражданина и о признании его банкротом подлежат опубликованию финансовым управляющим в порядке, установленном статьей 213.7 настоящего Федерального закона, в течение пяти дней с даты вынесения арбитражным судом определения об отмене плана реструктуризации долгов гражданина и принятия арбитражным судом решения о признании его банкротом.

1. Арбитражный суд принимает решение о признании гражданина банкротом в случае, если:

— гражданином, конкурсными кредиторами и (или) уполномоченным органом не представлен план реструктуризации долгов гражданина в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом;

— собранием кредиторов не одобрен план реструктуризации долгов гражданина, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 213.17 настоящего Федерального закона;

— арбитражным судом отменен план реструктуризации долгов гражданина;

— производство по делу о банкротстве гражданина возобновлено в случаях, установленных пунктом 3 статьи 213.29 или пунктом 7 статьи 213.31 настоящего Федерального закона;

— в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. В случае принятия арбитражным судом решения о признании гражданина банкротом арбитражный суд принимает решение о введении реализации имущества гражданина.
Реализация имущества гражданина вводится на срок не более чем шесть месяцев. Указанный срок может продлеваться арбитражным судом в отношении соответственно гражданина,
не являющегося индивидуальным предпринимателем, индивидуального предпринимателя по ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве.

При принятии решения о признании гражданина банкротом арбитражный суд утверждает в качестве финансового управляющего для участия в процедуре реализации имущества гражданина лицо, исполнявшее обязанности финансового управляющего и участвовавшее в процедуре реструктуризации долгов гражданина, если иная кандидатура к моменту признания гражданина банкротом не будет предложена собранием кредиторов.

3. В случае признания гражданина банкротом арбитражный суд вправе вынести определение о временном ограничении права на выезд гражданина из Российской Федерации.

Временное ограничение права на выезд гражданина из Российской Федерации действует до даты вынесения определения о завершении или прекращении производства по делу о банкротстве гражданина, в том числе в результате утверждения арбитражным судом мирового соглашения. При наличии уважительной причины, по которой требуется выезд гражданина из Российской Федерации, по ходатайству гражданина и с учетом мнения кредиторов и финансового управляющего арбитражный суд вправе досрочно отменить временное ограничение права на выезд гражданина из Российской Федерации.

Копии определений об установлении временного ограничения права на выезд гражданина из Российской Федерации и об отмене установленного временного ограничения направляются гражданину, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и в пограничные органы.

4. В ходе процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей
100 настоящего Федерального закона. Пропущенный кредитором по уважительной причине срок закрытия реестра может быть восстановлен арбитражным судом.

5. Кредитная организация обязана уведомить финансового управляющего об имеющихся у нее вкладах, счетах, ином имуществе и о договоре аренды банковской ячейки (сейфа)
гражданина, признанного банкротом, не позднее пяти рабочих дней со дня, когда стало известно или должно было стать известно о признании гражданина банкротом.

Статья 213.25. Имущество гражданина, подлежащее реализации в случае признания гражданина банкротом и
введения реализации имущества гражданина

1. Все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и
выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 настоящей статьи.

2. По мотивированному ходатайству гражданина и иных лиц, участвующих в деле о банкротстве гражданина, арбитражный суд вправе исключить из конкурсной массы имущество
гражданина, на которое в соответствии с федеральным законом может быть обращено взыскание по исполнительным документам и доход от реализации которого существенно не
повлияет на удовлетворение требований кредиторов.
Общая стоимость имущества гражданина, которое исключается из конкурсной массы в соответствии с положениями настоящего пункта, не может превышать десять тысяч рублей.

Перечень имущества гражданина, которое исключается из конкурсной массы в соответствии с положениями настоящего пункта, утверждается арбитражным судом, о чем выносится определение, которое может быть обжаловано.

3. Из конкурсной массы исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.
Определение об исключении имущества гражданина из конкурсной массы или об отказе в таком исключении может быть обжаловано.

4. В конкурсную массу может включаться имущество гражданина, составляющее его долю в общем имуществе, на которое может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским законодательством, семейным законодательством. Кредитор вправе предъявить требование о выделе доли гражданина в общем имуществе для обращения на нее взыскания.

5. С даты признания гражданина банкротом:

— все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени
гражданина и не могут осуществляться гражданином лично;

— сделки, совершенные гражданином лично (без участия финансового управляющего) в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, ничтожны.
Требования кредиторов по сделкам гражданина, совершенным им лично (без участия финансового управляющего), не подлежат удовлетворению за счет конкурсной массы.

6. Финансовый управляющий в ходе реализации имущества гражданина от имени гражданина:

Это интересно:  Коэффициент покрытия долга: правила расчета и назначение показателя 2019 год

— распоряжается средствами гражданина на счетах и во вкладах в кредитных организациях;
— открывает и закрывает счета гражданина в кредитных организациях;
— осуществляет права участника юридического лица, принадлежащие гражданину, в том числе голосует на общем собрании участников;
— ведет в судах дела, касающиеся имущественных прав гражданина, в том числе об истребовании или о передаче имущества гражданина либо в пользу гражданина, о взыскании задолженности третьих лиц перед гражданином. Гражданин также вправе лично участвовать в таких делах.

7.С даты признания гражданина банкротом:

— регистрация перехода или обременения прав гражданина на имущество, в том числе на недвижимое имущество и бездокументарные ценные бумаги, осуществляется только на основании заявления финансового управляющего. Поданные до этой даты заявления гражданина не подлежат исполнению;

— исполнение третьими лицами обязательств перед гражданином по передаче ему имущества, в том числе по уплате денежных средств, возможно только в отношении финансового управляющего и запрещается в отношении гражданина лично;

— должник не вправе лично открывать банковские счета и вклады в кредитных организациях и получать по ним денежные средства

8. Кредитные организации могут быть привлечены к ответственности за совершение операций по распоряжению гражданина, в отношении которого введена процедура реализации имущества, либо по выданной им лично доверенности по договору банковского вклада и (или) договору банковского счета, в том числе с банковской картой, только в случае, если они были надлежащим образом уведомлены о введении в отношении гражданина процедуры реализации имущества с учетом пункта 3 статьи 213.7 и абзаца восьмого пункта 8 статьи 213.9 настоящего Федерального закона.

9. Гражданин обязан не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения о признании его банкротом, передать финансовому управляющему все имеющиеся у него банковские карты. Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их получения, финансовый управляющий обязан принять меры по блокированию операций с полученными им банковскими картами по перечислению денежных средств с использованием банковских карт на основной счет должника.

Ельцова Елизавета Михайловна
Магистрант 1 курса
Юридический факультет
Пермский государственный национальный
исследовательский университет,
г. Пермь
E-mail: Liza.eltsova@yandex.ru

Аннотация: В статье анализируется процедура реструктуризации долгов гражданина. Автор обращает внимание на возможность препятствования гражданином введению и осуществлению процедуры реструктуризации долгов путем прекращения получения стабильного дохода. Автор приходит к выводу о неэффективности введения процедуры реструктуризации долгов гражданина против его воли и о необходимости исключения данной возможности из Закона о банкротстве.

Ключевые слова: должник, кредитор, процедуры банкротства, реструктуризация долгов, восстановление платежеспособности.

Процедура реструктуризации долгов гражданина представляет собой, как правило, первую процедуру, применяемую в деле о банкротстве гражданина: согласно п. 1 ст. 213.6 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве), допускается введение процедуры реструктуризации долгов гражданина одновременно с вынесением определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом [1].

Тем не менее, в силу п. 8 ст. 213.6 Закона о банкротстве, несоответствие гражданина требованиям, обязательным для утверждения плана реструктуризации долгов, является основанием для признания арбитражным судом гражданина банкротом и введения по его ходатайству процедуры реализации имущества, минуя процедуру реструктуризации долгов.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 213.13 Закона о банкротстве, одним из условий, необходимых для утверждения плана реструктуризации долгов гражданина, является наличие у него источников дохода.

Таким образом, именно от должника-гражданина зависит его соответствие требованиям для введения реструктуризации долгов.

Однако, возможно применение данной процедуры банкротства в исключительных случаях без согласия должника.

Так, в абз. 3 п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 N 45 предусмотрено, что утверждение плана без одобрения должника возможно только в исключительном случае, если будет доказано, что его несогласие с планом является злоупотреблением правом [2].

Примером злоупотребления правом могут служить случаи, когда должник, имеющий стабильный и высокий уровень дохода, но не имеющий имущества, на которое может быть обращено взыскание, стремится к наиболее быстрому введению процедуры реализации имущества, поскольку введение реструктуризации долгов в данном случае является для него невыгодным.

Однако стоит учитывать, что на практике существует также проблема искусственного устранения должником внешних признаков злоупотребления правом: как правило, должник осуществляет предварительный вывод ликвидного имущества и прекращает получение высокого дохода [3, с. 65].

Таким образом, несмотря на наличие формально закрепленной в Законе о банкротстве возможности утверждения плана реструктуризации вопреки воле должника, злоупотребляющего правом, фактически в случае отсутствия у должника стремления к восстановлению своей платежеспособности, осуществление данной процедуры на практике будет сильно осложнено.

При этом, недопустимым является и возложение на должника обязанностей по повышению уровня его доходов путем трудоустройства, обязанностей по снижению его расходов путем отказа от различных материальных благ, поскольку это, безусловно, представляет собой нарушение его конституционного права на свободу экономической деятельности, свободу труда и несоразмерно ограничивает его гражданскую правоспособность.

Можно согласиться с позицией, высказанной К.Б. Кораевым: возможность введения процедуры реструктуризации долгов гражданина должна представлять собой право должника, а не кредиторов, и, следовательно, не должно допускаться введение данной процедуры против воли должника, без учета его мнения [4, с. 144].

На мой взгляд, при отсутствии у должника стремления к восстановлению своей платежеспособности, независимо от введения процедуры реструктуризации долгов, платежеспособность гражданина восстановлена не будет, поскольку он не только не будет осуществлять активных действий по повышению уровня своего официального дохода и по оплате долгов, но и, более того, будет всеми возможными способами препятствовать этому.

Таким образом, введение процедуры реструктуризации долгов гражданина против его воли представляется неэффективным. Полагаю, что необходимо исключить такую возможность из Закона о банкротстве.

  1. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Российская газета. N 209-210. 02.11.2002.
  2. О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 N 45 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2015. N 12.
  3. Ковалев С.И., Берковский К.П. Практические рекомендации для противодействия недобросовестному поведению лиц в процедурах банкротства гражданина // Вестник Арбитражного суда Московского округа. 2015. № 4. С. 62 — 76.
  4. Кораев К.Б. Правовое регулирование процедур ы реструктуризации долгов гражданина // Закон. 2016. N 7. С. 142 — 148.

Банкротство физических лиц регулирует Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (далее — Закон о банкротстве)). В статье мы рассмотрим процедуру банкротства физических лиц (реструктуризация долгов, реализация имущества физического лица), внешние признаки банкротства, а также последствия признания физического лица банкротом

В 2015 году вступили в силу поправки (Федеральный закон Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Федеральный закон от 29.06.2015 № 154-ФЗ), которые существенным образом изменили процедуру банкротства физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по сравнению с первоначальной редакцией Закона о банкротстве. До этого положения главы Х Закона о банкротстве к обычным гражданам — не предпринимателям не применялись вообще. Связано это с тем, что Гражданский кодекс норм о несостоятельности (банкротстве) физических лиц не содержал, что являлось препятствием для применения Закона о банкротстве в этой части (ч. 2 ст. 3 ГК РФ). На это были ориентированы и суды (п. 59 пост. Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 № 29).

Дела о несостоятельности (банкротстве) отнесены к исключительной подведомственности арбитражных судов. Равным образом это правило распространено и на потребительское банкротство (хоть изначально данную категорию дел планировалось приобщить к подсудности судов общей юрисдикции).

Субъектом, призванным осуществлять процедуры банкротства обычного гражданина — не предпринимателя, является финансовый управляющий. Он должен соответствовать всем требованиям, которые предъявляются к арбитражным управляющим с учетом особенностей, установленных статьей 213.9 Закона о банкротстве (здесь и далее — в ред. Федерального закона от 29.06.2015 № 154-ФЗ). В частности, фиксированная часть вознаграждения в сумме десять тысяч рублей (п. 3 ст. 20.6 Закона о банкротстве) выплачивается финансовому управляющему не ежемесячно, а единовременно по завершении каждой процедуры, независимо от срока, на который она была введена. Сумма процентов по вознаграждению финансового управляющего в случае исполнения гражданином утвержденного арбитражным судом плана реструктуризации его долгов составляет два процента размера удовлетворенных требований кредиторов. Такой же размер процентов установлен и для процедуры реализации имущества должника. Данные проценты уплачиваются финансовому управляющему после завершения расчетов с кредиторами (п. 17 ст. 20.6 Закона о банкротстве). К финансовым управляющим не применяется требование о заключении дополнительного договора обязательного страхования своей ответственности на случай причинения вреда лицам, участвующим в деле о банкротстве, иным лицам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением им своих обязанностей.

Инициировать процедуру банкротства может сам должник-гражданин, конкурсный кредитор или уполномоченный орган. Для того чтобы суд возбудил производство по делу о банкротстве физического лица — должника, необходимо наличие критериев и признаков банкротства. Если ранее законодатель в отношении физических лиц исходил из критерия неоплатности (когда размер задолженности гражданина превышает стоимость его имущества, в т.ч. права требования), то теперь в основу несостоятельности гражданина положен принцип неплатежеспособности, то есть неспособность должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным и иным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Неоплатность же в новой редакции Закона о банкротстве рассматривается как одно из условий неплатежеспособности.

Внешними признаками банкротства физических лиц являются размер задолженности по денежным и иным обязательствам, обязательным платежам в совокупности не менее 500 тысяч рублей и период задолженности — не менее трех месяцев с даты, когда эти обязательства должны были быть исполнены (п. 2 ст. 213.3 Закона о банкротстве).

Если с заявлением о банкротстве обращается конкурсный кредитор или уполномоченный орган, то их требования должны быть подтверждены решением суда, вступившим в законную силу. Такое решение не требуется в случаях, перечисленных в пункте 2 статьи 213.5 Закона о банкротстве.

Заявитель в обязательном порядке должен указать реквизиты саморегулируемой организации арбитражных управляющих, из числа участников которой должен быть утвержден финансовый управляющий. Замечу, что Закон о банкротстве, в отличие от общих правил, не наделяет кредиторов и уполномоченный орган правом указывать в заявлении конкретную кандидатуру арбитражного управляющего. Кроме этого, податель заявления обязан внести денежные средства на выплату вознаграждения финансовому управляющему (в части фиксированного вознаграждения) в депозит суда.

После возбуждения дела о банкротстве физического лица суд проверяет обоснованность требований заявителя на первом заседании, которое должно быть проведено не ранее чем по истечении пятнадцати дней и не позднее чем в течение трех месяцев с даты принятия заявления о признании гражданина банкротом (п. 5 ст. 213.6 Закона о банкротстве). В случае признания заявления инициатора конкурсного процесса обоснованным определением суда вводится процедура реструктуризации долгов гражданина. Это основная реабилитационная процедура, применяемая в целях восстановления платежеспособности гражданина и погашения его задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов (ст. 2 Закона о банкротстве). Проект такого плана вправе подготовить как сам гражданин-должник, так и его конкурсный кредитор или уполномоченный орган (ст. 213.12 Закона о банкротстве). Требования к содержанию этого плана, порядок его утверждения судом приведены в статьях 213.14-213.18 Закона о банкротстве.

Это интересно:  Расчет пени по задолженности за коммунальные услуги 2019 год

Однако план реструктуризации долгов может быть представлен лишь в отношении тех граждан-должников, которые:

  • имеют источник дохода;
  • не имеют неснятых или непогашенных судимостей за совершение умышленных преступлений в сфере экономики;
  • не признавались банкротами в течение последних пяти лет;
  • в отношении них не утверждался план реструктуризации долгов в течение последних восьми лет.

Препятствием является также привлечение гражданина к административной ответственности за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества либо за фиктивное или преднамеренное банкротство, если не истек срок, в течение которого он считается подвергнутым административному наказанию (ст. 213.13 Закона о банкротстве).

Для целей включения в реестр требований кредиторов и участия в первом собрании кредиторов конкурсные кредиторы, в том числе кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества гражданина, и уполномоченный орган вправе предъявить свои требования к гражданину в течение двух месяцев с даты опубликования сообщения о признании обоснованным заявления об объявлении гражданина банкротом. В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом. Требования кредиторов рассматриваются в общем порядке.

С момента введения процедуры реструктуризации долгов гражданина срок исполнения возникших ранее требований кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей для целей участия в деле о банкротстве физического лица считается наступившим. Предъявить же свои требования кредиторы, уполномоченный орган могут только по правилам, установленным Законом о банкротстве, за исключением исполнительных документов по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, по делам об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении препятствий к владению указанным имуществом, о признании права собственности на указанное имущество, о взыскании алиментов, а также некоторых иных требований (п. 2 ст. 213.11 Закона о банкротстве). Неденежные кредиторы вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения своих обязательств перед должником (п. 4 ст. 213.11 Закона о банкротстве).

Гражданин-должник на этом этапе в некоторой степени ограничивается в дееспособности. В частности, он лишается права без предварительного согласия финансового управляющего, выраженного в письменной форме, совершать сделки:

  • по приобретению, отчуждению или в связи с возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более чем пятьдесят тысяч рублей, недвижимого имущества, ценных бумаг, долей в уставном капитале и транспортных средств;
  • получению и выдаче займов (кредитов), выдаче поручительств и гарантий, уступке прав требования, переводу долга, а также учреждению доверительного управления имуществом гражданина;
  • передаче имущества гражданина в залог. Он не вправе вносить свое имущество в качестве вклада или паевого взноса в уставный капитал или паевой фонд юридического лица, приобретать доли (акции, паи) в уставных (складочных) капиталах или паевых фондах юридических лиц, а также совершать безвозмездные для гражданина сделки (п. 5 ст. 213.11 Закона о банкротстве).

За месяц до истечения установленного срока исполнения плана реструктуризации долгов финансовый управляющий должен подготовить отчет и направить его конкурсным кредиторам, уполномоченному органу и в суд. Отчет финансового управляющего сначала рассматривается собранием кредиторов, а затем судом. В итоге суд принимает либо определение о завершении реструктуризации долгов, если все требования кредиторов погашены, либо определение об отмене плана реструктуризации долгов и решение о признании физического лица банкротом.

Суд вправе отменить план реструктуризации долгов и до истечения срока его действия по основаниям, указанным в статье 213.23 Закона о банкротстве. В этом случае неудовлетворенные требования конкурсных кредиторов, уполномоченного органа учитываются в реестре требований кредиторов в части, в которой они должны быть удовлетворены на дату отмены указанного плана, и подлежат удовлетворению в составе требований кредиторов третьей очереди.

Данная процедура применяется лишь в случае признания физического лица банкротом, о чем суд выносит решение. К обстоятельствам, при которых суд принимает подобное решение (п. 1 ст. 213.24 Закона о банкротстве), относятся ситуации, когда:

  • в суд в десятидневный срок не представлен план реструктуризации долгов гражданина;
  • собранием кредиторов не одобрен план реструктуризации долгов гражданина и у суда отсутствуют основания самостоятельно инициировать процедуру реструктуризации долгов гражданина;
  • судом вынесено определение об отмене плана реструктуризации долгов гражданина;
  • производство по делу о банкротстве физического лица возобновлено в случаях отмены определения о завершении реструктуризации долгов гражданина или в связи с нарушением условий мирового соглашения.

Реализация имущества гражданина вводится на срок не более шести месяцев (п. 2 ст. 213.24 Закона о банкротстве). Однако данный срок не является пресекательным и может продлеваться по ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве.

Признание гражданина-должника банкротом является основанием для вынесения судом определения о временном ограничении права на выезд гражданина из Российской Федерации, которое будет действовать до завершения конкурсных процедур (п. 3 ст. 213.24 Закона о банкротстве).

Все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения суда о признании его банкротом и выявленное или приобретенное после этой даты, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание (ст. 446 ГПК РФ). По мотивированному ходатайству гражданина и иных лиц, участвующих в деле, суд вправе исключить из конкурсной массы и иное имущество гражданина, если доход от его реализации существенно не повлияет на удовлетворение требований кредиторов и стоимость этого имущества не превышает десяти тысяч рублей (ст. 213.25 Закона о банкротстве).

С момента признания гражданина банкротом он лишается права распоряжаться имуществом, составляющим конкурсную массу. Совершать какие-либо сделки с этим имуществом от имени гражданина может исключительно финансовый управляющий. Помимо этого финансовый управляющий:

  • распоряжается средствами должника-гражданина на счетах и во вкладах в кредитных организациях;
  • открывает и закрывает его счета;
  • осуществляет права участника юридического лица, принадлежащие гражданину, в том числе голосует на общем собрании участников;
  • ведет в судах дела, касающиеся имущественных прав гражданина.

Регистрация перехода или обременения прав гражданина на имущество, в том числе на недвижимое имущество и бездокументарные ценные бумаги, осуществляется лишь на основании заявления финансового управляющего. Поданные до этой даты заявления гражданина не подлежат исполнению. Исполнение третьими лицами обязательств перед гражданином по передаче ему имущества, в том числе по уплате денежных средств, возможно исключительно в отношении финансового управляющего и запрещается в отношении гражданина лично (пп. 5-7 ст. 213.25 Закона о банкротстве).

Особенности реализации имущества гражданина подробно изложены в статье 213.26 Закона о банкротстве.

Некоторое недоумение вызывает порядок реализации имущества, находящегося в совместной собственности супругов (бывших супругов). Так, пунктом 7 указанной статьи установлено, что имущество гражданина, принадлежащее ему на праве общей собственности с супругом (бывшим супругом), подлежит реализации в деле о банкротстве гражданина по общим правилам. То есть никаких исключений для супружеского имущества новой редакцией Закона о банкротстве не предусмотрено. Положения Гражданского кодекса (ст. 255 ГК РФ), регламентирующие механизм обращения взыскания на долю в общем имуществе супругов (бывших супругов), в этой ситуации применению не подлежат. Продажа общего имущества осуществляется в том же порядке, что и любого другого. Супругу (бывшему супругу) должника предоставлено лишь право участвовать в деле о банкротстве гражданина при решении вопросов, связанных с реализацией общего имущества. В конкурсную массу включается часть средств от реализации общего имущества, соответствующая доле гражданина в таком имуществе, остальная часть этих средств выплачивается супругу (бывшему супругу). Если при этом у супругов имеются общие обязательства (в т.ч. при наличии солидарных обязательств либо предоставлении одним супругом за другого поручительства или залога), причитающаяся супругу (бывшему супругу) часть выручки выплачивается после выплаты за счет денег супруга (бывшего супруга) по этим общим обязательствам.

Очередность удовлетворения требований кредиторов (ст. 213.27 Закона о банкротстве) практически ничем не отличается от положений статьи 134 Закона о банкротстве, если не считать включение в число текущих кредиторов и кредиторов первой очереди требования, связанные с уплатой алиментов.

После завершения расчетов с кредиторами финансовый управляющий представляет в суд отчет о результатах реализации имущества гражданина с приложением копий документов, подтверждающих продажу имущества гражданина и погашение требований кредиторов, а также реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов. По итогам рассмотрения отчета финансового управляющего суд выносит определение о завершении реализации имущества гражданина.

Завершение данной процедуры влечет освобождение гражданина от исполнения требований кредиторов, включая и тех, которые не заявляли своих требований. Однако освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, предусмотренные пунктами 4, 5 статьи 213.28 Закона о банкротстве.

Правовые последствия признания гражданина банкротом (ст. 213.30 Закона о банкротстве) выражаются в том, что в течение пяти лет с даты признания его банкротом он не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займа без указания на факт своего банкротства. В течение этого периода он лишается права заявлять о своем банкротстве.

В случае повторного признания гражданина банкротом в течение пятилетнего срока не применяется правило об освобождении его от обязательств. Все неудовлетворенные требования кредиторов, по которым наступил срок исполнения, могут быть предъявлены в обычном порядке, и при их удовлетворении судом выдаются исполнительные листы.

Кроме того, в течение трех лет с даты признания гражданина банкротом он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — М. А. Шадров, К. А. Гусейнова,

Текст научной работы на тему «К вопросу об особенностях применения процедуры реструктуризации долгов по делам о несостоятельности (банкротстве) гражданина»

К вопросу об особенностях применения процедуры

реструктуризации долгов по делам о несостоятельности

Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту — Закон о банкротстве) [7] предусматривает по делам о банкротстве граждан процедуры реструктуризации долгов гражданина, реализации имущества гражданина и мировое соглашение (ст. 213.2 Закона о банкротстве). Они существенно отличаются от процедур, которые применяются в деле о банкротстве юридических лиц. По мнению А.А. Кирилловых, подобный набор процедур и их содержательная нагрузка позволяют вести речь о реабилитационной их направленности, имеющей одновременно «продолжниковый», восстановительный и «социальный» характер» [3, с. 7-22].

Это интересно:  Как списать долги по коммунальным платежам на законных основаниях 2019 год

Реструктуризация долгов гражданина — реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов. Следовательно, целью данной процедуры является не только соразмерное удовлетворение требований кредиторов, но и реабилитация гражданина в ходе процедуры банкротства. В этом отношении данная процедура близка к процедуре финансового оздоровления, предусмотренной для юридических лиц. Следует также отметить, что введение судом указанной процедуры означает приостановление взыскания по реестровым долгам, что отвечает международным принципам урегулирования потребительской задолженности, заключающимся в предоставлении должнику времени для изыскания наиболее приемлемых вариантов дальнейших расчетов с кредиторами («мораторий на предъявление требований к должнику») [8, с. 4].

1 URL: https://finzdor.ru/Analitic/Mainmon.aspx (дата обращения: 11.03.2017).

Данная процедура вводится по общему правилу после проверки обоснованности арбитражным судом заявления о признании гражданина банкротом и вынесения соответствующего определения о применении данной процедуры. Однако из данного правила есть исключения, в частности, согласно п. 8 ст. 213.6 Закона о банкротстве по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании гражданина банкротом, если гражданин не соответствует требованиям для утверждения плана реструктуризации долгов, установленным п. 1 ст. 213.13 Закона, арбитражный суд вправе на основании ходатайства гражданина вынести решение о признании его банкротом и введении процедуры реализации его имущества. К базовым требованиям закон относит:

— наличие дохода на дату представления плана реструктуризации;

— отсутствие неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики;

— гражданин не должен быть признан банкротом в течение 5 лет, предшествующих представлению плана реструктуризации его долгов, а также в течение 8 лет, предшествующих представлению этого плана, не должен быть утвержден план реструктуризации долгов гражданина. Представляется, что два последних требования направлены на исключение злоупотребления правом со стороны гражданина-должника. В остальных же случаях, даже если гражданин не желает восстанавливать свою платежеспособность, процедура реструктуризации долгов подлежит применению. Данное положения суды применяют по-разному, в частности, арбитражный суд Республики Саха (Якутия) признал заявление гражданина-должника обоснованным и ввел процедуру реализации имущества, основываясь на том, что ежемесячный доход должника с учетом установленного прожиточного минимума и предельного срока реализации плана реструктуризации долгов гражданина не позволит погасить задолженность перед кредиторами. Данное решение было отменено Четвертым арбитражным апелляционным судом с указанием на то, что введение данной процедуры является преждевременной. Такой же позиции по обстоятельствам дела придерживается Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа [9].

По мнению К.Б. Кораева, такой подход законодателя является небесспорным, так как данное решение противоречит сущности восстановления платежеспособности, которая предполагает необходимость совершения гражданином определенных активных действий в целях увеличения размера своего дохода или сокращения размера своих расходов. В ввиду сказанного автор предлагает, что «введение процедуры реструктуризации долгов гражданина должно быть правом должника и не осуществляться вопреки или помимо его воли. Если должник не желает восстанавливать свою платежеспособ-

ность, то введение восстановительной процедуры само по себе неспособно сделать это за него» [5, с. 143].

В равной мере судебной практикой подтверждается, что введение в отношении должника процедуры реализации имущества гражданина является правом суда, а не его обязанностью, и обращение должника с соответствующим ходатайством не влечет его безусловное удовлетворение [13].

После введения процедуры реструктуризации долга должника открывается реестр требований кредиторов со дня опубликования сообщения о признании обоснованным заявления о признании должника банкротом. Предъявить свои требования кредитор может путем подачи заявления о включении требований кредитора в реестр требований кредиторов в Арбитражный суд в течение 2 месяцев. Таким образом, законодатель сохранил тот же порядок

включения реестровых требований, что и для юридических лиц. Однако между практиками ведутся дискуссии об упрощении данной процедуры для граждан, предлагается сделать данную процедуру аналогичной, как для банкротства банков и страховых организаций, когда заявление о включении требований высылается арбитражному управляющему, а в суд кредитор обращается, если не согласен с решением арбитражного управляющего.

В ходе реструктуризации долгов гражданина кредитор или уполномоченный орган не позднее, чем в течение 10 дней после закрытия реестра кредиторов, вправе направить финансовому управляющему, конкурсным кредиторам, в уполномоченный орган проект плана реструктуризации долгов гражданина.

Данный план должен содержать положения о порядке и сроках пропорционального погашения в денежной форме: требований и процентов на сумму требований всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, известных гражданину на дату направления плана реструктуризации его долгов конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган. План имеет срок реализации, он не может быть более чем 3 года. Определенным пробелом также является отсутствие указания на форму и способ оплаты сумм погашения (безналичная или наличная форма оплаты, перечисления на банковский счет) [1, с. 95]. Важно заметить, что в данный план не включаются требования кредиторов, перед которыми гражданин несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также требования о взыскании алиментов, о выплате выходных пособий, об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, о выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности. Представляется, что это сделано в целях обеспечения социальных гарантий указанным категориям лиц.

Все подготовленные планы рассматриваются на собрании кредиторов. В частности, в отношении собрания кредиторов выявлены противоречия со сложившейся арбитражной практикой, к ним можно отнести восстановления по уважительной причине срока включения требований кредиторов [2, с. 41-46]. Сложившаяся судебно-арбитражная практика имеет по этому вопросу устоявшуюся позицию. А именно, несмотря на обоснованность требований, если срок на подачу заявления о включении требования в реестр требований кредиторов пропущен, он восстановлению не подлежит [14; 15].

План одобряется большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов (уполномоченных органов), требования которых включены в реестр требований кредиторов (ст. 213.16 Закона о банкротстве). В случаях, если план не одобрен кредиторами, процедура реструктуризации может быть введена, если должник докажет, что в результате реструктуризации кредиторы получат боль-

ше, чем при процедуре реализации имущества. Данное обстоятельство подтверждается и судебной практикой [11].

Если по какой-либо причине план реструктуризации не был представлен гражданином или каким-либо из кредиторов должника, финансовый управляющий передает на рассмотрение собрания кредиторов предложение о признании гражданина банкротом (п. 4 ст. 213.12 Закона о банкротстве). Важно отметить, что план реструктуризации должен быть одобрен должником, данное требование не закреплено в Законе о банкротстве, оно определяется п. 30 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» [6]. Более того, утверждение плана без одобрения должника возможно только в исключительном случае, если будет доказано, что его несогласие с планом является злоупотреблением правом (ст. 10 ГК РФ). По мнению С.И. Ковалева, К.П. Берковского, критерии злоупотребления правом должником-гражданином предстоит только выработать в правоприменительной практике, однако основные ориентиры Пленумом указываются: должник имеет ликвидное имущество, стабильный и высокий доход [4, с. 62].

Как только план одобрен кредиторами, он представляется на рассмотрение суда. План реструктуризации может быть отменен судом в случае:

— наличия в плане недостоверных сведений;

— неуведомления гражданином своих кредиторов об обстоятельствах, указанных в п. 2 ст. 213.13 Закона о банкротстве (условия возможности разработки плана реструктуризации);

— по обоснованному ходатайству одного конкурсного кредитора или уполномоченного органа (п. 1 ст. 213.23 Закона о банкротстве). Также план может быть отменен, если он заведомо экономически неисполним, не предусматривает, что должнику и находящимся на его иждивении членам семьи будут оставлены средства для проживания, либо реализация плана существенно нарушит права и законные интересы несовершеннолетних (п. 31 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 13.10.2015 № 45).

Если план не исполнен или отменен, суд принимает решение о признании гражданина банкротом и вводит процедуру реализации его имущества. В качестве примера из судебной практики можно также привести следующее основание для введения реализации имущества гражданина. Так, например, в отношении должника введена процедура реализации имущества, поскольку должником не доказана возможность погашения не менее 50 % требований кредиторов в результате реализации плана реструктуризации долгов [12].

Таким образом, на основе проведенного исследования можно утверждать, что реструктуризация долгов гражданина — реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов. В свою очередь, в рамках процедуры реструктуризации устанавливается более приемлемый для гражданина-должника порядок расчетов с кредиторами, который предотвращает банкротство гражданина за счет пропорционального погашения требования кредиторов и государственных органов.

8. Попандопуло В.Ф., Слепченко Е.В. Банкротство граждан: материально-правовые и процессуальные аспекты // Законы России: опыт, анализ, практика.

Р. А. Шахбазов, А. В. Прозванченков Институт злоупотребления правом в науке гражданского права

Субъективное гражданское право представляет собой масштаб личной свободы участника гражданских правоотношений, по содержанию сводящийся к возможностям действовать самому, требовать определенных действий от других лиц и при необходимости обращаться за защитой в юрисдикционные органы государства. Важным свойством субъективного права, позволяющим отличать его от дозволений, а в конечном итоге — от фактических действий лица, является то, что законодатель признал мерой правовой свободы необходимые для общества, полезные и поощряемые возможности. Не вызывает сомнений тот факт, что в субъективных правомочиях «отражаются наиболее существенные интересы, жизненно важные для большинства граждан, имеющие известное социальное значение» [3, с. 70].

Поскольку субъективное право одобряется государством в качестве идеальной модели правового поведения лица в гражданском обороте, то, на первый взгляд, субъективное право не должно служить основанием причинения ущерба. В действительности же субъективное гражданское право в процессе своего осуществления, не изменяя бесспорно положительного содержания, хорошо подходит для роли средства (предмета), которым субъект может воспользоваться во зло третьим лицам.

Во-первых, благодаря своему легальному оформлению правовые возможности помогают закамуфлировать противоправную активность лица под формальную дозволенность. Во-вторых, положительная направленность субъективного права основывается не на его структурных элементах, не на отдельных правомочиях в его содержании, а на генеральной цели, ради которой субъект стремится к правообладанию. При условии подмены одной цели (интереса, назначения) другой, с противоположным знаком, структурная

Статья написана по материалам сайтов: www.sbkredit.ru, journalpro.ru, taxpravo.ru, cyberleninka.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector