+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Задолженность перед бюджетом: как избежать долгов предприятию? 2019 год

Налоговые долги — проблема серьезная, но и ее можно решить. Главное — знать, как к этому вопросу подходить и какие действия надо предпринять. Бухгалтеру бюджетного предприятия, которое недополучает финансирование, гораздо легче. Законных возможностей договориться» с налоговой заплатить попозже у него более чем достаточно.

Как известно, работа любого бюджетного предприятия напрямую связана с поступлением финансирования из бюджета. Поэтому, когда финансирование не поступает или поступает не полностью, учреждение работать не может или может, но не в полную силу. И проблемы эти заключаются не только в том, что не на что закупить материалы для работы, нечем платить зарплату сотрудникам или оплачивать труд приглашенных специалистов. В частности, при недостатке или отсутствии финансирования бюджетному учреждению нечем будет заплатить и налоги в бюджет.

Если смотреть на эту ситуацию с точки зрения логики, вроде бы ничего страшного. Ваше предприятие, которое существует за счет бюджетных средств, не имеет возможности пополнить бюджет. Значит, если государство заинтересовано в продуктивной работе вашего учреждения, оно должно решить эту проблему. На практике же ситуация выглядит несколько по-другому.

Любое предприятие, независимо от источника финансирования — будь то коммерческая деятельность или бюджетные деньги, если на него «возложена обязанность уплачивать налоги и сборы», по ст. 19 Налогового кодекса признается налогоплательщиком. Соответственно, обязанности налогоплательщика, установленные ст. 23 Налогового кодекса, в частности «уплачивать законно установленные налоги», на него также распространяются со всеми вытекающими отсюда последствиями, а именно начислением пени и штрафов, проведением в отношении него налоговых проверок, принудительным взысканием задолженности за счет денежных средств на счетах предприятия или за счет его имущества. В принципе, как ни абсурдно это звучит, бюджетное предприятие не застраховано даже от банкротства.

Конечно, налоговое законодательство предусматривает выходы из ситуации с недополучением бюджетного финансирования. И первый из них — изменение сроков уплаты налогов в соответствии с правилами, предусмотренными гл. 9 Налогового кодекса. Подпункт 2 п. 2 ст. 64 Налогового кодекса прямо рассматривает возможность предоставления налогоплательщику отсрочки (рассрочки) по уплате налога в случае «задержки этому лицу финансирования из бюджета». Детально порядок изменения этих сроков регламентирован Приказом ФНС России от 30 марта 2005 г. N САЭ-3-19/127 «Об утверждении Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, а также пени». Что предусматривает и как действует этот Приказ, мы уже рассматривали на страницах журнала «Бюджетный учет» N 10, 2006 г. (с. 32). Отметим, для того чтобы предприятие получило отсрочку или рассрочку при уплате налогов, налоговый орган должен согласовать это действие с соответствующим финансовым органом, чтобы не выйти за пределы установленного Бюджетным кодексом на текущий год лимита.

Итак, возможность отсрочить (или рассрочить) уплату налога у налогоплательщиков — бюджетных организаций есть. Но обратите внимание на одну особенность. Касается она только тех налогов, срок уплаты по которым еще не наступил. То есть предприятие должно заранее знать, что финансирование на этот год для него предусмотрено и в бюджет заложено, но к указанному в Налоговом кодексе времени деньги на счет не поступят, заблаговременно известить об этом налоговую инспекцию и, возможно, получить дополнительное время на решение своих финансовых проблем.

Впрочем, надо отметить, что возможность получения отсрочки касается исключительно только тех платежей, срок уплаты по которым еще не наступил. То есть на суммы, доначисленные по результатам проверок, отсрочки (рассрочки) не распространяются. Причина заключается в следующем. Налоговая инспекция по правилам ст. 89 Налогового кодекса может проверить три года, предшествующие налоговой проверке. Сроки платежей, которые превышали бы календарный год, Налоговым кодексом не предусмотрены. Соответственно, задолженность по уплате налогов, хоть и была выявлена только после того, как инспекторы провели проверку, но возникла все же в том периоде, который они проверяли. Значит, срок уплаты налогов, по которым возникла задолженность, уже наступил и отсрочка по этой сумме не может быть предоставлена предприятию.

Но проблема с недостатком или задержкой финансирования может оказаться и более сложной, чем описанная выше. И решить ее бухгалтеру будет несколько труднее, чем в первом случае. А появиться она может у предприятия в том случае, если срок уплаты налогов уже наступил, а вопрос с поступлением денег из бюджета еще до конца не решен.

Для налоговой системы согласно ст. 3 Налогового кодекса все налогоплательщики едины. И, как уже было сказано выше, все должны уплачивать законно установленные налоги. Если у вашего учреждения есть недоимка, то инспекция будет действовать по установленной законодательством схеме принудительного взыскания задолженности. Сначала вам пришлют требование, как это предусмотрено в ст. 69 Налогового кодекса. Потом примут решение о «взыскании налога, сбора, а также пени, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика» по правилам ст. 46 Налогового кодекса. Если и после этого должник не погасит задолженность перед бюджетом (а если у бюджетного учреждения нет денег на уплату налогов, то вероятность отсутствия на счете в банке денежных средств весьма высока), то налоговая инспекция обратится к ст. 47 Налогового кодекса, а именно «взысканию налога, сбора, а также пени и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика». На этой стадии на вашем предприятии могут появиться судебные приставы с целью выяснить характер и состав имущества, принадлежащего вашей организации. Если имущество отсутствует, то судебный пристав-исполнитель вынесет постановление о невозможности взыскания. В этом случае бухгалтеру и юристам предприятия следует начать изучать Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

Чтобы не попасть в такую ситуацию, необходимо помнить о том, что существует понятие «реструктуризация задолженности».

Следует отметить, что понятие это не из арсенала налогового законодательства. Налоговым кодексом оно не предусмотрено. И регулируется в основном федеральными законами, актами органов исполнительной власти федерального, регионального и местного уровня и так далее. Например, Постановление Правительства РФ от 3 сентября 1999 г. N 1002 «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пени и штрафам перед федеральным бюджетом».

Суть реструктуризации налоговой задолженности состоит в уплате просроченных налоговых платежей частями, то есть отсрочку по уже возникшей обязанности по уплате налогов. По форме это практически соглашение, или договор, между налоговой системой и организацией-должником о том, что задолженность будет оплачена, но не сразу, а позже и частями.

Но бывают ситуации, выход из которых в случае с бюджетными учреждениями выглядит несколько сомнительно. А связано это с особенностями налогового законодательства в отношении принудительного взыскания недоимки.

Дело в том, что понятие «долги учреждения» представляет для него самого опасность не всегда, а в строго определенное время и при «активной позиции» налоговой по этому вопросу. То есть инспекция должна вовремя обнаружить недоимку у вашего предприятия, выставить на нее требования, а не дождавшись ответных действий, вынести решение о взыскании денежных средств со счетов организации или за счет имущества. Для всех вышеперечисленных действий существуют четко установленные законом сроки. Если после процедуры принудительного взыскания задолженности денежные средства в бюджет так и не поступят, то у инспекторов есть еще возможность обратиться в арбитражный суд. Но для этого тоже надо помнить о сроках.

Это интересно:  Выдадут ли загранпаспорт, если есть долги у судебных приставов 2019 год

Как известно, «человеческий фактор» присутствует везде, и государственные структуры от него также не застрахованы. Поэтому, в принципе, может оказаться, что указанный срок налоговым органом пропущен. Бывают такие прецеденты. И что же произойдет тогда с недоимкой?

В соответствии со ст. 59 Налогового кодекса «недоимка. уплата и взыскание которой оказались невозможными» признается безнадежной и списывается. Порядок признания задолженности безнадежной по федеральным налогам определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 2001 г. N 100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам». Что касается региональных и местных налогов, по этому вопросу существуют акты соответственно региональной и местной исполнительной власти.

Является ли пропуск срока принудительного взыскания с точки зрения налогового законодательства признаком невозможности получить с предприятия задолженность? Если налоговый орган не может взыскать задолженность учреждения в бюджет самостоятельно, а возможность обратиться к арбитражному суду из-за пропуска искового срока у него отсутствует, то получить числящиеся за предприятием долги чиновники не смогут. А это основание юридического характера для признания долга безнадежным.

Кстати, существует достаточно большое количество нормативных актов местного и регионального значения, которые это позволяют. Для налогоплательщика такое положение, безусловно, очень удобно. Пропустила налоговая срок бесспорного взыскания — и уплата недоимки становится «актом доброй воли» со стороны организации-должника. Если плательщик не погасит ее добровольно, то она будет числиться на его счете или вечно, или пока ее не признают безнадежной.

Итак, взыскать недоимку, пени и штрафы налоговый орган не может — пропущен срок давности, обратиться в суд тоже — из-за пропуска искового срока, ликвидироваться организация не собирается. Что же делать?

В принципе, можно не делать ничего. Задолженность так и будет висеть на лицевом счете вашего учреждения, невозможная к взысканию, но не безнадежная. Но, поскольку речь идет о бюджетных организациях, вероятнее всего, когда финансирование из бюджета все же поступит, придется оплатить и эти долги уже по собственной инициативе.

Подробнее. Период времени, в течение которого чиновники имеют возможность взыскать с предприятия недоимку в принудительном порядке, состоит из нескольких отрезков. А именно:

  • по ст. 70 Налогового кодекса требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее чем через три месяца со дня выявления недоимки. Срок, который должен быть указан в этом документе для уплаты долга в добровольном порядке, равен десяти дням;
  • по ст. 46 Налогового кодекса решение о взыскании недоимки за счет денежных средств на счетах налогоплательщика должно быть принято не позднее чем через два месяца после истечения срока уплаты налога, указанного в требовании;
  • исковой срок для налогового органа начинает отсчитываться точно так же с даты, указанной в требовании как последняя возможность расплатиться с бюджетом добровольно, и равняется он всего шести месяцам. Об этом также сказано в ст. 46 Налогового кодекса. Получается, для того чтобы взыскать с учреждения задолженность, у налогового органа есть всего девять месяцев плюс десять дней.

Теперь рассмотрим самую критичную для учреждения ситуацию. Заключается она в том, что сроки, когда еще можно что-то предпринять, пропустила не налоговая инспекция, а вы сами.

Задолженность у вашего предприятия есть, а финансирование отсутствует. Точнее, теоретически оно есть, но когда придет — неизвестно. Соответственно, и требования об уплате вами не исполнены, взыскать со счетов путем инкассо нечего, имущество тоже отсутствует. В этой ситуации налоговая инспекция может обратиться в суд с заявлением о признании вас банкротом. Как поступить в данном случае?

По своей сути и в соответствии со ст. 2 Закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» «несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей». То есть целью кредиторов, обратившихся в суд для того, чтобы признать предприятие банкротом, является удовлетворение своих требований.

В этом случае не стоит забывать, что, во-первых, банкротом учреждение, если оно действующее, признается не сразу. Сначала вводятся такие процедуры, как, например, наблюдение или финансовое оздоровление. На этой стадии, если финансирование все же поступит, кредиторы получат причитающиеся им деньги, а до конкурсного производства и признания вашего предприятия несостоятельным (банкротом) просто не дойдет. Но если даже финансирование так и не поступит, конкурсное производство вводится не менее чем на год. За это время вопрос поступления бюджетных средств решится, и вы сможете в соответствии с гл. 8 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» заключить с кредиторами мировое соглашение. Учреждение вы бюджетное, поэтому налоговая инспекция, если, конечно, основной кредитор именно она, вряд ли пойдет на принцип и захочет довести процедуру банкротства до конца.

Так что безвыходных ситуаций нет, даже в сфере налогообложения. Главное — знать, что и на какой стадии надо предпринимать.

Практически каждое современное предприятие функционирует не только за счет собственных средств или прибыли, но и за счет использования заемных денег.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Это приводит к возникновению задолженности перед бюджетом, причем они могут образовываться не только в процессе взаимодействия с разными банковскими учреждениями, но и в процессе уплаты налогов или иного сотрудничества с государственными органами, поэтому возникает задолженность.

Важно! Задолженность перед бюджетом появляется по разным причинам, но необходимо обязательно погашать ее вовремя и оперативно, так как иначе возникает просроченная задолженность, за которую начисляются штрафы и пени, а при накоплении значительного долга могут применяться иные методы воздействия, вплоть до закрытия фирмы.

Можно выделить две крупные причины, из-за которых возникает задолженность перед государством. К ним относится:

    Экономические. Они связаны с кризисной ситуацией в стране, с неоднородным развитием различных отраслей, с получением низких доходов компанией и иными проблемами, имеющими отношение к прибыли и убыткам компании. Нередко у фирмы просто отсутствуют денежные средства для погашения всех налогов и сборов, поэтому у нее вынужденно появляются задолженности, нередко переходящие в просроченные долги.

Что такое налог на прибыль? Фото:myshared.ru

Отдельно выделяются предприниматели, которые умышленно не уплачивают налоги и сборы, предполагая, что за это не будет никакой ответственности, причем нередко даже скрываются от работников налоговой инспекции или судебных приставов. Такое поведение приводит к закрытию компании и необходимости уплачивать значительные штрафы.

В процессе оценки ликвидности каждой организации непременно учитывается, выполняются ли своевременно расчеты с разными государственными органами. Если имеются значительные долги перед государством, то это может стать причиной возникновения разногласий с поставщиками или покупателями, поэтому компания будет нести убытки.

Погасить долги можно разными способами:

  • применение не распределенной прибыли;
  • проведение собрания акционеров, на котором принимается решение об отказе в выплате дивидендов, для чего данные средства будут направлены на развитие компании, поэтому первоначально погашаются все долги перед бюджетом и иными организациями;
  • оформление кредита, если у самой компании отсутствуют финансовые возможности для погашения долга;
  • если деятельность фирмы нерентабельна, то для нее единственным решением будет объявление банкротства, для чего назначается управляющий, занимающийся распродажей имущества фирмы, а полученные от этого средства распределяются между всеми заемщиками.
Это интересно:  МГТС: как узнать задолженность по номеру или лицевому счету 2019 год

Что такое налоговая задолженность, смотрите в этом видео:

Таким образом, способ погашения долга полностью зависит от того, в каком финансовом состоянии находится сама организация.

Долги перед государством зависят от статуса организации, а также от выбранного режима налогообложения. К основным долгам относится:

    Налог на прибыль. Этот федеральный налог уплачивается разными компаниями, причем перечисляется не только в федеральный бюджет, но и в региональные бюджеты. Плательщиками этого налога выступают разные предприятия. Не требуется уплачивать его предпринимателям, работающим по упрощенным режимам налогообложения. Для определения данного налога учитывается разница между выручкой от продажи товаров и их себестоимостью.

Как рассчитывается налог на имущество организации, узнаете из этого видео:

Несвоевременное погашение долгов перед государством, а также постоянный рост данной задолженности, может стать причиной различных негативных последствий для компании, может принудительно закрываться фирма, поэтому рекомендуется ответственно подходить к обязанности отвечать по долгам.

Неуплата налогов разными компаниями непременно приводит к использованию различных мер воздействия со стороны государства. Они могут быть представлены в трех видах:

  • административная предполагает воздействие на компанию с помощью разных уведомлений и штрафов, а также может использоваться принудительное приостановление деятельности;
  • налоговая заключается в применении к налогоплательщику значительных по размеру санкций, например, штрафов или пеней;
  • уголовная используется для злостных неплательщиков, которые длительное время не платили налоги, поэтому образовался значительный долг, причем она заключается в заключении под стражу и лишении свободы, а также предприниматель обязан будет ликвидировать все последствия своих неправомерных действий государству.

В компаниях к ответственности привлекаются директора и учредители фирм, а также главный бухгалтер и иные должностные лица организаций. Важно! Срок давности по долгам перед бюджетом стандартно составляет три года.

Если неверно был рассчитан размер налога, но это не было сделано умышлено, то штраф будет равен 1/5 от неуплаченной суммы. Если это было сделано умышлено или налогоплательщик уклоняется от уплаты средств, то штраф равен 40% от размера долга.

Если в последнем случае вовсе использовались для скрытия доходов компании-однодневки, то директор организации будет привлечен к уголовной ответственности.

Что такое акциз? Фото:myshared.ru

Физические лица обязаны уплачивать НДФЛ, причем на основном месте работы данным процессом занимается работодатель. Но если у гражданина появляются дополнительные доходы, полученные в результате продажи недвижимости, сдачи ее в аренду или в других ситуациях, то он должен декларировать их, а также с них взимается 13% в виде налога.

Уклонение от уплаты налогов приводит к начислению значительного штрафа, размер которого зависит от срока просрочки, размера неуплаченного налога и ставки рефинансирования.

Таким образом, долги перед бюджетом считается значимыми для каждого человека или компании. Они должны погашаться своевременно, а иначе это приведет к существенным негативным последствиям, может использоваться не только административная ответственность, представленная штрафами, но и уголовная.

Поэтому любой налогоплательщик должен ответственно походить к расчетам с разными государственными органами.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

По итогам каждого налогового периода все юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны выплачивать налоги в бюджет исходя из размера фактических реализаций. Не выплата налога приводит к образованию задолженности в бюджет, что рано или поздно обязательно возымеет негативный эффект на деятельность вашего предприятия – как с точки зрения штрафов, которые может наложить на вас налоговая инспекция или другой государственный орган, так и с точки зрения потери репутации добросовестного налогоплательщика, которая является значимым конкурентным преимуществом в современных рыночных реалиях. Особенности отслеживания долгов по выплатам в бюджет читайте в этой статье или закажите бесплатную консультацию у специалистов.

Независимо от того, какой величины налоги вы оплачиваете государству в каждом налоговом периоде, вы не застрахованы от образования задолженности в бюджет. Неважно – сколько нулей в прибыли вашей компании, закон обязаны соблюдать абсолютно все фирмы, работающие на территории нашей страны. Если у вас небольшой оборот, то это вовсе не означает, что наложение санкций вам не страшно. Помните: своевременное выявление задолженности и ее погашение является фактором устойчивого развития вашего бизнеса в условиях стагнации на рынке.

Кроме того, задолженность может образоваться как по платежам, которые осуществляются из собственных средств, так и по перечислениям в бюджет за счет кредитных денег. Пени начисляются в аналогичном порядке. Некоторые организации доводят ситуацию до критической, получая очень большие суммы штрафов, которые ставят под угрозу дальнейшее существование компании. Чтобы избежать этого, необходимо ввести в практику меры по своевременному выявлению задолженности бюджету по налогам. В обратном случае деятельность фирмы будет всегда подвержена риску получения больших счетов от государства из-за того, что когда-то в бюджет была перечислена не полная сумма налогов, которые подлежали отчислению.

Чтобы обеспечить отсутствие задолженности перед бюджетом, необходимо постоянно осуществлять мониторинг инфопространства на предмет своевременного выявления всех изменений в законодательстве, касающихся изменения порядка выплаты налогов или появления новых регламентов. Также можно использовать специализированное программное обеспечение, например, СБИС Электронная отчетность – сервис для подготовки и сдачи отчетности в электронном виде во все государственные инстанции. СБИС автоматически применит все нововведения и скорректирует сумму выплаты в бюджет или напомнит от том, что это необходимо сделать, а также позволит вам производить сверку по расчетам с бюджетом, чтобы исключить образование задолженности перед государством.

Как говорилось выше, информация о наличии задолженности перед бюджетом очень быстро сказывается на оценке компании в качестве неблагонадежного партнера. Такой статус автоматически закрывает двери к участию в тендерах и аукционах, являющихся очень действенным современным инструментом для получения новых сделок и развития бизнеса. Кроме того, большинство крупных компаний не работает с неблагонадежными фирмами, потому что это может привести к проблемам с налоговой.

Чтобы проверить своего нового контрагента на предмет благонадежности с точки зрения выплаты отчислений в бюджет, проще всего использовать сервис СБИС Все о компаниях. В нем можно получить отчет о должной осмотрительности по любой организации независимо от срока ее существования на рынке, правовой формы и применяемой системы налогообложения. При начале сотрудничества с новой организацией просто скачайте документ, чтобы удостовериться в благонадежности своего партнера. Использование такого специализированного программного обеспечения позволит вам избежать работы с неблагонадежными компаниями и не стать жертвой злоумышленников.

Например, в любой момент государственные органы могут провести проверку деятельности организации, с которой вы начали работу. Если выяснится, что эта компания не уплачивала взносы в ведомства, то на нее наложат штрафы. В результате из-за санкций организация не сможет оплатить услуги или продукцию, которую вы реализовали ей, что приведет к снижению прибыли вашего бизнеса. Более того, неблагонадежность с налоговой точки зрения вообще может свидетельствовать о том, что компания может оказаться фирмой-однодневкой, которая может закрыться в любой момент. И тогда все не выполненные подрядчиком обязательства, даже, если они оплачены.

Это интересно:  Как можно узнать задолженность в Пенсионный фонд для ИП по ИИН 2019 год

Избегать образования задолженности в бюджет стоит, чтобы:

  • Обезопасить свою организацию от появления больших штрафных санкций от государства;
  • Избежать включения в список неблагонадежных партнеров;
  • Обеспечить своему бизнесу полноправное участие в тендерах, аукционах, а также работу с крупными заказчиками;
  • Поддержать репутацию своей компании в качестве добросовестного поставщика и участника рынка.

Кроме того, необходимо обязательно отслеживать, являются ли благонадежными ваши партнеры, чтобы соответствовать требованиям налоговой инспекции. Для этого следует проверять своих новых контрагентов на предмет наличия задолженности перед бюджетом. В результате это позволит вам:

  • Не стать участником серых схем бизнеса;
  • Не наткнуться на недобросовестных партнеров (особенно, если они будут потребителями, которые не оплатят ваши товары или услуги);
  • Обезопасить свою компанию от штрафных санкций налоговой в следствие не проявленной должной осмотрительности при выборе партнера.

Как видите, должная осмотрительность и своевременное отчисление всех положенных налоговых выплат являются основой для устойчивого и успешного развития бизнеса.

Обращайтесь к нашим специалистам для получения бесплатного тест – драйва ,СБИС Все о компаниях, прямо сейчас!

Достаточно часто фирмы уплачивают налоги не вовремя и (или) не полностью. Случается, что налоги (а также штрафы и пени) остаются неуплаченными как в сроки бесспорного взыскания, так и взыскания в судебном порядке. Произойти это может не только из-за упущений самой организации, но и по недосмотру инспекторов, вовремя не потребовавших уплату.

По указанным выше причинам, или как написано в статье 59 Налогового кодекса, вследствие невозможности взыскать в силу причин экономического, социального или юридического характера задолженность может быть признана безнадежной. Та же статья предусматривает возможность ее списания. Но для действующей компании такая возможность является чисто теоретической.

Конкретный порядок списания установлен Постановлением Правительства РФ от 12.02.2001 № 100 (далее – Постановление № 100). Этот документ допускает практически только одно условие списания безнадежной задолженности по налогам — ликвидацию организации в соответствии с законодательством РФ (как вариант смерть или объявление умершим физического лица — для предпринимателей). Даже при банкротстве задолженность списывается лишь в размерах, не покрытых имуществом должника.

Финансовое ведомство* и налоговые органы*** однозначно считают, что все возможные основания и условия списания безнадежной недоимки ограничиваются указанным Постановлением. Аналогично и мнение высших судов (см. таблицу 1).

Что же несет коммерсантам наличие неоплаченных и несписанных начислений? В такой ситуации отрицательных сторон больше, чем положительных.

Фирма сэкономила на отчислениях в бюджет (внебюджетные фонды). В плане расходов для нее это хорошо, но этот плюс единственный. Такая экономия может «аукнуться» в самый неожиданный момент и повлечь за собой неприятные последствия.

У организации образовалась задолженность. Как и все расчеты с бюджетом, она отражается в ее лицевом счете, который ведет ИФНС. Взыскать ее не представляется возможным. Но и списать тоже нельзя, так как фирма работает, занимается коммерческой деятельностью, а предусмотренные Постановлением № 100 условия не выполняются. Недоимка продолжает числиться, и, возможно, инспекторы попытаются ее взыскать. Поскольку сроки бесспорного взыскания уже прошли, а судебного решения об уплате нет, проверяющие могут пойти другим путем.

У компаний перед бюджетом часто появляется не только задолженность, но и переплата. Последняя подлежит возврату либо зачету в счет погашения задолженностей или будущих платежей. И контролеры направляют переплату на погашение задолженности, безнадежной ко взысканию, не заручившись мнением налогоплательщика. Для этого у них есть основания — нормы пунктов 5 и 6 статьи 78 Налогового кодекса, предусматривающие право налоговиков самостоятельно производить зачет переплаты их в счет недоимок и только после этого возвращать суммы излишне уплаченного налога или засчитывать в счет будущих платежей. Так считает и ряд судов (см. таблицу 2).

Есть и противоположные решения, в которых служители Фемиды признают, что подобная «самодеятельность» налоговых органов представляет собой форму принудительного взыскания налоговых платежей. А раз срок принудительного взыскания уже истек, то такая процедура неприменима. Правда, данное мнение распространено не повсеместно (см. таблицу 2).

Итак, получив условный доход в виде неуплаты налогов и санкций, фирма может понести расход в той же сумме в самый неожиданный момент. Причем оспорить действия контролеров будет проблематично.

Есть еще ситуации, в которых не только необходимо отсутствие задолженности перед бюджетом, но и соответствующая справка:

  • получение лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанного с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • приобретение федеральных специальных марок;
  • получение кредита в банке;
  • получение разрешения заниматься внешнеторговой деятельностью;
  • выход из гражданства РФ (для физических лиц).

Форма справки о состоянии расчетов по налогам, сборами и взносам, порядок заполнения утверждены приказом ФНС России от 04.04.2005 № САЭ-3-01/138. Отражение в ней непогашенной задолженности перед бюджетом может повлечь отказ в получении соответствующего разрешения или лицензии.

Списание задолженности компании «по-тихому», за счет переплат, поддерживают далеко не все арбитры. Анализ судебной практики по большинству округов показывает неоднозначное мнение по данному вопросу. К тому же на стороне проверяющих неоднозначная норма кодекса (см. таблицу 2). Поэтому абсолютной уверенности, что арбитраж поддержит фирму против налоговиков, если те начнут погашать вчерашние долги сегодняшней переплатой, нет. В большинстве решений суды приходят к выводу, что задолженность по налогам все-таки может быть погашена инспекторами самостоятельно, по пеням же — только по заявлению плательщика налогов.

Наличие задолженности по налогам и сборам может причинить достаточно неудобств. В неожиданный момент могут возникнуть проблемы с получением кредита, необходимых разрешений для нового вида деятельности. Такое положение дел устроит не всякую компанию.

Случается, когда, запутавшись в делах, расчетах, учредители закрывают фирму, по минимуму расплачиваются с долгами и начинают бизнес «с чистого листа». Но порекомендовать такой рецепт как универсальный мы не можем. Во-первых, процедура достаточно сложна и затратна. Во-вторых, предприятие не каждой формы собственности можно легко закрыть и открыть снова. В-третьих, при ликвидации фирмы ФНС может потребовать погашения задолженности за счет активов.

Поэтому самое простое и надежное, что может сделать компания, — это добровольно уплатить налоги и продолжать работать.

Эксперт «НА» А.В. Захожий

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2019 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Статья написана по материалам сайтов: wiseeconomist.ru, pravoza.ru, vladimir.abt.ru, www.buhgalteria.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector