+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Управление государственным долгом и контроль за исполнением процесса 2019 год

Госдолг делится на основной и текущий в зависимости от срока погашения.

Государственный долг – это вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.

Государственный внутренний долг РФ означает долговой обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Государственный внешний долг – это задолженность в инвалюте по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.

Основным долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течение данного периода.

Текущим государственным долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.

Мировой опыт свидетельствует, что госдолг не должен превышать половины ВВП страны. Значительные размеры госдолга отражают кризисное состояние экономики России.

В федеральный долг не включаются долговые обязательства национально-государственных и административно-территориальных образований РФ, т.е. муниципальных займов, если они не гарантированы Правительством РФ.

Обслуживание госдолга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет ЦБ РФ.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с установлением ежегодных предельных значений госдолга, выпуском и погашением займов, организацией выплаты доходов по ним, проведением конверсий и консолидации займов.

Выплата доходов по займам и их погашение является одной из главных статей бюджетных расходов. Правительство вынуждено прибегать к пролонгации кредитов и других обязательств (удлинению сроков погашения) или конверсии (уменьшению размеров выплачиваемых % по займам).

Основными методами финансирования госдолга являются денежно-кредитная эмиссия и выпуск госзаймов.

Для оценки внешней задолженности существуют разные критерии. Например, сравнивают размер долга и потребности его погашения и выплаты % с величиной экспорта. Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности – в 3 раза.

В настоящее время полное обслуживание внешнего долга стране не по силам. Требуется:

q организация практической работы по возврату межгосударственных долгов, т.к. Россия продолжает оставаться крупнейшим в мире кредитором;

q нужно отказаться от международных финансовых кредитов, идущих на покрытие текущих потребностей бюджета, а направлять их на реализацию целевых федеральных программ, связанных с оживлением производства.

Методами управления государственным долгом являются:

• обмен облигаций по регрессивному соотношению;

Конверсия — это изменение доходности займов. Она осуществляется в случае изменения ситуации на финансовом рынке (например, уровня учетной ставки центрального банка) или ухудшения финансового положения государства, когда оно не в состоянии выплачивать предусмотренный доход.

Консолидация — это передача обязательств по ранее выпущенному займу новому займу с цель удлинения срока займа. Она проводится в форме обмена облигаций предыдущего займа на новые. В отдельных случаях может применяться и сокращение сроков займа.

Унификация займов — это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных нескольких займов обмениваются на облигации нового займа. Она упрощает управление государственным долгом. Унификация может проводиться как отдельно, так и совместно с консолидацией.

Обмен по регрессивному соотношению облигаций птредыдущих займов на новые проводится с целью сокращения государственного долга. Это нежелательно, так как он представляет собой частичный отказ государства от своих долгов.

Отсрочка погашения — это перенос сроков выплаты задолженности. При этом за период переноса сроков погашения долга выплата доходов не производится.

Реструктуризация — это применение в комплексе полностью или частично вышеназванных методов.

Аннулирование долгов означает полный отказ государства от своего долга. Однако такой вариант считается недопустимым. Авторитет государства зависит от признания им своих долгов и обеспечения их полного погашения в установленные сроки.

Управление государственным внутренним долгом Украины осуществляется Министерством финансов Украины в порядке, согласованном с Национальным банком Украины.

Размещение долговых обязательств Правительства Украины и предоставление гарантий от его имени проводит по его поручению Министерство финансов Украины.

Предельные размеры государственного внутреннего долга Украины, его структуру, источники и сроки погашения устанавливает Верховная Рада Украины одновременно с утверждением государственного бюджета Украины на следующий год.

Государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

Внешний долг — это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.

Внутренний долг — обязательства перед резидентами в рублях.

Государственный долг обеспечивается в федеральной собственности.

Долговые обязательства Российской Федерации существуют в форме:

кредитных соглашений, подписанных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

государственных ценных бумаг;

договоров о предоставлении государственных гарантий;

переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг.

Государственный долг может быть краткосрочным (до одного года),среднесрочным (от одного года до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до тридцати лет).

Государственный долг погашается в сроки, установленные условиями займов, но эти займы не могут превышать 30 лет.

Управление государственным долгом осуществляется правительством РФ.

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если они не были гарантированы федеральным правительством.

Максимальные объемы государственного внутреннего и внешнего долга определяются законом о федеральном бюджете на очередной год. В соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.

Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждается Программа государственных внешних заимствований. Эта программа представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата и общего объема заимствований. В ней оговариваются все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл.

Решение об эмиссии государственных ценных бумаг принимается соответственно правительством в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного долга, установленными в соответствии с законом о бюджете, а также с Программой внутренних заимствований.

В решении об эмиссии государственных ценных бумаг отражаются сведения об эмитенте ценных бумаг, объем и условия эмиссии.

Государственной гарантией является способ обеспечения правовых обязательств, в силу которого Российская Федерация как гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, получившим гарантию, его обязательств перед третьими лицами.

Законом о федеральном бюджете на очередной год определяется максимальный размер суммы государственных гарантий. Общая сумма государственных гарантий, выраженных в рублях, включается в состав государственного внутреннего долга.

Общая сумма государственных гарантий, выраженных в иностранной валюте, включается в состав государственного внешнего долга.

В соответствии со статьей 118 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения не имеют права брать кредиты у кредитных организаций. Но они обладают правом получать ссуды из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Реестр задолженности государственных унитарных предприятий ведется Казначейством.

Государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Федерации ведутся Министерством финансов РФ.

В Государственную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований по эмитированным ценным бумагам.

Это интересно:  Судебный приказ о взыскании долга: порядок составления документа 2019 год

Информация о заимствованиях вносится эмитентом в Государственную долговую книгу Российской Федерации в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства.

Для снижения долгового бремени может применяться реструктуризация долга. Под ней понимается погашение прежних долговых обязательств с одновременным осуществлением новых заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств и с установлением новых условий обслуживания долга.

Также используются следующие инструменты управления государственным долгом:

консолидация — объединение нескольких займов в один более долгосрочный с изменением ставки процента;

конверсия государственного займа — изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности. Чаще всего в ходе конверсии правительство снижает ставку процента;

конверсия внешнего долга — средство сокращения внешнего долга путем выполнения долговых обязательств перед кредиторами передачей им векселей и акций в национальной валюте;

новация — замена первоначального обязательства между сторонами другим обязательством между этими же сторонами, предусматривающим другой способ исполнения.

В 1985 г. внешний долг СССР составлял 22,5 млрд. долл., в 1991 г. — 65,0 млрд. долл. Внешний долг России, включая долг СССР, составил на 1 января 2003 г. 124,5 млрд. долл. Для его полного погашения в течение 30 лет вместе с процентными платежами предстоит выплатить не менее 300 млрд. долл.

Таблица 6 Динамика государственного внешнего долга Российской Федерации (млрд. долл. США)

Государственный кредит как неотъемлемая часть государственных финансов нуждается в организации, упорядочивании, управлении со стороны государства. Государственный кредит как финансы в целом может являться инструментом и объектом управления. Как инструмент управления государственный кредит обеспечивает возможность представительным и исполнительным органам власти оказывать влияние па денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции и многие другие экономические процессы.

Одновременно государственный кредит может выступать и в качестве объекта управления. Государство определяет соотношение между различными видами долговой деятельности (государственные заимствования, кредиты, гарантии), структуру долгов, порядок выпуска и обращения государственных ценных бумаг, порядок предоставления и возврата государственных кредитов, порядок предоставления государственных гарантий и выполнения обязательств по ним.

В финансовом законодательстве РФ понятие управление государственным долгом» не определено.

Под управлением государственным кредитом следует понимать общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности законодательных, исполнительных органов государственной власти и иных уполномоченных органов: по определению основных направлений, принципов и параметров долговой политики государства на определенный финансовый период; обеспечению единства планирования, регистрации и учета долговых операций; выпуску и размещению займов в целях оптимизации долговой нагрузки, а также по обслуживанию и учету займов; определению целесообразности привлечения и выдачи кредитов, бюджетных ссуд; выплате доходов и погашению займов и кредитов; сбалансированию относительно друг друга долговых инструментов; обеспечению мер по возврату платежей по исполненным гарантиям; но контролю за состоянием государственного долга.

Основными целями управления государственным долгом Российской Федерации являются: поддержание объема государственного долга на безопасном для государства уровне, обеспечение исполнения обязательств государства в полном объеме, оптимизация стоимости обслуживания государственного долга.

Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется органами различных ветвей государственной власти и специализированными финансовыми организациями.

Так, Президент РФ определяет стратегические вопросы долговой политики как отдельного элемента внутренней и внешней политики государства (ст. 80 Конституции РФ). Кроме того, согласно Конституции России Президент РФ координирует деятельность органов всех ветвей государственной власти, в том числе в области долговой политики государства. Для этого глава государства наделен широким кругом полномочий по формированию системы и структуры органов исполнительной власти: назначает председателя Правительства, представляет кандидатуру председателя Банка России, назначает на должность федеральных министров (ст. 83 Конституции РФ).

Ежегодным бюджетным посланием Президент РФ определяет основные направления законотворческой деятельности высшего представительного органа России, в том числе в сфере государственного долга. Правовой гарантией участия Президента РФ в осуществлении и реализации заемной политики являются принадлежащие ему конституционное право законодательной инициативы и «право вето».

Федеральное Собрание РФ в соответствии с возложенными на него функциями законодательно закрепляет основные параметры и принципы долговой политики государства и управления госдолгом, а также утверждает принципиальные аспекты работы с заемными средствами путем принятия законов о бюджете и утверждения программ государственных внешних и внутренних заимствований (ст. 108.1, 125 БК РФ).

Правительство РФ в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» и ст. 101 БК РФ реализует непосредственное управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации. Среди общих полномочий Правительства РФ в сфере управления государственным долгом выделяются предоставление в Государственную Думу проекта федерального бюджета и отчета об его исполнении, содержащие параметры заемной политики, подготовка заключений па законопроекты о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ). Правительство РФ путем принятия соответствующих постановлений устанавливает объемы выпуска государственных ценных бумаг, а также утверждает Генеральные условия эмиссии и обращения отдельных видов государственных ценных бумаг в форме нормативного акта.

Федеральным органом исполнительной власти в составе Правительства РФ, на который непосредственно возложены функции по управлению государственным долгом, является Минфин России (ст. 101 БК РФ). Правовой статус, задачи, полномочия и функции Минфина России закреплены соответствующими постановлениями Правительства РФ2.

Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулирование в финансовой сфере, включая сферу государственного долга.

Министерство осуществляет следующие основные функции:

1) разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам:

— финансовых взаимоотношений Российской Федерации с иностранными государствами, межгосударственными объединениями с участием Российской Федерации и международными финансовыми организациями;

— подписания и ратификации международных договоров и соглашений;

— эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг, предоставления государственных гарантий Российской Федерации;

— управления государственным долгом и финансовыми активами Российской Федерации;

2) разрабатывает и утверждает:

методологию эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг, предоставления государственных гарантий Российской Федерации;

— порядок ведения государственной долговой книги Российской Федерации;

— экспертизу проектов финансово-экономических обоснований к законопроектам и проектов заключений Правительства РФ по законопроектам о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства;

— управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

— функции эмитента государственных цепных бумаг Российской Федерации;

— ведение государственной долговой книги Российской Федерации и реестра государственных ценных бумаг Российской Федерации;

— государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг;

— координацию бюджетной и денежно-кредитной политики в соответствии с задачами макроэкономической политики;

— участие от имени Правительства РФ в деятельности Парижского клуба и других клубов и форумов, подписание от имени Правительства РФ многосторонних соглашений с должниками в рамках указанных клубов и форумов.

Одной из важнейших функций Минфина России, которая также определяет его основополагающую роль в сфере управления госдолгом, является учет государственных заимствований. Учет является обязательным условием эффективного функционирования любой управленческой системы.

В области управления государственным долгом Российской Федерации установлена единая система учета и регистрации государственных заимствований (ст. 120 БК РФ). Учет и регистрация государственных долговых обязательств Российской Федерации осуществляется в Государственной долговой книге Российской Федерации.

Это интересно:  Помощь в возврате долгов: юристы, коллекторы и госструктуры 2019 год

Минфин России осуществляет ведение государственных книг внутреннего и внешнего долга, составляющих Государственную долговую книгу.

Как федеральный орган исполнительной власти Минфин России осуществляет сотрудничество в сфере управления государственным долгом и госкредитованием с иными органами, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне. Бюджетными полномочиями в сфере государственного долга также наделены ФНС России и ФСФР России.

ФНС России осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов, сборов, иных обязательных платежей1, в том числе по операциям с государственными ценными бумагами и доходов по ним, определяет порядок налогообложения операций с государственными ценными бумагами и доходов, полученных по ним.

ФСФР России осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг (в том числе в сфере государственных долговых бумаг), осуществляет контроль за соблюдением законодательства РФ о ценных бумагах (в том числе профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими сделки с государственными ценными бумагами), разрабатывает рекомендации по применению законодательства РФ, регулирующего отношения, связанные с функционированием рынка цепных бумаг.

Управление государственным долгом и государственным кредитованием следует отличать от обслуживания.

Обслуживание государственного долга Российской Федерации представляет собой операции по выплате доходов по государственным и муниципальным долговым обязательствам в виде процентов по ним и (или) дисконта, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета (п. 1 ст. 119 БК РФ).

Функции по обслуживанию долговых обязательств Российской Федерации, а также их размещению, выкупу, обмену и погашению возлагаются на ЦБ РФ или иную кредитную организацию, которые в соответствии с законодательством являются генеральными агентами (агентами) Правительства РФ. Центральный банк РФ осуществляет функции генерального агента безвозмездно. Оплата услуг иных агентов производится за счет средств федерального бюджета.

Завершающей стадией управленческого цикла в сфере государственного кредита является государственный финансовый контроль. Контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов осуществляет Счетная палата РФ (ст. 16, 19 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации»).

Счетная палата осуществляет непосредственный контроль:

— за управлением и обслуживанием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;

— законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ от иностранных государств и финансовых организаций;

— эффективностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых па возвратной основе;

— предоставлением государственных кредитов, а также предоставлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям;

— деятельностью ЦБ РФ но обслуживанию государственного долга РФ.

Применительно к бюджетному процессу (на стадии составления проекта бюджета и его утверждения) Счетная палата РФ дает заключения на проекты законов о федеральном бюджете на соответствующий год, в том числе в части параметров долга и внешних долговых активов. На стадии исполнения федерального бюджета Счетная палата осуществляет контроль за управлением и обслуживанием государственного внутреннего и внешнего долга, законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, эффективностью размещения финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе, предоставлением государственных кредитов, а также средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

На стадии контроля за исполнением бюджета по итогам проведенной комплексной документальной ревизии исполнения бюджета Счетной палатой РФ составляется заключение на проект предоставляемого Правительством РФ в Государственную Думу отчета об исполнении федерального бюджета за соответствующий год, в том числе по исполнению параметров долговой политики (ст. 277 БК РФ).

  • УПРАВЛЕНИЕ
  • БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
  • ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Данная тема довольно актуальна, так как проблема государственного долга уже давно носит характер одной из самых насущных в экономической жизни России. Государственный долг — такая же важная категория экономики, как налоговая система, банковская система, рынок ценных бумаг. Его назначение — не только в привлечении средств населения, институциональных инвесторов и банков для удовлетворения различных расходов государства, но с его помощью производится регулирование денежного обращения, поддержка курса национальной валюты, оказывается существенное влияние на формирование и исполнение государственного бюджета.

К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства страны перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

Существование государственного долга вызывает и необходимость управления им. Управление государственным долгом – это совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга, которое, в свою очередь, основывается на следующих принципах:

  1. Безусловности – обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;
  2. Единства учета – учета в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами субъектов РФ и органами местного самоуправления;
  3. Единства долговой политики – обеспечение единого подхода в политике управления государственным со стороны федерального центра по отношению к субъектам РФ и муниципальным образованиям;
  4. Согласованности – обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;
  5. Снижения рисков – выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить риски и кредиторов, и инвесторов;
  6. Оптимальности – создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском с учетом наименьшего отрицательного влияния на экономику;
  7. Гласности – предоставление достоверной и своевременной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

Все затраты обслуживания и погашения государственного долга осуществляются за счет бюджетных средств, создавая дополнительную нагрузку на бюджет, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций. С точки зрения инвестора наиболее приемлемо своевременное получение доходов и погашение займа, однако в условиях значительного роста государственной задолженности и бюджетного дефицита правительство вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга.

Управление государственным долгом осуществляется посредством применения следующего ряда методов:

  1. Рефинансирование государственного долга – погашение основной задолженности и процентов за счет средств, полученных от размещения новых займов;
  2. Новация – соглашение между заемщиком и кредиторами по замене обязательств по указанному кредиту другими обязательствами;
  3. Унификация – решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов, при этом облигации и сертификаты ранее выпущенных займов подлежат обмену на облигации и сертификаты нового займа;
  4. Конверсия – одностороннее изменение доходности займов, то есть объявление государством о снижении для кредиторов доходности по займам, полученным государством;
  5. Консолидация – изменение условий обращения займов в части срока их погашения, то есть решение государства о переносе даты выплаты по обязательствам на более поздний срок;
  6. Отсрочка погашения займа – консолидация при одновременном отказе государства от выплаты доходов по займам;
  7. Аннулирование государственного долга – отказ государства от всех обязательств по ранее выпущенным займам.

Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов Российской Федерации. Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовым органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Управление муниципальным долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования.

Это интересно:  Анализ финансового состояния должника - цели и порядок проведения 2019 год

В заключение отметим, что абсолютная величина, динамика и темпы изменений государственного долга отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур.

Таким образом, государственный долг играет существенную и многогранную роль в экономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.

  1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.02.2016, с изм. от 30.03.2016).
  2. Сираева, Р.Р. Контроль за исполнением бюджета как составная часть бюджетного процесса [Текст] / Р.Р. Сираева, Г.Ф. Гарифуллина // Социально-экономическое развитие современного общества в условиях модернизации: материалы Международной научно-практической конференции. – Саратов, 2012. — С. 157-158.
  3. Сираева, Р.Р. Финансовый контроль на современном этапе развития [Текст] / Р.Р. Сираева, А.А. Никандрова // Современное государство: проблемы социально-экономического развития : Материалы Международной научно-практической конференции. — Саратов, 2013. – с.89.
  4. Путеводитель по экономической науке [Электронный ресурс] / Управление государственным долгом: принципы и методы. Режим доступа: http://huyarim.ru/konomist/2014-03-26/upravlenie-gosudarstvennym-dolgom-printcipy-i-metody-2/

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Президент РФ координирует и направляет деятельность законодательных и исполнительных органов в сфере управления государ-ственным долгом Российской Федерации путем формирования системы и структуры органов исполнительной власти (назначает Председателя Правительства РФ, представляет кандидатуру Председателя Банка России), предоставления бюджетного послания, касающегося также вопросов государственного долга, возможности использова-ния права законодательной инициативы или вето в части совершенствований правового регулирования отношений в сфере государственного (муниципального) долга.

Федеральное Собрание как законодательный орган участвует в управлении государственным долгом в форме принятия федеральных законов о федеральном бюджете и утверждения программ внешних и внутренних заимствований.

Вся подготовительная работа: разработка и доработка, экономико-правовой анализ законопроектов, а также изучение текущей ситуации и зарубежного опыта — возложена на постоянно действующие в структуре Государственной Думы Федерального Собрания РФ комитеты и комиссии. Значимость участия высшего законодательного (представительного) органа выражается в необходимости законодательно как подтвердить уже существующие государственные долги, так и одобрить возможность новых заимствований.

Правительство РФ на основании бюджетных целей и ограниче-ний, установленных Президентом РФ и Федеральным Собранием, непосредственно управляет государственным долгом.

Среди полномочий Правительства РФ можно выделить предоставление в Государственную Думу проекта федерального бюджета и отчета об его исполнении, заключений на законопроекты о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства. Исключительно на заседаниях Правительства РФ устанавливаются объемы выпуска государственных ценных бумаг, а также утверждаются Генеральные условия эмиссии и обращения госу-дарственных ценных бумаг.

Проведение финансовых долговых операций осуществляют специализированные государственные органы и организации, которым Правительство РФ делегирует большинство полномочий по управлению государственным долгом на основе нормативных актов или договоров. Среди финансовых органов государственной власти — Минфин России, который Правительство РФ вправе уполномочить управлять государственным долгом.

К функциям Минфина России отнесено составление и исполнение федерального бюджета, возложены основные полномочия по управлению государственным долгом Российской Федерации. Среди них выделяют разработку состава и структуры государственного долга, подготовку проектов программ внешних и внутренних заимствований, предложение мер по совершенствованию структуры государственного долга и оптимизации расходов по его обслуживанию, ведение учета государственного долга.

Минфин России в сфере управления госдолгом сотрудничает с Министерством экономического развития РФ, которое участвует в разработке проектов программ внешних заимствований России, в процессе урегулирования внешней задолженности Российской Федерации и выплаты долгов иностранных государств Российской Федерации и осуществляет контроль за эффективным и целевым использованием кредитов.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) осуществляет консультационную и методологическую поддержку Минфина России в части разработки основных направлений развития рынка ценных бумаг (в том числе государственных ценных бумаг) и координации деятельности органов государственной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг.

Наиболее многоаспектными являются отношения Минфина России с Банком России, который проводит денежно-кредитную политику государства.

Немаловажной функцией Банка России в сфере государственного долга является осуществление операций по обслуживанию внутреннего государственного долга России на безвозмездной основе.

В свою очередь, Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением из источников финансирования дефицита бюджета, а также санкционирует и финансирует расходы федерального бюджета по обслуживанию государственного долга, тем самым контролируя сроки и полноту исполнения государственных долговых обязательств со стороны Банка России и других упол-номоченных финансовых организаций.

Органом финансового контроля в сфере государственного долга выступает Счетная палата РФ, которая осуществляет контроль за государственным долгом, ЦБ РФ и движением средств федерального бюджета в кредитных организациях. Контрольно-ревизионная деятельность Счетной палаты РФ проявляется в контроле за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета по объемам, структуре, целевому назначению государственных займов и государственному долгу. Также Счетная палата РФ осуществляет непосредственный контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга России, за использованием кредитных ресурсов, предоставляемых Российской Федерации.

Применительно к бюджетному процессу (на стадии составления проекта бюджета и его утверждения) Счетная палата РФ дает заключения на проекты законов о федеральном бюджете на соответствующий год. На стадии исполнения федерального бюджета Счетная палата РФ осуществляет анализ форм отчетности участников бюджет-ного процесса, финансовой отчетности уполномоченных кредитных органов и готовит для палат Федерального Собрания сводные отчеты о результатах контрольных мероприятий, а также экспертные оценки.

На стадии контроля за исполнением бюджета по итогам проведенной комплексной документальной ревизии исполнения бюджета Счетной палатой РФ составляется заключение на проект представляемого Правительством РФ в Государственную Думу отчета об исполнении федерального бюджета за соответствующий год.

Значимость Счетной палаты РФ выражается не только в осуществлении контрольной функции управления государственным долгом, но и в том, что она является своеобразным «парламентским контролем», своего рода показателем, насколько в соответствии с принятым законом о федеральном бюджете и утвержденными программами внутренних и внешних заимствований действуют органы государственной власти.

Таким образом, существующая система органов управления государственным долгом имеет следующую структуру. Федеральное Собрание в законе о федеральном бюджете и программах заимствований определяет «законодательную» стратегию управления государственным долгом.

Оперативное управление осуществляет Правительство РФ, по поручению которого непосредственно управляет государственным долгом (планирует, прогнозирует, учитывает и осуществляет финансово-долговые операции) Минфин России. Обслуживание государственного долга осуществляют Банк России, а также уполномоченные Минфином России кредитные организации или специализированные финансовые организации. Федеральное казначейство и Счетная палата РФ выполняют контрольные функции за деятельностью уполномоченных органов.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, geum.ru, novainfo.ru, knigi.news.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector